- Тренировка гимнаста: 10 упражнений от чемпиона мира Артура Далалояна
- «Если ты не профессиональный спортсмен, то не нужно усердствовать и во что бы то ни стало пытаться сесть на шпагат. Тут характер не нужно показывать. Обычному любителю спорта нужно делать все так, чтобы было натяжение, но не на разрыв. Потому здесь важно разогреться».
- «Колени всему голова», — соглашаюсь я, вспоминая, как себя чувствует эта часть ног, если ее вдруг забыть размять.
- «Мы много не отжимаемся. Задачи налить кровь нет. Для обычного пользователя тоже дам такой совет: отжиматься можно не много, но верно с технической точки зрения. Можно даже делать само движение медленнее, чтобы нагрузить мышцу».
- Четыре !
- «Ну, это уже сложновато для обычного пользователя. Хотя в воркауте же почти все так делают», — комментирует чемпион мира. И действительно есть к чему стремиться.
- «Да, такое наверняка делают в фитнесе. Это сложнее, чем просто отжиматься на брусьях. Хотя мы, конечно, таких упражнений не делаем. Тут важно выйти наверх и координировать положение тела».
- Шесть !
- «Это тоже наша разминка, — говорит Далалоян , когда я кручу пальцем у виска. — Мы так тоже разогреваем ноги перед прыжковыми упражнениями. Мы делаем все немного иначе и быстрее, чем в фитнес-залах. К тому же мы используем пружинящий пол».
- Восемь !
- Девять !
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Гимнастике»
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Тренировка гимнаста: 10 упражнений от чемпиона мира Артура Далалояна
С портивная гимнастика считается одним из тех видов спорта, благодаря которому мужская антропометрия становится практически идеальной. Ярко выраженные мышцы от трицепса до нижнего кубика пресса, широкая спина — все прокачано до мельчайших мышц. Благодаря тому, что в гимнастику входят различные виды упражнений, спортсмен может с легкостью подтянуть все мышцы, а не только кор или грудные. В мужских соревнованиях это вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях. Ничего не напоминает? Точно, здесь больше половины из того, что есть в любом фитнес-зале или даже во дворе твоего дома.
Важно, что для гимнастов не характерна мышечная перегруженность, все в организме до единой связки — эластичное и легкое. Даже ярко выраженные трицепс и бицепс рук не несут собой громадной массы, как в пауэрлифтинге. Достигается такая форма не только специальными упражнениями на снарядах, но и серьезным разогревочным комплексом. Гимнасты проводят в день по три тренировки, поэтому их утро начинается с масштабного разогрева мышц.
«Для нас это разогрев, но для обычного любителя занятий спортом это могут быть упражнения с более высокой нагрузкой для организма», — говорит Далалоян , уточняя, что он вроде бы не в форме. «Сначала мы греем связки, это я бы рекомендовал делать всем посетителям фитнеса. Обязательно необходимо разогреть все, в том числе связки и мышцы ног», — рассказывает новоиспеченный абсолютный чемпион, параллельно сидя в удобоваримом для меня варианте поперечного шпагата. Далалоян соглашается, что мужчинам растяжка может даваться гораздо сложнее, но с этим ничего не поделаешь.
«Если ты не профессиональный спортсмен, то не нужно усердствовать и во что бы то ни стало пытаться сесть на шпагат. Тут характер не нужно показывать. Обычному любителю спорта нужно делать все так, чтобы было натяжение, но не на разрыв. Потому здесь важно разогреться».
«Теперь перейдем к более активным упражнениям. Конечно, такие вещи могут пригодиться в первую очередь людям, которые занимаются с железом. Особенно для тех, кто качает ноги. Важный момент – тренировка коленей», — командует Артур и тут же начинает делать упражнение, похожее на подпрыгивающего конькобежца.
«Колени всему голова», — соглашаюсь я, вспоминая, как себя чувствует эта часть ног, если ее вдруг забыть размять.
После этого мы бодро переходим к упражнениям для разогрева рук. Гимнасты разогревают разные группы мышц на руках отжиманиями. Мы пробуем отжимания на трицепс. Причем в этом виде спорта отжиматься можно не только на обычной ровной поверхности, но и с усложнениями. «Вот, смотри. Мы обычно отжимаемся на ровной поверхности, но можем использовать и снаряды», — говорит Далалоян и ловко карабкается на параллельные брусья. Отжимания на брусьях технологически ничего сложного собой не представляют. Те, кто был в армии, так вообще должны были навсегда запомнить это запатентованное упражнение.
«Мы много не отжимаемся. Задачи налить кровь нет. Для обычного пользователя тоже дам такой совет: отжиматься можно не много, но верно с технической точки зрения. Можно даже делать само движение медленнее, чтобы нагрузить мышцу».
Четыре !
Завершив отжимания, Далалоян не сразу отходит от брусьев. Тут в него вселяется воркаутер, и он демонстрирует знаменитое упражнение «передний вис».
«Ну, это уже сложновато для обычного пользователя. Хотя в воркауте же почти все так делают», — комментирует чемпион мира. И действительно есть к чему стремиться.
Рассказываю Далалояну , что в давно популярном кроссфите, да и просто у посетителей фитнес-клубов стали модными упражнения на кольцах. Отжимания на кольцах – это уже упражнения для людей, подготовленных чуть больше. Но и непосредственно профессиональным его тоже не назовешь. Далалоян легко делает выход с силой на кольцах и показательно отжимается.
«Да, такое наверняка делают в фитнесе. Это сложнее, чем просто отжиматься на брусьях. Хотя мы, конечно, таких упражнений не делаем. Тут важно выйти наверх и координировать положение тела».
Шесть !
Потом мы вновь возвращаемся на ковер для вольных упражнений, чтобы посмотреть, как гимнасты разогревают ноги. Тащим Артуру стандартный куб для тренировки прыжков из все того же популярного кроссфита. Только у гимнастов этот куб помягче. Артур объясняет, что в этом упражнении разминаются стопа, сам голеностоп и другие мышцы, близкие к стопе.
«Это тоже наша разминка, — говорит Далалоян , когда я кручу пальцем у виска. — Мы так тоже разогреваем ноги перед прыжковыми упражнениями. Мы делаем все немного иначе и быстрее, чем в фитнес-залах. К тому же мы используем пружинящий пол».
Мы уже практически испробовали все снаряды, но я-то ждал одного: перекладины, или, в просторечии, турника. В ответ на вопрос о том, подтягиваются ли гимнасты на тренировках, Далалоян говорит, что им это просто ни к чему. «Ага, а спина почему такая широкая?» — не унимаюсь я. «Ну ладно, ладно. Мы хоть и не подтягиваемся, но у тебя я в этом точно выиграю», — соглашается Далалоян на соревнование. Я тут же запрыгиваю на турник, желая доказать обратное. Получается не то чтобы очень много — 25 раз. Но этого достаточно для того, чтобы я немного «задышал». А Артур спокойненько подтянулся с десяток с ровной улыбкой и четко выполнил выход со снаряда.
Восемь !
Но не тут-то было, именно здесь подоспело мое предложение сделать уголок. «Давай, без проблем. Только сначала запрыгивай ты», — скомандовал Артур , и мои 90 кг чистой мышечной массы взлетели на перекладину. Мы (хотя чего уж там, я) протерпели около минуты, после чего соскочили со снаряда. Я был крайне недоволен тем, что не дотянул носки, да и руки не вытянул. Хотя это уже технические моменты. «Ничего, научим», — с улыбкой пригрозил Артур .
Девять !
В завершение тренировки вновь идем на ковер. Теперь уже для типичных упражнений, которые знакомы каждому. Артур с легкостью встает в боковую планку.
Источник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Гимнастике»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Нягань
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
председатель Методического совета директор МБОУ НОШ № 9
_____________Т.В Коновалова. ________________В.В. Завьялова
_______от ________2012г _______от ________2012г
2012- 2013 учебный год
Канавцева Наталья Георгиевна
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕКЦИИ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА»
Программа секции «Спортивная гимнастика» предусматривает технику выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям. Она направлена на развитие физических способностей детей. В программе раскрывается структура по спортивной гимнастике, принципы проведения занятий, учебно–тематический план, планирование учебного материала, распределение двигательной деятельности, контрольные упражнения и нормативы для оценки ОФП и СФП, классификация акробатических упражнений, техника выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям, упражнения на гимнастических снарядах, развитие физических качеств.
1. Пояснительная записка
2. Принципы построения программы, коррекционная направленность программы, содержание
3. Структура занятия по спортивной гимнастике
4. Принципы проведения занятий
6. Контрольные упражнения и нормативы для оценки ОФП и СФП по спортивной гимнастике
7. Классификация акробатических упражнений
8. Техника выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям
9. Упражнения на гимнастических снарядах
12. Развитие физических качеств
13. Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Приложение 1 – Разминка на занятиях по спортивной гимнастике
2. Приложение 2 – Подвижные игры
3. Приложение 3 – Конспекты праздников по спортивной гимнастике
4.Приложение 4 – Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивной гимнастике
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Спортивная гимнастика — это один из красивейших, динамичных, зрелищных и популярных видов спорта. Она является частью программы Олимпийских игр, постоянно проводятся чемпионаты мира и Европы, соревнования на Кубок мира и другие престижные международные турниры. История этого вида спорта касается не только спортсменов, но и миллионы зрителей — всех тех, кто находит в ней великолепное зрелище красоты,изящества, силы и ловкости. А начиналось все более ста двадцати лет назад
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Занятия по спортивной гимнастике направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют детям радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Новизна моей программы заключается в том, что спортивная гимнастика как вид деятельности в программах школьных учреждений не разработана, нет методических рекомендаций, разработок по данному направлению. Данная программа послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания, образования в школьных учреждениях и будет способствовать развитию физических способностей
«Обучение детей акробатическим упражнениям, совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки».
Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных дошкольников;
Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;
Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
Пропаганда физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на детей — 6-10 летнего возраста
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Занятие проводится в группе по 10-15 человек, так как предусматривается работа индивидуально.
Проводиться занятие 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на три года обучения:
1ый и 2ой год – по 36 часов
3ий и 4ый год– по 74 часа
Продолжительность занятия 40 минут
I год — начальное обучение. Набор в группы детей 7-8 лет;
II год – формирование и закрепления основных двигательных навыков и умений;
III – IV год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;
Занятия проводятся на:
1ом и 2ом году обучения – 1 раз в неделю
3ем и 4ом году обучения – 2 раза в неделю
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы :
Наглядные (показ, помощь);
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
Обучение гимнастическим упражнениям можно разделить на 3 этапа.
Основной формой работы по программе в спортивной гимнастике является:
— групповое учебно–тренировочное занятие .
Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности юных гимнастов.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий форме бесед.
Физическая подготовка юных гимнастов является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Невозможно строить работу, не зная способности ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Обследование проводится по показателям развития физических качеств и двигательным навыкам.
Ожидаемые результаты и способы их результативности
К концу реализации программы по спортивной гимнастике дети должны :
Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
Уметь владеть своим телом;
Уметь легко выполнять упражнения;
Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Форма подведения итогов – контрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
Руководитель секции должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей.
Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий. Целесообразно на каждом занятии проводить работу, направленную на решение вышеизложенных задач.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Гимнастика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.
Подготовительная часть по продолжительности занимает 10-15 минут и имеет собственные задачи:
Задачи биологического аспекта — подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
Задачи педагогического аспекта — формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой истепенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
В зависимости от возраста задачи педагогического аспекта могут требовать на одних занятиях больше времени, на других — меньше.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 35-40 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные).
Заключительная часть занимает 5 — 15минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, в ыполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению э моционального состояния (танцевальные и т.п.).
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ :
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно – ролевые игры, музыкальные игры, игры с правилами), продуктивная (оздоровительно–спортивная, творческая), общение.
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
6. Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.
9. Принцип формально – эвристического единства.
В обучении следует сочетать традиции и новаторство.
Мы используем лучшие традиции, наработанные в гимнастике.
Ожидаемые результаты и способы их результативности
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:
параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 2 – го года обучения:
параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека, строевые команды (Понятия: «стой», «шеренга», «колонна», «фронт», «фланг», «дистанция», «интервал», «направляющий», «замыкающий».)
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
К концу 3 – го года обучения:
параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека.параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека, строевые команды (Понятия: «стой», «шеренга», «колонна», «фронт», «фланг», «дистанция», «интервал», «направляющий», «замыкающий».)Управление строем: точки зала, команды, распоряжения, сигналы, жесты. Группы строевых упражнений: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
К концу 4 – го года обучения:
Знать: параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека. параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека, строевые команды (Понятия: «стой», «шеренга», «колонна», «фронт», «фланг», «дистанция», «интервал», «направляющий», «замыкающий».)Управление строем: точки зала, команды, распоряжения, сигналы, жесты. Группы строевых упражнений: строевые приёмы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания . Фигурная маршировка. Особенности методики проведения строевых упражнений. Краткий обзор развития гимнастики в РоссииГимнастическая терминология
Гимнастика с основами акробатики
Ходьба в приседе; наклоны вперёд, назад, вправо, влево; выпады и полушпагаты; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой; широкие стойки на ногах; комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах); тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
(диагностика физической подготовленности)
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.
Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:
Степень овладения ребенком «азбукой движений»: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном — этапе к обучению в школе.
Для этой цели можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Предлагаемые тесты обладают высокой статистической достоверностью.
Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
1.Бег 30 метров с высокого старта.
Проводится в зале. Движение начинается по команде «марш», одновременно включается секундомер. При касании финишной ленточки секундомер выключается. Стартуют по одному ребенку, один раз (в отдельных случаях не исключен и второй старт).
2.Прыжок в длину с места.
Проводится в зале. Прыжок выполняется с двух ног с приземлением на две ноги. Сбоку от стартовой линии, за которую нельзя заступать носками, расчерчивается разметка: в зоне предполагаемого приземления через каждые 10 см мелом проводится поперечные линии. Это дает возможность сразу же определить результат прыжка. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
3.Упражнение на гибкость.
Наклон вперед из положения, сидя на полу. На полу обозначить цетровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног касаются перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляют 20-30 см. Выполняется три наклона вперед, на 4-ом задерживается дыхание на 2 сек. И фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании её кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускаются.
4.Шпагаты (левый, правый, поперечный).
Ноги лодыжками касаются пола, руки на полу 1 балл
То же, но руки в стороны 0,8
Ноги до колен касаются пола, руки в стороны 0,6-0,4
Ноги почти полностью касаются пола, слегка согнуты 0,3-0,2
Ноги полностью прилегают к полу носки оттянуты, руки в стороны (без сбавки)
5.Мост (из произвольного положения).
Ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45 градусов 1 балл
Ноги и руки значительно согнуты, плечи значительно отклонены от вертикали 0,8-0,6
Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали 0,5
Ноги и руки прямые, плечи почти перпендикулярны полу 0,2-0,1
Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу (без сбавки)
6.Удержание ноги (правой, левой) в сторону (2 сек.).
Тело прямо, руки в стороны, нога ниже прямого угла 1 балл
То же, но нога параллельно полу 0,5
То же, нога на уровне груди 0,3
То же, нога на уровне плеча 0,1
То же, нога на уровне уха без сбавок
Сумма сбавок во всех упражнениях определяет оценку (по таблице) за гибкость.
Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной подготовленности по спортивной гимнастике
Учебно – тематический план на четыре года обучения 1-2 год обучения (1 раз в неделю) и 3-4 год обучения (2 раза в неделю)
Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике
Общая физическая подготовка и Специальная физическая подготовка
Элементы вольных упражнений
Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)
на 1 год обучения
Краткий обзор развития гимнастики в России
Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике
Общая физическая подготовка и Специальная физическая подготовка
Элементы вольных упражнений
Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)
на 2 год обучения
Краткий обзор развития гимнастики в России
Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике
Общая физическая подготовка и Специальная физическая подготовка
Элементы вольных упражнений
Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)
на 3 год обучения
Краткий обзор развития гимнастики в России
Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике
Общая физическая подготовка и Специальная физическая подготовка
Элементы вольных упражнений
Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)
на 4 год обучения
Краткий обзор развития гимнастики в России
Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике
Общая физическая подготовка и Специальная физическая подготовка
Элементы вольных упражнений
Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)
Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (36 часов)
на 1 год обучения
Наименование раздела, темы
Дата проведения занятия
Общие сведения о гимнастике (1 часа)
Краткий обзор развития гимнастики в России
Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике
II .Упражнения на развитие гибкости (10 часов)
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах
Выпады в стороны и вперёд
Развитие подвижности в плечевых суставах
Развитие гибкости позвоночника
Развитие подвижности в тазобедренных суставах
Обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности
III .Упражнения на развитие ловкости и координации (9 часов)
Преодоление простых препятствий
Передвижения по гимнастической скамейке
Преодоление полосы препятствий
Упражнения на переключение внимания
Упражнения на равновесие
Упражнения на координацию движения
Передвижения на носках, с поворотами и подскоками
Передвижения по намеченным ориентирам
Тест «Прыжок в длину с места»
IV .Упражнения на формирование осанки (8 часов)
Упражнения на проверку осанки
Ходьба на носках
Ходьба с заданной осанкой
Комплексы упражнений на контроль осанки в движении
Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета
Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела
Упражнения с удержанием предмета на голове
V .Акробатические упражнения (4 часов)
Упор, присев Упор, лёжа Упор, согнувшисьСед на пятках Сед углом
Стойка на лопатках, согнув ноги Стойка на лопатках, выпрямив ноги
Группировка Перекаты Кувырок вперёд Кувырок назад
К Л А С С И Ф И К А Ц И Я
а к р о б а т и ч е с к и х у п р а ж н е н и й.
Упражнения в балансировании.
Равновесия. Равновесие — это статическое положение, при котором исполнитель стоит на одной ноге.
Технически правильно выполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации без колебаний не менее 2-3 секунд.
Согнув ногу — тело вертикально; опора на всю ступню выпрямленной ноги, свободная нога согнута и приподнята вперед. Высокое равновесие — тело вертикально, Свободная нога отведена назад до горизонтального положения. Равновесие « Ласточка» — тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята не ниже уровня плеч.
Шпагаты. Шпагат — сед с предельно разведенными ногами.
Технически правильное исполнение шпагатов характеризуется легкостью и точностью принятия заданной позы без дополнительных покачиваний, колебаний, с касанием опоры всей длиной ног.
Выполнение шпагатов увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, что делает движения гимнастов более свободными, легкими, красивыми, а также предохраняет от возможных травм.
Шпагат левый (правый) — указывается нога, находящаяся спереди, туловище прямо, разрешается опора на руку (руки). При выполнении шпагата с наклоном вперед (назад) требуется указание: с наклоном, с наклоном назад. Полушпагат «улитка» — сед на пятке, находящейся спереди согнутой ноги, другая сзади, туловище вертикально. Прямой шпагат — сед с предельно разведенными врозь ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны.
Мосты. Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз.
Способы выполнения : Пригибанием из положения лежа на спине с опорой на согнутые ноги и руки; Наклоном назад из стойки врозь, руки вверху; Поворотом на 180 градусов из упора на руках; Разгибом из упора лежа на лопатках.
При технически правильно и исполнении ноги и руки на ширине плеч, ноги выпрямлены, опора на всю ступню и ладонь, вес тела переведен на руки. Мост на коленях — мост с опорой на голени и руки. Мост на предплечьях — мост с опорой на ноги и предплечья.
Упоры. Упор — это вертикальное или горизонтальное статическое положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры.
Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации не менее 3 – х секунд. Систематическое выполнение упоров способствует развитию силы рук и туловища, облегчает занимающимся освоение стоек на руках и целого ряда парных и групповых упражнений.
Упор согнув ноги — тело вертикально, ноги согнуты и приближены к груди, руки выпрямлены. Упор углом — то же, ноги выпрямлены и образуют с туловищем прямой угол, ноги горизонтально полу или чуть выше.
Стойки. Стойка — статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.
Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы (выход в стойку) и прочностью ее фиксации не менее 3 – х секунд.
Систематическое выполнение различных стоек тренирует вестибулярный аппарат и сердечно — сосудистую систему, укрепляет мышцы рук, шеи и туловища, подводит к выполнению целого ряда парных и групповых упражнений.
Стойка на лопатках — стойка с опорой на лопатки, затылок, локти и с поддержкой руками под спину. Стойка на лопатках, руки на полу — то же, но без поддержки руками о спину. Стойка на голове — тело прямое с опорой на руки и голову. Стойка на руках — тело прямое с опорой на кисти.
Перекаты. Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Многократное выполнение разнообразных перекатов является действенным средством тренировки вестибулярного аппарата, развития гибкости, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Перекат из стойки на лопатках выполняется вращением вперед в группировке в положение упора присев.
Разновидности перекатов: В сед согнув ноги; согнувшись; ноги врозь; На одну — на одну ногу с последующим шагом вперед другой; В упор стоя согнувшись ноги врозь — с опорой на руки; В упор стоя согнувшись ноги врозь — то же, но ноги вместе; С поворотом в шпагат — то же, что и в упор стоя согнувшись ноги врозь с последующим поворотом направо (налево) шпагат правой (левой). Перекат, прогнувшись выполняется движением, вперед прогнувшись из упора лежа с последовательным касанием опоры бедрами, животом, грудью, с опорой руками у груди. Перекат прогнувшись с коленей — то же, но из стойки на коленях. Перекат назад прогнувшись — из стойки на груди последовательный перекат назад в упор лежа.
Кувырки. Кувырок — вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.
Технически правильное выполнение кувырков характеризуется мягкостью переката-вращения и точностью принятых положений. Умение выполнять кувырки с очень быстрым (резким) захватом ног в группировку способствует освоению техники выполнения различных сальто.
Кувырок — из упора присев толчком ног с опорой затылком и шеей перекат в группировке до упора присев. Разновидности: в сед согнув ноги, в сед, в сед ноги врозь, на одну ногу, в стойку на лопатках. Длинный кувырок — то же, но с более далекой постановкой рук вперед (без прыжка и фазы полета).
Перевороты колесом. Переворот колесом — вращение тела вперед, назад или в сторону через стойку на руках с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и н огой.
Переворот в сторону (колесо) — переворот влево (вправо) с последовательной опорой руками и ногами через стойку ноги врозь.
Источник