Совет для тренера художественная гимнастика
Первый тренер — это очень важно, это человек, который привьет или отобьет любовь к гимнастике. Но обычно за первый-второй год обучения у родителей приходит понимание перспектив. Если ребенок с хорошими данными (фактура, гибкость, трудолюбие, умение слушать тренера), а тренер ребенка не выделяет, то возникает естественное желание дать ребенку больше. Бывают и такие случаи, когда девочка сразу попала к прекрасному тренеру, и это значит — повезло так повезло)) Поэтому после 1-1,5 лет обучения мамы начинают метаться. А где дочка станет чемпионкой? Это естественное желание родителей — дать своему ребенку самое лучшее. И боязнь, что ребенка травмируют тоже бывает.
Мне кажется, что мамы должны четко понимать, что есть «самое лучшее» в ХГ.
Самое лучшее, на мой взгляд — заложить ребенку правильную базу для дальнейшего развития без травм. Травмы — это большей частью дело случая, но иногда — это последствия системы. Нельзя нагружать 4-5 летних детей тройной складкой (мексиканка, мост в захвате), потому что у детей в этом возрасте не может быть сформированного мышечного корсета. Нельзя тянуть 5-леток в провисе с 2 стульев, потому что это чревато разрывом связок. И для того, чтобы знать, что можно или нельзя, у вашего тренера должно быть профильное образование. Институт физкультуры как минимум. Опыт тоже немаловажен.
Не смотрите на девочек младше, делающих сложные элементы. Не гоните своих дочек за невероятными прогибами. Маленькие дети гибкие, но даже для очень гибких детей истирание позвоночных дисков не будет полезным.
А вот теперь самое сложное. Как определить, хороший ли у вас тренер. Понятное дело, что первым делом надо смотреть на ребенка. Нравится ли дочке занятия (хотя часто у детей свои приоритеты, им хочется мультики на диване смотреть целый день). Поэтому мамы должны смотреть на:
— образование тренера. Высняйте как можете) Мастер спорта? Физкультурный ВУЗ? Зачастую титулованные чемпионки — не такие хорошие тренеры, как обычные МС с образованием тренера и любовью к своей професии.
— старших девочек тренера. Как много тренер выпустил кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Это один из важнейших показателей, он намного важнее, чем «сколько у тренера чемпионов». Умение довести ребенка до таких результатов это признак профессионализма, отсутствие систематического травматизма. Особенно если это уже идет на протяжении не менее 15 лет. А то и случается такое — что переманили готового ребенка и себе этот титул присваивают мол какие мы хорошие) работаем тренерами меньше 5 лет, а уже вырастили кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Чтобы довести спортсмена до такого результата нужно тренировать его от 8-13 лет. Не сложно чисто арифметически понять — чей это результат.
Художественная гимнастика: как выбрать коллектив и чего ждать от занятий?
Ежегодно, ближе к началу нового учебного года, родители часто задаются вопросом, в какую же спортивную секцию отдать свое чадо. Для мальчиков по-прежнему очень популярными остаются бокс, каратэ, хоккей и прочее. А если начать заниматься спортом предстоит девочке? То здесь, на фоне всем известных плаванья, танцев и того же каратэ нет-нет, да и мелькнет что-то грациозное и пленительное, что-то на грани спорта и балетного искусства – художественная гимнастика. Как выбрать секцию для подобных занятий? Чего ждать от занятий? На эти вопросы подробно отвечает Президент федерации художественной гимнастики г. Уфы Диана Ихсанова.
Критерии выбора
Родителям, перед тем, как отдать ребенка в секцию, есть смысл собрать сведения о самых разных спортивных коллективах и определить для себя критерии выбора. Для кого-то приоритетным является близость к дому — в свете ускорившегося ритма жизни это очень актуально. Для кого-то определяющим фактором является профессионализм тренеров и объем тренерского штаба. Некоторые родители обращают большое внимание на материально-техническую базу того или иного коллектива, продолжительность тренировок и их количество.
О начальном этапе занятий
Мамы и папы должны понимать, что, отдавая своего ребенка в спорт, самое важное на начальном этапе – это заложить прочный фундамент, основой которого является любовь к спорту вообще и любовь к тому виду спорта, которым ему предстоит заниматься. Само собой разумеется, что любовь нельзя привить сразу и только одним «кнутом» — должен быть и некий «пряник». То есть тренировки должны проводиться больше в игровой форме, и без излишней строгости в обращении тренеров к своим подопечным.
Новая среда
Родители также должны понимать, что когда ребенок начинает заниматься спортом, то он попадает в новую для себя среду с незнакомыми людьми. И таким образом, первый год обучения – это адаптация ребенка к этим условиям.
Часто родители этого не учитывают, и по прошествии года занятий начинают сравнивать достижения своего чада с достижениями других детей и говорят о том, что они ожидали большего от своей девочки. Это совершенно не верно, поскольку все дети абсолютно разные и раскрываются по-разному и в разное время. Кто-то в первый год адаптируется к новой среде быстрее (как, например, дети, что ходят в детский сад, а не сидят дома быстрее приспосабливаются к условиям школы), кто-то медленнее.
Сравнивать между собой разные коллективы также некорректно, ведь каждый коллектив, каждая спортивная секция идет по пути своего собственного развития, и тренеры по-своему расставляют приоритеты на тех или иных периодах обучения, ведь единой программы обучения – к примеру, как в школе – нет.
Потому не стоит отчаиваться, если надежда, которую вы возлагали на первый год обучения вашего ребенка, не оправдалась. Результаты будут, но позднее.
Об истории спортивного коллектива
Не стоит забывать и о том, что каждый коллектив имеет свою определенную историю. Спортивный коллектив с длительной историей – это в первую очередь огромный опыт тренерского штаба. Но также это и возможность детям помладше равняться на детей постарше, ведь поговорка лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать актуальна и для художественной гимнастики. К тому же в спорте есть негласное правило помощи старших младшим.
Каждый коллектив как живой, меняющийся ежегодно организм. Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что част
Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что часть тренеров со временем отделяется от какого-либо коллектива и создает свой. Для того чтобы оценить, проанализировать работу новоиспеченного коллектива, тоже должно пройти время. Ведь если в салате «Оливье» заменить один ингредиент, то его вкус изменится.
Материально-техническая база
Что касается материально-технической базы. Если родители, с серьезной перспективой хотят отдать своего ребенка в секцию гимнастики, то в коллективе им следует поинтересоваться параметрами спортивного зала и как долго данный коллектив занимается на своей тренировочной базе. Если больше трех лет, то это определенная стабильность.
Согласно правилам художественной гимнастики, гимнастка выступает на соревнованиях на площадке размером 13 на 13 с высотой потолка в среднем 10 метров. Новичкам такой зал не обязателен, но в будущем их ждет большой зал, ведь данный вид спорта — это работа со снарядами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Кроме того для подготовки очень важны шведские стенки и/или хореографические станки. И, конечно, обязательно ковровое покрытие – ковролин. Важно и наличие магнитофона, поскольку рано или поздно, но музыкальное сопровождение на тренировках становится необходимым всем.
Как для фигуриста важен лед, а для пловца — вода, так для художественной гимнастики важно все выше перечисленное.
Спортивные достижения
Если родители и дети нацелены на выполнение спортивных разрядов, к примеру, первого взрослого, кандидата в мастера спорта или мастера спорта РФ, то следует выбрать тот спортивный коллектив, в котором гимнастки уже выполняли данные нормативы, особенно если они с самого начала в нем начали свой путь гимнастки. В таком коллективе шансов на это больше.
Стоит также учитывать и то, что с момента прихода ребенка в спорт до сдачи норматива в кандидаты мастера спорта пройдет достаточно много времени — 7-10 лет. Причем, качество педагогической работы тренеров выше там, где на одного тренера приходится меньше детей. Таким образом становится очевидным, что чем больше тренеров в тренерском штабе, тем выше качество подготовки девочек.
Спортивное развитие ребенка
Тренер, ребенок и родители должны работать на благо ребенка и составлять дружественный союз. Не должен повторяться сюжет известной басни «Лебедь, рак и щука», ведь это будет сильно тормозить прогресс вашего ребенка.
Таким образом, «вооруженные» этой информацией родители будут знать, чего ждать от своего чада в плане его спортивной жизни и спортивных результатов в художественной гимнастике, ведь деткам нужно заниматься спортом. Жизнь – это движение, и оно необходимо современному человеку, поскольку сегодняшний уровень прогресса позволяет ему расслабиться и мало двигаться, что крайне вредно для здоровья.
С самого начала тренер пытается понять все индивидуальные особенности ребенка. Они раскрываются не сразу. Проходит два, три года, пока тренер сумеет выявить индивидуальные особенности ребенка, указывающие, на какой путь направить его. Бывает, что уже на третьем году обучения тренер видит, что перспектива спортсмена-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но разве это значит, что нужно бросать занятия? Конечно, нет. Тренер обязан увлечь ребенка независимо от способностей, потому что главная его миссия – воспитать Человека.
Выдержка из статьи Президента Гимнастического клуба «ИСТОК» г.Одессы Сергей Левченко
Мысли вслух (Советы родителям)
За девять лет, которые связывают меня с художественной гимнастикой, накопился кое-какой опыт, которым я хочу поделиться с родителями новичков. Не воспринимайте эти высказывания, как единственно верные. Каждый может иметь взгляд, своё мнение. Тем лучше, значит, есть о чём поспорить.
Стремительное развитие художественной гимнастики в стране, грандиозные достижения наших гимнасток, привлекло всеобщее внимание многих родителей к этому виду спорта. И чуть ли не каждая вторая мама мечтает вырастить из своей дочки Алину Кабаеву или Ирину Чащину.
Решив однажды, что пора отдать своё чадо в спортивную секцию, реально оцените ситуацию. Ведь это вы приняли решение. В 4-5 лет ни один ребёнок ещё не знает точно, чем кроме игры, он хотел бы заняться.
Задайте себе вопрос и постарайтесь честно ответить: «чего я жду от занятий художественной гимнастикой ?» Поверьте, каждая мама, приведя в спортзал единственную и неповторимую, самую лучшую на свете девочку, мысленно уже примеривает своему пузатенькому головастику олимпийскую корону, и не хочет замечать точно таких же будущих чемпионок. Не ставьте перед дочкой непосильных задач, каждый ребёнок уникален, у каждой свой пьедестал. Научите трудиться, преодолевать себя, поддерживайте и хвалите за каждый успех. Никогда не сравнивайте её с другими девочками. Кто-то быстрее всех научился делать мостик, а кому-то лучше удаётся колесо. И не ждите от тренера, чтобы он сразу сказал, перспективный ли ваш ребёнок. Пройдёт ещё очень много времени, когда появятся какие-то результаты. Лучше предоставьте право своей гимнастке радоваться каждому новому движению, общению с подружками и сравнивайте её только с ней самой. Вот, ещё вчера ты не умела держать скакалку, а сегодня легко прыгаешь !
Ещё очень хочется предостеречь родителей от одной ошибки. Никогда не становитесь в роли арбитра в оценке способностей других детей ! Постарайтесь создать такие отношения с родителями ваших сверстниц, чтобы вместе радоваться успехам своих детей. За пять лет мне довелось видеть не одно поколение родителей и всегда повторяется такая ситуация. Вот пришла группа новичков, родители такие дружные, радостные, весело обсуждают всевозможные темы. Все говорят, что пришли сюда только лишь ради здоровья, осанки, фигуры и не главное какой будет у дочки результат. Такая идиллия царит до первых соревнований. Одни обещают за первое место купить самый немыслимый подарок, другие ругают за запутавшуюся скакалку, но большинство очень сильно «обижаются» на победительницу, обсуждают все её недостатки, сравнивают выступления, и всё это, как правило, в присутствии своих детей. И пошло-поехало ! Создаются коалиции, глотаются слёзы обиды и разочарования, ребёнка втягивают во взрослые игры и он чувствует, что не оправдал их надежд, и с обидой смотрит на свою вчерашнюю подружку. Как хочется, чтобы мудрость родителей не создавала такую ситуацию. Очень трудно порой сдержать эмоции, когда кажется, что твоего самого талантливого ребёнка не оценили по достоинству. Найдите в себе мужество не показать это дочке. Но, как правило, одни не справившись со своими амбициями, издёргав ребёнка, бросают гимнастику, другие ставят перед дочкой задачу, во что бы то ни стало обогнать на следующих соревнованиях свою «обидчицу». Как жалко таких девочек и их родителей ! Спрячьте свои амбиции подальше, научите детей дружить, радоваться успехам подруг так же, как своим. Объясните дочке, что успеха можно добиться только трудом, спросите себя ещё раз, чего я жду от занятий гимнастикой, и избежите в дальнейшем многих проблем.
Желаю успеха всем, кто выбрал для своих дочек этот прекрасный вид спорта!
Источник
Совет для тренера художественная гимнастика
Автор: Ечина Татьяна Олеговна
Организация: ГБУ СШ №3 им.Б.В.Пилкина
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
К тренеру приводят детей на занятия в группы начальной подготовки (общефизической подготовки с элементами гимнастики), где на первый взгляд ничего особенного не изучают: «мостики», «березки», прыжки, кувырки, много играют, делают все, что дети и без помощи тренера делают с великим удовольствием и где угодно: на кровати, на ковре, на траве .
И здесь очень важно начинающему тренеру понять, что занятия в таких группах должны стать « детским садом» для малышей, в котором даже самые на первый взгляд безнадежные смогут добиться результатов.
Начинающие спортсмены проходят азы физического воспитания. Но если подойти к занятиям с душой и направить их в нужное русло, то они способны творить чудеса — и воспитывать, и силу давать, и ловкость и порой лечить. Словом все то, о чем мечтает для своего ребенка любой родитель.
Только реализовать на деле эти простые истины, приучить с малых лет хотя бы к зарядке, к сожалению, мало кому удается. Попросите малыша делать то, что ему полезно, но, может быть, не очень интересно. Многие родители вообще скажут, зачем в малом возрасте учить каждый раз преодолевать себя?
Увлечь малыша, заставить заниматься и в то же время не отбить охоту к спорту навсегда? Здесь на помощь и приходят тренеры, которым доверено самое важное — привить охоту к движениям, к физкультуре, а в дальнейшем к спорту.
В данной работе раскрываются некоторые секреты мастерства детского тренера, даются профессиональные советы, общие сведения о детском оздоровлении путем приобщения к спорту.
Знакомство со спортом лучше начинать с гимнастических упражнений.
Преимущество гимнастики в ее простоте и доступности. Гимнастика позволяет давать ребенку разнообразные упражнения на все группы мышц развивает не только силу, но и гибкость, координацию движений.
Гимнастика учит детей элементарным навыкам безопасности на той же детской площадке. Если присмотреться, некоторые ребята несколько раз подряд на одной ноге несколько раз нормально не могут подпрыгнуть или сделать широкий шаг. А раскачаться на руках и нормально спрыгнуть на землю тоже не каждый ребенок может исполнить, потому что не умеет приземляться. И часто приземление происходит не на ноги, а на бок или спину. Спрыгивать надо тоже уметь.
Родителям не следует бояться того, что их ребенок при наборе окажется хуже других, не справится с « нагрузкой». Дети приходят разные, но они идут учиться и учит их тренер. Если ребенок слабый, то тренер постоянно контролирует его движения, страхует. Но, как правило, это происходит только на первых порах, потому, что при систематических занятиях и « проблемные » дети набирают силу.
Регулярные упражнения на растяжку в юном возрасте помогают развивать гибкость, причем безболезненно и относительно легко, ловкость и силу дают элементарные игры с элементами гимнастики! Все знакомые с детства упражнения, в конце концов, при правильных тренировках помогут малышу стать просто красивым человеком!
На что обращать внимание при наборе?
Тренер, который принимает в группу малышей, должен обратить внимание на « управляемость» ребенка. Хотя довольно часто родители приводят малыша в зал как раз для того, чтобы научить его самодисциплине. И тогда тренер просто сходит с ума, пытаясь как-то увлечь, удержать таких непосед, потому что такие дети баламутят всю группу. Но результат того стоит. Год работы, а на следующий приходит совсем другой человек!
Если руки или ноги у ребенка кривоватые или косолапые — не беда. За год, как правило, все выпрямляются. Здоровых детей, к сожалению, приводят сейчас все меньше. Если такое случается, то это просто подарок тренеру. А, в основном, тренер сталкивается не с физическими недостатками, а с непростой нервной системой. Много ребят с пониженным тонусом в мышцах. Эти дети поначалу пугают тренера, потому что тело у них, как у тряпичных кукол — мягкое и разболтанное. Работать с такими непросто, зато и успехам радуешься вдвойне!
Как проходит тренировка?
Малышу должно нравиться то, что ему предлагают. Иначе он будет упрямиться и капризничать. А чем можно увлечь малышей? Первое, что приходит в голову — батут! Конечно, этот снаряд — беспроигрышный вариант, но его оставляют на самый конец занятий, как конфетку. Когда сделано все, что нужно, можно и полакомиться. А до этого попрыгайте, как белочки и зайчики, побегайте как паучки и тараканчики, спины повыгибайте, как кошечки, ноги поднимайте как цапли и аисты, руками помашите, как ласточки и воробушки и т.д. Ничего сверхъестественного и необычного в этих упражнениях нет. «Тараканчики» — это когда на ручках и ножках бегают, «паучки» — ножками вперед, «крабики» — в сторону, «рачки» — назад. Важна система и правильность исполнения. К примеру, научился ребенок карабкаться по гимнастической стенке обычным способом, то есть руками и ногами, теперь пробует залезать и слезать на одних руках. Научился крепко стоять на мостике — пусть пробует в таком состоянии пошагать или сделать поворот вокруг себя. И так по нарастающей трудности. Самые продвинутые через год-два регулярных тренировок могут делать стойку на голове, сесть на шпагаты, выполняют простые движения на гимнастических снарядах. Два раза в год нужно устраивать соревнования. Самое главное — не ровнять всех детей. Иного ребенка голосом нужно подстегнуть, другого — по голове погладить, а кто-то и приз может выиграть. Самое большое наказание — не допустить к гимнастическому снаряду, это все равно, что в угол поставить. Все идут по низкому бревнышку, а тебе — нельзя. Действует безотказно. Но все это, конечно, в крайнем случае, чтобы не расслаблялись. И чтобы помнили — гимнастический зал — не площадка в парке, не детский аттракцион[2].
Ребенок должен с самого первого своего посещения спортивного зала понять: на тренировке нужно быть внимательным, нельзя отвлекаться на баловство, разговоры и болтаться вне группы. Как тренеру добиться постоянного контроля ситуации? Это и есть мастерство тренера! Иногда приходится всей группой что-то такое придумать, чтобы всех приобщить к выполнению задания, временно отвлечься, перейти на более легкий вариант исполнения движения, перевести все в гимнастическую игру. Если кто-то не хочет выполнять задание — можно оставить такого упрямца временно в покое, пусть просто посидит и на других посмотрит, захотел быть со всеми — это маленькая победа тренера, это уже хорошо. Пытается повторить упражнение — заработал похвалу. Нужно помнить, что с одной стороны — дисциплина, а с другой стороны — свобода. Искусство тренера в том, чтобы уметь держать баланс[1].
Продолжительность занятий до полутора часов. Младших и старших нужно разделять, а если ребенок устает, ему тренер должен дать отдохнуть. И, конечно, на закуску, игры и батут для тех, кто был лучше всех. Сначала это будут несколько человек, а в дальнейшем батут заслужат все!
Список литературы:
- Лисицына Е.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ//IV Всероссийский фестиваль науки. XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
«Наука и образование» (21–25 апреля 2014 г.). с.247.
2.Тонкачева О./Чему учат детей в Московской школе «Динамо»/Спортивная гимнастика №1/2009/ c .27
Источник