Спортивное ориентирование план тренировок

Спортивное ориентирование. Тренировки

Физическая подготовка в ориентировании мало чем отличается от кроссовой, поэтому проблем с ней практически не возникает. Другой момент – это технические тренировки. Чтобы они были эффективными и полезными, приходится поломать голову. Каждый тренер пытается придумать что-то свое. Но есть уже несколько эффективных технический заданий, которые подойдут каждому

Зачем нужны такие тренировки?

Спортивное ориентирование не может существовать без технических тренировок. Они направлены на то, чтобы максимально подготовить ориентировщика к различным ситуациям, которые могут возникнуть на соревнованиях. Проблема в том, что невозможно подготовиться к какой-то определенной дистанции, поэтому важно знать и уметь все.

На технических тренировках важно проработать следующие моменты:

— чтение карт различных местностей;

— умение выбирать путь движение;

— проработать первые два пункта под нагрузкой, то есть во время бега.

Лучшая тренировка – это соревнования, ну или же тренировочный старт. Потому что на них не только выполняются все задачи ориентирования, но и накапливается бесценный соревновательный опыт. Но учиться ориентированию на одних только соревнованиях не получится. Ниже пойдет речь о тренировках и заданиях, которые будут очень полезны при подготовке к стартам.

Любая тренировка веселее в компании друзей!

Тренировки и задания

Разбор дистанции на ходу

Для чего

Данная тренировка по спортивному ориентированию направлена на моделирование чтения карты на соревнованиях. Причем не обязательно бежать по этой дистанции. Достаточно карты с любой дистанции.

Как выполнять

Во время обычного кросса необходимо взять с собой карту и на ходу читать ее, разбирать различные варианты движения на КП (контрольных пунктах). Необходимо стараться запоминать варианты. С каждой новой тренировкой время на запоминание уменьшать, а длину варианта увеличивать. Надо стремиться к тому, чтобы запомнить весь вариант с первого раза.

Как усложнить тренировку

Чтобы тренировка была эффективнее и интереснее можно сделать следующее:

— запоминать перегоны в обратном направлении, например, не от старта до финиша, а с финиша до старта;

— бегать с товарищем и рассказывать друг другу запомнившиеся перегоны. Можно даже устроить небольшие соревнования по тому, кто наиболее точно запомнит путь движения и пробегаемые объекты;

— когда разбор карты на кроссе будет слишком простым, можно начинать чтение карты во время скоростных тренировок.

— на тренировку надевать компас и чип. Это делается для того, чтобы спортсмен привыкал бегать именно с этими элементами инвентаря. В противном случае ориентировщику на соревнованиях будет неудобно и непривычно бежать с ними.

Рисование дистанции

Для чего

Тяжело переоценить эффективность этого задания. Оно одновременно направлено на развитие памяти, чувства масштаба и расстояния, ну и наконец, это замечательная работа над ошибками. Это намного лучше простого разбора дистанции после модельной тренировки или соревнований.

Как выполнять

Рисовать дистанцию можно в нескольких случаях:

Во время обычной технической тренировки дома или в классе. Причем от обычного срисовывания карты на лист А4 толку будет мало. Для начала необходимо выбрать вариант движения на КП, затем постараться запомнить его максимально точно, и, наконец, перенести его на бумагу с соблюдением направления, масштаба и точности расположения ориентиров.

Выполнения задания – это рисовка вариантов движения после соревнований. Если старт был утром, то вечером необходимо постараться наиболее точно, не подглядывая в карту нарисовать пути движения, которыми спортсмен двигался на соревнованиях. Если ориентировщик правильно работал с картой на старте и продумывал все пути, а не бежал наобум, то он должен помнить свои варианты наиболее точно.

Как усложнить

Единственный способ усложнить данную тренировку – это стараться запоминать больший участок карты. Так же можно ограничивать время на перерисовку варианта на бумагу.

Планирование дистанции с помощью пакета

Для чего

Многие ориентировщики вынуждены тренироваться в одиночку. Составить упражнение для спортивного ориентирования самому, и самому же его потом выполнять зачастую неэффективно, поскольку спортсмен уже знает приблизительные варианты движения на КП и правильные ответы. Это касается и разбора дистанции на ходу, и модельных тренировок. При планировании дистанции с помощью пакета или мультифоры, перегоны между КП остаются загадкой до самого начала тренировки.

Как выполнять

Для такой тренировки понадобиться обычный полиэтиленовый пакет, а лучше мультифора, карта, желательно без дистанции, и маркер или фломастер. Для начала на мультифоре рисуется случайная дистанция с КП и перегонами. Затем, непосредственно перед тренировкой, в эту мультфору вставляется карта местности. Получается, что дистанция с пакета проектируется на карту.

Как усложнить

Самым лучшим вариантом будет проводить подобную тренировку на местности, карта которой есть на руках у спортсмена. Даже если на ней будет старая дистанция, то в этом ничего страшного нет. В таком случае круги КП лучше рисовать побольше, чтобы в них точно была какая-нибудь точка КП.

Тренируем глазомер и чувство расстояния

Для чего

Казалось бы, любому понятно, что глазомер в ориентировании очень важен, но не многие уделяют внимание его развитию. Второй немаловажный элемент практического ориентирования – это чувство расстояния, которое спортсмен пробегает по той или иной местности. Зачастую оба этих элемента тесно взаимодействуют, но не каждый ориентировщик это осознает. Тем не менее, когда обдуманно проводить подобные тренировки и применять вышеназванные навыки, спортивное ориентирование будет даваться легче.

Как выполнять

По организации и выполнению – это очень простая, но полезная тренировка. Для нее потребуется развесить ориентиры через определенное расстояние. Например, повесить в лесу на дереве красную ленту на нулевой точке и через 50/100/150 метров. Такие маяки следует вешать в лесах, полях, парках и в городе, поскольку на различной местности восприятие расстояния различное. Это касается и леса с различной проходимостью. Во время тренировок надо обращать внимание на эти маяки и стараться запоминать расстояние между ними.

Как усложнить

Со временем маяки надо будет убрать и стараться самостоятельно определять расстояние между точками, без опоры на ленточки. Проверять себя можно с помощью GPS трекера, или же оставить плоховидимые засечки на пеньках или земле.

Идеомоторная тренировка

Для чего

Данный вид тренировок в последнее время очень бурно обсуждается ведущими спортивными специалистами. В принципе, как альтернатива отсутствию тренировок во время болезни, идеомоторная тренировка будет весьма полезна. Но как замена стандартному тренировочному процессу – ни в коем случае. Да и сами эксперты этого не отрицают. В общем, ввести в стрессовое состояние организм можно и без физической нагрузки.

Как выполнять

Во время обычного кросса, или даже лежа на диване дома, необходимо прокрутить у себя в голове свое выступление на соревнованиях. Причем следует «воспроизводить» только удачные старты. Необходимо вспомнить все до мелочей: разминку, старт, выбор пути, движение по нему, «финишную разборку», в общем буквально все. Благодаря этому, организм заново в определенной мере переживет весь тот стресс, который он испытывал на соревнованиях. Подобный эффект можно получить и просматривая выступление спортсменов на соревнованиях по телевизору.

Еще раз обратим внимание!

Данная тренировка – это лишь дополнение базового тренировочного процесса. Нельзя подготовиться к соревнованиям, просматривая спортивные передачи по телевизору. Идеомоторные тренировки по спортивному ориентированию – это лишь психологическая тренировка, которая хоть и пробуждает все системы человека, но в очень малой степени.

Заключение

Спортивное ориентирование требует от спортсмена не только физической, но и технической подготовки. Нельзя победить одними ногами, поэтому необходимо тренировать еще и голову. Чтобы провести интересное и эффективное техническое упражнение не требуется каких-то особенных знаний и инвентаря. Все необходимое можно найти прямо под рукой. Главное, чтобы было желание. Если ежедневно уделять минимум времени тренировкам и упражнениям, описанным в статье, то качество ориентирования заметно увеличится в эффективности.

Источник

программа Спортивное ориентирование
рабочая программа по физкультуре на тему

программа Спортивное ориентирование

Скачать:

Вложение Размер
sportivnoe_orientirovanie_novoe.doc 653 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА Г. РОССОШИ

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

педагогическим советом № Директор МКОУ ДОД Дом детства от __.__.201_ года и юношества г. Россоши

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»

Срок реализации: 3 года.

Программа разработана для детей 7-16 лет.

Автор: Кобзарева Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДЮ

Программа «Спортивное ориентирование с элементами туризма и краеведения» является универсальной программой по туризму для сельских школ.

Спортивное ориентирование, техника пешеходного туризма и краеведение являются основными направлениями в туристическом движении. Спортивное ориентирование (СО) является одним из самых молодых видов спорта, широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы являются важными факторами, способствующие популярности СО у школьников.

Каждый ребенок должен найти себя, если программа будет односторонней, и в ней будет преобладать только одно направление, или СО, или туристское многоборье, или краеведение, то не все дети смогут реализовать себя, а в сельской местности нет выхода на многофункциональную инфраструктуру. Ребенок, не подающий надежд в спортивном ориентировании или технике пешеходного туризма, может реализовать себя в краеведении.

Обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным ориентированием, туристическим многоборьем и краеведением, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

  • массовое вовлечение школьников в систематические занятия Спортивным ориентированием, туризмом и краеведением;
  • воспитание моральных и волевых качеств;
  • укрепление здоровья;
  • всестороннее физическое развитие;
  • привитие основных гигиенических навыков;
  • подготовка ребят к сдаче нормативных требований.

личностные — формирование общественной активности

личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни ;

метапредметные — развитие мотивации к ЗОЖ, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности

образовательные (предметные) — развитие познавательного интереса к Спортивному ориентированию, туризму и краеведению, включение в познавательную деятельность ребят,

приобретение определенных знаний по ориентированию, краеведению, технике пешеходного туризма.

Все занимающиеся в объединении в зависимости от возраста, физической и технической подготовленности распределяются по группам:

младшая — 7-12 лет;

средняя — 13-15 лет;

старшая — 15-17 лет.

В каждой возрастной группе ребенок может заниматься от 1 до 2 лет , совершенствуя свои навыки и мастерство.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в течение всего учебного года, с учетом возрастных особенностей занимающихся, режима дня, занятости ребят в школе.

Объем и срок освоения программы

младшая группа средняя группа старшая группа

140 ч 140 ч 140 ч

Особенности организации образовательного процесса

Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу в младшей и средних возрастных группах. Старшую возрастную группу как можно чаще привлекать к организации соревнований и занятий с малышами.

В период осенних, зимних, весенних каникул следует увеличить количество учебно-тренировочных занятий, в это время можно проводить тренировочные соревнования, туристические походы. Вся учебно-тренировочная работа должна строится на основе предполагаемой программы с учетом теоретических знаний в классе и практических на местности. Состав группы постоянный

Младшая туристическая группа должна научиться:

  • надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, преодолевать естественные и искусственные препятствия, лично преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, параллельную переправу, маятниковую переправу, заболоченный участок;
  • подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты;
  • основам гигиены туриста;
  • мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;
  • подвижным и спортивным играм;
  • различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт , измерять расстояние шагами, работать с компасом;
  • изучить историю родного края

— бережно относиться к природе.

Средняя туристическая группа должна научиться:

— методике преодоления естественных препятствий, закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах соревнований по пешеходному туристскому многоборью и Спортивному ориентированию, совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их;

  • планировать маршрут 2-3 дневных походов, составлять график движения, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах.

Старшая туристическая группа должна научиться:

  • совершенствовать скоростные навыки, самостоятельно работать по организации командного прохождения технических этапов, самостоятельно планировать тактику прохождения дистанции, изготавливать носилки и организовывать транспортировку пострадавшего с сопровождающим на технически сложных этапах пешеходного туристского многоборья, бегло читать карту, ориентироваться на местности используя привязки;
  • совместно с педагогом планировать маршруты походов, самостоятельно организовывать туристский бивак, самостоятельной отработке технических и тактических приемов спортивного ориентирования;
  • обеспечивать безопасность при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах.
  1. Словесные методы: рассказ, беседа, лекция.
  2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, карт
  3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала занятия следует проводить на местности в форме соревнований, походов.
  4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
  1. практические занятия
  2. игровые программы
  3. спортивные тренировки
  4. соревнования
  5. походы
  6. зачетные занятия.

Условия реализации программы

На теоретических занятиях по спортивному ориентированию предметная наглядность достигается показом, объяснением, демонстрацией схем, рисунков, планов, карт, таблиц условных знаков.

Для проведения занятий с детьми следует использовать в качестве учебных пособий карты более крупных масштабов, которые обеспечивают необходимую наглядность, точность и полноту передачи материала. Крупномасштабные карты-1:5000, 1:10 000-нагляднее воспринимаются, точнее передают взаимосвязь рельефа с другими элементами карты. Использование в процессе обучения красочных наглядных пособий — укрупненных условных знаков, рельефных моделей, карт-игр для младших и старших ребят — придает занятиям занимательность, вызывает у ребят большой интерес к данному виду спорта.

Для проведения занятий с детьми младшей группы в качестве наглядных пособий следует использовать:

1. Условные знаки спортивных карт РФ.

2. Цветные учебно-топографические карты масштаба 1:5000, 1 : 10 000, 1 : 25 000.

3. Спортивные карты масштаба 1:10 000, 1-15 000, 1 :20 000.

4. Расчлененные спортивные карты (содержание которых может быть представлено рельефом, ситуацией, сетью дорог и т. д.).

5 Учебные плакаты или диапозитивы: формы рельефа местности и их изображения на карте, план местности и условные знаки, план и рисунок местности.

6 Объемные модели.

Кроме указанных наглядных пособий, ребята могут сами изготовить дополнительные.

При проведении тем по туристскому многоборью используем

Веревки для наведения переправ

младшая туристическая группа

Ребята должны знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию туристскому многоборью по упрощенным правилам, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 3-юношеский разряд по туристскому многоборью.

средняя туристическая группа

Ребята должны применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту, выполнять несложные задания по корректировке карт, принимать участие в соревнованиях по ориентированию и туристскому многоборью, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить 2-юношеский разряд

старшая туристическая группа

Беглое чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. Участие в соревнованиях по СО, ТПТ, краеведению, не менее 20% от занимающихся в объединении должны выполнить III-спортивный разряд

Умения и навыки обучающихся в объединении.

обучающиеся должны знать:

  • специфику физической подготовки

обучающиеся должны уметь:

  • ходить с туристическом строю, соблюдать темп и интервал движения
  1. Ориентирование

обучающиеся должны знать:

  • понятие карты и условных знаков, масштаб карты
  • устройство и правила пользования компасом

обучающиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу
  • определять азимуты на заданные ориентиры
  • ориентировать карту при помощи компаса
  • определять расстояние по карте
  1. Медицинская подготовка

обучающиеся должны знать:

  • основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях
  • способы транспортировки пострадавших

обучающиеся должны уметь:

  • оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах
  1. Техника индивидуального и коллективного преодоления естественных препятствий

обучающиеся должны уметь:

  • передвигать по лесу с густым подлеском, мокрому грунту, травяным склонам т.д.
  • переправляться через реку или заболоченный участок
  1. Личное и групповое снаряжение

обучающиеся должны знать:

  • требования к личному и групповому снаряжению

обучающиеся должны уметь:

  • составлять перечень личного и группового снаряженя для похода и полевого лагеря
  • укладывать рюкзак для однодневного и многодневного походов
  1. Организация туристического быта

обучающиеся должны знать:

  • основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе
  • специфику организации питания в турпоходе и полевом лагере
  • порядок приготовления пищи на костре
  • способы очистки воды

обучающиеся должны уметь:

  • правильно планировать место бивака
  • быстро разводить костер
  • заготавливать и хранить дрова
  • устанавливать и снимать палатку, организовывать в ней ночлег
  • приготавливать пищу на костре
  1. Природные и культурно-исторические достопримечательности региона

обучающиеся должны знать:

  • природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря
  • общую характеристику туристических возможностей родного края
  • правила поведения на природе
  • экологические требования к выбору маршрутов

Врачебный контроль и самоконтроль

Топографическая подготовка спортсмена

Специальная туристическая подготовка

Тактическая и техническая подготовка спортсмена

Учебно — тематический план.

Распределение учебной нагрузки по годам обучения

младшая возрастная группа

Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

Врачебный контроль и самоконтроль

Топографическая подготовка спортсмена

Краткие сведения о спортивном ориентирование.

Азимут. Движение по азимуту.

Специальная туристическая подготовка

Работа с веревками.

Работа с карабинами.

Тактическая и техническая подготовка спортсмена

Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.

Подготовка к походу.

Движение в походе.

Профилактика опасностей в походе.

Организация бивачных работ.

Учебно-тренировочные сборы, оздоровительные и тренировочные лагеря.

Распределение учебной нагрузки по годам обучения

средняя возрастная группа

Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

Врачебный контроль и самоконтроль

Топографическая подготовка спортсмена

Изображение рельефа на карте.

Тактические приемы спортивного ориентирования

Движение по азимуту.

Ориентирование на маркированной трассе.

Специальная туристическая подготовка

Командная работа на этапах.

Страховка и сопровождение.

Командное прохождение дистанции.

Тактика прохождения дистанции.

Тактическая и техническая подготовка спортсмена

Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.

Правила соревнований. Судейство. Инструкторские навыки.

Распределение учебной нагрузки по годам обучения

старшая возрастная группа

Информация о работе кружка, т/б, анкетирование.

Врачебный контроль и самоконтроль

Топографическая подготовка спортсмена

Работа с компасом, таблицами

Тактические приемы спортивного ориентирования.

Ориентирование в свободном прохождении

Методы составления карт

Специальная туристическая подготовка

Личное прохождение этапов тур многоборья

Командная работа на этапах тур многоборья

Командное прохождение дистанции тур многоборья

Техника горного туризма

Тактическая и техническая подготовка спортсмена

Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.

Правила соревнований. Судейство. Инструкторские навыки.

Информация о работе объединения, техника безопасности, анкетирование.

  1. Врачебный контроль и самоконтроль.

Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении.

Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение.

Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.

  1. Топографическая подготовка ориентировщика .

Особенности топографической подготовки ориентировщика.

Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте.

Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.

  1. Специальная туристическая подготовка

Специальное личное снаряжение. Узлы. Работа с веревками. (1 год обучения). Работа с карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и самостраховка. Горный туризм (3 год обучения).

  1. Техническая и тактическая подготовка .

Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения)

Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения)

Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год)

Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.

Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.

  1. Общая и специальная физическая подготовка .

Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности.

ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.

8. Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки.

Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований.

Практика судейства во всех видах соревнований.

  1. Игры на местности. Походы

Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования.

Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.

— в ограниченном коридоре;

— в заданном направлении;

— на маркированной трассе;

Предполагаемые педагогические результаты для обучающихся.

– значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания;
– место и время проведения занятий объединения дополнительного образования.

– коллективно участвовать в планировании деятельности объединения дополнительного образования в учебном году.

– основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;
– правила дорожного движения;
– меры личной безопасности в криминальной ситуации.

– находить выход из аварийных, криминальных ситуаций;
– искать условно заблудившихся в лесу.

История спортивного ориентирования

– развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;
– виды ориентирования;
– прикладное значение ориентирования.

– давать характеристику современного состояния ориентирования.

– строение организма человека;
– влияние физических нагрузок на развитие организма;
– гигиену во время выполнения физических упражнений;
– гигиену тела, одежды, обуви.

– соблюдать меры личной гигиены;
– составлять и соблюдать режим дня.

– агитационное значение соревнований;
– права и обязанности участников соревнований;
– виды соревнований;
– способы проведения соревнований;
– действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования.

– соблюдать права и обязанности участников соревнований;
– коллективно составлять программу проведения соревнований.

– вспомогательное снаряжение;
– лыжное снаряжение;
– правила эксплуатации снаряжения;
– правила хранения снаряжения;
– компас и его устройство;
– планшет и его устройство.

– правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогательное снаряжение;
– хранить снаряжение;
– подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.

– состав судейской коллегии соревнований;
– состав судейских бригад;
– обязанности судьи;
– оборудование старта и финиша;
– виды протоколов.

– работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнований по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки;
– производить подсчет личных результатов по ориентированию.

Общая физическая подготовка

– задачи общей физической подготовки;
– взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовки;
– значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса;
– обоснование принципов постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировки;
– технику лыжных ходов;
– специфические особенности бега ориентировщика.

– выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног;
– передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: попеременный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, спуски, торможения;
– удерживаться на плаву, плавать.

Специальная физическая подготовка

– роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков;
– методику развития специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

– выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок;
– выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закрытая, горная, заболоченная;
– выполнять специально-беговые упражнения;
– выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе);
– выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнения с партнером, активные и пассивные, упражнения с предметами);
– выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие;
– выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгибание рук в упоре, растягивание, приседания на одной и двух ногах, приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивные мячи, амортизаторы).

– понятие о технике ориентирования;
– значение техники для достижения высоких результатов;
– разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
– общие черты и отличия карт;
– преимущества каждого из видов карт;
– понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование;
– компас и его устройство.

– правильно пользоваться компасом;
– ориентировать карту;
– определять расстояние на карте;
– измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);
– определять стороны горизонта по компасу;
– определять точку стояния;
– двигаться по азимуту;
– определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них;
– восстанавливать ориентировку после ее потери;
– выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.

– понятие о тактике;
– взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориентировщиков;
– значение тактики для достижения наилучших результатов;
– понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

– правильно распределять силы на дистанции;
– выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта;
– выполнять действия по выбору пути движения;
– из нескольких вариантов выбрать лучший;
– последовательно осуществлять выбранный путь движения;
– правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

– методы проведения (зачет, соревнования);
– нормативные требования.

– выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке;
– выполнять теоретические и практические умения и навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.

Участие в соревнованиях

– положение о соревнованиях;
– условия проведения соревнований по спортивному ориентированию в заданном направлении;
– действия участников в аварийной ситуации;
– основы безопасности при участии в соревнованиях.

– закончить дистанцию I–II уровня.

– значение краеведческой подготовки в общей системе обучения;
– историю города и области;
– историю края в годы Великой Отечественной войны;
– местонахождение экскурсионных объектов города и области.

– рассказать об истории родного края;
– посетить музеи и экскурсионные объекты города.

Психологическая и морально-волевая подготовка

– значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства;
– методы и средства развития волевых качеств;
– особенности проявления волевых качеств у ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности.

Охрана природы и памятников культуры

– важность охраны природы, памятников истории и культуры;
– место в системе образовательного процесса;
– взаимосвязь с тренировочным процессом;
– памятные и исторические места.

– участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня;
– коллективно участвовать в разработке походов выходного дня;
– принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе;
– участвовать в акциях по охране памятников.

Основы туристской подготовки

– туризм как одно из средств общефизической подготовки;
– виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.;
– основные туристские узлы, их применение и назначение: прямой, «булинь», «проводники», схватывающий, «стремя», встречный, «удавка» и др.;
– основное групповое и личное снаряжение;
– виды рюкзаков, основные требования к ним;
– туристские палатки, устройство и назначение;
– требования к выбору места для организации бивака группы;
– противопожарные меры в туристском путешествии.

– укладывать рюкзак;
– составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона;
– осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;
– устанавливать основные типы палаток;
– убирать место привалов и биваков;
– разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.

– значение медико-санитарной подготовки;
– характерные спортивные травмы и их предупреждение;
– состав медицинской аптечки группы;
– основы первой доврачебной помощи пострадавшему;
– способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, простуде, переломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях (артериальном, венозном, капиллярном);
– методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;
– правила промывания желудка;
– правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.

– оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
– транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;
– пользоваться групповой медицинской аптечкой;
– изготавливать носилки;
– осуществлять промывание желудка;
– производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;
– обрабатывать различные типы ран;
– распознавать признаки заболеваний и травм.

– основы топографии;
– способы изображения земной поверхности;
– понятие «топографическая карта»;
– понятие «масштаб»;
– масштаб и его виды;
– основные типы топографических знаков;
– понятие «горизонталь»;
– понятие «крутизна склона».

– читать масштабы карт;
– читать и расшифровывать основные топографические знаки;
– определять крутизну и высоту склона;
– осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.

– маршрут туристского путешествия;
– цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;
– правила поведения и технику безопасности;
– контрольные сроки проведения путешествия;
– границы полигона.

Источник

Читайте также:  Затраты во время тренировок
Оцените статью