Спорт особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
Лекция 10. Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений
Основы спортивной тренировки. Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего »упражнение» Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.
Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.
Цели и задачи спортивной тренировки. Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психологическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1.освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2.совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения;
3.воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4.обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5.приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид спорта специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности.
Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений. Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.
Однако в каждом виде спорта и в системе физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:
— текущее и оперативное планирование.
Перспективное планирование многолетней подготовки. Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения.
Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного и учебного материала. В конечном счете, это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.
Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой – может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения.
Годичное планирование. При годичном планировании тренировок применяются два варианта планирования: обычное и со сложной структурой соревновательного периода – проведением нескольких последовательных соревнований.
На выбор годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние, и летние соревнования) двухпиковые и т.д.
Перед студенческим спортом всегда стояли определенные сложности при планировании тренировки. Особенности периодов наивысшей учебной нагрузки, разновременные и разнохарактерные учебные и производственные практики в разных вузах, факультетах и на разных курсах создают дополнительные сложности, как для составления спортивного календаря, так и для планирования тренировочного процесса студентов-спортсменов. Эти сложности усугубляются при планировании подготовки сборных студенческих команд по спортивным играм любого уровня (факультета, вуза), где играют студенты разных курсов и факультетов. Планирование тренировки в таких случаях требует включать значительный объем самостоятельной подготовки по отдельным разделам тренировочного процесса. С особыми трудностями планирования тренировки студента-спортсмена сталкиваются преподаватели — тренера в тех случаях, когда он выходит на большой спорт, где календарь спортивных соревнований совершенно не учитывает особенности учебного процесса в вузе. В этом случае неизбежно нестандартное решение проблемы с возможным представлением индивидуального графика обучения для сильнейших спортсменов, а при подготовке к крупнейшим спортивным соревнованиям (Универсиада, Олимпийские игры) даже предоставления академического отпуска.
Текущее и оперативное планирование. Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировок, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности) в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях. С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой – проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» тренировочных занятий.
Текущее планирование в основном и спортивном отделении существенно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном – соревновательные упражнения.
Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, — определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.
Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеет свои отличия.
Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная – в целях повышения или поддержания уровня физической деетоспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры – повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Для того, чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил:
1.Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3-5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей – меньше.
Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:
— увеличение частоты занятий;
— увеличение продолжительности занятий;
— увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятия, непосредственно на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45-50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70-75% общего времени занятий;
— увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;
— постепенное расширение средств, используемых на тренировках, с тем, чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;
— увеличение сложности и амплитуды движений;
— правильное построение занятий. В зависимости от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличивать или уменьшать разминку, основную и заключительную части занятий.
2.Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7-12 упражнений, но существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.
В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т. д.), упражнения для суставов позвоночника, рук, ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).
3.Систематичность занятий физическими упражнениями оказывает благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста:
— дошкольники – 21 — 28 ч;
— школьники – 14 — 21 ч;
— учащиеся средних специальных учебных заведений – 10-14 ч;
— студенты – 10 – 14 ч;
— служащие – 6 — 10 ч.
Ранними симптомами и жалобами, возникающими у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью являются: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; боль в спине, как следствие недостаточности поддерживающего мышечного аппарата; нарушения сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.
Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки, — вот главная тенденция, которая должна определить двигательный режим человека до самой глубокой старости. Двигательная активность варьируется у разных лиц и у одного и того же лица в разные дни и периоды, в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни.
Источник
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
1.Краткая историческая справка
В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба; активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой, просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов.
Изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качества спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано постоянное совершенствование теории и методики, а так же практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса, методов и средств восстановления работоспособности спортсменов.
Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта.
Влияние избранного вида спорта на развитие личности
Занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Это используют для коррекции показателей физического развития и телосложения, для воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств человека. Развитие физических качеств происходит на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое качество, то тем самым параллельно развиваются и другие. По мере развития тренированности, с ростом спортивной квалификации величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше уровень спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. То же самое можно наблюдать и в развитии психических качеств и свойств личности.
При выборе вида спорта студент должен иметь представление о характере воздействия того или иного вида спорта. В этом ему может помочь предлагаемое разделение основных видов спорта на группы:
— преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);
— развивающие силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки);
— способствующие развитию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);
— комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).
Модельные характеристики спортсмена высокого класса
Научные исследования позволяют изучить различные аспекты становления спортсмена от начинающего до олимпийца. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, этапы многолетней подготовки. Определены модельные характеристики к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, с учетом возраста спортсмена. Для этих целей применяются специальные информативные тесты педагогические, психологические, медико-биологические, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, стажу подготовки).
Модели, используемые в спорте, делятся на две группы:
1. Модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности; модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена; морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства.
2. Модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла; модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, микроциклов, периодов); модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; модели тренировочных занятий и частей; модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
Пример модели соревновательной деятельности
(прохождение отдельных участков соревновательных дистанций
в плавании вольным стилем и брассом
(по материалам В.Н. Платонова))
Способ плавания | Прогнозируемый результат, с | Стартовый участок (10м), с | Поворотный участок (15 м),с | Скорость м/с |
Вольный стиль | 54,0 48,0 | 3,922 3,652 | 7,956 7,076 | 1,781 2,010 |
Брасс | 1,08,0 1,01,0 | 4,076 3,130 | 10,114 8,854 | 1,394 1,525 |
Пример модели подготовленности бегуна-спринтера
(по В.В. Петровскому)
Показатель | ||||
Тренировочные отрезки | Соревновательные дистанции | |||
30 м с ходу, с | 20 м со старта, с | 60 м со старта, с | 100 м (±01с) | 200 м (±02с) |
2,5 2,7 2,9 | 3,5 3,7 3,9 | 6,4 6,6 6,85 | 9,9 10,3 10,8 | 20,0 21,0 22,0 |
Примеры морфологических модельных характеристик
конькобежцев высокого класса
(по В.А. Орлову, Т.Л. Шаровой)
Конькобежцы, мужчины | Показатель | ||||
возраст, лет | рост, см | масса тела, кг | объем сердца, см 3 | спиро-метрия, л | |
Спринтеры | 22-28 | 170-185 | 70-85 | 900-1500 | 5,5-7 |
Стайеры | 23-28 | 170-185 | 64-82 | 950-1100 | 5,5-7 |
Модельные характеристики позволяют объективно оценить и спрогнозировать собственные возможности в избранном виде спорта, оценить результаты занимающихся в одной группе, выполняющих одинаковую нагрузку.
Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.
Основной целью спортивной подготовки в вузе является повышение спортивного мастерства, достижение спортивных результатов международного класса.
Задачи – сформировать способности
— владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
— применять принципы и методы физического воспитания для достижения жизненных и профессиональных целей.
Достижение спортивных результатов предполагает систематические, целенаправленные учебно-тренировочные занятия, обязательное участие в соревнованиях, в ходе которых решаются задачи повышения результатов.
Организация учебно-тренировочных занятий зависит от климатических условий месторасположения вуза, его материально-технического оснащения, тренерско-преподавательского состава. Основными формами спортивной подготовки являются занятия в секциях, спортивных клубах. Студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, с обязательным выполнением в установленный срок зачетных требований.
Перспективное, текущее и оперативное планирование
Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения. В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.
Перспективное планирование состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного учебного материала. Это находит свое отражение в усложняющихся зачетных нормативах.
Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, метод направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.
Текущее планирование в основном и спортивном отделениях существенно различаются, особенно видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном – соревновательные упражнения.
Оперативное планирование или управление учебно-тренировочным процессом, — определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений.
Современное техническое обеспечение позволяет оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, и использование тренировочных средств.
Пути достижения необходимой структуры спортивной подготовленности.
Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решимость).
Физическая подготовленность в избранном виде спорта характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную.
Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможности органов и функциональных систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта, она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и нормативные требования предлагаемые студентам.
На содержание технической подготовки в каждом виде спорта оказывают влияние изменение в правилах соревнований, спортивного инвентаря. Структура технической подготовленности состоит из базовых и дополнительных движений.
Базовые движения – это основа данного вида спорта, без них невозможно осуществлять соревновательную деятельность по правилам. Первостепенная задача каждого спортсмена освоение базовых движений.
Дополнительные движения – это характерные элементы каждого спортсмена связанные с их индивидуальными особенностями, которые формируют индивидуальный стиль, техническую манеру, помогающие добиваться победы.
Цели технической подготовленности спортсмена различаются в зависимости от вида спорта:
— минимальная тактическая информативность об их индивидуальных технических приемах для соперников.
Тактическая подготовленность в избранном виде спорта – показатель спортивного мастерства, умение навязывать сопернику свою волю, оказывать на него психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Данная подготовка осуществляется на основе физической и технической подготовленности спортсмена, при этом учитываются его индивидуальные, психологические особенности характера.
Структура тактической подготовленности зависит от задач, связанных с соревновательной деятельностью (например, конкретный поединок, забег, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). При разработке тактического плана необходимо учитывать собственные функциональные и технико-тактические возможности, особенности конкретных соревнований, характер судейства, поведение болельщиков, а также возможности своих партнеров.
Психологическая подготовленность в избранном виде спора состоит из волевой и специально психологической подготовленности.
Волевая подготовленность это развитие таких качеств, как целеустремленность, решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (мобилизация функциональных резервов, активность в достижении целей, преодолении препятствий), выдержка и самообладание, самостоятельность, инициативность.
Специальная психическая подготовленность:
— устойчивость к стрессовым ситуациям в соревновательной деятельности;
— степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
— способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
— способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
-совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий;
— способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.
Контроль за эффективностью тренировочных занятий
Цель контроля – оптимизировать процесс спортивной подготовки на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.
Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснения состояния различных сторон подготовленности спортсменов.
Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий, оперативный.
Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.
Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.
Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом.
Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта, состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в вузе по специализациям (виду спорта) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля их сроки, и содержание (тесты, нормативы)
Все зачетные требования и нормативы должны быть доведены до сведения студентов в начале каждого семестра. Спортивно-технические требования и нормативы в разных вузах и даже не отдельных факультетах могут существенно отличаться, что объясняется различием в материально-техническом обеспечении и особенностями контингента занимающихся.
Календарь студенческих соревнований
Спортивный календарь для тех, кто занимается в основном и спортивном отделениях имеет различия. В основном отделении он связан с рабочим планом учебной дисциплины «Физическая культура» и с внутривузовским спортивным календарем. Здесь могут проводится внутригрупповые и межгрупповые личные и командные соревнования как на занятиях, так и в свободное время, в которых могут участвовать студенты как основного так и спортивного отделения.
Спортивный календарь вневузовских соревнований преимущественно рассчитан на студентов занимающихся в спортивном отделении. Чем выше уровень вневузовских соревнований, тем в большей степени спортивный календарь не согласуется с учебным процессом. В этом случае приходится для отдельных студентов-спортсменов делать индивидуальную корректировку графика учебного процесса по всем учебным дисциплинам.
Спортивная классификация и правила соревнований в избранном виде спорта.
Каждый студент, не зависимо от уровня его спортивной подготовленности, должен знать нормативы и требования спортивной классификации по избранному виду спорта. Это необходимо не только, чтобы составить индивидуальный план спортивного совершенствования, но и для общего кругозора применительно для данного вида спорта.
Знание правил соревнований по избранному виду спорта – обязательное требование для студентов, занимающихся в основном и спортивном отделениях.
Источник