Спортивная тренировка как многолетний процесс стадии спортивной тренировки

Спортивная тренировка как многолетний процесс.

Спортивная тренировка – это педагогически организованный процесс, направленный на достижение спортивного результата.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учёта следующих факторов:

· оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;

· продолжительности систематической подготовки для достижения наивысших результатов;

· преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;

· паспортного и биологического возраста;

· индивидуальных особенностей спортсмена;

· темпов роста спортивного мастерства спортсмена.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4—6 лет, а высших достижений — через 7—9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делит­ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив­ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов многолетней подготовки обуслов­лена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготов­ленности занимающихся. Четкой границы между этапами не су­ществует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготов­ки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спорт­смена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировоч­ных и соревновательных нагрузок.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив­ной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях ре­шаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, обшей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, мето­дов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль­шими физическими и психическими нагрузками, предполагающи­ми применение однообразного, монотонного учебного материала,

Этап начальной спортивной специализации. Основными задача­ми на этом этапе являются обеспечение всесторонней физичес­кой подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправ­ленный характер. Наряду с овладением основами техники избран­ного вида спорта и других физических упражнений особое внима­ние уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для ус­пешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объе­ме специальных упражнений более перспективна для последую­щего спортивного совершенствования, чем узкоспециализирован­ная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы началь­ной специализации должно быть увеличение объема при незначи­тельном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интен­сивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нуж­но нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагру­зок требуется во время интенсивного роста и созревания организ­ма, когда резко активизируются естественные пластические, энер­гетические и регуляторные процессы, что само по себе является ••» для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта прихо­дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает­ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отно­шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес­се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про­цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе­ния времени, отводимого на выполнение специально под­готовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени­ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответству­ют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспе­чить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физи­ческие и волевые качества, которые способствуют совершенство­ванию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соре­внованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специ­ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком­плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно­ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига­ют высокого уровня. Все чаще используются тренировочные заня­тия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает Ю—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Спортивная тренировка как многолетний процесс.

Процесс многолетней подготовки спортсмена высокого класса начинается от 8- 10 лет и продолжается до 35 – 40 лет. В среднем игровыми видами спорта начинают заниматься в 10 12 лет, а наивысшие достижения показывают: женщины в 20 – 25 лет, мужчины 23 – 26 лет. Становления спортивного мастерства от новичка до спортсмена высокой квалификации делится на подготовку в детско-юношеской спортивной школе (подготовка резервов) и в командах высших разрядов (высшее спортивное мастерство).

Продолжительность и структура многолетней подготовки спортсмена зависит:

— от структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена.

— от закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства.

— от индивидуальных особенностей спортсмена.

— от возраста начала занятий.

— от содержания тренировочного процесса.

Рациональное планирование многолетней подготовки связано с установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируется наивысшие спортивные результаты. В процессе многолетней подготовки выделяют 2 основных зоны больших успехов.

1. Зона оптимальных возможностей.

2. Поддержание своих результатов.

Многолетняя подготовка спортсменов включает 5 этапов:

1. Этап базовой начальной подготовки;

2. Этап начальной спортивной специализации;

3. Этап углубленной специализации;

4. Этап спортивного совершенствования;

5. Этап спортивного долголетия.

В группах начальной подготовки юные спортсмены обучаются с 8 — 9 до 12 лет, в учебно–тренировочных группах с 12 до 17 — 18 лет и в группах спортивного совершенствования спортсмены повышают свое мастерство вплоть до 20 лет. Этап высшего спортивного мастерства предполагает дальнейшее совершенствование в командах мастеров с 20 до 27 лет. Условно на этой стадии совершенствования можно выделить юниорский период, период максимальной реализации спортивных возможностей. И этап спортивного долголетия с 27 -29 лет.

Первый этап — базовой начальной (предварительной) подготовки (2-3 года группы начальной подготовки в ДЮСШ). На этом этапе решаются следующие задачи:

— Отбор способных детей к занятием данным видом спорта (начальный отбор).

— Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

— Всестороннее развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

Развитие специальных способностей для успешного овладения навыками игры: координации движений, быстроты, ловкости, гибкости, умения ориентироваться в меняющейся обстановке.

— Создание необходимого фонда двигательных умений и навыков.

— Обучение основным приемам техники, приобретение «школы» техники движений.

— Привитие навыков соревновательной деятельности в приделах ДЮСШ.

— Выбор вида спорта для последующих занятий (начальный отбор).

— Длительность этапа три года (группы начальной подготовки ДЮСШ).

Средства направленные на развитие физических качеств:

— быстроты и скоростно-силовых качеств: подвижные и спортивные игры, бег, эстафеты, акробатические упражнения;

— силы: акробатические упражнения, упражнения на снарядах, прыжки, подвижные игры, игры единоборства;

— ловкости: подвижные игры, спортивные игры, акробатические, гимнастические упражнения, упражнения с предметами;

— гибкости: упражнения на растягивание и подвижные игры;

— выносливость: подвижные игры, спортивные игры, беговая подготовка (кроссы).

Средства направленные на обучение двигательным навыкам: основные технические приемы избранного вида спорта и других видов спорта, подвижные игры.

Методы: игровой, повторный, равномерный, соревновательный.

Большие нагрузки не планируются, количество тренировок от 3 — 6 раз в неделю по 1 часу.

Второй этап — начальной спортивной специализации (специальной базовой подготовки). Длительность обучения 2-3 года (учебно-тренировочные группы 1-2 -3 года обучения в ДЮСШ).

Задачи: Развитие специальных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, скоростно – силовых качеств, выносливости.

Обучение всем приемам техники избранного вида спорта, совершенствование их в тактических действиях.

Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым – разучивание схем комбинаций, выполняя две – три различные функции) и совершенствование их в игре. Здесь идет повышение уровня универсальной подготовки, четкой специализации по амплуа ещё нет, идет её уточнение.

Приобретение опыта соревновательной деятельности, участие в первенстве района, города. Воспитание морально-волевых, нравственных и психологических качеств и способностей.

Вторичный отбор – отбор для занятий данным видом спорта, определение соответствия способностей ребенка виду спорта.

Определение спортивных задатков и способностей (спортивная ориентация). Уточнение спортивной специализации. посмотреть отбор

Средства направленные на обучение и совершенствование двигательных навыков: общеподготовительные, специально-подготовительные упражнения, основные технические приемы избранного вида спорта и других видов спорта, подвижные игры.

Средства направленные на развитие физических качеств:

— быстрота (подвижные игры, спортивные игры, специальные подготовительные упражнения);

— силовые и скоростно – силовые способности средства разностороннего и целенаправленного воздействия (спринт, прыжки, метания, акробатические упражнения, упражнения с небольшими отягощениями);

— выносливость (аэробная) большой объем работы с небольшой интенсивностью (кроссы, плавание);

— ловкость (метание, прыжки, упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры, акробатические, гимнастические упражнения требующие координации);

— гибкость: упражнения на растягивание, расслабление, стренчинг.

Методы: игровой, соревновательный, повторный, равномерный, переменный методы, методы ориентирования, направленного прочувствования, строго регламентированного варьирования).

ОФП носит многообразный характер, идет увеличение объемов тренировки, но интенсивность растет медленно. Макроциклы строятся по типу подготовительного периода (ОФП –80%, СФП – 20%.). Основное место занимает подготовительный период, специальной подготовки к соревнованиям мало. Количество соревнований увеличивается до 40 -50 в год.

Третий этап — углубленной специализации. Длительность обучения 2-3-4 года, (учебно-тренировочные группы 3-5 год обучения в ДЮСШ).

1. Развитие специальных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, скоростно – силовых качеств, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

2. Совершенствование техники приемов игры , их разностороннее и вариативное выполнение, умение их сочетать и применять в условиях близких, к соревновательным.

3. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям и совершенствование их в различных комбинациях и системах нападения и защиты и совершенствование их в игре.

4. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа.

5. Освоение индивидуальной, групповой, командной тактики.

6. Совершенствование морально-волевых качеств, умения готовиться и участвовать в соревнованиях, проводить комплекс восстановительных мероприятий.

7. Отбор в команду и выполнение первого юношеского разряда.

Средства направленные на обучение и совершенствование двигательных навыков: общеподготовительные, специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений, соревновательные упражнения, двухсторонние игры с заданиями или с определенной установкой.

Средства направленные на развитие физических качеств:

— быстрота (беговые упражнения, прыжковые, упражнение с отягощениями и без них, скоростно-силовые упражнения);

-сила (силовые упражнения на определенные группы мышц, гимнастические упражнения на снарядах, акробатика, упражнения с отягощениями);

— общая – кросс, фартлек, спортивные игры, лыжи;

— специальная – применяя тренировки со средними, большими и субмаксимальными режимами нагрузки при частоте пульса 150 – 180 уд/мин.

Методы: соревновательный, повторный, переменный, равномерный интервальный, ориентирования, варьирования, лидирования.

На игровую подготовку отводится до 25 % всего объема работы. При этом 10% времени на соревнования.

Четвертый этап — спортивного совершенствования (высшего спортивного мастерства) Продолжительность этапа 4 – 5 лет 4 года.

Задачи:

1. Повышение физической подготовленности до уровня требований команд высших разрядов.

2. Достижение высокой технической подготовленности на основе индивидуализации мастерства (техника должна стать стабильной, вариативной, устойчивой к сбивающим факторам).

3. Достижение стабильности мастерства при выполнении технико – тактических действий своего амплуа (овладение всеми тонкостями тактической подготовки).

4. Подведение уровня подготовленности к модельным требованиям команд мастеров

5. Достижение высоких спортивных результатов.

На этом этапе увеличивается доля средств специальной подготовки и соревновательная практика, число занятий с большими нагрузками. Физическая подготовка приобретает специализированный характер. Развитие специальных двигательных качеств ведется одновременно и ведущее место отводится развитию специальной выносливости. Средства, специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений. Средства общей направленности применяются в основном для восстановления физической работоспособности.

Главное вывести молодых спортсменов на тот уровень нагрузок.

Средства, специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений которые присущи командам мастеров при постоянном росте спортивно – технического мастерства. Техническая подготовка направлена на расширение вариативности технических действий и обеспечение перестройки технического мастерства на основе роста физических способностей, завершается специализация игроков с учетом амплуа в команде. Основным методом тактической подготовки становиться — метод моделирования.

Пятый этап — спортивного долголетия – начинается с 27 – 29 лет в нем выделяют две зоны зону сохранения высших достижений и зону поддержания общей тренированности.

Задачи:

1. Постепенное ограничение тренировочных нагрузок.

2. Поддержание высокого функционального состояния.

3. Повышение тренированности и поддержание ранее достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и свей соревновательной деятельности

4. Переключение на деятельность оздоровительно – рекреативного характера. Для зоны сохранения достижений характерно стремление поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Тренировочный процесс направлен на совершенствование технического мастерства, повышение психологической готовности, устранение недостатков физической и функциональной подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования тренировочного процесса, методами и средствами не удается не только добиться прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне.

Поэтому следует изменять средства и методы тренировки, применять комплексы упражнений, не использовавшихся ранее, новые тренажерные устройства, неспецифические средства, стимулирующие работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффективным может оказаться планирование «ударных» микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой.

Здесь просматривается четкая зависимость: чем сложнее структура соревновательной деятельности, чем большим числом факторов определяется ее эффективность, тем более продолжительным может оказаться этап сохранения достижений (спортивные игры, парусный спорт). И не случайно в этих видах спорта на самом высоком уровне мастерства выступают и молодые спортсмены в возрасте 17-20 лет, и ветераны в возрасте 35-40 и более лет. Причем молодые спортсмены достигают вершин мастерства, как правило, за счет высокого уровня физической подготовленности, высокой активности в соревновательной борьбе, а ветераны – в основном за счет большого опыта, тактической зрелости

Источник

Читайте также:  Можно ли делать антицеллюлитный массаж при тренировках
Оцените статью