Гимнастика
Гимнастические акробатические элементы
Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.
Простые упражнения
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
- перекаты
- кувырки
- перевороты
- движения дугой
- сальто.
Статические акробатические упражнения:
Динамические акробатические упражнения:
- Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
- Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
- Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
- Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
- Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
- Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
- Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
- Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.
Обучение сложным элементам
Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.
Маховое сальто вперед
Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.
Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.
Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.
Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.
Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.
Как делать рондат фляк
Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.
Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).
Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.
Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.
Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.
Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).
После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.
При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.
Не смотря на то, что акробатика, является занятием , в котором можно сделать спортивную карьеру, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Тренируясь, организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнение точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.
Источник
Перекидки, перевороты
Медленный переворот вперед (перекидка).Махом одной итолчком другой стойка наруках. Удерживая плечи над кистями, сильно прогнуться и выполнить мягкое опускание вмост. В момент касания носками пола подать таз и тело вперед, перейти на всю стопу и оттолкнуться руками от пола. Встать прогнувшись, оставляя руки вверху, голову наклоненной назад.
1. В стойке на руках отведение плеч назад при поддержке обучаемого за бедра;
2. Из стойки на руках, отводя плечи назад, опуститься в мост. Оказывать помощь.
3. То же, но отталкиваясь руками, встать на колени. Упражнение предназначено для учащихся с плохой подвижностью в тазобедренных суставах.
4. В позе «мост» покачивания вперед и назад с вставанием на ноги. Оказывать помощь.
5. Медленный переворот вперед с помощью. Последовательность действий: стойка на руках – отведение плеч назад ипрогиб – касание пола ногами – толчок руками – вставание.
Мост наклоном назад и перекидка из моста(медленный переворот назад). Из стойки ноги врозь на ширине плеч, руки вверху, наклоном назад опуститься в мост; толчком ног или махом одной через стойку на руках выполнить перекидку на обе ноги.
1. Мост наклоном назад. Основная задача – поставить руки как можно ближе к ногам. При этом необходимо увидеть место опоры руками еще до их постановки.
2. То же с небольшой задержкой в положении «мост» иперекидка из моста с помощью.
Перекидка назад (медленный переворот назад махом одной).Стоя на одной ноге, другая вперед на носок, наклониться назад и махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках с разведенными ногами, не задерживаясь в стойке, приземлиться на обе ноги.
с одной ноги, другая вперед сохраняя равновесие на
1. Махи ногой в положении «мост».
2. Медленный переворот назад махом одной и толчком другой из положения «мост», ноги на возвышении (на горке матов и т. п.).
3. Медленный переворот назад, вперед на носок.
толчковой ноге наклониться назад, прогнуться; выводя бедро толчковой ноги вперед, энергично отвести руки и голову назад на момент касания руками опоры выполнить последовательно мах одной ногой и толчок другой; пройти стойку на руках ноги врозь, сгибаясь встать на маховую и присоединяя к ней толчковую, выпрямиться. Оказывать помощь.
Переворот с головы. Техника выполнения: наклоняясь вперед поставить руки на пол подальше от носков ног, опереться головой впереди рук и энергично разогнуться прямыми ногами в тазобедренных суставах, одновременно активно выпрямляя руки в локтевых и плечевых суставах; закончив отталкивание руками, приземлиться в положение руки вверху, голова наклонена назад.
Двигательной основой переворота с головы является разгибание ног в тазобедренных суставах. Поэтому обучение перевороту следует начинать с освоения движения разгибом.
1. Из упора лежа на лопатках согнувшись выполнить разгибательно-сгибательные движения. Разгибаться до положения стойки на лопатках.
2. Из упора лежа на лопатках согнувшись выполнить разгибательные в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя руки, в мост. Оказывать помощь.
3. Стойка на голове и руках на краю возвышения из 4–5 гимнастических матов. Сгибаясь, опустить прямые ноги до положения согнувшись и теряя равновесие вперед, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, оттолкнуться руками и оставляя их сзади, приземлиться на носки ног со слегка прогнутым телом.
4. Переворот с головы с возвышения из 4–5 матов. Постепенно уменьшая горку матов, перейти к выполнению переворота с ровного места.
Переворот вперед. С небольшого разбега выполнить темповой подскок на маховой ноге, опускаясь на маховую и выводя толчковую вперед, потянуться руками вперед-вниз, одновременно начать ускоренное движение маховой ногой назад-вверх, поставить руки на пол, оттолкнуться толчковой ногой соединить ноги и, закончив отталкивание руками, приземлиться на носки напряженных ног в положение: руки вверху, голова наклонена назад.
Переворот вперед рекомендуется разучивать после освоения переворота с головы. Такая последовательность обучения объясняется сходством двигательных основ переворотов. В обоих элементах главным является разгибательное движение в тазобедренных суставах. Оно более выражено в перевороте с головы. Поэтому умение выполнять переворот с головы облегчает освоение переворота вперед.
Принимая, однако, во внимание, что разгибательное движение в тазобедренных суставах при выполнении переворота вперед имеет все же некоторую специфику, рекомендуется помимо упражнений, используемых при разучивании переворота с головы, проделать еще и такие:
1. Стойка на руках с быстрым махом одной и толчком другой. От падения вперед удерживает помощник, подставляя под голени прямую напряженную руку.
2. То же у гимнастической стенки, ударяя ногами о мат, повешенный на стенку.
И далее выполнить упражнения для овладения другими элементами техники переворота вперед.
3. С подскока стойка махом с энергичными движениями ногами. Помощник помогает обучаемому подпрыгнуть на руках, подхватывая его одной рукой под плечо, а другой под бок, подставляя свое плечо под бедро обучаемого.
4. То же, но теперь уже помощник поднимает обучаемого на свое плечо и осуществляет проводку до приземления. Руки в момент приземления должны быть вверху, голова наклонена назад.
5. То же с 2–3 шагов разбега.
6. Переворот вперед с разбега с поддержкой. Помощь оказывается одной рукой под плечо, другой под поясницу.
Переворот назад (фляк) состоит из двух частей: прыжок назад прогнувшись па руки и прыжок с рук на ноги сгибаясь (курбет).
Технические особенности переворота назад:
– наличие двух фаз полета – до и после толчка;
– сильный мах руками вверх и назад в момент потери равновесия;
– полное разгибание в тазобедренных и коленных суставах.
Для овладения техникой переворота назад рекомендуется выполнить следующие подводящие упражнения:
1. Медленный переворот назад с помощью партнеров. Последовательность действий: обучаемый наклоняется назад теряя равновесие, прогибается и ложится на руки партнеров (голова и руки отведены назад). Далее ставит руки на пол и когда тело в прогнутом положении пройдет вертикаль, выполняет прыжок с рук на ноги.
2. Мост наклоном назад с быстрым движением рук и переворот в стойку. Оказывать помощь.
3. Из полуприседа, руки отведены назад, медленное выпрямление ног с подниманием рук и последующим разгибанием в тазобедренных суставах.
4. То же, но выполнить быстро, теряя равновесие назад (без толчка ногами).
5. Стоя на расстоянии полушага от горки поролоновых матов высотой до поясничной части позвоночника, прыжок назад-вверх с сильным махом руками назад с приземлением на спину на маты.
6. Из стойки на руках на повышенной опоре курбет с округленной спиной.
7. Переворот назад с мини-батута установленного наклонно (раскладывается лишь одна его опорная часть). На сетку и амортизаторы кладется мат или мягкая акробатическая дорожка. Отталкивание производится из положения стоя ближе к раме батута; руки ставятся на жесткую опору.
8. Переворот назад с помощью. Страхующий стоит сбоку от обучаемого, одной рукой поддерживает его под спину (ближе к пояснице), другой под бедро.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник