Советы логопеда для родителей артикуляционная гимнастика

Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»

Людмила Шапошник
Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.

Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат)— различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.

Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребенка в процессе произнесения определенных звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности (разделения) движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Читайте также:  Комплекс упражнений для детей для профилактики нарушений осанки

Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции.

Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная

гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык- «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того,сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

• выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;

• упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

• вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

• комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

• проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

• удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;

• следить за качеством выполнения упражнений;

• желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

• не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989, с. 48

2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с. 27, 102,120.

3. Логопедия. /Под ред. Л. С. Волковой. – М. ,1989, с. 81.

4. Новоторцева Н. В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Источник

Консультация учителя-логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно, интересно»

Екатерина Александровна Федорова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно, интересно»

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно,

интересно»

В старшей группе компенсирующей направленности №5

Учитель-логопед Федорова Е. А.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.

Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат)— различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.

Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребнка в процессе произнесения определнных звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности (разделения) движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут

получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему —

шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен)

полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая

внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции.

Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная

гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе,

подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов — идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в

медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться

правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые

игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный»,

«озорной» язычок или про язык- «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не

Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того,

сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.

Чтобы добиться желаемого результата,необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;

упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;

следить за качеством выполнения упражнений;

желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика и её значение. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление.

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Артикуляционная гимнастика — это весело» Цель: — Развивать мышцы артикуляционного аппарата. Задачи: — Закреплять упражнения артикуляционной гимнастики; — Расширять словарь прилагательных;.

Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика» Консультация для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Учитель-логопед МКДОУ №10 г. Элиста Ванькаева.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ Формирование правильного звукопроизношения у.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Памятка для родителей Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома» Описание материала: Предлагаю вам консультацию для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика с ребенком дома». Данный материал будет.

Консультация учителя-логопеда для родителей 1. Сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи. (слайд 1) Речь – сложная психическая.

Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста» Воспитатель МБУ детского сада № 26 «Сказка» городского округа Тольятти Львова.

Источник

Консультация логопеда по теме «Артикуляционная гимнастика»
консультация по логопедии на тему

Традиционные и нетрадиционные методы проведения артикуляционой гимнастики

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya._artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по артикуляционной гимнастике

Познакомить родителей с понятием « артикуляционная гимнастика » , ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми . Познакомить с интересными формами проведения артикуляционной гимнастики .

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Предупредить речевые нарушения и подготовить речевой аппарат к постановке звука мы можем проводя артикуляционную гимнастику дома .

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата , отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

П Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации :

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию) .

7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

8. Упражнения должны быть целенаправленными : важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

9. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.

10. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения) ; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

11. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

12. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

13. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

14. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи .

Упражнения для губ

1. «Заборчик» . Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

2. «Трубочка» . Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка» . Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь — слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок» . Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок» . Втянуть щеки.

4. «Шарик» . Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок . Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Пя-пя-пя (затем та-та-та) произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево — вправо мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку .

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.

Одна из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики – Артикуляционные сказки .

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки) .

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать они всех потянулись (губы тянем вперёд) .

Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка) .

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком) .

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим — положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе) .

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык) .

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху «чашечкой» ,

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен ( «чашечка» двигается вперёд – назад).

Вкусный был завтрак – мы губы оближем (кончик языка облизывает губы по кругу) .

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижнюю губу и двигаем язык вперёд – назад) .

Бабушке нашей всегда помогаем :

Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык тянем вперёд) .

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад)

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо) .

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за зубами,

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (кончик языка ставим попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу,

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык- под нижнюю губу) .

Дедушка скачет на лошади ловко (цокаем языком,

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе) .

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки ,

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала : «БЛ – БЛ – БЛ – ЛА» (широкий язык ходит вперёд – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)

Чтобы ребёнку не надоедала артикуляционная гимнастику проводить ее можно форме разнообразных сказок.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители , и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

Источник

Оцените статью