Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.
Они позволяют:
1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
3) сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В. Белинович, 1958).
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств.
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).
Наиболее типичными его разновидностями являются:
а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении);
б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью.
Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
Типичными разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 2).
Рис. 2. Метод круговой тренировки
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Источник
Консультация «Методы физического воспитания»
Юлия Тихомирова
Консультация «Методы физического воспитания»
Эффективность любого средства физического воспитания существенно зависит от метода его применения. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Система применения средств и методов, направленных на достижение конкретного результата в процессе физического воспитания называют методикой.
К специфическим методам физического воспитанияотносится группа практических методов, с помощью которых решаются конкретные задачи по обучению технике физических упражнений и воспитания физических качеств:
Методы строго регламентированного упражнения.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
К группе общепедагогических методов, применяемых в физическом воспитании,относятся:
Методы словесного воздействия (словесные).
Методы наглядного воздействия (наглядные).
К специфическим (практическим) методам относятся:
Методы строго регламентированного упражненияхарактеризуются тем, что каждое упражнение выполняется по строго заданной форме и с точно нормированной нагрузкой. Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений и навыков или направленно воздействовать на развитие физических качеств.
В практике физического воспитания все методыстрого регламентированного упражнения условно разделены на две группы:
методы обучения двигательным действиям;
методы, преимущественно направленные на развитие физических способностей.
Методы стандартного упражнения используются для воспитания почти всех физических качеств, хотя и не в одинаковой мере, и направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.К ним относятся:
Метод стандартно-равномерного упражнения, при котором стандартная нагрузка не прерывается интервалами отдыха. Данный метод основан на продолжительных упражнениях циклического характера (бег, ходьба, езда на велосипеде, передвижение на лыжах и др.) в равномерном темпе.
Метод стандартно-поточного упражнения основаны на использовании некоторых ациклических упражнений, придав им искусственно циклический характер путем многократных повторений.
Данные методы рассчитаны на преимущественное развитие выносливости.
Метод стандартно-интервального упражнения характеризуется повторным воспроизведением двигательных действий через постоянные интервалы отдыха. Для развития силовых, скоростных и координационных способностей этим методом применяют ординарные и «минимакс» интервалы. При развитии выносливости предпочтение отдают напряженным интервалам отдыха.
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки по ходу упражнения в целях достижения адаптационных изменений в организме. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно направлены на повышение функциональных возможностей организма; упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достичь ее больших объемов, что важно для развития выносливости; упражнения с варьирующей нагрузкой преимущественно направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных, силовых и других функционально стойких «барьеров». Основными разновидностями данного метода являются:
Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризуется непрерывной мышечной деятельностью с изменяющейся интенсивностью. Он основан на циклических упражнениях (переменный бег, «фартлек», плавание с меняющейся скоростью, и др.);
Метод переменно-интервального упражненияхарактеризуется системным чередованием нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут чередоваться в различных отношениях. Разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение – последовательное увеличение нагрузки после каждого ординарного интервала отдыха;
б) нисходящее упражнение – последовательное уменьшение нагрузки после каждого напряженного интервала отдыха;
в) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха от 3 до 5 мин. И волнообразно изменяющейся нагрузкой.
Игровой метод. Организация двигательной деятельности в игровой форме имеет ряд преимуществ перед другими методами и широко используется в процессе физического воспитания для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игровой метод не обязательно связан с общепринятыми играми, (баскетбол, волейбол и др.) или простейшими подвижными играми. В принципе, этот метод может быть применен на основе любых физических упражнений, если они поддаются присущим ему организационным особенностям.
Игровой методхарактеризуется следующим:
а) возможностью достижения игровой цели относительно самостоятельным способом. Правила игры лимитируют лишь общую линию поведения, но жестко не определяют конкретных действий;
б) многообразием двигательных задач и внезапностью их возникновения в постоянно меняющейся обстановке;
в) высоким эмоциональным фоном в условиях игровой двигательной деятельности;
г) сложными и разнообразными межличностными и межгрупповыми отношениями, которые строятся по типу сотрудничества или соперничества.
Эти особенности игрового метода способствуют:
повышению заинтересованности занимающихся в двигательной деятельности и уменьшению психической напряженности, свойственной однообразным, монотонным физическим упражнениям;
совершенствованию освоенных двигательных действий выработке умения ими пользоваться в изменяющейся обстановке;
комплексному развитию двигательных способностей, особенно координационных;
выявлению личностных особенностей занимающихся и эффективному воздействию на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных качеств личности.
Соревновательный метод.
Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве способа выполнения упражнений. Применение данного метода в процессе физического воспитания позволяет стимулировать максимальные проявления двигательных способностей и, тем самым, создавать наилучшие условия для их совершенствования; оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно увеличивает нагрузку. Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании нравственных и морально-волевых качеств. В то же время, необходимо помнить, что данный метод имеет относительное ограничение возможности для точного дозирования нагрузки. Поэтому, обязательным условием при применении соревновательного метода является хорошая подготовленность занимающихся к выполнению соревновательных упражнений.
Общепедагогические методы в физическом воспитании имеют различное значение при решении задач физического воспитания в зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей, уровня подготовки занимающихся, их возраста, наличия необходимой материально-технической базы.
Методы словесного воздействия.
В процессе физического воспитания практически все основные аспекты деятельности педагога связаны с использованием слова, с помощью которого сообщают знания, ставят перед занимающимися задачи, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, оказывают воспитывающее влияние на учеников.
Фотоотчет о семинаре «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Авторский семинар д. п. н., доцента Ефименко Н. Н. Сегодня мы получили свидетельства о том, что прослушали замечательный семинар уникального.
Правила и принципы организации физического воспитания в семье Феномен человека. Философско-психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности современного человека: сборник трудов Международной.
Консультация для педагогов «Игровые методы экологического воспитания» Игровые методы экологического воспитания Методы эмпатии в физическом развитии детей: 1. Артикуляционная гимнастика («Лошадка», «Грибок»и.
Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» » Формы и методы правового воспитания.
Консультация «Методы эстетического воспитания» В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к.
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства: гигиенические факторы;.
Средства, методы и приемы физического воспитания Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются.
Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства. 1. Основная гимнастика. Танцевальные упражнения Зарядка для детей под музыку или танцевальные упражнения. Их особенность заключается.
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания Стафеева А. В., кандидат педагогических наук, доцент, Реутова О. В., старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университета.
Источник