Характеристика сореновательного метода спортивной тренировки
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ метод – это способ организации тренировочных воздействий, моделирующий соревновательную деятельность в тренировочных условиях. На разных этапах подготовки эти условия могут быть облегченными, усложненными или строго соответствовать соревновательным. Соревновательный метод представляет собой специфическую форму соревновательной подготовки, так как содержит элементы максимальных напряжений. Его применение способствует росту тренированности, адаптации организма к высоким нагрузкам, мобилизации сил и целесообразному их использованию, накоплению соревновательного опыта и стабильности результатов. Нельзя сводить соревновательный метод тренировки только лишь к участию спортсмена в официальных соревнованиях, хотя участие, как в основных, так и во вспомогательных соревнованиях, является частью тренировочной программы. Соревновательный метод применяется для решения разнообразных педагогических задач: развития двигательных качеств, совершенствования техники и тактики движений, воспитания волевых и моральных качеств. Он преследует целью сопоставление возможностей спортсмена в условиях соперничества на различных этапах подготовки. Соревновательный метод используется как в основных видах физических упражнений (в избранной спортивной специализации), так и во вспомогательных (по общей физической подготовке, смежным видам спорта).
Основные методические приемы, применяемые в соревновательном методе следующие:
1. Спарринги – тренировочные соревнования между отдельными спортсменами или командами проводятся почти во всех видах спорта с целью совершенствования технического и тактического мастерства. Спарринги предшествуют основным соревнованиям.
2. Гандикап – вид соревнования, при котором слабейшему противнику для уравнивания шансов на успех предоставляется известное преимущество в условиях. Применяется среди спортсменов разной подготовленности, чаще всего в циклических видах спорта (велосипедном, конькобежном, гребле, плавании, лыжных гонках). Заключается в том, что более слабый спортсмен стартует раньше, чем более сильный. Это создает соперничество с равными шансами на успех при финишировании.
3. Тренировочные соревнования с необычным противником, например, встреча в право- и левосторонней стойке, высокого и низкорослого. В таких случаях решается задача совершенствования вариативной техники движений, приобретение новых тактических вариантов борьбы.
4. Тренировочные соревнования в сложных внешних условиях (в плохую погоду, при низкой температуре воздуха) создают предпосылки для закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развития двигательных качеств спортсмена.
5. Тренировочные соревнования по укороченной программе используются как способ закрепления изученного материала и оценке технической и тактической подготовленности:
а) на одно-двух снарядах (в спортивной гимнастике);
б) на отдельных видах упражнений (в фигурном катании, прыжках в воду, художественной гимнастике);
в) на укороченных дистанциях (в циклических видах спорта);
г) в упражнениях меньшей продолжительности, чем в официальных соревнованиях (в видах единоборства, спортивных играх).
В таких тренировочных занятиях моделируются внешние соревновательные условия. Например, в тренировке хоккеистов используются магнитофонные записи, воспроизводящие шум зрителей во время игры. Применяя соревновательный метод необходимо помнить, что чрезмерные физические и психологические напряжения, особенно с малоподготовленными спортсменами, могут оказать отрицательное влияние на организм, вызвать перенапряжение, снизить интерес к занятиям спортом, затормозить совершенствование техники движений. Целесообразность соревновательного метода в тренировочную программу определяется уровнем подготовленности, состоянием здоровья, этапом подготовки, индивидуальными особенностями занимающихся и другими факторами.
Источник
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
Соревновательный метод тренировки
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний, в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее падает на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания).
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определения победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, и интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированным. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное воздействие на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических ткачеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы, темперамента занимающихся и других факторов.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.
Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).
Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа прису4ждается тем участникам , которые за определенный срок показали больший прирост результатов.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятель6ности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.
Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с теми, которые характерны для официальных соревнований.
Соревновательный метод- этот выполнение соревновательного упражнения или прохождение соревновательной дистанции в полную силу, по возможности в условиях, близких к соревновательным (под стартовую команду, со спарринг партнером и т.п.). Этот метод применяется главным образом в соревновательном периоде для обработки различных тактических вариантов (с быстрым началом «рваной» скоростью и т.п.), развития чувства темпа, воспитания волевых качеств.
В качестве примера усложнения условий соревнований можно привести следующие:
— проведение соревнований в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохой погоде (сильный встречный ветер – в велосипедном спорте, «тяжелая» лыжня – в лыжном и т.д.);
— использование в спортивных играх полей и площадок меньших размеров, увеличение численности игроков в команде соперников;
— проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против несколько соперников;
— встречи в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы;
— применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (в метании молота, толкания ядра), ограничения дыхательных циклов (в видах спорта циклического характера).
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
— планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности, уменьшением продолжительности боев, схваток;
— упрощением соревновательной программы (в сложнокоординационных видах спорта);
— использованием облегченных снарядов (в метаниях), уменьшением высоты сетки (в волейболе), массы мячей (в водном поло и футболе);
— применением гандикапа, при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество: он стартует несколько раньше, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах и т.д.
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технико-тактической физической и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технико-тактической физической и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами (таблица).
При таком методе, как вам известно, упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявления резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Особенно может помочь вашим ученикам соревновательный метод при развитии силы, быстроты, выносливости и других качеств.
Соревновательные методы используются также в обучении спортивной технике, ее элементам и связкам, точности и движений и др. Такие методы также эффективны при воспитании способности более быстро решать поставленные задачи, умения выбрать оптимальный вариант действий в сложной обстановке. Соревновательные методы незаменимы при необходимости сравнить результативность и выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы выполнения упражнений, действия, тактической комбинации и др.).
Важную роль в тренерской работе играет использование методов воспитания, обучения и тренировки. В значительной мере большинство методов основываются на педагогике – науке о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения. Как известно, главные ее средства и методы: слово учителя, его объяснение, убеждение, контроль, оценка, исправление ошибок, повторение и др.; основные ее принципы: сознательность, активность, доступность, систематичность, постепенность, повторность, наглядность и правила: от простого к сложному, от легкому к трудному, от известного к неизвестному. Знакомясь ниже с методами воспитания, обучения, тренировки и применения их в своей работе, никогда не забывайте, что они рождены педагогикой.
К методическим приема проведения общеразвивающих упражнений относят различные основные и дополнительны педагогические средства, которые положительно влияют на заите5ресованность и физическое развитие занимающихся. Некоторые приемы облегчают выполнение упражнений. Другие – побуждают занимающихся выполнять упражнения в затрудненных условиях. В процессе преодоления трудностей, возникающих в ходе выполнения, воспитываются морально-волевые качества. Целый ряд приемов содействует выработке чувства ритма, темпа, закладывают основы умения управлять своими движениями в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.
Не менее важным является и то, методические приемы придают новую эмоциональную окраску при проведении общеразвивающих упражнений.
Именно недооценка роли методических приемов как эмоционального фактора и является одной из главных причин однообразия в проведении общеразвивающих упражнений, что значительно снижает интерес учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений и, как следствие этого к занятию в целом.
Применение разнообразных методических приемов при проведении общеразвивающих упражнений, вызывая положительные эмоции, повышая интерес к владению новыми двигательными действиями, способствует более успешному обучению и в основной части урока. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что уровень интенсивности и сосредоточенности внимания в основной части зависит от качества проведения подготовительной части.
Предлагается следующая классификация методических приемов проведения упражнений в подготовительной части занятия.
1-я группа – приемы типа заданий;
2-я группа – приемы соревновательного характера;
а) индивидуальные соревнования
б) командные соревнования
3-я группа – приемы с применением разнообразных форм построений;
а) упражнения в сомкнутых колоннах,
б) упражнения в сомкнутых шеренгах,
в) упражнения в сомкнутых кругах,
г) построение колонн, повернутых лицом в разные стороны,
д) упражнения в парах,
е) упражнения в тройках, четверках.
4-я группа – приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма упражнения, выполняемые под счет самих занимающихся;
а) упражнения со сменой мест занимающихся – на определенный счет, сигнал,
б) упражнения, выполняемые в различном темпе,
в) упражнения, выполняемые с закрытыми глазами.
5-я группа – приемы, повышающие активность, самостоятельность и сознательное восприятие упражнений;
а) сообщение анатомо-физиологических и других научных обоснований общеразвивающих упражнений,
б) различные виды взаимопроверки выполнения упражнений и заданий преподавателя,
в) приемы со словесным сопровождением.
Приемы, типы заданий могут с успехом применяться во всех возрастных группах. Но, естественно, задания должны соответствовать возможностям занимающихся. Упражнения в этом случае могут выполняться, как под счет, так и самостоятельно. Например – из исходного положения руки на голову, сесть и встать, не снимая рук с головы; с гимнастической палкой – исходное положение стойка палку вперед. Перешагнуть через палку, не отпуская захвата палки.
После пробных попыток следует отметить учеников, избравших наиболее рациональный способ выполнения.
Применение приемов соревновательного характера при проведении общеразвивающих упражнений вызывает интерес занимающихся к выполнению упражнений, повышает эмоциональный фон всего занятия, способствует увеличению физиологического воздействия на организм. Успешность применения приемов соревновательного характера во многом зависит от возраста занимающихся. Если в младшем школьном возрасте эти приемы (особенно командные) не играют существенной роли, то, начиная со среднего возраста, они очень эффективны. В этих классах соревновательные приемы нужно применять на каждом занятии. Здесь рациональны будут как индивидуальные, так и командные соревнования.
Примером индивидуальных соревнований могут быть те же упражнения типа заданий, но с установкой: кто выполнит набольшее количество повторений за определенное время (15 сек.).
Примерные задания для индивидуальных соревнований на количество повторений в заданное время.
Класс
1. И.п. – о.с. Упор присев, упор лежа, упор присев, встать.
2. И.п. – руки внизу, пальцы сплетены. Перешагнуть через руки, не расцепливая их, вперед и назад.
3. И.п. – о.с. Опуститься на колени и, помогая взмахом рук вскочить одновременно на две ноги.
Класс
1. И.п. – упор сидя сзади, лева на поясе. Опираясь на правую руку передвижение по кругу. То же, но с опорой на левую руку.
2. И.п. – руки внизу, пальцы сцеплены. Перешагнуть не расцепляя рук вперед, встать, руки за спиной и перешагнуть назад.
Класс
1. И.п. – о.с. Упор присев, упор лежа, согнуть, разогнуть руки, упор присев, встать.
2. И.п. – стойка, руки вверх, упор присев, упор лежа, упор стоя, ноги врозь, прыжком поворот кругом в И.п.
При командных соревнованиях дается задание выполнять определенные действия (смена мест колоннами, шеренгами; обегание ориентиров в колоннах; принятие определенной позы, например, упор лежа и т.д.) на обусловленный сигнал учителя. Сигналы могут быть зрительного и слухового характера. Примером зрительного сигнала может быть определенная поза учителя (например: левая рука в сторону – колонны обегают ориентиры (слева)). Но обязательно нужно учитывать то, что зрительными сигналами следует пользоваться преимущественно в паузах между упражнениями. В противном случае ученики будут неотрывно следить за позой учителя, и качество выполнения упражнения резко снизиться.
Звуковые сигналы (свисток, хлопок, удары палочкой о палочку и т.д.) лишены этого недостатка и могут подаваться в любое время.
Примерные задания для командных соревнований:
Занимающиеся построены в две шеренги, расположены лицом друг к другу с интервалом на поднятые руки в стороны.
Преподаватель перед началом общеразвивающих упражнений объясняет занимающимся, что по сигналу (хлопок, свисток или «запрещенная поза» — руки на пояс) нужно как можно быстрее поменяться местами в шеренгах.
Варианты игры:
1. Смена шеренг производится кратчайшим путем (с 3 класса).
2. Смена шеренг производится шагами галопа по кругу вокруг ориентиров (с 5 класса).
3. Каждый занимающийся пробегает змейкой свою шеренгу, начиная с занимающего, обегает ориентиры и становиться на свое место (с 5 класса).
4. После смены шеренг ученики под свой подсчет продолжают выполнять упражнение. Какая шеренга быстрее и согласованнее начнет, та выигрывает (с 6 класса).
Смена колонн.
Учащиеся построены в разомкнутую колонну по четыре. По сигналу учащиеся меняются местами: первая колонна со второй, третья с четвертой.
Варианты игры:
1. Каждая колонна по сигналу обегает спереди и сзади находящиеся ориентиры и становится на место (с 4 класса).
2. По сигналу колонны смыкаются, кладут руки на плечи впередистоящего, бегут вокруг ориентиров и становятся на свои места. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание, не разорвав колонну, и начавшая первой согласованно выполнять прерванное упражнение под счет самих учащихся (с 6 класса).
3. По сигналу колонны смыкаются, кладут правую руку на плечо впередистоящего (у направляющего руки на пояс), левой рукой берут за голеностоп согнутую назад левую ногу впередистоящего и прыжками обпрыгивают ориентиры (с 7 класса).
Вызов номеров.
Игра проводится при построении в шеренги или в колонны.
1. Во время выполнения очередного положения или при объяснении нового преподаватель внезапно называет номер стоящих в колонах или шеренгах (занимающиеся рассчитываются по порядку). Вызванный занимающийся добегает поворотного ориентира и становится на свое место (с 3 класса).
2. Вызванный ученик обегает вокруг своей команды и становится на свое место (с 3 класса).
3. Вызванный занимающийся пробегает «слалом» вокруг участников своей команды и становится на место (с 4 класса).
4. Вызванный номер, передвигаясь вдоль своей шеренги, должен коснуться ладонями ладоней каждого стоящего в ней. Все держат руки вперед, ладонями вперед. Вызванный номер добегает до б/б мяча (с 5 класса или набивного с 7 класса), берут его и, пе6редвигаясь шагами галопа (или приставными в стойке баскетболиста) вдоль своей шеренги с передачей мяча каждому члену своей команды, кладет его на место.
5. Вызванный номер пролезает в обруч, лежащий на месте конечного пункта (с 3 класса).
6. То же, но вызванный номер бежит с обручем к своей команде, проносит его через всю колонну и возвращается на место (с 4 класса).
7. Вызов номеров парами. Учитель называет цифру, например, 25 – выбегает второй и пятый номера, берутся за руки, обегают ориентир и возвращаются на место (с 4 класса).
8. То же, но вызванные номера спиной друг к другу, руки сцеплены в локтевых суставах и передвигаются шагами галопа (с 5 класса).
9. То же, но передвигаются туда и обратно один лицом вперед, другой – спиной (с 6 класса).
Игровые задания при выполнении общеразвивающих упражнений в кругах.
1. Смена кругов. Для проведения общеразвивающих упражнений занимающиеся строятся в два-три круга. В центре кругов поставить ориентиры (флажки на подставке). По сигналу круги меняются местами. Выигрывает команда, быстрее выполнившая перебежку и дружнее начавшая продолжать прерванное упражнение;
2. Вызов номеров. Занимающиеся построены в один круг и рассчитаны по порядку: половина круга – одна команда, половина другая. Вызванные номера бегут либо по часовой стрелке, либо против, вокруг круга. Кто быстрее займет свое место;
3. То же, что и «2», но вызванные номера обегают вокруг флажков, стоящего в центре круга.
4. Расчета класса: «Красный, зеленый, желтый». По команде занимающиеся строятся в кругах вокруг обруча (кегли, флажка) соответствующего цвета и выполняют ОРУ. По сигналу все разбегаются, приседают и закрывают глаза (на честность). Преподаватель (помощники) меняют местами расположение предметов. По следующему сигналу команды должны быстро найти свой предмет и построить круг.
Источник