Спортивная гимнастика оценки по снарядам

Содержание
  1. Правила соревнований (гимнастика) — Code of Points (gymnastics)
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. Правила соревнований FIG
  4. Кодекс в редакции 2006 г.
  5. Таблица элементов
  6. Судейство и подведение итогов
  7. Кодекс до 2006 г.
  8. Спортивная гимнастика: виды упражнений, олимпийская программа
  9. Спортивная гимнастика на Олимпийских играх
  10. Краткая история
  11. Спортивные гимнасты СССР
  12. Медальный зачет спортивной гимнастики (олимпийская программа)
  13. Соревнования на гимнастических снарядах
  14. Гимнастический конь
  15. Кольца
  16. Перекладина
  17. Брусья (параллельные)
  18. Гимнастическое бревно
  19. Разновысокие брусья
  20. Вольные упражнения в спортивной гимнастике
  21. Опорные прыжки
  22. Регламент Олимпийских соревнований
  23. Квалификационный раунд
  24. Финальные соревнования
  25. Ограничения
  26. Гимнастическое многоборье
  27. Мужское первенство
  28. Командное многоборье
  29. Личное многоборье
  30. Женская программа
  31. Спортивная гимнастика в XXI веке – мировые лидеры
  32. Мужские команды
  33. Женские соревнования
  34. Постскриптум

Правила соревнований (гимнастика) — Code of Points (gymnastics)

Кодекс точек является сводом правил , который определяет систему подсчета очков для каждого уровня конкуренции в гимнастике. Универсального международного Свода правил не существует , и каждая надзорная организация, такая как FIG ( Международная федерация гимнастики ), NCAA Gymnastics и большинство национальных федераций гимнастики, разрабатывает и применяет свой собственный уникальный Кодекс очков .

СОДЕРЖАНИЕ

Правила соревнований FIG

Правила соревнований FIG определены в официальном документе, предоставленном Федерацией. Гимнастам, выступающим на более низких уровнях или за пределами юрисдикции ФИЖ (например, гимнастика NCAA и местные клубные команды), не могут быть выставлены оценки в соответствии с кодом ФИЖ .

Кодекс в редакции 2006 г.

В 2006 году Кодекс соревнований и вся система подсчета очков в гимнастике были полностью переработаны. Это изменение связано с разногласиями в судействе на Олимпийских играх 2004 года в Афинах , которые поставили под сомнение надежность и объективность системы подсчета очков, а также аргументы в пользу того, что исполнение было принесено в жертву трудностям в художественной гимнастике. Это следует за таким же радикальным изменением оценок в фигурном катании, которое также было вызвано нарушениями в судействе на крупных соревнованиях.

С момента своего появления на крупных мероприятиях в 2006 году Кодекс столкнулся с серьезным противодействием со стороны многих известных тренеров, спортсменов и судей. Сторонники новой системы считают, что это необходимый шаг в развитии гимнастики, развитии сложных навыков и повышении объективности судейства. Противники считают, что люди, не относящиеся к гимнастическому сообществу, не поймут оценки и потеряют интерес к спорту, и что без акцента на артистизме суть гимнастики изменится. Многие противники новой системы подсчета очков считают, что эта система, по сути, выбирает победителей еще до начала соревнований. Конкуренты больше не соревнуются на одном уровне. Каждый участник начинает с уникального начального значения; Таким образом, участники, которым присвоено более низкое стартовое значение или рейтинг сложности, выбывают из круга победителя до начала соревнования. Они могут соревноваться, но не могут победить. Участник с более высоким рейтингом сложности начнет соревнование с более высоким общим базовым баллом. Высказывалось несогласие с тем фактом, что новый Кодекс фактически отменяет оценку «идеальной 10», которая на протяжении многих лет была одним из отличительных признаков гимнастики. Также высказывались опасения, что новый Кодекс решительно отдает предпочтение чрезвычайной сложности, а не форме, исполнению и последовательности. Например, на чемпионате мира 2006 года итальянка Ванесса Феррари смогла выиграть титул среди женщин в многоборье, несмотря на падение на бревне , отчасти за счет набора дополнительных очков за выполнение более сложных навыков в вольных упражнениях . В отчете комиссии спортсменов ФИЖ за 2006 год , подготовленном после обзора и обсуждения событий года, отмечен ряд проблемных областей, включая многочисленные несоответствия в судействе и оценке навыков и программ.

Читайте также:  План тренировок для мышц спины

Однако руководство FIG по- прежнему привержено новому Кодексу. Несмотря на то, что в Кодекс были внесены небольшие изменения, в настоящее время нет никаких указаний на то, что он будет существенно изменен или что произойдет возврат к старому Кодексу или системе подсчета очков 10.0.

Текущий Кодекс правил рассчитан на период с 2017 по 2020 годы. После прошлых изданий не было ни наивысшего балла 10,0, ни верхнего предела балла сложности. На всех снарядах, кроме опорного прыжка, официальные мужские навыки оцениваются от A (0,1) до I (0,9), а женские навыки — от A (0,1) до J (1,0). В настоящее время существует только два навыка I (0,9) с наивысшим рейтингом для мужчин: Миячи на высокой перекладине или двойное скручивание с прямым выпуском Ковака , разработанное Хидетакой Миячи из Японии , и Нагорный в вольных упражнениях или тройное сальто назад согнувшись. от Никиты Нагорным из России . Между тем, есть только один навык J (1.0) с наивысшим рейтингом для женщин, это навык Байлза 2 на полу или двойное сальто назад с тройным скручиванием (с заправкой назад) Симоны Байлз из США . Из-за особенностей снаряжения оценка сложности прыжков для мужчин составляет от 1,6 до 6,0, а для женщин — от 2,0 до 6,4. В настоящее время существует четыре мужских прыжка с максимальным показателем 6.0, но только два женских прыжка с максимальным коэффициентом 6.4: Продунова (двойное переднее сальто с ручным приводом) Елены Продуновой из России и Байлз , или «половинное сальто вперед «. –Double full off », снова Байлз . Оценка сложности тройного скручивания Юрченко (или тройного скручивания Юрченко [TTY]) в опорном прыжке у женщин также ранее оценивалась заранее до значения 6,8 и получит одноименное название, как только оно будет успешно выполнено (это уже была попытка ) в соревновании.

Читайте также:  Менструальный цикл физические упражнения

Таблица элементов

Таблица элементов является раздел Кодекса точек , используемых для идентификации, классификации и присвоить значение гимнастики элементов. Все акробатические и танцевальные навыки перечислены, проиллюстрированы и имеют рейтинг сложности. Для всех предметов, кроме опорного прыжка, рейтинг сложности как для женских, так и для мужских элементов варьируется от A (самый легкий) до J (самый трудный). Рейтинг сложности оценивается следующим образом: A (0,10), B (0,20), C (0,30), D (0,40), E (0,50), F (0,60), G (0,70), H. (0,80), I (0,90) и J (1,0). Эти значения используются для табуляции баллов гимнастки. Каждому хранилищу присваивается значение сложности от 2,0 (самый простой) до 6,4 (самый сложный). Таблица элементов не претерпела существенные изменения в 2006 Кодексе капитального ремонта.

Как и другие аспекты Кодекса, таблица элементов часто переоценена. Уровень сложности навыков, перечисленных в таблице, может быть повышен или понижен после оценки Техническим комитетом ФИЖ. Кроме того, навыки, которые считаются слишком опасными для спортсменов, могут быть полностью запрещены, например, такие навыки, как Томас Сальто . Технический комитет может также присвоить определенным опасным навыкам искусственно низкие рейтинги сложности, чтобы удержать гимнасток от попыток соревноваться с ними, например, Байлз на бревне, а также Продунова в опорном прыжке, которым была присвоена оценка D H (0,8) за прыжок. навык луча и 6.4 навыка хранилища. Первый — это соскок с двойным сальто назад с группировкой назад с двойным скручиванием, а второй — двойное сальто с передним сальто с ручной пружиной. В желчи на бревне было порождена американским Байлз на 2019 World Художественного чемпионата по гимнастике , и D-скоро назначение этого навыка из H (0,8), который фиги защищали их несколько подчеркнутого значение сложности желчи на бревне, объясняя что из-за чрезвычайно высокого риска получения травмы, связанного с тренировкой и / или выполнением этого навыка, они, как руководящий орган, несут ответственность за обеспечение безопасности гимнасток и выставление оценок D для излишне рискованных навыков, связанных, возможно, с несколько более низкое значение, чем оно действительно заслуживает, просто для того, чтобы препятствовать любым попыткам гимнасток, которые технически или физически еще не готовы опробовать навык, чтобы сделать это с чрезмерно высоким риском получить травму. Produnova на хранилище уже давно считается самым сложным сводом когда — либо будет успешно завершена женщинами. Только пять женщин когда-либо успешно / официально применяли этот навык и заработали баллы на соревнованиях, и его создательница, Елена Продунова из России , единственная женщина, которая первой сумела придержать опорный прыжок при приземлении на Универсиаде 1999 года в Москве, когда это было впервые. представленный миру — позднее хранилище было официально подтверждено на предмет успешного завершения ФИЖ на чемпионате мира по спортивной гимнастике в 1999 году . Тем не менее, его сложность неуклонно снижалась с годами, хотя до сих пор ни одна женщина не смогла безопасно овладеть этим навыком или, более того, официально пыталась освоить навык на соревнованиях в течение многих лет. Одно время этот опорный прыжок имел оценку D 7,1, затем 7,0, а затем всего 6,4 сейчас, что теперь равно оценке D Байлза в опорном прыжке — технически Юрченко полуворачивается на платформу для прыжков, а затем в двойное скручивание после (или снова «½ вкл – 2/1 выкл» на практике). Даже с той же самой оценкой D многие по-прежнему считают Продунову снова подчеркнутой из-за того, что FIG открыто признает намеренное снижение оценок определенных пропорционально более рискованных навыков, например, чтобы препятствовать выбору и / или обучению таких навыков для соревнований.

Многие навыки в Таблице элементов названы в честь гимнасток. Оригинальный элемент назван в честь спортсмена, когда он или она является первым человеком, успешно выполнившим его на официальном мероприятии FIG, таком как чемпионат мира, Олимпийские игры или чемпионат мира FIG. Гимнасты и их тренеры должны представить свои оригинальные навыки ФИЖ перед соревнованиями для оценки и возможного включения в Таблицу элементов .

Судейство и подведение итогов

Две судейские бригады оценивают каждое выступление. Один оценивает сложность, а другой оценивает выполнение. Итоговая оценка — это сумма этих двух оценок.

Оценка D (или оценка сложности) указывает на сложность упражнения по 3 критериям:

  • Значение сложности (DV): значение сложности упражнения — это сумма восьми элементов с наибольшим значением в соответствии с Таблицей элементов . Соскок включен как один из восьми элементов. Элементы оцениваются от 0,10 до 1,0 в зависимости от сложности.
  • Требования к составу (CR): В Кодексе очков 2017 гимнасты должны продемонстрировать навыки из четырех обязательных групп элементов на каждом предмете. За каждое выполненное требование по композиции начисляется 0,5 балла. Максимальный балл CR составляет 2,00. С 2008 по 2016 год для каждого предмета было пять разных групп элементов, что позволяло гимнастке набирать до 2,5 балла.
  • Ценность соединения (CV): гимнасты могут заработать дополнительные баллы, соединив два или более элементов. Количество начисляемых баллов определяется рейтингом элементов, выполненных в комбинации.

Судейская бригада с оценкой D не производит сбавок. Однако они могут решить не начислять баллы за элементы, которые выполнены неправильно или не выполнены. Они также могут решить не присуждать баллы ценности соединения, если есть дополнительные шаги или паузы между навыками, которые должны быть связаны.

Для оценки D нет верхнего предела.

Оценка E (или оценка за выполнение) оценивает исполнение и артистизм упражнения.

  • Базовая оценка — 10,0 за все упражнения. Судейская бригада с оценкой E вычитает баллы за ошибки в форме, артистизме, исполнении, технике и рутинной композиции. Ошибки оцениваются как малые, средние или большие, и применяются соответствующие вычеты 0,1, 0,3 и 0,5. За падение вычитается 1.0 балл.

Оценка D и оценка E складываются для итоговой оценки гимнастки.

Подсчет очков в хранилище несколько отличается:

  • Каждому хранилищу присваивается значение в баллах. D-оценка — это просто это значение. Каждая гимнастка, выполняющая один и тот же прыжок, получит одинаковую оценку D.
  • Е-оценка начинается с 10.0. Судьи оценивают форму, технику, исполнение и приземление.

Как и в случае с другими предметами, оценка D и оценка E складываются для итоговой оценки гимнастки.

Есть несколько действий, которые полностью аннулируют опорный прыжок и приводят к 0 баллам. К ним относятся получение определения (помощи) от тренера, движение до сигнала и отказ от использования U-образного защитного коврика для опорных прыжков в стиле Юрченко .

Запрос на оценку гимнастки может быть начат, если будет сочтено, что оценка была слишком низкой. Однако может быть оспорена только оценка D.

Кодекс до 2006 г.

Навыки. Каждому элементу акробатики и танца был присвоен определенный рейтинг сложности от A (самый легкий) до Super E (самый сложный) в Таблице элементов . Гимнастка зарабатывала бонусные баллы, выполняя сложные навыки по отдельности или в комбинации.

Обязательные элементы : состав упражнения определялся гимнастом и его или ее тренерами, однако на каждом предмете, кроме опорного прыжка, был список обязательных элементов (аналогичный EGR в новом Кодексе ), которые должны были выполняться во время упражнения. Примеры необходимых элементов включены 360 градусов поворотов на бревне и, обратный Salto (сальто) на вольных упражнениях .

Базовая оценка : Базовая оценка была начальной оценкой упражнения по умолчанию при условии, что гимнастка выполнила все необходимые элементы. Это изменилось с годами и, как правило, снижалось по мере того, как коды продолжались. Например, для кода 1992–1996 гг. Базовая оценка 9,4 присуждалась, если были выполнены все основные элементы. Для кода 1996–2000 годов базовая оценка составила 9,0. Наконец, за олимпийские игры 2000-2004 гг. Была присвоена базовая оценка 8,8. Перед новым кодом базовая оценка снова упала до 8,6, но это не было принято в течение очень долгого времени (только 2005–2006 гг.).

Начальное значение : начальное значение (SV) каждого упражнения определялось путем прибавления базового балла к бонусным баллам, полученным за выполнение сложных элементов и комбинаций. В идеале гимнастка хотела бы иметь SV как можно ближе к 10.0.

В хранилище каждому хранилищу было присвоено определенное начальное значение в коде .

Оценка определялась путем вычитания любых сбавок за плохую технику, выполнение, шаги, падения или другие нарушения из SV.

Источник

Спортивная гимнастика: виды упражнений, олимпийская программа

Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта, который включает в себя три раздела: соревнования на гимнастических снарядах, вольные упражнения, опорный прыжок. В программу Олимпийских игр также входит личное и командное многоборье.

Спортивная гимнастика на Олимпийских играх

Спортивные гимнасты оспаривают 14 комплектов олимпийских наград (8 мужчины, 6 женщины). Первую строчку общего медального зачета до сих пор занимает СССР. Советские гимнасты положили в копилку отечественного спорта 182 награды.

Краткая история

Спортивная история гимнастики началась на первой Олимпиаде современности. В 1896 году, в Афинах гимнасты разыграли 8 золотых медалей. Состязались только мужчины.

Упражнения отличались от современной программы гимнастов. Не было многоборья, вольных упражнений и соревнований на бревне. Зато, лазанье по канату являлось олимпийским видом спорта. Олимпийский чемпион забрался на 14-метровый канат за 23,4 секунды. Последние олимпийские медали в этом виде спортивной гимнастики разыграли в 1932 г.

Женская спортивная гимнастика свой день рождения праздновала в 1928 г. Первое время женщины соревновались только в составе команд. Индивидуальное первенство гимнасток включили программу Игр в 1952 г. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие. Советский Союз дебютировал на Олимпийских играх.

Спортивные гимнасты СССР

Советский Союз распался 30 лет назад. Но еще много лет будет удерживать верхнюю строчку общекомандного зачета в спортивной гимнастике. СССР принял участие в 9 Олимпиадах, с 1952 по 1988 г. Советские гимнасты завоевали 72 золотых медали. США занимают вторую строчку медального зачета. За всю историю американцы выиграли 39 золотых медалей (по состоянию после Олимпиады-2021).

Многие достижения, установленные советскими гимнастами, возможно, навсегда останутся недостижимыми для других спортсменов. Например, Лариса Латынина является единственной в мире девятикратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике. Всего Латынина завоевала 18 олимпийских медалей – еще один непревзойденный рекорд. Это больше, чем все спортивные гимнасты (мужчины и женщины) Англии и Канады вместе взятые, за всю историю спорта.

Медальный зачет спортивной гимнастики (олимпийская программа)

На олимпийских играх спортивные гимнасты разыграют 14 золотых медалей. Мужская программа состоит из 8 дисциплин. Медальный зачет у женщин объединяет 6 разделов.

Соревнования включают в себя:
упражнения на гимнастических снарядах – 4 упражнения для мужчин, 2 у женщин;
вольная программа – 2 комплекта наград (мужчины и женщины);
опорные прыжки – 2 золотых медали;
многоборье личное – 2 медали;
многоборье командное – 2 медали.

Соревнования на гимнастических снарядах

Спортивная гимнастика подразумевает разделение гимнастических снарядов на мужские и женские.

Мужские соревнования проводят на спортивных снарядах 4 видов:
гимнастический конь,
кольца,
перекладина,
брусья (параллельные).

Женщины имеют в своем арсенале 2 гимнастических снаряда:
гимнастическое бревно,
разновысокие брусья.

Гимнастический конь

Конь гимнастический (маховый) – спортивный снаряд, используемый в мужских соревнованиях по спортивной гимнастике.

До 2000 года гимнастического коня можно было увидеть в женских состязаниях. Его использовали в качестве опоры для выполнения прыжка. Поэтому существует два вида этого спортивного снаряда: маховый и прыжковый конь. Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек.

Упражнения, которые выполняют на гимнастическом коне, делят на 5 основных групп:
маховые элементы ногами,
круги двумя (ноги вместе),
круговые движения ногами (ноги врозь),
переходы по коню,
соскок.

Гимнастический конь поделен на зоны. Гимнаст должен использовать все зоны. Упражнения выполняют в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т.д. Все элементы исполняют без потери темпа. Правила спортивной гимнастики запрещают – задержки, остановки, касание и отталкивание ногами о снаряд. Судьи оценивают сложность и качество исполнения элементов, а также чистоту соскока.

Чтобы увеличить сложность, гимнасты постоянно экспериментируют и добавляют в свою программу новые движения, Новые элементы в спортивной гимнастике называют по имени спортсмена-первооткрывателя.

Так, например, появился «элемент Беленького». Гимнаст, из стойки на одной ручке, опускается в упор с поворотом на 90°, ноги врозь. Впервые упражнение выполнил российский спортсмен Валерий Беленький в 1997 г.

Гимнастический конь (маховый)

Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек. Кроме того, маховый конь имеет широкие Т-образные ноги и дополнительные крепления для жесткой фиксации снаряда к полу.

Кольца

Кольца – гимнастический снаряд, входит в программу соревнований по спортивной гимнастике среди мужчин. Упражнения на кольцах состоят из динамических и статических элементов. Завершают программу акробатическим соскоком.

Динамические элементы включают в себя: различные махи, подъемы перевороты. Статические элементы, это всевозможные висы, упоры, углы в «застывшем» положении. Их считают физически более сложными, чем динамические.

Чтобы статический элемент засчитали выполненным, гимнаст должен «зафиксировать» гимнастическую фигуру не менее чем 2 секунды. Одним из наиболее сложных статических элементов считают – «Крест». Чтобы выполнить упражнение, спортсмен неподвижно повисает на прямых, горизонтально вытянутых руках.

Заканчивают комбинацию на гимнастических кольцах соскоком. Соскок представляет собой сальто вперёд или назад. В зависимости от сложности соскока гимнаст получает дополнительные баллы.

Перекладина

Гимнастическая перекладина – стержень из стали, закрепленный на вертикальных стойках. Упражнения на перекладине входят в программу мужских соревнований по спортивной гимнастике.

В ходе выступления гимнаст должен продемонстрировать различные виды хватов, висов, вращений и перелетов. Перелет включает в себя фазу полета. Чтобы выполнить упражнение, гимнаст отпускает гриф, исполняет в воздухе акробатический элемент и возобновляет контакт с турником. Как и все гимнастические упражнения, выступление на перекладине завершают соскоком.

Брусья (параллельные)

Мужская спортивная гимнастика включают в себя еще один снаряд – брусья. Жерди расположены параллельно друг, на одинаковой высоте от пола. В этом заключается принципиальное отличие мужских брусьев от женских.

Упражнения на брусьях объединяет элементы из разных структурных групп. Программа гимнаста включает в себя различные статические положения (углы, стойки на руках, горизонтальные упоры) и всевозможные махи, сальто, вращения. Обязательная концовка – эффектный соскок.

Гимнастическое бревно

Гимнастическое бревно представляет собой горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров. Состязания на бревне входят в женскую программу соревнований.

Выступление гимнастки состоит из трёх этапов: подъём на снаряд, работа на бревне и завершающий соскок. Итоговая оценка учитывает сложность всех трех этапов. Выступая на бревне, гимнастка выполняет всевозможные акробатические элементы, прыжки, повороты. Вся программа длится от 1 до 1,5 минуты.

Разновысокие брусья

Разновысокие брусья – спортивный снаряд, который состоит из двух жердей, установленных на разной высоте. Применяют в спортивной гимнастике для соревнований среди женщин.

По сути, брусья разной высоты, представляют собой две «перекладины» из мужской гимнастики. Одна перекладина находится выше (241 см), другая ниже (161 см). Расстояние между перекладинами составляет от 130 до 180 см. Сами брусья отличаются от турника большим диаметром жерди и ее материалом (дерево, вместо стали).

До середины прошлого века расстояние между жердями было небольшим. Такой снаряд не позволял гимнасткам исполнять сложные полетные элементы. В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличили. Благодаря чему гимнастки расширили арсенал акробатических элементов.

На протяжении следующих двух десятилетий тенденция продолжалась. Брусья раздвигали – спортсменки увеличивали количество комбинаций и сложность выполняемых упражнений. Гимнастки стали использовать мужскую технику, исполняли большие обороты и сложные перелеты с одной жерди на другую.

Выступление гимнасток до середины 80-х еще можно называть программой на брусьях. К началу 90-х годов концепция соревнований полностью изменилась. Современные разновысокие брусья, по факту представляют собой соревнование на двух перекладинах.

Разновысокие брусья – по сути, две «перекладины» из мужской гимнастики.

Вольные упражнения в спортивной гимнастике

Вольные упражнения – это комбинация акробатических элементов и связок, выполняемых на ковре, входит в программу мужских и женских соревнований по спортивной гимнастике.

Гимнастический ковер – квадратный помост, размерам 12 на 12 метров, предназначен для смягчения приземления спортсмена при выполнении прыжков. Ковер изготовлен из специального амортизирующего материала и имеет покрытие, исключающее ожоги кожи при трении об его поверхность.

Акробатические элементы включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие гимнастические упражнения. Обязательным элементом вольных упражнений является «акробатическая связка» – серия прыжков и кульбитов, выполняемых по диагонали ковра от одного угла до другого.

В женскую программу входят также танцевальные па, схожие с упражнениями из художественной гимнастики. Это единственный раздел спортивной гимнастики, выполняемый под музыку. Программа вольных упражнений длится 90 секунд у женщин, 70 у мужчин.

Опорные прыжки

Опорный прыжок – это прыжок с использованием дополнительной опоры для отталкивания руками. Опорные прыжки входят в программу мужских и женских соревнований по спортивной гимнастике.

При исполнении прыжка, гимнаст разбегается, затем отталкивается при помощи пружинящего мостика, совершает прыжок и производит дополнительное отталкивание руками от специального спортивного снаряда. В ходе прыжка спортсмен выполняет акробатические элементы (сальто, пируэты, вращения и др.).

Судьи оценивают сложность акробатических элементов. Особое внимание уделяют приземлению. Падение или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению оценки. В финале Олимпийских игр гимнасты выполняют два прыжка.

До 2000 года прыжковые упражнения выполняли через гимнастического коня. В начале XXI века произошла эволюция спортивного снаряда. Теперь гимнасты прыгают через специальный снаряд – «прыжковый стол» или «язык».

Прыжковый стол – «язык».

Специальный гимнастический снаряд для опорного прыжка.

Регламент Олимпийских соревнований

На Олимпийских играх соревнования по спортивной гимнастике проходят в два этапа: квалификация и финал.

Квалификационный раунд

Квалификацию проводят в течении одного дня. В Токио мужскую квалификацию провели 24 июля, женскую 25 июля.

На этапе квалификации проводят отбор финалистов во все дисциплины спортивной гимнастики. Каждый спортсмен отрабатывает свои снаряды. Гимнаст, участвующий в многоборье, выполняет упражнения на всех снарядах.

Финальные соревнования

Финальная часть разбита на несколько дней. Через два дня после квалификации проводят финал командного многоборья. Еще через два дня – финал личного многоборья. Через несколько дней разыграют олимпийские награды в остальных дисциплинах спортивной гимнастики: вольные упражнения, снаряды, опорный прыжок.

Состав и количество финалистов определяют по итогам квалификации. В финальную часть соревнований проходят:
8 гимнастов – на каждом гимнастическом снаряде (не более двух спортсменов из одной страны);
8 команд – для участия в командном многоборье;
24 спортсмена – для участия в личном многоборье (не более двух от одной страны).

Ограничения

В спортивной гимнастике установлено, неприятное для спортсменов, правило – «третий лишний». Оно ограничивает количество спортсменов из одной страны в личных соревнованиях. Приведу пример.

На Олимпиаде в Токио прошли квалификационные соревнования среди женщин. Чемпионка Европы в личном многоборье, российская гимнастка Виктория Листунова, на этапе квалификации заняла шестое место в личном многоборье. Казалось бы, у Виктории есть все шансы побороться за олимпийскую медаль. Но в финальную часть соревнований по личному многоборью Листунова не прошла. Дело в том, что на четвертой и пятой позиции расположились еще две российские гимнастки: Ангелина Мельникова и Владислава Уразова.

Подобная ситуация сложилась в квалификационном отборе на брусьях у женщин. Сразу четыре российских гимнастки вошли в восьмерку сильнейших. Но финальную часть соревнований прошли только 2 россиянки.

Гимнастическое многоборье

Многоборье объединяет все дисциплины спортивной гимнастики. Поэтому многоборье еще называют – абсолютным первенством, а победителя абсолютным чемпионом.

Мужское первенство

Мужское многоборье включает в себя 6 дисциплин: соревнования на коне, кольцах, брусьях, перекладине, а также вольные упражнения на ковре и опорный прыжок. На Олимпийских играх соревнования проходят между командами и в личном зачете.

Командное многоборье

До 2016 г, включительно, команда состояла из 5 спортсменов. В 2021 году команду гимнастов сократили до 4 человек.

Квалификация. На этапе квалификации от каждой команды, на каждом снаряде может выступать 3 или 4 спортсмена. По окончании квалификации выбирают результаты трех лучших спортсменов. Все заработанные баллы суммируют и определяют финалистов – восемь команд.

Финал командного многоборья проводят через день после квалификации. Все баллы, набранные на предварительном этапе, аннулируют.

Финал. В команде 4 гимнаста. На каждом снаряде, от каждой команды выступают 3 гимнаста (на усмотрение тренера). Например, на коне может выступать одна тройка, а на перекладине оного гимнаста меняют на другого.

Таким образом, в командном многоборье выполняют 18 упражнений – по 3 упражнения на 6 снарядах: конь, кольца, брусья, перекладина, опорный прыжок, ковер. Все заработанные баллы суммируют и определяют команды победителей.

Личное многоборье

Финал личного многоборья проводят два дня спустя. Все гимнасты поочередно выполняют упражнение на одном снаряде, затем переходят на другой. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем суммируют общий балл за шесть упражнений и объявляют абсолютного чемпиона по спортивной гимнастике.

Женская программа

Правила соревнований совпадают с мужским регламентом. Программа женского спортивного многоборья состоит из 4 гимнастических упражнений:
бревно,
разновысокие брусья,
вольные упражнения,
опорные прыжки.

Спортивная гимнастика в XXI веке – мировые лидеры

Продолжая советские традиции, российские гимнасты до конца прошлого века удерживали лидерство в спортивной гимнастике. XXI век изменил расстановку сил в этом виде гимнастки.

Последнее десятилетие основная борьба проходит между спортсменами 5 стран: Китая, России, Японии, США, Англии. Борьбу за медали также навязывают бразильские, немецкие, турецкие, греческие, итальянские и корейские гимнасты.

Мужские команды

Мужская спортивная гимнастика на Олимпийских играх 2012 года принесла первое место китайским гимнастам (3 золотых медали). В 2016 году общекомандный зачет среди мужских команд возглавили Англия и Япония (по 2 золотых медали). В 2021 лидерство среди мужчин разделили Китай и Япония (по 2 золота).

На Олимпийских играх в Токио мужская сборная России завоевала самую престижную награду спортивной гимнастики – олимпийское золото в командном многоборье. Для России, это первая (и пока единственная) золотая медаль в мужских соревнованиях, начиная с 2004 года.

Более удачно для России складываются чемпионаты Мира и Европы. Самый громкий успех – чемпионат мира 2019 года. Мужская сборная России по спортивной гимнастке завоевала 3 золотых медали и возглавила командный зачет. В апреле 2021 года российские гимнасты в очередной раз подтвердили свое превосходство на европейском уровне. Прошедший чемпионат Европы принес мужской команде России 3 золотых медали из 6 возможных, плюс 4 серебра.

Российские гимнасты Никита Нагорный, Артур Далалоян, Давид Белявский, Денис Аблязин входят в число сильнейших гимнастов последнего десятилетия.

Женские соревнования

Среди женских команд выделяется превосходство США. В 2012 году американки выиграли три золотых медали, в 2016 четыре из шести возможных. Российские гимнастки с каждой Олимпиады привозят одну золотую медаль. Две Олимпиады подряд олимпийское золото для России выигрывала Алия Мустафина.

На Олимпийских играх в Токио основная борьба в женских соревнованиях по спортивной гимнастике развернулась между США и Россией. В 2021 году американки забрали 6 медалей, из них 2 золотые. Российские гимнастки привезли на родину четыре медали (1 золото, 1 серебро, 2 бронзы).

Как и наши мужчины, девушки выиграли олимпийское золото в командном многоборье. На первую ступень олимпийского пьедестала поднялись: Ангелина Мельникова, Виктория Листунова, Владислава Уразова, Лилия Ахаимова.

Постскриптум

«Боги подарили людям два вида искусств – музыку и гимнастику», – слова принадлежат Платону, древнегреческому философу. В наше время гимнастика действительно превратилась в спортивное искусство. Это отражает современная программа летних Олимпийских игр. В 1984 году у спортивной гимнастики появилась сестра – художественная гимнастика.

Источник

Оцените статью