Принципы спортивной тренировки
Принципы спортивной тренировки —наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса.Принципы спортивной тренировки: 1) направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности;
2) единство общей и специальной подготовки.Значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических способностей, общего подъема функциональных возможностей. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки; 3) непрерывность тренировочного процесса. Необходимо строить тренировочный процесс так, чтобы в наибольшей степени обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины. Различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие — с другой. По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовойпроцесс, представляющий собой фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности.
В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная. При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффект отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности; 4) единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются постепенность и непрерывность. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки максимум нагрузки будет постепенно возрастать. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема, интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена; 5) волнообразность динамики нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.
Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок. Выделяются «волны» следующих масштабов:- малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней;- средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых «волн» в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировок; — большие, характеризующие общую тенденцию средних «волн» в период больших циклов тренировки. Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти «волны» друг с другом; 6)цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо -, макроциклы; 7) единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. В основе принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена. Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы; 8) возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Сущность принципа состоит в том, чтобы в процессе многолетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.
Источник
Характеристика принципов спортивной тренировки.
Принципы тренировки – это наиболее важные педагогические правила рационально построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт.
Общепедагогические принципы:
1) Принцип сознательности и активности
Один из главных общепедагогических принципов в построении подготовки спортсменов. Для успеха спортивной подготовки важна сознательная деятельность спортсмена в процессе решения каждой задачи поставленной тренером (осознавать для чего и зачем решать те или иные задачи). Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
2) Принцип наглядности – предусматривает привлечение органов чувств человека: зрительная, звуковая, двигательная.
3) Принцип доступности доступно возрасту, индивидуальный подход.
4) Принцип постепенности.
Специальные принципы:
1. Направленность на максимально возможное достижение, углубленная специализация и индивидуализация. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования.
2. Единство общей и специальной подготовки. Наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей.
3. Непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (проникающий) эффект в направлении спортивной специализации; воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их; интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности,
4. Единство постепенности и предельности в наращивания тренировочных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсменов. Максимум нагрузки всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития.
5. Волнообразность динамики нагрузок. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Малые волны – микроциклы, средние волны – мезоциклы, большие волны – макроциклы.
6. Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.
7. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена
8. Возрастная адекватность многолетней спортивной тренировки
Воспринимать принципы нужно как основные правила и соблюдать их.
51. Техническая подготовка спортсмена ( место и значение технической подготовки в различных видах спорта, виды, задачи, средства и методы технической подготовки)
Техническая подготовка — степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки является обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности. Техническая подготовка связанна с процессом и этапами обучения.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена чтобы его техника отвечала следующим требованиям:
— Эффективность: (высокий конечный результат, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности).
— Стабильность техники (связанна с ее помехоустойчивостью, в независимости от условий, функционального состояния спортсмена).
— Вариативность техники (коррекция двигательных действий в зависимости от условий борьбы. Например: в лыжах).
— Экономичность техники (характеризуются рациональным использованием энергии).
— Минимальная тактическая информативность техники (техника, позволяющая скрыть тактический замысел и действовать неожиданно).
Средствами технической подготовки являются:
Различают: общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи: общая техническая подготовка: расширение фонда двигательных умений и навыков; воспитание двигательно-координационных способностей;
Специальная техническая подготовка: формирование умений и навыков выполнения соревновательных действий.
Условиями совершенного технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движения и уровня развития физических качеств.
Эффективность спортивно-технической подготовки обуславливает:
1) Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок;
2) Уровень предварительной подготовки;
3) Индивидуальные особенности;
4) Особенности избранного вида спорта;
5) Общая структура тренировочного процесса;
6) Единое целое, взаимосвязь с физической, психической, тактической спортивной подготовки.
52. Тактическая подготовка спортсмена и особенности её реализации в различных видах спорта.
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
-изучение общих положений тактики избранного вида спорта;
— приемов судейства и положения о соревнованиях;
-изучение тактического опыта сильнейших спортсменов;
-освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;
-моделирование необходимых условий в тренировке и конкретных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями;
Реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
1)Создание целостного представления о поединке;
2)Формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;
3)Решительное и своевременное воплощение принятых решений;
1)Общая – направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
2)Специальная – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Специфическими методами тактической подготовки являются – тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений. Тактические упражнения — отличие от других упражнений
-во первых ориентированы на решение тактических задач;
-практически моделируют отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;
-в необходимом случае, моделируются и внешние условия соревнований;
В зависимости от этапа подготовки тактические упражнения используются:
а) в облегченных условиях;
б) в усложненных условиях;
в) максимально приближенных к соревновательным;
1)подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника;
2)подходы, связанные с ограничением пространства;
Для совершенствования тактического мышления необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию, принимать решения в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовки, предвидеть действия противников. (Основным специфическим методам совершенствования тактического мышления является – метод тренировки, как с реальным, так и с условным противником.)
Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики, необходимы:
-постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях в спортивной тактике, ее эффективных формах;
-систематическая «разведка» о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;
-обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;
-воспитание тактического мышления;
Факторы, влияющие на тактическую подготовку:
+ положение о соревнованиях
+ условия внешней среды
На этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям – методика тактической подготовки должна обеспечивать более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использованы в данном соревновании.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы
Источник