Спортивная гимнастика главные тренеры

Три Ирины, на которых держится гимнастика

Все знают, что художественная гимнастика — это мафия постсоветских стран. Лидирующими странами в этом виде спорта являются Россия, Беларусь и Украина. И так сложилось, что главные тренеры трех лучших сборных мира носят имя Ирина. Совпадение? Не думаю. В чем сакральный смысл? Не знаю:) Но факт остается фактом – Ирина Винер, Ирина Лепарская и Ирина Дерюгина задают тон в гимнастике: они воспитывают лучших гимнасток мира, на которых равняются все остальные.

Разберемся, какую философию проповедуют главные тренеры лучших гимнастических команд.

Ирина Винер

Ирина Винер родилась в Узбекистане. Там начала заниматься гимнастикой, а после стала тренером сборной. Какое-то время тренировала сборную Великобритании. После распада Советского Союза, в 1992 году, приехала в Москву. Сейчас Ирина Винер – главный тренер сборной России. И самая влиятельная женщина в художественной гимнастике.

Первой успешной гимнасткой Ирины Винер стала Венера Зарипова, которая в 1981 году на чемпионате СССР завоевала серебро, обогнав при этом титулованную Ирину Дерюгину. Гимнастки Винер прежде всего отличались хорошими физическими данными – невероятной гибкостью.

Однако главный успех Винер связан, конечно, с появлением Алины Кабаевой. Вместе они перевернули скучный мирок гимнастики. Очень гибкая, улыбчивая и харизматическая Алина влюбляла в себя всех вокруг. В гимнастике появился элемент шоу, зрители сходили с ума от демонстрации чрезвычайных природных способностей – гибкости – и сложности выполненных элементов тела. Кроме того, революция задела и внешний вид гимнасток. К купальникам Ирина Винер решила пришивать юбочку (злые люди говорят, что это было придумано для того, чтобы скрыть лишние килограммы Алины), и на костюмах появились сверкающие стразы. Правила в то время были построены таким образом, что гимнасткам приходилось выполнять элемент за элементом, чтобы все успеть. Художественность ушла на второй план.

Читайте также:  Если мышцы сводит судорога после тренировки

Нынешние правила, согласно которым количество обязательных элементов уменьшилось до девяти (во времена Кабаевой их было 25), Ирина Винер безжалостно критикует и жалуется на упрощение гимнастики. Для нее главное – сложность, потому что гимнастика – это спорт. Рискованно и опасно? Да ладно, в спортивной гимнастике вон девчонки больно приземляются на бревно, а в фигурном катании их роняют партнеры на твердый лед.

Среди идей Ирины Винер по «модернизации» и усложнению гимнастики – выступления с двумя предметами вместо одного. А еще – развитие мужской художественной гимнастики. Японцев, выполняющих сложные акробатические трюки, даже пригласили на шоу, посвященное 80-летию художественной гимнастики. Вроде как новый виток истории этого вида спорта, в котором все начиналось из свободного танца Айседоры Дункан.

Концерт в Мариинском театре в честь 80-летия художественной гимнастики.

Ирина Винер построила целую систему подготовки гимнасток, в которой каждый специалист занимается чем-то своим. У каждой гимнастки есть свой личный тренер, но последнее слово в выборе музыки или купальника остается, конечно, за Винер.

Известно, что гимнастки сборной России обеспечены всем – есть и специальная коза с молоком, и черная икра, и специальные устройства для поддержки здоровья. Но при этом травматизм в сборной отнюдь не низкий.

Ирина Винер верит в бога и судьбу. Из имен ее учениц: Венера Зарипова – Амина Зарипова – Алина Кабаева – Евгения Канаева – Яна Кудрявцева, складывается целая цепочка правильных событий. «Венера» созвучно с «Винер», однофамилицы Зариповы, разница в одну букву у «Кабаева – Канаева», а теперь вот – буква «К» в фамилиях победительниц последних трех Олимпиад, и фамилия Кудрявцевой как бы намекает…:)

А еще Ирина Винер – за любовь. То есть, за влюбленность. Она считает, что когда гимнастки влюблены, они начинают выступать для НЕГО и тогда все получается с чувством и толком:)

Ирина Лепарская

Ирина Лепарская родилась в Новороссийске, но окончила белорусский университет физического воспитания и попала по распределению в Смолевичи. Оттуда переехала в Минск и стала главным тренером белорусской сборной по художественной гимнастике.

Это с Ирины Лепарской начался звездный путь Марины Лобач, первой белорусской (и советской) олимпийской чемпионки. Именно Лепарская заметила гимнастку в Смолевичах и передала ее более опытному тренеру в Минске.

На самом деле Ирина Лепарская – та из трех Ирин, о которой я знаю меньше всего. Если честно, я вообще, пожалуй, не знаю внутренней кухни белорусской сборной. И мне кажется, что главный принцип сборной Беларуси (в котором и заключается ее успех) – тише едешь, дальше будешь.

Ирина Лепарская не подает протестов на соревнованиях, крайне редко в интервью критикует судейство и всегда спокойно признает лидирование в этом виде спорта России. Может, это и приносит результат – среди горячего противостояния «Украина – Россия» Беларусь обычно спокойно себе идет к пьедесталу. Так было, например, на Олимпиаде в Пекине. Инна Жукова взяла и завоевала серебро, пока подавались протесты на оценки Анны Бессоновой и творилось не пойми что.

Вот так без пафоса в белорусской сборной всегда есть две гимнастки высокого уровня, обе из которых претендуют на пьедестал. И на квалификационном чемпионате мира только сборные Беларуси и России смогли завоевать полный комплект лицензий на Олимпиаду в Рио – две лицензии в личном первенстве и одна в групповом.

С Мелитиной Станютой, чемпионат мира-2015, Штутгарт.

С Екатериной Галкиной, чемпионат Европы-2015, Минск

Одна из главных болей Ирины Лепарской – Дворец художественной гимнастике, который должен был появиться в Минске еще в 2014 году. Но строительство комплекса не двигается, и Беларусь похвастаться прекрасными условиями тренировок, как и Украина, не может.

А еще мне кажется, что в белорусской сборной самые демократические порядки – у них гимнастки успевают и наладить сотрудничество с ООН в перерывах между соревнованиями (как Мелитина Станюта) и замуж у них разрешено выходить на подъеме своей спортивной карьеры (как Любовь Черкашина) 🙂

Ирина Дерюгина

Ирина Дерюгина пришла в гимнастику в 14 лет, после хореографического училища. В то время как ее мама – Альбина Николаевна – была старшим тренером СССР по художественной гимнастике. Дерюгина всегда мечтала тренировать, придумывать программы, а для этого необходимо было сначала стать гимнасткой. Когда в балете появилась звезда Надежда Павлова, Дерюгина решила, что лучше ей не стать, и ушла в гимнастику.

Фишка Ирины Дерюгиной – быть первой во всем. Да и первой быть мало, важно быть лучшей, высшего класса, высшего сорта, демонстрировать качество. Мне очень запомнилась ее фраза из интервью о том, что есть в балете прима, на которую ты смотришь, и она вызывает эмоции. А есть кордебалет, в котором все балерины одинаковые и эмоций не вызывают. По такой философии Дерюгина и воспитывает гимнасток: необходимо выделяться из «серой массы», быть примой, обязательно вызывать эмоции, а иначе – зачем быть?

В сборную Украины попадают в первую очередь девочки с незаурядной внешностью – высокие, статные, длинноногие. Вероятно, чтоб только своим выходом из-за кулис уже вызывать эмоции. Жаль, что одна только незаурядная внешность не может сделать гимнастку примой. Тут нужен еще и характер, и воля, и вера в то, что ты лучшая. Анна Бессонова, например, явно воспитанная по этой философии, являлась примой. А на выступления безумно красивой Виктории Шинкаренко с длиннющими ногами смотреть было скучно. Она была медленна и нестабильна, и ей не хватало того стремления доказывать, что она королева на этом мероприятии.

Ирина и Альбина Дерюгины создали школу гимнастики вокруг себя. Да, работают с ними и другие тренеры, но слова «Дерюгины» и «художественная гимнастика Украины» стали практически взаимозаменяемыми. За такой подход к делу Дерюгиных очень много критикуют. Как кажется мне, такой подход – не от нежелания делиться славой и троном, это твердое убеждение, что другие сделают работу хуже, все испортят, и только ты сам знаешь, как делать ее правильно. Ирина Дерюгина сама выбирает музыку для программ, сама ставит композиции, сама придумывает купальники и даже сама ночами пришивает стразы к костюмам. Может, это гипертрофированный перфекционизм?

В гимнастике Ирины Дерюгиной главное – художественность, артистизм, образ, способность увлечь зрителей, быть уникальной и оставить след в истории. И те правила, когда сложные, травмоопасные элементы шли друг за другом, а музыка звучала где-то там, были ей не по душе.

С дочерью Иришей Блохиной. Еще одна Ирина в тренерском штабе?😉

Ирина Дерюгина одержима гимнастикой и того же требует и от гимнасток. А потому — никаких отвлекающих личных жизней. Только тренировки, только хардкор 🙂

А еще – редкий чемпионат мира обходится без протестов Ирины Дерюгиной. Тренер убеждена, что в гимнастике, мягко говоря, не все так уж честно и победы России вовсе не очевидны. Оценки-то после протестов иногда и повышают. Но иногда – и понижают 🙂

Странно, вот Ирина Винер верит в магию имен, но почему-то ни разу она не обмолвилась об этом совпадении «Ирин». Может, это знак, что Иринам дружить надо и вместе держаться? А они все ссорятся. Дерюгина с Винер на соревнованиях вообще едва здороваются и проходят мимо. Лепарская когда-то заявила, что у украинок — мнимая гимнастика, а Дерюгина не осталась в долгу и посоветовала в ответ белорусским гимнасткам слышать музыку во время выступлений. Нет, не смогут они подружиться. Слишком силен дух соперничества, и каждая убеждена, что именно ее гимнастки — примы в этом спектакле.

Источник

Мэтру — 80. Тренер по спортивной гимнастике Леонид Аркаев празднует юбилей

МОСКВА, 3 июня. /Корр. ТАСС Альберт Стародубцев/. Леонид Аркаев, под руководством которого советские и российские гимнасты в течение нескольких десятилетий выиграли огромное количество медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, празднует свое 80-летие. Корреспондент ТАСС накануне юбилея сумел пообщаться с именинником, а также с гимнастом Алексеем Немовым и тренером Валерием Алфосовым, работавшими долгие годы под руководством специалиста.

Будучи гимнастом, Аркаев не сумел достичь больших высот — в 1959 году он был включен в состав сборной СССР, однако в те времена в национальной команде солировали Альберт Азарян, Борис Шахлин и Юрий Титов, которые принесли своей стране не одну золотую олимпийскую награду. Вершиной успеха для московского гимнаста стали победы на чемпионатах страны в составе сборной города и роль запасного на чемпионате мира 1966 года. Однако с завершением карьеры никогда не хватавший звезд с неба гимнаст очень быстро превратился в тренера, сумевшего нарушить многолетнюю гегемонию мужской сборной Японии. На Олимпиаде 1976 года в полную силу засияла звезда советского гимнаста Николая Андрианова, сумевшего выиграть четыре золотые медали, одна из которых была добыта в личном многоборье.

Мужская сборная страны всю последнюю четверть XX века сумела завоевать больше всех наград в мире, что является заслугой Аркаева, который работал с ней с 1973 по 2004 год, став самым знаменитым тренером планеты. После распада СССР специалисту пришлось взять на себя ответственность и за гимнасток. В 1992 году он стал главным тренером как мужской, так и женской сборной, а также возглавил Федерацию спортивной гимнастики России.

«Для советской и российской гимнастики Аркаев сделал очень много, — считает старший тренер мужской сборной России Валерий Алфосов. — Он начинал работать с национальной командой еще во времена СССР, когда был другой подход к спорту, другие ориентиры, другие стимулы для достижения результатов. Это настоящий новатор, который воспитал выдающихся спортсменов и тренеров».

«Для молодых тренеров Аркаев — пример, у которого было чему поучиться. Советские времена наложили определенный отпечаток на этого человека, но в общении с нами он никогда не был деспотом. Главный тренер — педагог, которому очень важно наладить здоровую конкурентную атмосферу внутри коллектива», — сказал Алфосов.

«Самый любимый — Андрианов»

Аркаев не смог сразу ответить на вопрос о том, кто из гимнастов, работавших под его руководством в разные годы, является самым лучшим. «У нас была целая плеяда хороших спортсменов. Это Николай Андрианов, Дмитрий Билозерчев, Александр Дитятин, Алексей Немов. Причина появления этих спортсменов очевидна — у нас всегда была очень сильная команда, состоящая как из надежных забойщиков, так и из лидеров, неизменно завоевывавших медали», сказал Аркаев.

«Однако самым любимым гимнастом был Андрианов, который смог вернуть советской гимнастике мировое лидерство после многолетних проигрышей японцам. Можно ли сравнить Андрианова с тем же Артуром Далалояном, который вернул стране титул абсолютного чемпиона мира спустя почти 20 лет? Пока очень рано это делать. Нужно посмотреть, что наши сегодняшние лидеры покажут на Олимпиаде в Токио», — подчеркнул юбиляр.

«Что касается наших женщин, то им всегда немного не хватало пороха, хотя они были сильны. Но я хочу заметить, что наших спортсменок очень часто весьма придирчиво судили. Работа арбитров была не очень четкой, нас немного поддавливали в пользу румынок. Однако наша женская сборная не имела такого преимущества над остальными, как мужская, если кто-то выступал на равных, то предпочтение судьи отдавали иностранной сопернице», — считает специалист.

Благодарность Немова

Один из самых титулованных отечественных гимнастов Алексей Немов, имеющий в активе четыре золотые медали Олимпийских игр, считает Аркаева не только великим тренером, но и большим организатором.

«Когда я первый раз попал в сборную, то во мне присутствовала некоторая боязнь этого человека, — признался гимнаст. — Однако в личном общении он оказался весьма душевным, очень болеющим за дело и искренне преданным спортивной гимнастике, которой отдавал и отдает всего себя. В моих победах есть, конечно, заслуга Леонида Яковлевича. От главного тренера многое всегда зависит».

«Конечно, между нами иногда возникали конфликты. Когда у меня что-то не получалось из-за физической усталости, я мог огрызнуться в ответ, один раз это получилось даже очень грубо. Леонид Яковлевич как-то даже вычеркнул меня из списков сборной, после чего мне пришлось опять доказывать делом, чтобы он обратно вернул в команду. Но все равно я ему очень благодарен за то, что он был в моей жизни», — добавил Немов.

«Российские гимнасты способны успешно выступить на Играх в Токио»

Аркаев ушел из сборной России в 2004 году, но продолжает и сейчас оставаться востребованным. «На чемпионат мира 2019 года в Штутгарт я ездил с командой Белоруссии, немного им помогал. Нахожусь в курсе всех событий в мире гимнастики, хотя сейчас пока временно не работаю. У меня был большой перерыв в тренировочной деятельности, но в моих взаимоотношениях с коллегами ничего не изменилось, нахожусь постоянно на связи с тренерами и спортсменами», — сказал 80-летний специалист, который и сейчас очень внимательно следит за выступлениями российских гимнастов.

«Ребята у нас в мужской команде просто превосходные, я другого ничего не могу сказать, — заявил Аркаев. — Есть лидеры замечательные, которые обладают очень хорошей нервной системой и большим техническим запасом». На двух последних чемпионатах мира победу в личном многоборье одерживали Далалоян (2018) и Никита Нагорный (2019).

Источник

Оцените статью