Спортивная гимнастика перспективы развития

Спортивная гимнастика перспективы развития

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства спорта РФ от 19 мая 2021 г. N 321 «Об утверждении программы развития спортивной гимнастики в Российской Федерации до 2024 года»

В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 «Об утверждении порядка разработки и предоставления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта» (в редакции приказа Минспорта России от 30.11.2017 N 1037) приказываю:

1. Утвердить программу развития спортивной гимнастики в Российской Федерации до 2024 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр О.В. Матыцин

Обзор документа

Минспорт утвердил программу развития спортивной гимнастики в России до 2024 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Спортивная гимнастика перспективы развития

Развитию массовости физической культуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание партией и правительством. Для работников физической культуры и спорта особое значение имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Вопросы, поставленные в нем, актуальны и по сей день. В постановлении четко разделены задачи олимпийского и массового спорта.

Советская система физического воспитания — детище Великой Октябрьской социалистической революции — стала подлинно государственным, общенародным делом, средством укрепления здоровья всего населения, подготовкой к высокопроизводительному труду и защите Отечества.

Решение задач всестороннего физического развития начиная с раннего детского возраста возможно при условии применения различных средств физической культуры, и среди них гимнастика, располагающая большим выбором избирательно воздействующих на организм человека упражнений, по праву должна занимать одно из ведущих мест. Однако изучение работы на местах, анализ статистических справок, отчетов и других официальных документов свидетельствуют о том, что гимнастику перестали культивировать и исключили из программ комплексных соревнований в школах, ПТУ, средних и высших учебных заведениях, коллективах физической культуры. Так, в школах с 4-го по 10-й класс в год на гимнастику отводится всего 92 часа, в средних учебных заведениях за три года — 22 часа, в ПТУ — 48 часов.

Отмечена тенденция сокращения количества занимающихся гимнастикой в РСФСР, Белоруссии, Литве, на Украине, не совсем благополучно обстоят дела по внедрению гимнастики среди населения в ДСО профсоюзов.

В комплексе ГТО 1972 г. гимнастика представлена в основном силовым нормативом «отжимание и подтягивание». Анализ содержания средств гимнастики в комплексах ГТО 1939, 1940 и 1972 гг. показал, что в довоенные годы основой ГТО были средства гимнастики, которые в комплексе с другими видами позволили улучшить разностороннюю физическую, а также морально-волевую подготовку занимающихся. Данные убедительно свидетельствуют, что гимнастическая основа комплекса ГТО тридцатых и сороковых годов послужила развитию подлинно массовой физической культуры среди всего населения, особенно молодежи.

Следует признать, что в течение ряда лет вопросам развития и применения средств массовой гимнастики уделялось недостаточное внимание, так как главная установка была на достижение высшего мастерства. На современном же этапе развития спортивной гимнастики как олимпийского вида она не может быть доступной всем желающим. Поэтому принятое решение выделить в гимнастике «олимпийское направление» — программу категории «А» и массовое — доступную для всех желающих заниматься от «мала до велика» программу категории «Б» является актуальным и своевременным.

Развитие массовой гимнастики связано с пересмотром классификационных программ низших разрядов, коррекцией подготовки физкультурных кадров, рядом организационных и методических вопросов.

Кафедры гимнастики МОГИФКа, ГДОИФКа, Воронежского филиала МОГИФКа подготовили упрощенную программу по гимнастике, которая вышла в свет как дополнение к ЕВСК.

Программа массовых разрядов категории «Б» в настоящее время является основной программой спортивной гимнастики для факультативных занятий в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, она находит применение и в коллективах физической культуры.

Опыт подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также «география» распределения выпускников и нехватка педагогических кадров свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей широкого профиля. В то же время в институтах физической культуры сокращается количество часов на прохождение курса гимнастики, из программ изъяты экзамены и зачеты для студентов общего курса. Гимнастика в учебном вузе перестает быть основополагающей практической дисциплиной в подготовке кадров.

Развитию массовости гимнастики должны способствовать такие средства агитации и пропаганды, как печать, радио, телевидение. Немаловажную роль должен сыграть выпуск массовым тиражом популярной научно-методической литературы: комплексов утренней гимнастики, упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, гантелями, обручами и др.), на снарядах, а также упражнений с использованием предметов бытового назначения (стулья, скамейки, табуреты и пр.).

Анализ документов и контроль на местах показал, что сентябрьское постановление 1981 г. обязало по-новому взглянуть а оценить состояние работы по гимнастике среди населения. На метился определенный сдвиг к увеличению количества занимающихся гимнастикой на производстве и в часы досуга. Организовываются группы «женской гимнастики», «ритмической гимнастики» и так далее. Какое бы название они ни имели, суть одна — люди захотели заниматься гимнастикой, поя-вилась потребность в активных движениях.

Большую популярность приобрела производственная гимнастика, проводимая на различных предприятиях нашей страны. Не менее распространенная форма — группы обшей физической подготовки и группы здоровья. Однако в этих группах занимаются преимущественно лица среднего и старшего возраста, для более молодых занятия должны носить спортивную направленность, иметь определенный стимул: выполнение разрядов, участие в соревнованиях, выявление победителей и др. Появление массовой программы категории «Б» позволило удовлетворить эти потребности. Отрадно отметить, что в школах Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Москвы и Московской области, Ленинграда, Молдавии и других городов и республик нашей страны возобновляется работа по гимнастике в секциях, группах продленного дня. Большую помощь в проведении занятий оказывают студенты. Заслуживает распространения опыт работы кафедры гимнастики ГЦОЛИФКа, студенты которой на общественных началах по договоренности с Первомайским РУНО проводят занятия с детьми, готовят их к участию в праздниках, гимнастических показательных выступлениях, школьных соревнованиях, и проч.

На кафедре гимнастики МОГИФКа создан и действует консультативный пункт по оказанию практической и методической помощи всем желающим. Такая форма работы с населением оправдывает себя, и подобные пункты должны быть созданы во всех физкультурных организациях.

Для большинства кафедр гимнастики стало традиционным участие в праздничных колоннах демонстрантов, показательных выступлениях. Гимнастические праздники молодежи олицетворяют красоту, бодрость и жизнерадостность.

Положительные сдвиги отмечены в работе с населением в Литовской ССР, где разработано Положение о проведении соревнований по массовой гимнастике, проводится большая работа по агитации и пропаганде гимнастики. В работу по массовой гимнастике вовлекаются общественные инструкторы.

Управление гимнастики Спорткомитета г. Москвы совместно с федерацией разработало Положение для проведения открытого первенства города среди всех желающих.

Примеров внедрения массовой гимнастики все больше и больше. Однако полного признания со стороны руководящих работников спорткомитетов, федераций, Минпроса, Минвуза, Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, президиума ЦС ДСО «Трудовые резервы», ДСО профсоюзов массовые средства гимнастики еще не получили.

Иногда закрывают отделения гимнастики ДЮСШ, несмотря на то, что мы не обнаружили документов, в которых гимнастика значилась бы как нецелесообразное средство физического воспитания.

В приказе по Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 10 февраля 1983 г. за № 136 «О дополнении в классификационную программу 1981—1984 гг. по спортивной гимнастике» в п. 2 сказано: «Комитетам по физической культуре и спорту, советам ДСО и ведомственным физкультурным организациям проводить соревнования по массово-доступной спортивной гимнастике категории «Б» и ежегодно к 1 марта представлять отчеты о проведенных соревнованиях». Этот приказ свидетельствует о том, какое большое значение придается делу развития гимнастики, ее внедрению среди населения.

Специалисты по гимнастике не претендуют на гимнастику ради гимнастики. Средства гимнастики должны быть цементирующей основой физического воспитания. Это улучшит систему учебно-спортивной работы, откроет широкие возможности сочетания занятий с любым видом спорта. В этом основная роль развития массовых спортивно-оздоровительных форм гимнастики в комплексе с другими средствами физического воспитания.

В. И. Макарова, доцент, МОГИФК.

Источник

Современные тенденции развития спортивной гимнастики

Особенности современного развития спорта высших достижений. Направления совершенствования подготовки спортсменов. Подготовка гимнастов высокой квалификации. Совершенствование материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2011
Размер файла 16,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Волгоградская Государственная Академия Физической Культуры»

На тему: «Современные тенденции развития спортивной гимнастики»

Студентка 408 гр.

Проверил: Смирнов Ю. А.

1. Особенности современного развития спорта высших достижений

2. Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе

3. Современные тенденции развития гимнастики

1. Особенности современного развития спорта высших достижений

Спорт в подавляющем большинстве стран мира пользуется повышенным вниманием и различным видам спорта, расширении программ крупнейших соревнований, увеличении числа стран, участвующих в них.

Организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов в различных странах мира на основе новейших технологий, бурное внедрение в спорт современных достижений науки и техники приводят к исключительно высокой конкуренции в крупнейших соревнованиях и постоянному росту спортивных достижений. Предполагаемой стабилизации мировых спортивных достижений на современном этапе не произошло, а в некоторых видах спорта темпы обновления рекордов даже увеличились.

В последнее время существенно возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях. Представители стран Азии, Центральной и Южной Америки демонстрируют высочайшие достижения в наиболее популярных видах спорта, стабильными и высокими результатами в которых традиционно отличались спортсмены стран Европы и США.

Характерными особенностями современного этапа развития спорта высших достижений являются:

— очень высокий уровень и продолжающийся рост спортивных достижений;

— исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству, стабильности и надёжности технико-тактического мастерства и психологической устойчивости спортсменов в условиях частых и ответственных стартов;

— профессионализация и высокая коммерция спорта высших достижений и осложнение системы подготовки и особенно системы соревнований решением вопросов бизнеса;

— специальная подготовленность высококвалифицированных спортсменов достигла высочайшего уровня, затрудняя задачи её повышения эффективности подготовки на основе рационализации системы построения тренировочного процесса в целом;

— возросшая роль науки в решении методических вопросов тренировки.

Подготовка спортсменов высокой квалификации связана с весьма существенными воздействиями на жизнеобеспечивающие функциональные системы организма и выведения их на столь высокий уровень, что без научных знаний, опираясь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейших проблем современной тренировки.

2. Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе

Для современного этапа развития спорта высших достижений характерен постоянный творческий поиск специалистов разных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально — технических и особенно научно — методических основ. Это требует особого акцента при рассмотрении трех тенденций в развитии системы спортивной подготовки и с тех позиций, которые находятся в числе узловых в настоящее время и могут оказаться наиболее перспективными для дальнейшего прогресса спорта высших достижений.

Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствование материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, экипировке, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, в последние годы в ряде видов спорта в значительной мере определяется именно факторами материально-технического порядка.

3. Современные тенденции развития гимнастики

спортсмен соревновательный гимнаст тренировочный

Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресса спорта, прежде всего, определяется совершенствованием системы спортивной тренировки.

Одной из важных составных частей соревновательной программы спортсменов является ее сложность. По этому признаку строились первые классификационные программы для ранжирования гимнастов по уровню их подготовленности. На каждом этапе развития спортивной гимнастики достижения спортсменов-лидеров признавались вершиной совершенства, пределом человеческих возможностей. Считалось, что современное развитие гимнастики с точки зрения трудности достигло своего критического момента. Сегодня можно утверждать, что такие мнения оказались ошибочными. В современной гимнастике успеха добивается тот, кто изобретает новые элементы, кто доказывает своим мастерством, что гимнастика как вид спорта себя не исчерпала. В этом и проявляется главная закономерность спорта высших достижений (Турищева Л.И., 1986; Терехина Р.Н., Титова Ю.Е., Турищева Л.И., 1991 и др.). Специалисты отмечают, что соревновательные программы и в дальнейшем будут совершенствоваться в основном за счет повышения сложности. Под сложностью здесь понимается суммарная трудность выполненных элементов, каждый из которых оценивается соответствующей группой трудности.

Однако в каждую группу входит широкий диапазон элементов. Это значит, что в одной и той же группе трудность соседствуют элементы разной технической сложности.

Специалистами постоянно ведется анализ комбинаций лидеров мирового помоста (Турищева Л.И., 1986; Савельева Л.А., 1996; Терехина Р.Н., 1997; Борисенко С.И., 2001 и др.). Например, рассмотрим динамику трудности в упражнениях на брусьях. Произвольное упражнение 1952-1953 годов (Н. Бочаровой) состояло из 9 элементов группы трудности А. С сегодняшних позиций — это комбинация уровня 2-го разряда. Вся она составлена из простых элементов программы начинающих гимнастов — мужчин на низкой и высокой перекладине.

В дальнейшем сложность постепенно возрастала за счет обогащения соревновательной программы на этом виде путем переноса и адаптации мужских упражнений на перекладине. Появились такие элементы как махом назад поворот на 360 градусов, соскоки оборотом назад с нижней и с верхней жердей, различные перехваты при переходе с верхней жерди на нижнюю и обратно. Появились отмахи в стойку. Комбинации стали более динамичными, исключены статические положения и силовые элементы, увеличилась максимальная амплитуда движений, что и определило новый этап в развитии гимнастики на данном виде многоборья.

В 1972 году на брусьях появляются соединения из 2-х — 3-х сложных элементов подряд. Например, дуга с поворотом на 450 градусов и махом назад поворот на 360 градусов в вис на нижней жерди. В 1972 году в произвольных комбинациях снижается количество групп трудности А и появляются элементы группы трудности С.

В развитии сложности, которое характеризуется, как правило, постепенным накоплением элементов, имелись и исключения. К таким исключениям следует отнести элементы: петля Корбут, большие обороты, перелеты Ткачева, Делчева, сальто Команечи и другие. Появившиеся «трюки» петля Корбут и усложненные ее варианты исполнения (добавление пируэта — элемент Елены Мухиной) не отражали конструктивных особенностей данного вида, что привело к исчезновению их из гимнастики высших достижений. Использование гимнастками больших оборотов потребовало включения новой группы трудности — С «риск» (Ср). Участницы ХХП Олимпийских игр в свои комбинации включили элементы, содержащие полетные фазы. Это такие элементы, как перелет Ткачева, Делчева, что больше характерно для упражнений мужчин на перекладине.

Такой подход резко увеличивает сложность произвольных упражнений. Из 12 элементов комбинации — 6 элементов группы трудности С, одна из них — Ср. В упражнениях происходит заметное снижение простых элементов.

В дальнейшем усложнение произвольных комбинаций гимнасток на этом виде многоборья происходит за счет включения в упражнения соединений из элементов группы трудности С и Ср, несущих надбавку за риск и оригинальность. К примеру, в произвольное упражнение обладательницы Кубка СССР 1986 г. Елены Шушуновой включены следующие элементы: махом вперед поворот на 360 градусов в упоре с перелетом через верхнюю жердь в вис на верхнюю жердь; перелет Делчева на верхней жерди; оборот в стойку на верхней жерди; большой оборот на верхней жерди и махом вперед двойное сальто с поворотом на 360 градусов в соскок.

Анализ произвольных комбинаций победительниц крупнейших соревнований различных лет свидетельствует о постоянном усложнении упражнений на брусьях: за счет включения в них новых элементов и соединений, исключения статических положений. В комбинациях доминируют элементы с вращениями в безопорном положении и перелеты с одной жерди на другую, требующие большой смелости, силы, совершенной координации движений, легкости и уверенности в своих действиях.

В настоящее время на разновысоких брусьях наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения количества полетных элементов в комбинации, увеличения связок из полетных элементов, увеличение количества поворотов после оборотов в стойку, штальдеров в стойку и т.п., выполняемых «каскадным способом».

Результаты свидетельствуют о том, что, начиная с 1952 года, сложность соревновательных программ на всех видах многоборья постоянно растет. Для «кривой роста» характерна как эволюционная, так и революционная тенденции развития. Анализ сложности соревновательных программ позволяет констатировать, что для упражнений гимнасток характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых новыми, более сложными) и объединения их в связки, дающие бонификацию.

Скачкообразный рост сложности соревновательных программ отмечался в 19961968 г.г., 1972-1976 г.г., 1980 годах. Для последних двадцати лет характерна эволюционная тенденция развития сложности. Не наблюдается выполнение новых форм движений на видах многоборья.

Все компоненты исполнительского мастерства, в том числе и сложность, регулируются управляющим развитием гимнастики документом — Code FIG, в котором представлена дифференцировка элементов по трудности. В каждом олимпийском цикле таблицы трудности претерпевают изменения, элементы переходят то в одну, то в другую группы.

Теоретический анализ правил соревнований по спортивной гимнастике, начиная с 1952 по 2001 г.г. показал, что существует весьма приблизительная оценка трудности упражнений, что является одной из причин неадекватного судейства в нашем виде спорта. Проявляется необходимость более дифференцированной градации сложности элементов и более точное определение истинной ценности упражнений.

Члены технического комитета международной федерации гимнастики ведут большую работу по ранжировке элементов согласно их истинной ценности. При разработке основного управляющего развитием гимнастики документа (Code FIG) на 2006-2008 г.г. была предпринята попытка создать более адекватные таблицы трудности элементов на всех видах многоборья. Разработана градация трудности по следующим группам. Самые простые элементы — группа «А» (стоимостью в 0,10 балла). Далее группы: «В» — 0,20 балла; «С» — 0,30 балла; «Д» — 0,40 балла; «Е» — 0,50 балла, «F» 0,60 балла. Самые сложные элементы — группа «G» (стоимостью в 0,70 балла).

Однако анализ результатов экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов свидетельствует еще об одной проблеме несовершенства правил соревнований. Это связано с разработкой критериев оценки за исполнение элементов групп трудности. На наш взгляд необходимо исключить из Code FIG, так называемые, «переходные» группы. Например, на бревне — фляк с поворотом на 360°. Если он не соответствует определенным требованиям правил к технике, то переходит в группу «С». По нашему мнению, данный случай позволяет в рамках «закона» за выполненный элемент с ошибками получить при этом дополнительно, в данном случае, 0,30 балла (как группу трудности «С»). К сожалению, подобного рода примеров можно привести много. Логично было бы исключить из Code FIG положения, не направленные на «чистоту» исполнения в гимнастике.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки участников. Формирование и развитие системы управления данным процессом. Направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике, анализ и оценка дальнейших перспектив.

дипломная работа [279,0 K], добавлен 10.07.2017

Предпосылки развития и направления совершенствования системы подготовки спортсменов. Характеристика соревновательной деятельности в спорте. Теория адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов. Основные принципы спортивной подготовки.

контрольная работа [12,8 K], добавлен 21.12.2010

Место спорта в системе общественных ценностей. Характеристика спорта высоких достижений. Подготовка спортсменов массового спорта и спорта высоких достижений. Характерные признаки спорта. Особенности спортивной деятельности. Оценка показателей в спорте.

реферат [28,7 K], добавлен 10.11.2016

Структура соревновательной деятельности как основа выбора показателей комплексного контроля. Методы контроля и исследования физической и функциональной подготовленности футболистов высокой квалификации в соревновательной деятельности в ФК «Севастополь».

дипломная работа [135,4 K], добавлен 09.12.2014

Особенности спортивной тренировки лыжника-гонщика. Подготовка спортсменов высших разрядов уровня кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта на примере команды г. Рудного и команды Областной детско-юношеской спортивной школы зимних видов спорта.

дипломная работа [125,9 K], добавлен 10.06.2015

Основные направления спортивной подготовки. Структура, формы и организация тренировочного процесса. Развитие спортивной формы в годичном цикле подготовки. Медико-биологическое сопровождение спорта высоких достижений. Фазы утраты спортивной формы.

презентация [194,8 K], добавлен 20.12.2015

Особенности тренировочной нагрузки пловца. Закономерности развития спортивной формы. Методы повышения результативности спортсменов высокой квалификации на основе использования сочетаний упражнений различной координационной структуры и интенсивности.

курсовая работа [981,7 K], добавлен 24.02.2014

Источник

Читайте также:  Для чего нужны легкие тренировки
Оцените статью