5.6. Основные средства и методы обучения и тренировки
5.6.1. Средства обучения и тренировки
Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.
Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.
Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.
Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.
Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча (рис. 64).
Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.
Соревновательные упражнения — это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.
Специальные упражнения — это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.
К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные “квадраты”, держание мяча и т.д.).
Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.
Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.
Общеподготовительные упражнения — это двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. Сих помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.
Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.
Специальноподготовительные упражнения — это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.
Рис. 64. Классификация основных средств тренировки
5.6.2. Методы обучения и тренировки
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные (рис. 65).
В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.
Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.
Рис. 65. Основные методы тренировки
Практические методы
Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.
При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении, как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.
Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.
Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.
Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта этого метода — преимущественная направленность Воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).
Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий,
Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.
Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.
Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.
Тренирующее Воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы.
Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.
Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.
Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.
Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.
Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.
В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.
Круговая тренировка — это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены “станций” по замкнутому контуру.
Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.
Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.
Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.
Один из недостатков игрового метода — ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия
Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.
Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.
Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.
Методы обеспечения наглядности
Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.
К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).
Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.
Источник
Соревновательные тренировки по футболу
Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной, в конечном счете — к игровой соревновательной. При этом спортивной игре и соревнованиям предшествуют подвижные игры и соревнования по физической и технической подготовке, а также подготовительные игры к спортивной игре.
В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: климатогеографические условия региона, состав соперников, условия проведения встреч с конкретными соперниками, характеристика зрителей, особенности судейства и др.
В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного игрока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника, против определенного игрока в той или иной ситуации и т.д. Для этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».
Непосредственно перед встречей проводится «установка на игру». Определяются стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т.д.).
Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению Игры и т.д. Для этого в его распоряжении имеются перерывы в игре в соответствии с правилами соревнований для этого конкретного игрового вида спорта. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.
После окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями спортсменов в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеозаписей игры. Все данные сравниваются с установочными и делаются соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т.д. В последующих тренировочных занятиях, с одной стороны, исправляются выявленные ошибки, с другой — учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.
После окончания соревнований делается общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь — занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.
Характеристика соревновательной деятельности футболистов
Соревнования в футболе являются не только способом определения победителя, но и главным средством подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля на уровне подготовленности и т.д. Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на рабочие потенциалы организма футболистов. Только в соревновательной деятельности наблюдаются максимальная скорости движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационная сложность. Соревнования связаны с большими нервно-эмоциональными воздействиями (статус и престижность соревнований, груз ответственности притязания футболиста и т.д.). Участие в соревнованиях позволяет футболистам сравнивать свои силы с силой соперника. А тренерам определять наиболее подготовленных игроков, которых необходимо использовать в командных матчах. Соревновательная деятельности предъявляет высокие требования к принятию решений, позволяющий достигнуть оптимальный результат. Основными закономерностями принятия; решений в футболе являются: 1) восприятие информации в условия» противодействия соперника; 2) принятие решения в условиях жесткого лимита времени и дефицита пространства; 3) реализация принятого решения в условиях противодействия со стороны соперника, факторов внешней среды, деятельности партнеров, судей и т.д.
В последние годы резко выросло внимание к модельным характеристикам соревновательной деятельности. Это связано с определением общей стратегии подготовки — выбора средств и методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, внетренировочных факторов и т.д.
В футболе к модельным характеристикам относятся:
- эффективность атакующих и защитных действий;
- активность атакующих и защитных действий;
- разнообразие атакующих и защитных действий.
В футболе регистрируются 12 технико-тактических показателей: передачи мяча — короткие, средние и длинные (вперед, поперек и назад); ведение, отбор, обводка, перехват; игра головой; удары по поворотам — ногой и головой.
В настоящее время в нашей стране разработана стройная система соревнований по футболу, включающая в себя поэтапность, последовательность и чередование соревнований различного уровня и ранга. Соревнования планируются и проводятся исходя из оптимального качества Календарных игр для каждой возрастной группы.
Соревнования в зависимости от решаемых задач можно подразделить на основные и вспомогательные.
К основным видам соревнований относятся:
- чемпионаты или первенства;
- розыгрыши кубка;
- официальные отборочные соревнования.
К вспомогательным соревнованиям относятся:
- показательные игры;
- учебные двусторонние игры;
- контрольные игры;
- товарищеские игры.
Контрольные игры в футболе проводят с целью подготовки команды к предстоящим календарным соревнованиям и проверки готовности футболистов к этим соревнованиям.
Контрольные игры следует проводить с соперниками из своей лиги (дивизиона) или с более сильными командами. Также целесообразно участие в Турнирах с командами, использующими различные системы построения игры. При проведении контрольных игр желательно делать видеозапись игры, что позволит при разборе детально проанализировать недостатки и достоинства как отдельных игроков, так и команды в целом. В контрольных играх делается упор на использование ранее изученных групповых и командных действий в зависимости от тактического построения соперников. В ходе контрольных игр совершенствуются различные комбинации, как в игровых эпизодах, так и при стандартных положениях (угловые удары, выполнение штрафных и свободных ударов). В контрольных играх совершенствуются те взаимодействия, которые будут использоваться в ходе календарных матчей. Проведение контрольных игр с командами из своей лиги (дивизиона, группы) позволяет:
- более тщательно изучить слабые и сильные стороны будущего соперника;
- наметить тактический план на будущие игры;
- проверить степень готовности, как отдельных футболистов, так и команды в целом к предстоящим соревнованиям;
- внести необходимые коррективы в подготовку своей команды;
- опробовать новые тактические задумки;
- внести в заблуждение будущего соперника, используя различные тактические варианты построения игры и т.д.
В контрольных играх целесообразно большую часть игрового времени проводить тем составом футболистов, который тренер планирует использовать и календарных матчах, тем самым, совершенствуя взаимодействия игроков в условиях, максимально приближенных к соревнованиям официального уровня.
В футболе календарный сезон для команд различного возраста и квалификации неодинаков. Лучшие игроки проводят за сезон в среднем 50-60 матчей. Каждый календарный матч требует от футболиста максимального проявления физических, морально-волевых и других качеств. Подготовка к календарному матчу начинается с изучения соперника. Тренер из различных источников (средства массовой информации, мнения специалистов, рассказы очевидцев, результаты проведенных матчей и т.д.) собирает, систематизирует и анализирует сведения о сопернике. Особое внимание уделяется построению игры, действиям лучших игроков, способам организации атаки и обороны. Для составления плана на игру тренеру необходимо знать степень подготовленности своих футболистов, наметить основные направления в выбираемой тактике командной игры. Исходя из изучения соперника, тренер включает в план игры игровые и стандартные комбинации, определяет способы нейтрализации атакующих действий противника. При определении заданий отдельным игрокам учитываются возможности противостоящих им соперников. Тактический план на предстоящую календарную игру целесообразно обсудить со всеми игроками, каждый из которых может внести предложения и поправки. Далее на тренировках проигрываются основные моменты плана на игру, совершенствуются взаимодействия между футболистами в условиях максимально приближенных к игровым (группа игроков выполняет роль соперника).
Обычно в день игры тренер дает установку на игру. Проводится она за 1,5-2 ч до начала игры и продолжается 15-20 мин. На установке тренер говорит о значении предстоящей игры, о положении команд в турнирной таблице, объявляет состав команды. Он излагает также тактический план на игру, дает задания отдельным игрокам и звеньям. В зависимости от предполагаемых действий соперника тренер уделяет внимание возможным изменениям в плане на игру в процессе матча.
Разбор прошедшей игры проводится обычно через день после матча, В ходе разбора тренер анализирует действия своих футболистов, как в отдельных эпизодах игры, так и в групповых и командных взаимодействиях. Тренер должен отметить положительные моменты в ходе игры, оценить степень выполнения футболистами установки на игру. При разборе тренер заостряет внимание игроков на причинах невыполнения ими предложенных заданий. Для достижения значимого эффекта при разборе игры тренер должен сделать все возможное, чтобы футболисты принимали непосредственное участие в разборе игры. В конце разбора тренер делает выводы и намечает пути для совершенствования подготовки футболиста.
Источник