Перелёты Ковача и Гейлорда – новый виток сложности
После того, как гимнасты освоили перелёты Ткачёва и сальто в вис как на махе вперёд, так и на махе назад, стал вопрос: а возможно ли выполнить сальто через гриф перекладины и взяться за неё руками? Задача на период 70-х годов казалась очень нереалистичной. Целый ряд гимнастов пробовали выполнять соскок 1.5 сальто назад через перекладину, но, чтобы взяться за гриф…И вот в 1979 году произошло событие, которое можно назвать революционным в спортивной гимнастике. Болгарский гимнаст Петер Ковач исполняет сальто назад над перекладиной и приходит в вис!
Причём в правилах 80-90-х годов перелёт Ковач верно именовался как 1,5 сальто назад через перекладину в вис. В настоящих правилах изменили название на двойное сальто в вис, что не верно. Проверочное действие простое. Идём от обратного. Если есть двойное сальто, то должно быть и одинарное, так? Тогда как будет выглядеть одно сальто через гриф в вис? По логике составителей нынешних правил это будет вообще не сальто, а просто подлёт на большом обороте назад.
Казалось бы, планка сложности в упражнении на перекладине поднята на совершенно новую высоту и гимнасты в массах должны освоить новинку, чтобы получить преимущество над соперниками. Но ничего подобного не случилось. В 80-е годы перелёт Ковача практически не исполняется. Популярность к данным элементам придёт только после изменений в правилах аж в 1989 году.
80-е годы – это время перелётов Ткачёва и оборотов на одной руке. И всё-таки, в 1982 году американский гимнаст Митч Гейлорд выполняет свой вариант сальтового перелёта. Если можно выполнить 1,5 сальто назад в вис, то почему бы не выполнить 1,5 сальто вперёд? Гейлорд исполняет «Ковач вперёд» на (0:30):
А ещё через некоторое время он выполняет свой второй именной перелёт. «Гейлорд 2» — это по сути сальто Гингера, но с переходом через гриф. Но может быть исполнен как Ковач в положении тела согнувшись с поворотом на 180.
Примерно в 1985 году элемент Гейлорда 2 получает ещё одно усложнение. Тони Пинеда добавляет в него ещё один поворот на 180. Получается как бы Ковач согнувшись с поворотом на 360. Но на самом деле элемент можно чётко поделить на фазы как сальто Гингера через гриф и последующий поворотом на 180 в вис. Т.е. поворот на 360 разделён на два поворота по 180.
Судя по всему, в правилах 1989-1992 года были даны дополнительные прибавки за перелёты Гейлорда 1. 1992 год становится пиком популярности перелётов Гейлорда. И после этого перелёты сальто вперёд практически не будут исполнятся гимнастами, а жаль…Это очень сложные и оригинальные движения.
В финале на перекладине на Олимпийских играх 1992 Гуо Линяо, Григорий Мисютин выполняют Гейлорд в группировке.
А Дайсуке Нишикава и Ли Джинг в положении согнувшись:
Более того, в это время исполняются сальто Гейлорда из обратного хвата! Такой вариант значительно сложнее, но к сожалению, не получает за это более высокую группу сложности. Этот уникальный трюк исполнил в том же 1992 году Ли Чуньянг:
Т.е. 1992 год становится как бы годом, когда передаётся эстафетная палочка от перелётов Гейлорда перелётам Ковача. Ведь целый ряд гимнастов 1992 года включает перелёт Ковача в свои программы и даже два раза подряд, что было разрешено теми правилами.
В том же 1992 году словенский гимнаст Алойз Кольман исполняет перелёт Ковача с поворотом на 360. Но выполнен он был по принципу перелёта «Пинеды». Т.е. в нём чётко разделяются два поворота по 180 градусов.
И вот начиная с 1993 года перелёты Ковача становятся элементом, чуть ли не обязательным в комбинациях каждого топ-гимнаста. Их исполняют в разных положениях тела: в группировке, согнувшись, прогнувшись. Одним из лучших исполнителей Ковачей 90-х стал россиянин Алексей Немов.
Научившись в массах исполнять перелёты Ковача, гимнасты ставят перед собой следующую задачу. Сделать связку из двух Ковачей подряд. Задача безусловно труднейшая, но решаемая. Уже в 1997 году Иван Иванков и Йошиаки Хатакеда претворяют в жизнь эту идею.
Так началась совершенно новая эра перелётовых соединений. Теперь гимнасты подошли к уровню, когда на смену «простым» связкам перелётов Ткачёва и сальто Гингера, наступает время сложнейших связок сальтовых перелётов.
Вот уже в 2005 году Валерий Гончаров исполняет сложнейшую связку: Ковач + Кольман + Рыбалко.
Но прежде чем описывать дальнейшие развитие связок перелётов Ковача, немного вернёмся назад, а именно в 2001 год. В этом году впервые в мире итальянец Игорь Кассина исполняет уникальный элемент – перелёт Ковача прямым телом с поворотом на 360 градусов!
На период 2001 года перелёт получается грязно с сильным разведением ног. Но в 2004 Игорь станет чемпионом Олимпийских игр в упражнении на перекладине, выполнив самую сложную комбинацию в мире. Он включит в свою программу три самых сложных варианта Ковача на тот момент. Более того, его именному «Кассине» даже не найдётся подходящей группы сложности, т.к. тогда ещё не было группы сложности «G». Перелёт прямым телом будет оценен, как и в группировке.
Но есть ещё один принципиальный момент, связанный с перелётом Кассины. Дело в том, что исполняет Ковач в группировке и прямым телом именно с поворотом на 360, т.е. с полноценным винтом. Фактически за всю историю гимнастики только один Игорь и исполнял настоящую «Кассину», т.к. гимнасты последующих годов стали поголовно крутить Ковач прямым телом с винтом по принципу двух поворотов на 180, т.е. исполняли Пинеду прогнувшись.
В правилах 2005-2006 годов вначале происходило именно такое разделение между этими перелётами. Кассина – это Ковач прямым телом с винтом, а Пинеда – это Гейлорд согнувшись или прямым телом с полвинтом. Но в последствии, когда все перешли на исполнение Пинеды прогнувшись, то правила поменяли. Теперь Кассиной называют все Ковачи прямым телом с винтом, а Пинедой – все Ковачи согнувшись с винтом.
Следующее усложнение связок перелётов Ковача продемонстрировал в 2008 году уникальный «летучий голландец» Эпке Зондерланд. Пока для всего мира освоение перелёта Кассины/Пинеды было пределом возможности и они только-только начали появляться в программах гимнастов. Эпке уже демонстрирует связка Кассина (будем называть Кассиной все Ковачи прогнувшись с винтом) + Ковач:
Но в этом же 2008 году японский гимнаст Кохеи Учимура выполняет Ковач иного порядка. Можно сказать, самый настоящий эталонный Ковач. Его Ковачи согнувшись и в группировке просто поразительны. Если все гимнасты делают Ковач в рваной группировке, то у пока никому не известного японца, высочайший вылет в плотнейшей группировке, а потом бац, разгиб в прямое тело. Совершенно потрясающая техника!
Далее, в 2011 году Эпке Зондерланд продолжает удивлять мир. И на Чемпионате мира демонстрирует принципиально новую по композиции связку. Ему удаётся связать вместе два винтовых перелёта: Кассина + Кольман. Это новый виток в эволюции связок перелётов:
А в 2012 году он представляет связку из четырёх сальтовых перелётов: Кассина + Ковач + Кольман + Гейлорд 2
И в 2017 году у Эпке готова самая сложная связка из перелётов Ковача. 5 перелётов подряд.
Но на соревнованиях Эпке смог продемонстрировать только связку из трёх Ковачей. Это было на Олимпийских играх в Лондоне 2012 года. А вот первым гимнастом, который выполнил четыре сальто подряд является японец Коджи Уемацу. На соревнованиях в 2015 Кожди выполнил соединение: Ковач согнувшись + Ковач + Кольман + Гейлорд 2 в группировке.
Помимо развития мощности связок с перелётами Ковача развивалось и направление увеличения сложности самого перелёта. Так Ноам Шахам исполняет Ковач с поворотом на 540 примерно в 2007 году.
Затем немецкий спортсмен Андреас Бретшнайдер увеличивает число винтов в Коваче до двух в 2014 году.
На Олимпийских играх 2016 года Андреас пробует исполнить свой элемент в положении прямого тела, но не удаётся взяться за гриф перекладины. Зато в 2017 году Хидетака Миячи успешно исполняет самую сложную модификацию перелёта Ковача – прямым телом с двумя винтами в финале Чемпионата мира. Элемент не только получает имя «Миячи», но и вообще наивысшую группу сложности на всех снарядах «I». Видео ниже с местного чемпионата, где он многократно исполнял элемент в течение всего года:
Следующая принципиально новая модификация Ковача – это выполнение 2,5 сальто назад в вис. Дело будущего.
Но давайте опять вернёмся к началу 90-х и перелётам Гейлорда. Как было отмечено выше, после 1992 года их практически перестали выполнять. Но всё таки были исключения. Так примерно в 1995 году словенец Аляз Пеган демонстрирует «перелёт Пегана» или Гейлорд с поворотом на 180.
После изменений в правилах 2006 года, он добавит к нему в связку элемент Рыбалко. А греческий гимнаст Власиос Марас исполнит другую связку: Рыбалко + Гейлорд в обратном хвате.
На Чемпионате Европы 2005 года Марас выполнит уже свой вариант Гейлорда – перелёт Пегана в положении согнувшись:
Но самая сложная связка с перелётом Гейлорда была выполнена на тренировке Александром Батинковым. Он соединил два направления перелётов и выполнил связку Пегана с Кольманом:
Перелёт Гейлорда был освоен и гимнастками. Сразу две китаянки Мо Хуилан (выполнила чуть раньше) и Би Вэньцзин демонстрируют на брусьях разной высоты первый в женской гимнастике сальтовый перелёт. Видео Мо 1994 года:
Видео Би 1996 года:
А в 1999 году Челси Отто уже выполняет Гейлорд 2 в группировке:
Перелёт Ковача на сегодняшний день в женской гимнастике до сих пор никем не исполнен. Но история развития сальтовых перелётов продолжается.
Источник
Физическая культура. 10 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 30. Висы и упоры: упражнения на перекладине
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.
В теоретической части представлены:
- техника безопасности при выполнении акробатических упражнений;
- понятие висов и упоров;
- техника выполнения упражнений на перекладине и гимнастическом бревне.
Урок посвящен технике выполнения акробатических элементов. В ходе урока школьники научатся выполнять упражнения на перекладине и гимнастическом бревне.
Акробатический элемент – это прыжки, падения, перекаты, кувырки, сальто и т.д., применяющиеся в спортивной подготовке.
Висы – упражнение на гимнастических приборах, заключающееся в поддержании тела на весу.
Гриф – это основа рабочей части перекладины.
Упор – гимнастический элемент; положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Элементы акробатики — это определенная последовательность движений и поз, которые делает акробат. Для изучения каждого элемента надо начинать с подводящих упражнений.
Упражнения в акробатике бывают статические. В этом случае, спортсмен выполняет сложные элементы без движения, например, стойку. Динамические упражнения выполняют в движении. Но статические упражнения могут быть основой для динамических, например, упражнение «колесо» и др. Сложные упражнения могут быть составлены из различных статических и динамических упражнений.
Акробатические элементы используются в спортивной и художественной гимнастике, спортивной акробатике. Кроме перечисленного они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркуре и даже боевых искусств.
На перекладине выполняются различные упражнения: висы, упоры, подъемы, перевороты, обороты, размахивания, повороты и соскоки. Они могут быть как простыми, так и сложными. Подобные упражнения необходимы для развития координации движений, мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к действию ускорений, ориентировки в пространстве, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Также гимнастические упражнения способствуют формированию правильной осанки и укреплению здоровья в целом.
Гриф – это основа рабочей части перекладины. Он представляет собой металлический стержень, опираясь на который гимнасты выполняют упражнения, держась за него руками различными хватами: сверху, снизу; разным, обратным и скрестным хватами.
Вис является исходным и промежуточным элементом в системе элементов комбинации. Он выполняется обхватом грифа перекладины четырьмя пальцами сверху и большим пальцем снизу. Вис характеризуется провисанием в плечевых, грудинно-ключичных и тазобедренных суставах под действием тяжести тела.
Упоры на чаще всего являются смешанными, так как опираются на перекладину не только руками, но и другими частями тела. Различают следующие виды упоров: упор, упор сзади, упор при сев; упор — правая (левая) в сторону, упор ноги врозь правой (левой); упор стоя согнувшись, то же ноги врозь. К простым упорам принято относить: упор углом и упор углом ноги врозь. Эти упоры связующие, и служат исходным положением для выполнения сложных элементов.
Соскок – это завершающий элемент комбинации. Простые соскоки выполняются из седов, приседов, упоров на колене.
Передвижение на гимнастическом бревне может осуществляться различными способами. Один из них – шаги польки. Алгоритм шагов польки (правой ногой) следующий:
— подскок на левой с махом правой вперед – книзу и одновременным подъемом рук в стороны – к верху;
— перенос центра тяжести на правую, подскок с отталкиванием правой, в полете соединить прямые ноги, приземление на левую, правую вперед – к низу;
— перенос центра тяжести на правую, подскок на правой, в полете соединить прямые ноги, приземление на правую, левую вперед – к низу.
К упражнениям на гимнастическом бревне относят: упор присев на одной, двух ногах; упор лежа; горизонтальное равновесие (горизонтальный упор), шаги польки, повороты на 180 градусов, соскок прогнувшись ноги врозь и др.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Какой элемент называют завершающим в акробатической комбинации?
Решение. Соскок – это завершающий элемент комбинации. Простые соскоки выполняются из седов, приседов, упоров на колене.
2. Слова, используемые в уроке.
Найдите пять слов по теме урока.
Гимнастика – то олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках.
Акробатика – это разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.
Упор – гимнастический элемент; положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Вис – упражнение на гимнастических приборах, заключающееся в поддержании тела на весу.
Перекладина – спортивный снаряд, размещённый на вертикальных стойках и закреплённый при помощи стальных растяжек
Источник