Специфический метод физического воспитания это метод упражнения

Методы физического воспитания

Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физи­ческого упражнения или способы применения физических упражнений.

Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно ре­шать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи.

Применяются две группы методов обучения: специфические и обще­педагогические .

К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое опреде­ление объёма выполняемой работы).

2. Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).

3. Соревновательный метод ( использование упражнений в соревно­вательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

1. Словесные методы.

2. Методы наглядного восприятия.

Методы строго регламентированного упражнения включают: мето­ды обучения новым двигательным действиям и методы воспитания фи­зических качеств.

При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).

Методы обучения двигательным действиям

К ним относятся:

1. Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).

3. Сопряжённого воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двига­тельного действия осваивается с самого начала в целостной своей струк­туре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигатель­ное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёд­ным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При его применении необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двига­тельного действия, а затем в случае необходимости выделять из не­го элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выде­ленные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем ос­ваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к це­лостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных дейс­твий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствова­ние техники движения и развиваются физические качества.

Методы воспитания физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные ком­бинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и за­крепление адаптационных перестроек в организме. Применяются ме­тоды со стандартными и нестандартными нагрузками.

Методы стандартного упражнения .В основном направлены на достижение и закрепление адаптацион­ных перестроек в организме. Стандартное упражнение выполняется в двух режимах: непрерывном и прерывистом (интервальном).

Метод стандартно-непрерывного упражнения. Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без из­менения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типич­ными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (на­пример, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упраж­нение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно — интервального упражнения. Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различ­ные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом

применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убыва­ющей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного уп­ражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следую­щим образом:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (перемен­ный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняю­щейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комп­лекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности на­грузок.

Метод переменно-интервального упражнения

Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное уве­личение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервала­ми отдыха между подходами);

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (на­пример, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следу­ющем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Источник

Специфические методы физического воспитания

Выделяют три основных специфических метода физического воспитания: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

• твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

• по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

• создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Соревновательный метод основан на использовании со­ревновательных нагрузок в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в дос­таточно большом количестве соревнований.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Игровой метод.Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих самостоятельных действий занимающих­ся — игроков. Метод стимулирует проявление активности, двигательного творчества, ловкости — отличается эмоцио­нальностью и комплексным характером физической и ум­ственной деятельности. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

При всех достоинствах этого мето­да следует учитывать и его недостатки: невозможность до­зирования индивидуальных нагрузок дляразвития тех или иных качеств. Метод следует применять преимущественно в переходном периоде при восстановлении сил и в подгото­вительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации движений и быстроты.

В рамках этих трех основных методов различают несколько других, в зависимости от интенсивности нагрузки и сочетания работы и отдыха.

Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется по­стоянной в основной части тренировки. Равномерный ме­тод используется на протяжении всего тренировочного процесса в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в под­готовительном периоде.

Переменный метод характеризуется изменением уров­ня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным, так как он представляет широкие возможности для тренера и обучаемых, особенно при самостоятельных тренировках. Изменение на­грузки производят постепенно в соответствии с самочув­ствием тренирующегося. Здесь можно использовать «рва­ный» бег, «фартлек», т.е. переменные скорости при беге на длинные дистанции.

Контрольный метод связан с применением контрольных нормативов в тренировочном цикле для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тре­нировок. Контроль производится по общефизической и тех­нической подготовке.

Интервальный метод применяется длярешения спе­цифических задач, например, развития в короткий срок максимальных возможностей сердечно-сосудистой систе­мы. Метод заключается в многократном чередовании на­грузок самых высоких и низких по интенсивности с не­большим отдыхом после серии упражнений и повторени­ем этой серии.

Повторный метод заключается в повторных, обычно мак­симальных по интенсивности, нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем нагрузок может быть различным.

Метод отягощения предусматривает выполнение упраж­нений с добавочной нагрузкой (отягощение грузом).

Метод выполнения упражнений до отказа характеризу­ется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до предельного состояния, при котором вы­полнить упражнение уже практически невозможно.

Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексов упражнений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц и спортивных качеств. Круговой метод в тренировках должен быть пре­обладающим, так как дозволяет наиболее эффективно ис­пользовать преимущества каждого метода выполнения уп­ражнений в определенном сочетании. При этом методе тренировки чередуются с упражнениями, технические при­емы заменяются игрой. При правильно подобранном чере­довании упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает возможность увеличить объем тренировки.

Использование различных методов в учебно-тренировоч­ном процессе позволяет наиболее эффективно формировать умения и навыки и развивать все физические качества.

Рис. 1. Методы физического воспитания

Литература

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.

2. Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича. — М.:Гардарики,2003г.-448 c.

4. Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры. — М.: 2004. — 464 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: ФиС,1991. — 543 с.

8. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное
пособие. /Под ред. Я.Н.Гулько./МГСУ, 1996.

Источник

Специфический метод физического воспитания это метод упражнения

Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

Источник

Читайте также:  Очищение при голодании йога
Оцените статью