- Спортивная гимнастика на Олимпиаде: выступление россиян в отдельных видах — результаты 3 августа и итоги
- Олимпийские игры-2020. Токио. Спортивная гимнастика 3 августа
- Финалы на отдельных снарядах
- Гимнастическая перекладина: хитрости покорения стального турника
- Описание гимнастической перекладины
- Структурные группы элементов
- Характер соревнований
- Градация спортсменов по возрасту
- Требования к костюму
- Система судейства
- Система оценивания
- История перекладины
- Развитие комбинаций упражнений на перекладине
- Дисциплина «Перекладина» в 2000-2010 годы
- Учебные пособия
Спортивная гимнастика на Олимпиаде: выступление россиян в отдельных видах — результаты 3 августа и итоги
Во вторник, 3 августа, в Токио завершились соревнования гимнастов. У мужчин выступили представители команды Олимпийского комитета России (ROC) Никита Нагорный и Давид Белявский, у девушек — Владислава Уразова.
Нагорный выиграл бронзу на перекладине. Ранее спортсмен стал чемпионом Токио в командном первенстве и третьим в личном многоборье.
Россияне на Олимпиаде-2020 также завоевали золото в женском командном первенстве, Анастасия Ильянкова взяла серебро на брусьях, Денис Аблязин — в опорном прыжке, а Ангелина Мельникова — бронзу в личном многоборье и вольных упражнениях.
Олимпийские игры-2020. Токио. Спортивная гимнастика 3 августа
Финалы на отдельных снарядах
Мужчины. Параллельные брусья
1. Цзоу Цзинюань (Китай) — 16,233
2. Лукас Даузер (Германия) — 15,700
3. Ферхат Арыджан (Турция) — 15,633
4. Ю Вон Чул (Корея) — 15,466
5. Давид Белявский (Россия) — 15,200
6. Сэмюэл Микулак (США) — 15,000
Женщины. Бревно
1. Гуань Чэнтчэнь (Китай) — 14,633
2. Тан Сицзин (Китай) — 14,233
3. Симона Байлз (США) — 14,000
4. Элизабет Блэк (Канада) — 13,866
5. Суниса Ли (США) — 13,866
6. Урара Асикава (Япония) — 13,733
8. Владислава Уразова (Россия) — 12,733
Мужчины. Перекладина
1. Даики Хасимото (Япония) — 15,066
2. Тин Србич (Хорватия) — 14,900
3. Никита Нагорный (Россия) — 14,533
4. Броди Мэлоун (США) — 14,200
5. Тайсон Булл (Австралия) — 12,466
6. Такеру Китанозо (Япония) — 12,333
Смотреть прямые трансляции финалов в спортивной гимнастике на Олимпиаде во вторник, 3 августа, можно было на телеканале «Россия» (и сайте компании Смотрим.ру).
Все события 11-го дня Игр — в нашей онлайн-трансляции.
Расписание и результаты, медальный зачет и обзоры Олимпиады — в разделе Токио-2020.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Источник
Гимнастическая перекладина: хитрости покорения стального турника
Перекладина – зрелищный вид спорта. При взгляде на летающих над снарядом парней подчас приходит мысль о том, что гравитации не существует. Сложные трюки, которые не так давно только внедрялись, теперь исполняются почти всеми гимнастами. Миллионы зрителей на трибунах и возле экранов с нетерпением ждут: что нового покажут спортсмены? А показать им есть что, ведь девиз турникеров – «Творчество и поиск». Также немаловажную роль выполняет эстетическая составляющая. Сильные, крепкие мужские тела вызывают зависть у ровесников, гордость за чемпионов страны и желание заниматься спортом.
Описание гимнастической перекладины
Согласно Правилам дисциплины, перекладина размещается на высоте 280 см от пола, ее длина 240 см; толщина снаряда – 2,8 см. Стальной стержень размещается на вертикальных стойках с растяжками из тросов. На каждом этапе производства спортивные агрегаты тестируют, так что турники всегда выносливые, крепкие и устойчивые.
Маты для приземления имеют размеры 1200x300x20 см.
Структурные группы элементов
Упражнение на перекладине – это современное динамическое действие с использованием махов, фазы полета, зависания. Выступление складывается из таких составляющих:
- Элементы, которые выполняются большим махом в висе.
- Элементы, имеющие фазу полета:
- «Воронин»;
- «Маркелов»;
- «Гейлорд»;
- «Ткачев»;
- «Люкин»;
- «Ковач»;
- «Гейлорд-2»;
- «Делчев»;
- «Гингер»;
- «Егер»;
- «Погорелов»;
- «Маринич».
- Близкие к перекладине: «Штайдер», «Эндо», «Вейлер».
- В обратном хвате и в висах сзади, такие как «Адлер».
- Соскоки.
Упражнения совершаются для того, чтобы продемонстрировать потенциал снаряда и гимнаста.
Характер соревнований
Чтобы продемонстрировать достижения в спортивной дисциплине, мужчины принимают участие в престижных чемпионатах – Олимпийских играх, ежегодном Чемпионате мира, Чемпионате Европы по спортивной гимнастике.
Положение дает определение характеру соревнования:
- По количеству участников: личные, командные, лично-командные.
- По видам: классификационные (строго по правилам) и неклассификационные (по специальной программе).
Независимо от характера соревнований получение медали – заветная мечта каждого спортсмена.
Градация спортсменов по возрасту
Принадлежность к возрастной категории, мужчины
Мужчины | Юниоры | Юноши | Мальчики | ||||||
От 18 и старше | 14-15 | 14-17 | 16-17 | 12-13 | 11 | 7лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет |
Возрастная градация уравнивает шансы участников соревнований и в целом соответствует принципу спортивной справедливости.
Допуск участников к соревнованиям
Для участия в состязаниях спортсмены подают именную заявку. Исходя из статуса соревнования, гимнасты соревнуются на перекладине по возрастным категориям:
Соревнование | Группа | Возраст |
Олимпийские игры | Мужчины | От 18 и старше |
Чемпионат мира | Мужчины | От 18 и старше |
Кубок мира | Мужчины | От 18 и старше |
Чемпионат Европы | Мужчины | От 18 и старше |
Всемирная универсиада | Юниоры | 17-25 |
Юношеские олимпийские игры | Юниоры | 14-17 |
Первенство Европы | Юниоры | 14-17 |
Другие соревнования, включенные в ЕКП | Мужчины | От 18 и старше |
Соревноваться можно в своем разряде, на 2 разряда выше или на 1 ниже.
Требования к костюму
Легкоатлетическое соревнование – яркое, красочное действие и по форме, и по содержанию. Правилами предусмотрен единый фасон костюма:
- мужчины надевают гимнастическое трико, майку; костюм не должен быть черного, зеленого, темно-синего цвета;
- на руках должны быть перчатки со специальной пропиткой, предотвращающие от трения с грифом;
- выступление проходит в чешках или носках.
Выходят спортсмены в одинаковых командных одеждах, это не только отличает их от других коллективов, но и добавляет зрелищности.
Система судейства
Организация, ответственная за проведение спортивного мероприятия, формирует главную судейскую коллегию, которая руководит соревнованием. В ее состав входит группа лиц.
Главный судья (директор) – распорядитель соревнования, все его решения должны неукоснительно выполняться. Функции главного судьи:
- занимается организацией места соревнования;
- принимает, рассматривает заявки технического характера;
- обеспечивает информирование команд, тренеров, зрителей, СМИ (пресс-конференции, фотографы, репортеры);
- проверяет готовность медиков;
- контролирует работу технического/обслуживающего персонала.
Заместители главного судьи занимаются:
- формированием, контролем над судейской бригадой;
- решением поточных вопросов, возникших в ходе соревнования;
- в случае дисциплинарного нарушения любого судьи осуществляют вместо него судейство.
Главный секретарь ведет, хранит, выдает по первому требованию документацию. Заместители выполняют указания главного секретаря, готовят документы:
- для судей, руководителей команд;
- для пресс-центра;
- списки участников;
- таблицы хода соревнования;
- готовят наградные дипломы;
- следят за правильностью занесения данных в компьютер.
В общем плане система судейства выглядит так:
- главный судья и 8 судей на обслуживании снаряда;
- двое из судей оценивают сложность элементов;
- 6 судей оценивают технику;
- оценки выносят независимо друг от друга; лучшую и худшую не учитывают, а из суммы остальных выводят среднее арифметическое, что и будет баллом участнику;
- в распоряжении судейской коллегии более 1000 символов, которыми фиксируют технические элементы;
- в командных соревнованиях или при розыгрыше абсолютного первенства судьи суммируют достижения гимнастов, и на этом основании выводится средний балл.
Также в состав бригады входят судьи при участниках, хронометристы, информаторы.
Система оценивания
Гарантия высоких баллов – безошибочно, безукоризненно выполненное упражнение. Оценки выставляются с точностью до 0,1 балла.
- О готовности выполнить упражнение гимнаст сигнализирует принятием основной стойки.
- Если элемент выполнен с ошибками, судьи применяют сбавки:
- за небольшие отклонения – 0,1 балла;
- ошибка значительная – 0,3 балла;
- искажение, невыполнение – 0,5-1 балл.
- Каждое упражнение имеет основу, невыполнение которой ведет к большим сбавкам.
- Незначительные ошибки оцениваются комплексно, одной сбавкой.
Упражнения на перекладине исполняется за одну попытку. С разрешения судьи комбинация может быть продемонстрирована повторно, если была выявлена неисправность в спортивном снаряде. В юношеском и ІІІ спортивном разряде разрешается помощь для прихода в вис.
История перекладины
Хроника гимнастического снаряда под названием «перекладина» исчисляется со времен каменного века. Перемещение с места на место древнего человека, использовавшего ветки деревьев в качестве снаряда, отражено во многих исторических кинолентах и книгах. Вис, раскачивание, соскок с прогибом – эта терминология первобытным людям была не знакома. Зато, убегая от хищника или врага, наши предки выполняли эти упражнения на «отлично».
В трудах древнегреческого мыслителя Платона находят классификацию гимнастики по различным признакам. «Кубистика» – так философ называет упражнения: акробатику, стойки на руках, кувырки, перевороты, упражнения на шестах, канатах. Иоганн Христофор Гутс-Мутс, немецкий просветитель, в середине XVIII века создал структурированную систему гимнастики, где перекладине отводилось не последнее место.
Соотечественник Гутса Ф. Ян создал систему «турнен» (от слов «крутить, вращать»). Благодаря ему появился спортивный снаряд «турник». Ян описал примитивные упражнения, дал советы по обучению. Перекладина впервые появилась на спортплощадке в 1811 году. Она имела вид статично установленной основы и деревянного грифа. В то время толщина обхвата равнялась 6 см, и руки спортсменов быстро уставали.
В 1850-м году конструкторы выпустили перекладину со стальным стержнем. Его толщина – 2,8 см, а стойки снаряда были укреплены расчалками с тросами, цепями. В 1896 году гимнасты участвовали в первой Олимпиаде, а перекладина была включена в программу соревнований. Начиная с XI Олимпийских игр в 1936 году программа соревнований мужчин приняла современный вид – шестиборье, в которое вошла и перекладина. Мужчины разыгрывают олимпийский набор наград в командном и абсолютном первенстве. Также простые упражнения на турнике входят в программу школьных уроков физкультуры, включая такие элементы: висы, хваты, вращения, соскоки.
Развитие комбинаций упражнений на перекладине
Интересно прослеживается история развития сочетаний. Самые первые задания были примитивными: нужно было оригинально подняться, сделать несколько верчений, 1-2 «полетных» элемента и красиво соскочить. Упражнения повторялись, не всегда получались и были больше похожи на развлекательные номера под куполом цирка.
Начиная с 1940-х годов зрелищности добавили повороты вокруг руки на 180 и 360⁰. Появился скрещенный хват. Впервые был сделан оборот Штальдера. Соскоки разнообразия не представляли, самым популярным был сальто назад, попытки двойного сальто.
В 60-е выступления были насыщены сложными элементами. Стали чаще встречаться обороты вперед с перемахом – «Эндо». В программу навсегда вошел «Адлер» – большой оборот вперед (за ним навсегда закрепилось название «Солнце»). Простейший перелет углом был забракован из-за примитивности и невозможности дальнейшего развития трюка. Воронин Михаил придумал, как сделать этот элемент другим способом: при выполнении поворота по ходу движения сохраняется инерция вращения. Фамилия «Воронин» стала нарицательным названием. Позже спортивный элемент был усовершенствован перелетом ноги врозь, и его назвали именем другого гимнаста – «Маркелов».
70-е годы ознаменовались появлением сальто Егера, сальто Делчева, а в 1978 году Эберхард Гингер порадовал публику пируэтом, который впоследствии будет носить его имя. «Контр-перелёт ноги врозь назад на махе вперёд с приходом в вис» – такое упражнение принесло мировое имя Ткачеву Александру в 1977 году. В 1979 году Петер Ковач из Венгрии привнёс в копилку своих достижений перелет сальто в 1,5 оборота, который до 90-х годов, кроме самого Петера, никем не исполнялся. Американскому гимнасту Митчу Гейлорду также принадлежит авторство двух оригинальных сложных элементов. Гимнасты внесли их в свою программу намного позже, отточив техническую сторону.
Время быстрой эволюции дисциплины началось в 80-е годы. Различные обороты на одной руке стали исполняться несколько раз подряд. Перелеты Ткачева и сальто Гингера стали делать в связке по 3-4 в ряд, постоянно усложняя, совершенствуя и разбавляя другими. Александр Погорелов выполнил пируэты прямым телом, которые по технике превзошли все известные.
Впрочем, этот же сложный трюк Никусор Паска вскоре исполнил на одной руке. Валерий Люкин усовершенствовал перелет Ткачева, выполнив его прямым телом, а позже – с различными разворотами. Еще один вид внес Маринич Виталий, модифицировав контр-движение Ткачева. Стали сверхсложными соскоки. Двойные сальто остались для новичков, зато гимнасты высшего уровня стали демонстрировать тройные с оборотами, пируэтами, через гриф.
В середине 90-х был поставлен эксперимент – спортсменов в приказном порядке заставили вносить в программу «солнце» вперед хватом сверху, с перемахами и без. Но, увидев бесполезность и спорную пользу таких движений, бюрократический приказ отменили.
Дисциплина «Перекладина» в 2000-2010 годы
Кардинальная смена Правил соревнований привела к существенным изменениям в составлении программ выступлений. Если раньше мужчины демонстрировали отдельные сложные фрагменты, то по новым правилам гимнасты комбинировали фрагменты в одну связку. Закончилось это скандалом. В 2004 году на Олимпиаде возникли разногласия из-за системы оценивания. Причина происшествия – в разных подходах. Одни исполнители демонстрировали связку элементов, не отличающихся реальной сложностью, и получали 10 баллов. Другие же показывали совершенно другой уровень мастерства, представляя иные миксы повышенной сложности, но в меньшем количестве, которые также оценивались на «десятку».
Руководство FIG в 2006 году вновь изменило правила, которые назвали революционными в системе оценивания дисциплины.
Что изменилось для гимнаста?
- оценивали отдельно технику;
- выставляли балл за сложность;
- учитывали по отдельности каждый элемент;
- была внедрена оценка связок;
- с 2006-го года в программу выступления были введены 10 основных сложных элементов.
Стали выполняться спортивные элементы, в разы превосходящие по сложности упражнения 10-летней давности, ранее считавшиеся трудновыполнимыми. С 2006 года спортсмены стали массово демонстрировать такие Адлеры с поворотами и перелетами, которые раньше исполнялись единицами.
Самая трудная связка, состоящая из трех перелетов Ковача, заставила федерацию снова пересматривать правила, что и было сделано в 2012 году. Развитие мастерства гимнастов, победы в Чемпионатах мира показывают – нет предела совершенству.
Учебные пособия
Перекладина – относительно немолодой спортивный снаряд, занимаются на нем давно. Сотни гимнастов достигли высоких результатов. Некоторые из них стали авторами книг, в которых делятся воспоминаниями о состязаниях, дают ценные советы. Издания, в которых можно почерпнуть информацию об истории развития спортивной дисциплины, есть в библиотеках и в сети интернет.
- Самым первым методическим пособием считается «Гимнастика для юношества», автор – Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс. Книга, изданная в 1834 году, долгое время считалась главным помощником для учителей гимнастики. В ней изложены основные правила различных движений для укрепления тела. Описываются также простые упражнения на перекладине.
- «Солнце на перекладине», автор Борис Штейн. Главные герои – молодые гимнасты, которые ищут место в жизни. Повесть в свое время несколько раз переиздавалась.
- Книга «Спортивная гимнастика», изданная в 2013 году – прекрасное пособие для тренерской аудитории. Упражнения разделены по уровням, учитывается гендерная составляющая, сложность и техника выполнения. Главное – книга помогает тренеру найти общий язык с воспитанником, создать мотивацию и атмосферу радости.
- Филаретов Петр является автором сборника книг «Упражнение для вытяжения грудного и поясничного отделов позвоночника в домашних условиях». В нем изложена уникальная авторская методика с применением доступных предметов, в том числе перекладины.
- Гавердовский Ю.К. «Теория и методика спортивной гимнастики». Для студентов ВУЗов физической культуры. В двухтомнике описывается историческое развитие, терминология, биохимические процессы, происходящие в организме человека, влияние на результат.
Публика вряд ли могла бы наслаждаться сложнокоординационным видом спорта «Гимнастика на перекладине» без целенаправленности, самоотдачи и полной выкладки физических усилий, присущих гимнастам. Тяжелые тренировки до боли в мышцах и потемнения в глазах неизменно приносят радость побед и восхищенные взгляды публики. В разных уголках мира покорители стального стержня продолжают испытывать на себе новые элементы, чтобы передать их в наследие подрастающим поколениям спортивной смены.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига
Источник