Программа спортивной подготовки по художественной гимнастике (НП)
Художественная гимнастика – олимпийский, ациклический, сложно- координационный вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыкальное сопровождение.
Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.
Современная художественная гимнастика представляется на соревнованиях любого ранга двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.
На этапе НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники упражнений художественной гимнастики, выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап.
Основные задачи этапа НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – вовлечение максимального числа девочек в систему спортивной подготовки, направленную на формирование двигательной функции средствами художественной гимнастики, гармоническое развитие физических качеств и морально-этических качеств личности, формирование потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Педагоги
Ведерникова Мария Игоревна – тренер по художественной гимнастике.
Курсы повышения квалификации 19.03.2012 г. по 30.06.2013 г. ГАОУ ДПО НСО г. Новосибирск.
Козлова Алёна Александровна – тренер по художественной гимнастике
Ученица национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге
Содержание программы
План спортивной подготовки на начальном этапе (до года) – 312 часов
1 год спортивной подготовки:
Общая физическая подготовка – 95 часов
Специальная физическая подготовка – 35 часов
Техническая подготовка – 63 часа
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия – 47 часов
Технико-тактическая (интегральная) подготовка – 47 часов
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика – 25 часов
План группы начальной подготовки (свыше года)– 468 часов в год.
2-3 год спортивной подготовки:
Общая физическая подготовка – 124 часа
Специальная физическая подготовка – 50 часа
Техническая подготовка – 102 часов
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия – 90 часов
Технико-тактическая (интегральная) подготовка – 52 часов
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика – 50 часов
Цели программы
Главная цель программы – подготовка спортивного резерва по художественной гимнастике посредством организации целенаправленного многолетнего процесса спортивной подготовки (начальный этап, тренировочный этап и совершенствование спортивного мастерства), в том числе освоение и выполнение разрядных требований: мастера спорта международного класса, мастера спорта России, кандидата в мастера спорта.
Задачи этапа НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
— воспитание личностных качеств, необходимых для занятий спортом;
— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика;
— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
— укрепление здоровья спортсменок;
— отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта художественная гимнастика.
Результат программы
Результатом реализации Программы на начальном этапе является:
— формирование интереса к занятиям спортом;
— освоение основных двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники вида спорта «художественная гимнастика»;
— участие в официальных спортивных соревнованиях;
— общие знания об антидопинговых правилах;
— укрепление здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
Особые условия проведения
На этап начальной подготовки зачисляются дети, желающие заниматься спортом, не имеющие медицинских противопоказаний и выполнившие нормативы общей физической и специальной физической подготовки, утвержденные федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика
Материально-техническая база
Тренировочные занятия проводятся в спортивном зале «Авангард», в спортивном зале санатория «Рассвет», а также в СК «Кристалл»
Объекты оснащены необходимым инвентарем и оборудованием: тренажеры, мячи, скакалки, булавы, обручи, ленты, гимнастические маты.
При ежедневной уборке дезинфекции подлежат помещения туалетов, душевых, раздевалок, а также используемый спортивный инвентарь.
Источник
Рабочая программа по спортивной гимнастике для групп начальной подготовки 1 года обучения
Муниципальное учреждение дополнительного образования
детско-юношеская спортивная школа
Принято на заседании методического совета
от «___» ___________ 2018 г.
Директор МУ ДО ДЮСШ
Зам. директора по УВР
___________ Н. А. Максимова
Рабочая программа по спортивной гимнастике (девушки)
для групп начальной подготовки первого года обучения
Образовательная направленность – физкультурно-оздоровительная
тренер-преподаватель МУ ДО ДЮСШ Е. С. Колокольчикова
Возраст обучающихся – 5-8 лет
Срок реализации – 2018 — 2019 учебный год
г. о. Орехово-Зуево, 2018 г.
Рабочая программа секции «Спортивная гимнастика» разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства (Текст). — М.; Советский спорт,2005. — 420с. ISBN5-9718-0013-2, Ю. К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, Е.Ю. Розин, В.М. Смолевский.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по спортивной гимнастике для учащихся спортивно-оздоровительной группы, разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 04.06.2014 №41;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и носит учебно-познавательное и прикладное функциональное предназначение.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что она ориентирована на подготовку гимнасток определенного возраста на один год, с учетом изменений к композиционным требованиям исполнения упражнений и изменений норм, требований и условий выполнения разрядных требований.
Изменения, внесенные в программу, продиктованы сложившимися условиями современного образования, необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнастов.
В реализации данной программы участвуют дети от 5 до 8 лет.
Данная программа реализуется в течение всего календарного года, состоит из 46-недельного цикла, общее количество часов в год – 276, количество часов в неделю – 6, количество занятий в неделю – 3.
Форма обучения – очная.
Учебный материал включает теоретические, практические занятия и тестирования. Занятия проводятся в системе дополнительного образования, в МУ ДО ДЮСШ.
Целью данной программы является формирование здорового образа жизни, развитие физических и нравственных способностей, достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
— формировать специальные знания, умения, навыки, необходимые для успешной деятельности в спортивной гимнастике
— развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, прыгучесть, функции равновесия, выносливость)
— вырабатывать представление о работе на снарядах и соблюдение правил техники безопасности во время занятий.
— прививать обучающимся интерес к занятиям спортом, любовь к спортивной гимнастике.
— воспитывать морально-волевые качества гимнастов: целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренеру и товарищам В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по спортивной гимнастике у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация)
регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
познавательные (логические действия, а также действия постановки и решения проблем)
коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
Улучшение показателей физического развития учащихся в конце года, по сравнению с показателями начала учебного года, определяются способом измерения физической подготовки и контрольными тестированиями.
В процессе занятий по данной программе учащиеся должны приобрести необходимые знания, умения и навыки по спортивной гимнастике для выполнения норматива III юношеского разряда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
— анализ результатов сдачи контрольных тестов по общей физической и специальной физической подготовке,
— анализ результатов участия в соревнованиях,
— анализ динамики выполнения требований спортивных разрядов.
Годовой учебный план для групп НП – 1 года обучения
46 недели (из расчета 6 часов в неделю)
Количество часов в
В тренировочном процессе
Участие в соревнованиях
План — график распределения учебных часов по месяцам представлен в Приложении
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу: практические, теоретические, групповые и индивидуальные, эстафеты, самостоятельное выполнение заданий.
Тренировочное занятие проходит по типовой схеме:
— подготовительная (вводная) часть,
Освоение материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне. В каждый период обучения материал дается по основным разделам. Все разделы связаны между собой и в тоже время имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений.
На занятиях спортивной гимнастикой теория и практика не отделимы. На практических занятиях обязательно отводится 5-7 мин. для теории.
Приемы и методы организации: практический (показ отдельных движений, комбинаций,) словесный (рассказ, беседа, объяснение); методы сравнения и анализа (показ, беседы, диалог); интенсивный (выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях); метод эмоционального воздействия, обеспечивающий психологический комфорт воспитанниц, в процессе выполнения движений под музыку.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в МУ ДО ДЮСШ
Этапы многолетней подготовки.
Теория и практика спортивной гимнастики предусматривает 4 этапа подготовки:
Каждый этап имеет свои задачи:
Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах начальной подготовки является выявление задатков и способностей детей. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод применительно к задачам технической и физической подготовки юных гимнастов и гимнасток.
Основными задачами при работе с учебно-тренировочными группами должны быть:
Обучение основам техники упражнений на гимнастических снарядах;
Развитие специальных физических качеств;
Совершенствование техники базовых элементов гимнастической «школы» на снарядах;
Освоение сложных элементов и соединений;
Выполнение комбинационных упражнений на гимнастических снарядах;
Воспитание специальной выносливости;
Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений;
Развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей;
Повышение общей физической подготовки
Воспитание волевых качеств.
Преимущественной направленностью образовательного процесса на этапе спортивного совершенствования является повышение уровня физической подготовленности, приобретение мастерства, достижение высоких результатов. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практический и соревновательный методы.
Развитие спортивной гимнастики в России.
Гигиенические знания и навыки.
Инструктажи (согласно календарному плану)
Беседы на различные темы, согласно возрасту и календарному плану.
Формы занятий по спортивной гимнастике
1.Теоретические и практические.
2.Тестирование (промежуточное и итоговое)
3.Участие в соревнованиях.
5. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов
1. Беседа, рассказ, объяснения, разбор
2. Указания, распоряжения, описания.
1. Использование учебных, наглядных пособий
видеозаписей, соревнований квалифицированных гимнастов;
2. Демонстрация (живой показ, пример);
1. Метод упражнений;
Целостный и расчленённый методы разучивания;
Метод круговой тренировки.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, развитие специализированных психических функций и психомоторных качеств, формирование основ нравственных принципов.
В процессе занятий необходимо формировать устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность, соблюдение тренировочного режима, чувство долга перед коллективом и тренером, чувство ответственности за выполнение плана подготовки, трудолюбие и аккуратность. Важное внимание следует уделять воспитанию таких качеств, как общительность, доброжелательность, уважение, требовательность, спортивное самолюбие, стремление к самовоспитанию, целенаправленность и выдержка.
В процессе психологической подготовки вырабатывается также эмоциональная устойчивость к различным условиям обитания и тренировки, к условиям соревнований.
Психолого-педагогическими методами словесного воздействия являются:
разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования, критика, одобрение,
осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
К психолого-педагогическим методам смешанного воздействия относятся: поощрение, наказание, выполнение общественных и личных поручений.
Во всех группах основное внимание уделяется формированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и морально-психологических черт характера.
Средства и методы психологического воздействия:
На этапах начальной подготовки используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности. Сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций, методы развития внимания, и волевых качеств.
В основной части совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, повышается уровень психической специальной готовности спортсмена.
В заключительной части – совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
Разумеется, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей занимающихся, задач их индивидуальной подготовки и направленности учебных занятий.
В спортивной подготовке занимающихся, тренер- преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма, воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия). Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительных – туристских мероприятиях, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.
-Личный пример и педагогическое мастерство тренера
-Высокая организация учебно-тренировочного процесса
-Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества
-Система морального стимулирования
-Наставничество опытных спортсменов.
В задачи медицинского обеспечения входят: диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям спортивной гимнастикой, оценка его перспективности, функционального состояния; контроль переносимости нагрузок; оценка адекватности, средств и методов в процессе учебно-тренировочных сборов; профилактика травм и заболеваний; оказание первой доврачебной помощи; организация лечения спортсменов в случае необходимости.
С той целью проводятся начальное обследование, углубленное и этапное обследование, врачебно- педагогическое наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий.
Учащиеся учебно-тренировочных групп находятся под наблюдением врачебного диспансера. В начале учебного года (сентябрь) проводится углубленное обследование спортсменов. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить заключение врача.
Восстановительные средства и мероприятия
Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, они предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Психологические средства: специальные психологические воздействия, обучение приемам психорегулирующей тренировки. Особо важное значение имеет определение психологической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления: режим дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологические средства включают в себя рациональное питание, витаминизацию и др.
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.упражнения для укрепления мышц плечевого пояса
2.упражнения для развития силы мышц рук
3.упражнения для развития мышц брюшного пресса
4.упражнения для развития мышц спины
5.упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава
6.упражнения для развития выносливости
7.упражнения на гибкость и подвижности в суставах
8.упражнения для развития координации
10.упражнения для укрепления вестибулярного аппарата
Выполнение физических упражнений в различных режимах физических нагрузок (различные сочетания объема и интенсивности, интервальный и повторный методы, работа в аэробном и анаэробном режимах).
Умение переносить приобретенные навыки из других видов спорта на свою специализацию. Умение использовать физические упражнения из других видов спорта для улучшения двигательных качеств необходимых в гимнастическом многоборье и совершенствования техники гимнастических элементов.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
наклоны вперед из различных исходных положений
стойки на руках
специальные упражнения на брусьях
упражнения для развития специальной прыгучести
упражнения для улучшения техники разбега
Тактико-техническая подготовка (согласно требованиям 3 юн разряда)
Две попытки, в зачет идет лучшая. На возвышение (60см).
— наскок прямым телом на возвышение
— дойти до края возвышения с носка, руки внизу
— прыжок вверх прогнувшись с возвышения в доскок.
1 Подьем переворотом
2 Два отмаха на жерди
3 Третьим махом назад соскок прогнувшись в доскок.
-Два шага, руки в стороны
— Два приставных шага с одной ноги, два приставных шага с другой ноги. Руки на поясе
-Четыре шага на носах руки в стороны
-Присед на двух ногах , руки вниз
Встать руки в стороны
-Дойти до конца бревна, руки в стороны
-Соскок с конца бревна вверх, прогнувшись в доскок. Руки снизу вверх.
-Кувырок вперед в группировки
-кувырок вперед с прямыми ногами в сед
-Лечь на спину –мост, зафиксировать 3 сек. (увести плечи, выпрямить ноги)
— Наклон вперед (зафиксировать 3 сек) ноги прямые
— Стойка на лопатках (березка)
— Встать перекатом руки вниз
-Прыжок вверх с поворотом на 180° в доскок
-Кувырок назад в упор присев
— Прыжок вверх, прогнувшись в доскок.
Участие в соревнованиях
Участие в первенстве МУ ДО ДЮСШ по спортивной гимнастике
согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий.
1. Сдача контрольного тестирования.
2. Сдача контрольно-переводных нормативов.
Основными критериями успешности освоения общеобразовательной программы являются:
1. Стабильность состава занимающихся детей.
2.Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
3. Уровень освоения основ техники гимнастических элементов, навыков гигиены и самоконтроля.
Комплексная оценка развития движений и физических качеств у детей.
Диагностика физической подготовленности детей.
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.
Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:
Степень овладения ребенком «азбукой движений»: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.
Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном — этапе подготовки к обучению в школе.
Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленн ости по спортивной гимнастике.
* Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства (стр.362-363)
Источник