Гимнастика
Гимнастические акробатические элементы
Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.
Простые упражнения
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
- перекаты
- кувырки
- перевороты
- движения дугой
- сальто.
Статические акробатические упражнения:
Динамические акробатические упражнения:
- Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
- Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
- Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
- Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
- Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
- Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
- Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
- Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.
Обучение сложным элементам
Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.
Маховое сальто вперед
Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.
Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.
Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.
Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.
Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.
Как делать рондат фляк
Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.
Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).
Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.
Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.
Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.
Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).
После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.
При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.
Не смотря на то, что акробатика, является занятием , в котором можно сделать спортивную карьеру, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Тренируясь, организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнение точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.
Источник
Спортивная акробатика – что это?
К сожалению, такой вид спорта, как акробатика, очень и очень непопулярен. Непонятно, правда, почему, ведь это по истине завораживающее, изящное и эфектное зрелище!
Для начала хочу развенчать некоторые мифы об акробатике, которые, к слову, основательно засели в человеческом сознании.
- Спортивная акробатика— это не спортивная гимнастика и, тем более, не художественная! Безусловно, все эти виды спорта имеют немало общего, но и различий у них тоже достаточно. Самое главное отличие в том, что акробатика — групповой вид спорта, т.е. один спортсмен на ковре никогда не будет выступать. Следовательно, никаких атрибутов гимнастики нет (булавы и лента или бревно и брусья).
- Цирковая акробатика и спортивная акробатика — конечно же, тоже разные вещи. Думаю, здесь и лишних объяснений не нужно, поскольку все понятно из названий.
- Прыжки на батуте — тоже другое. Да, спортивные акробаты тренируются и на батуте и на дорожке, но это нужно исключительно для отработки некоторых прыжков, которые лишь дополняют программу выступления, а не являются ее основой.
- В акробатике не только девчонки! Как уже было сказано, это очень эфектный вид спорта, в котором парням тоже место. Кроме того, возможны и смешанные пары (мальчик с девочкой), что выглядит особенно красиво.
Теперь разберемся в том, какие существуют виды акробатических составов. Их всего 5:
- женская пара (девочка верхняя + девочка нижняя)
- мужская пара (мальчик верхний + мальчик нижний)
- смешанная пара, об этом я уже говорила (девочка верхняя + мальчик нижний)
- женская группа, или тройка (девочка нижняя +девочка средняя + девочка нижняя)
- мужская группа, или четверка (мальчик верхний + 2 мальчика средних + мальчик нижний)
Нельзя сказать, что в каком-то виде сложнее или легче. Могу сказать точно только одно: каждый сам определяет, что для него наиболее легкое и любимое. Допустим, я была нижней в женской паре, нижней в женской тройке, а также средней. Так вот, больше всего я любила быть средней. Почему? Сама не знаю.
Полноценное соревноватльное выступление акробатов включает в себя следующие упражнения: балансовое, темповое и комбинированное. Каждое выступление (упражнение) — это исполнение парно-групповых и индивидуальных акробатических элементов с фрагментами танца. В балансовом упражнении спортсмены выполняют определенный ряд статичных элементов с 3-секундным удержанием. В темповом — динамичные элементы, всеразличные подкидывания верхнего. В комбинированном упражнении все, соответственно, комбинируется, т.е. присутствуют и балансовые и темповые элементы.
Предлагаю разобраться в видах акробатики на конкретных примерах выступлений наших русских спортсменок и спортсменов, многократных чемпионов России, Европы и мира.
Балансовое упражнение в женской группе (тройке).
Темповое упражнение в смешанной паре.
Многие русские акробаты создали свои неповторимые элементы, некоторые из которых больше никто и ни в какой стране не выполняет. Кроме того, сборная России в этом виде спорта никогда не уезжает с чемпионатов без кубков и медалей, поскольку наш уровень очень высок. Хотя достойных соперников у русских акробатов достаточно, к примеру, китайцы всегда находят чем удивить.
Возникновение акробатики уходит далеко в глубь нашей истории, но как конкретный вид спорта в Росии она появилась только в 1938 году. А значит, спортивная акробатика совсем молода. Возможно поэтому она не так популярна, как футбол, теннис или та же гимнастика. И я вижу свою цель в том, чтобы популяризировать этот красивый и в то же время сложный вид спорта.
Источник
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 13. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические комбинации
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- История становления и развития акробатики.
- Акробатические комбинации.
- Техника упражнений, входящих в акробатическую комбинацию.
- Анализировать правильность их выполнения.
Глоссарий по теме:
Акробатика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Спортивная акробатика — вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
Комбинация — совокупность элементов и соединений с чётко выраженным начальным и конечным элементами.
Акробатическая комбинация — это последовательно связанное выполнение акробатических упражнений.
Элемент — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Связка — согласование упражнений между собой.
Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног, подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто.
Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачивания через голову.
Мост — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Физическая культура. 6-7 кл. учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2018. С.124-128.
1. Коркин В. П. Акробатика. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 127 с.
2. Сосина В. Ю. Акробатика для всех. – М.: Олимпийская литература, 2014.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации — https://www.minsport.gov.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Учебная комбинация № 1.
Исходное положение — основная стойка упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперёд в упор присев, два последовательных кувырка вперед в упор присев, основная стойка.
1. Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках.
2. Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.
3. Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.
Переходить к каждому следующему упражнению можно лишь тогда, когда предыдущее упражнение хорошо освоено. Освоение всей комбинации начинается в медленном темпе. После выполнения каждого упражнения необходимо сделать паузу 3-5 сек., фиксируя положение тела, в котором закончилось упражнение. По мере освоения комбинации темп её выполнения увеличивают, а паузы уменьшают до 1-2 сек. При этом необходимо обращать внимание на технику выполнения связок, перехода одного упражнения в другое.
Учебная комбинация № 2.
Исходное положение — упор лёжа, толчком двух ног в упор присев, перекат в стойку на лопатках, в стойке на лопатках развести и свести ноги, группировка и переворот назад через голову в упор присев, кувырок вперед в упор присев, основная стойка.
1. Из упора лёжа толчком двумя ногами в упор присев.
2. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатки.
3. В стойке на лопатках развести и свести ноги.
4. Из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперёд в упор присев, основная стойка.
В данной комбинации присутствуют два новых элемента.
Первый — переход из упора лёжа в упор присед: упор лёжа, слегка прогибая спину и опираясь на руки, толчок ногами в упор.
Второй — разведение ног в стойке на лопатках: из стойки на лопатках, развести ноги как можно шире, носки оттянуть.
Разучив эти элементы, приступают к освоению техники акробатической комбинации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
Установление соответствий между элементами двух множеств
Информация о тестовом вопросе:
Установите соответствие между терминами и определениями:
совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.
Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.
исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.
кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Выберите тип интерактивного теста:
Добавление подписей к изображениям
Информация о тестовом вопросе:
Техника акробатических упражнений.
Опишите технику упражнений.
Подберите подписи к изображениям:
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант.
Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках
Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.
Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными
Источник