Особенности отбора в гимнастике
Просмотр содержимого документа
«Особенности отбора в гимнастике»
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ.
Спортивная гимнастика вид спорта, сделавший своим предметом двигательные действия, не известные в повседневном обиходе, далёкие от естественных движений человека. Таким образом, тренировочный процесс имеет свою определённую специфику, особенно на начальном этапе в группах начальной подготовки первого года обучения. Тренировка детей 5-6 лет в спортивной гимнастике довольно сложный и обязательно творческий процесс, имеющий характерные средства, методы и формы организации занятий.
Здесь нельзя работать по общепринятым законам спортивных тренировок, применяемых у более взрослых учащихся. Если мы хотим, с одной стороны, привить в раннем возрасте ребёнку любовь к занятиям гимнастикой и в дальнейшем превратить в потребность, в определённые дни идти на занятия в спортивный зал и учиться сложному многообразию гимнастических упражнений, а с другой стороны создать качественный базовый уровень необходимый при дальнейшем обучении более сложным упражнениям. Задачей тренера, воспитателя является не только обучение спортсмена тем или иным техническим действиям, соответствующим данному виду спорта, но и формирование личностных качеств, способствующих достижению им высоких результатов. Ведение воспитательной работы, выработка позитивной мотивации к занятиям гимнастикой; Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе, но с учётом каждой личности; Владение психологопедагогическими приёмами взаимодействие с учеником на тренировках и соревнованиях для создания благоприятного эмоционального фона.
В настоящее время значительно снизился возраст гимнастов, достигающих высоких спортивных результатов. В связи с этим этапу отбора и предварительной подготовке следует уделять большое внимание. В результате хорошо организованной работы с детьми до поступления в ДЮСШ можно выявить их двигательные способности и привить им интерес к занятиям гимнастикой.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей. Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях.
Проблема исследования заключается в систематизации процесса отбора детей в группы спортивной гимнастики, а именно: разработке оптимальных критериев отбора и подборе адекватных тестов на соответствие задатков будущих занимающихся требованиям избранного вида спорта, а так же разработки чёткого алгоритма
Предполагается, что проведение уроков физической культуры в дошкольных учреждениях увеличит количество детей способных в дальнейшем достичь высоких спортивных результатов, а так же это позволит быстрее и качественнее осваивать разрядные требования если:
– осуществлять отбор детей на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях, проводимых непосредственно самим тренером;
– консультироваться с воспитателями и родителями о способностях ребёнка.
Особенности отбора детей в группы спортивной гимнастики
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.
Способность и пригодность людей всегда определяется только людьми. Поэтому для подобного разделения остаётся только один критерий – осознанность отбора тем, кто его производит. Вовлечение детей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике избранного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребёнка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом – двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, – необходимым для будущей трудовой деятельности.
Поскольку гимнастика вид спорта со сложной координацией, особый интерес представляет способность спортсмена обучаться новым движениям, для этого ребёнку предлагается выполнить простое, не знакомое ранее гимнастическое упражнение.
Обычно уровень, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры и тренер осуществляющий набор детей получает от него необходимую информацию. Нами же в целях полной оценки качеств необходимых для спортивной гимнастики проводятся уроки физической культуры в детских садах.
Организационно отбор проводится в три этапа. На первом – агитационные мероприятия проведение уроков физической культуры в дошкольном учреждении с целью вызвать интерес к занятиям спортивной гимнастикой и наблюдения; на втором – тестирование уровня развития физических качеств; на третьем – для определения особенностей поведения, характера и т.д.
Оценка физического развития и особенностей телосложения. На первом этапе при отсутствии в зале ростомера о длине тела можно судить по эталонам, нанесенным на стенку. Для мальчиков 6-7 лет предпочтительна длина тела в пределах 116-128 см, вес 17-21 кг.
При наружном осмотре обращается внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и форму. Излишнее переразгибание в локтевых суставах часто является причиной травм.
Осмотр ребенка в основной стойке сбоку дает возможность судить о естественных изгибах позвоночника.
Помимо основных параметров физического развития при углубленном антропометрическом обследовании оцениваются (как хорошее, удовлетворительное или плохое): мускулатура, жироотложение, длина (ног, рук, туловища, шеи), форма (спины, рук, ног), ширина (плеч, таза и т. д.).
Предварительный осмотр ребёнка происходит на занятиях физической культурой проводимых тренером (6 недель в начале учебного года в детском саду один раз в неделю по 20 минут), где визуально выявляются дети пригодные по антропометрическим данным и по пропорциям тела к занятиям спортивной гимнастикой.
Определены следующие критерии для предварительного осмотра детей:
Физическое развитие и особенности телосложения.
Соотношение длины ног и туловища.
Невысокий рост (относительно сверстников).
Наличие правильной осанки.
Психологические обследования (общение с воспитателями и родителями) позволяют оценить наличие таких качеств, как активность, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, а так же поведенческие особенности проявляемые в процессе различных игр (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.)
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям гимнастикой основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных.
Определение уровня развития физических качеств
Второй этап отбора предусматривает более детальное изучение юного гимнаста, и прогнозирование его возможности справится с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями.
При определении пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой объектом внимания становятся, прежде всего, факторы, которые поддаются количественной оценке. К ним можно отнести следующие:
1. Физическое развитие и особенности телосложения.
2. Состояние и развитие физических качеств: а) скоростносиловых (быстроты и прыгучести); б) мышечной силы в двух проявлениях — в статическом и динамическом режиме; в) гибкости, подвижности в суставах (активной и пассивной).
3. Координация движений.
4. Вестибулярная устойчивость. Основной метод начального отбора – тестирование (измерение) задатков и уровня развития физических качеств. В случаях, когда изучаемые признаки, или свойства, личности не поддаются количественной оценке, используются методы педагогических, психологических и врачебно-педагогических наблюдений.
В отличие от отбора по внешним данным который нередко требует альтернативного заключения («годен», «не годен»), при первых испытаниях физического состояния ребенка преследуется лишь цель получения информации об уровне развития скоростно-силовых качеств, гибкости, мышечной силы, координации движений и вестибулярной устойчивости; важно измерить и оценить качество, а не возможный двигательный опыт и умения. Это основной принцип, которому необходимо следовать при тестировании физического развития ребёнка.
Для оценки физического состояния в начальном отборе используется комплекс тестов, которые составляют программу испытаний по специальной физической подготовке. Для этого используются следующие контрольные тесты:
Наклон в седее ноги вместе.
Наклон в седее ноги врозь.
Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине.
Поднимание прямых ног на гимнастической стенке.
Источник
Спортивная гимнастика для мальчиков
Спорт — составляющая человеческого здоровья. Рассматривая доступные варианты и секции, способные заинтересовать ребенка, в частности — мальчика, выбор отдают боевым искусствам.
Помимо техник восточного боя, ловкости и выносливости обучаются и спортивной гимнастике. Что представляет собой данное направление, с какого возраста разрешено записываться, как выбрать секцию и чем полезна спортивная гимнастика для малышей рассмотрим в сегодняшней статье.
Что в нее входит
Данный вид спорта включает соревнования в вольных упражнениях, прыжках, и с помощью дополнительного снаряжения.
Направление адаптировано для силового развития малышей — равномерное распределение нагрузки на конкретные группы мышц способствует укреплению организма, костей и улучшению гибкости.
Кроме улучшения физических навыков, спорт:
- учит работать в команде;
- формирует дух соперничества;
- положительно влияет на здоровье;
- позволяет рационально тратить энергию;
- приучает к дисциплине и выдержке.
Перед тем, как записывать малыша в секцию, необходимо подробно рассмотреть виды и выбрать подходящий.
Виды
Существует несколько основных направлений:
- строевое;
- общеразвивающие;
- прикладное;
- вольное;
- акробатическое;
- аэробика.
Строевые упражнения основаны на коллективном выполнении назначенного тренером комплекса. Задается ритм, темп, за счет чего устанавливается контакт с другими ребятами.
Общеразвивающий вид тренирует мышечную силу и меньше всего ориентирован на выдержку. Выполнение задач укрепляет суставы, увеличивает эластичность связочно-суставного аппарата, позволяет избирательно действовать на конкретные группы мышц.
Прикладной вид направлен на физическое совершенствование двигательных навыков. Подбирается в соответствии с необходимостью лечебного курса и решения проблем со здоровьем.
Вольное направление содержит совокупность неодинаковых движений с художественными элементами. Носит учебный характер выбора точных комбинаций движений и их ритмичного выполнения.
Акробатика — подвид гимнастических комплексов. Делается упор на ловкость, гибкость, умение сохранять баланс и силу. Развиваются все группы мышц, тело становится гибким, участники обучаются выносливости. Акробатика положительно влияет на работу жизненно важных органов.
Аэробика — ритмичный тип, содержащий танцевальные движения под музыку. Результатом является корректировка осанки, улучшение пластичности и укрепление сердечно сосудистой системы.
Категории
Формирование начинается после отбора оставшихся участников, согласных продолжать работу.
Нормативы по спортивной гимнастике для мальчиков следующие:
- Первый год основан на обучении детей растяжки на шпагат и силовых упражнениях — преимущественно подтягиваниях.
- Второй год ориентирован на подготовку сдаче третьего юношеского разряда. В упражнениях упор делается на мышцы.
- Получение второго юношеского разряда приходится на третий год. Программа состоит из удержания планки на гимнастической стенке и использования специального снаряжения.
- В возрасте 9-10 лет занимающийся зачисляются в старшую группу, сдающую на третий взрослый разряд. Сложность тренировок постепенно увеличивается, добавляются комбинаций, обязательные для спортсменов.
- В возрасте 10 лет сдается второй взрослый разряд с обязательной программой упражнений.
- Первый взрослый разряд получается в 11 лет. Выше — поступление в кандидаты мастера спорта.
Когда начинать
По утверждениям врачей оптимальный возраст для записи в специальные школы — 4-5 лет. На данном этапе суставы малыша становятся устойчивыми к физическим нагрузкам. Кроме того, желание ребенка к совершенствованию становится заметным.
Спортивная гимнастика с 2 лет приветствуются в виде коллективного обучения. Они прививает чувство послушания и формирует двигательный интеллект.
Тренировки начинаются с общего физического обучения. Комплекс движений направлен на улучшение координации и силы занимающегося. После обретения нужной физической формы тренер включает в программу другие гимнастические упражнения.
Противопоказания
Любой вид спорта требует самоотдачи со стороны занимающегося, и стоит понимать, что тяжелые нагрузки способны противоположно воздействовать на оздоровление, если малыш не готов заниматься.
Противопоказания для спортивной гимнастики у детей со следующими заболеваниями:
- бронхиальная астма;
- порок сердца;
- искривление позвоночника;
- сахарный диабет.
Плюсы
Рационально подобранный вид тренировок в будущем позволит усовершенствовать навыки выносливости и стать ответственнее. Мнение о том, что гимнастические упражнения для мальчиков вредны и опасны, недостоверно — целеустремленность ребенка и тяга к занятиям принесут положительные результаты. Польза спортивной гимнастики заключается в следующем:
- укрепление костей и правильной осанке;
- формирование пропорционально сформированного рельефа тела;
- улучшение координации.
Минусы
Спорт — это травмоопасность и риск. Чтобы добиться высот, стоит также разобраться и в неприятностях выбранного направления:
- невозможность посещать занятия из-за недостатка времени;
- растяжения и травмы позвоночника;
- замедление роста из-за нагрузок на спину;
- допуск детям только со справкой о пройденном медосмотре.
Как выбрать секцию
Прежде всего нужно начать с разговора — перед тем как записать сына в спортивный кружок стоит разобраться, хочет ли он заниматься и готов ли продолжать совершенствоваться в новом увлечении. Работа против воли не принесет удовольствия ни ребенку, ни его родителям.
Рационально поинтересоваться, где занимаются его сверстники и друзья — в привычном кругу общения занятия даются проще.
Кружок желательно выбирать рядом со школой и домом — длительная дорога после тренировок утомительна и неприятна для уставшего малыша.
Если выбор пал на определенную группу, стоит заранее “разведать обстановку” — общение с преподавателем, советы родителей занимающихся позволят принять окончательное решение.
Время для посещения секций и учебы нужно распределить рационально — если после занятий в школе ребенок чувствует себя уставшим, то лучше перенести занятия на выходные, когда он полон сил и родители могут его сопровождать.
Детские интересы неустойчивы. Естественный тот факт, что позанимавшись несколько дней, дети способны быстро терять интерес. Не стоит категорично запрещать малышу посещать секцию — в ходе знакомства с правилами и работой он сможет решить, действительно ли он к этому стремится.
Если тренировки нравятся, сын продолжит ходить на них с удовольствием.
Что понадобится
Единственное, что должны приобрести родители перед началом тренировок — костюм. В зависимости от выбранного вида инвентарь, необходимый для комфортных и безопасных занятий, будет добавляться. Тренер даст консультацию о конкретных составляющих и подскажет, что нужно приобрести новичку.
Вспомогательными элементами для работы с приспособлениями являются:
- накладки;
- петли;
- фиксаторы запястий;
- бинты и бандажи
- обувь.
Накладки гимнасты используют для движений на кольцах и перекладине. Приспособление имеет фиксатор запястья и кожаную полоску, располагающуюся на ладони. От женских мужские накладки отличаются большим валиком с тремя отверстиями для пальцев. Для более удобного использования поверхности кожи заранее натирается магнезией во избежание ран на кистях.
Петли необходимы для выполнения стандартных упражнений на брусьях. Чтобы не натирать кисти, лучше использовать специальные напульсники. Выбирать петлю нужно внимательно — при выполнении комплекса они должны надежно удерживать руки и свободно вращаться.
Бинты и эластичные повязки защищают суставы от разрывов при прыжках.
Обыкновенный бинт фиксирует конечности правильно и не может предотвратить риск получения травмы.
Во избежание повреждений используются бандажи поясницы, локтей, плеч и колен.
Обувь имеет резиновую подошву и предназначены для осуществления элементов на снарядах, как бревно и конь.
Чешки подбираются индивидуально в соответствии с выбранным гимнастическим уклоном.
Спорт прививает чувство ответственности и смелости, делает выносливым и позволяет тратить накопившуюся энергию во благо собственному здоровью.
Полезное видео: спортивная гимнастика — мотивация
Источник