Соревнования по гимнастике являются чем

Значение и виды соревнований по гимнастике в школе

Ольга Лебедева
Значение и виды соревнований по гимнастике в школе

Соревнования по гимнастике — неотъемлемая составная часть всей учебной работы по физической культуре в школе. Они позволяют контролировать качество проводимых уроков по основной гимнастике и учебно-тренировочной работы по спортивной гимнастике.

Соревнования требуют от учеников больших физических и психических напряжений. Успех достигается за счет проявления высоких моральных и волевых качеств, таких,как: настойчивость, смелость, решительность, стремление бороться за честь своей команды, школы; умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива.

Таким образом, благодаря соревнованиям появляется возможность объективно оценить качество идейно-воспитательной работы с учащимися, проверить техническую подготовку гимнастов, т. е. уровень овладения программным материалом, классификационной программой, выяснить успехи и пробелы в учебно-тренировочном процессе. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд (разных городов, областей, республик и даже государств) имеют возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными элементами, знакомиться с отдельными проблемными вопросами современной учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический, методический и практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того, налаживаются личные контакты спортсменов и тренеров, устанавливаются дружественные связи, и в этом проявляется интернациональное назначение соревнований.

Соревнования по гимнастике привлекают большое количество зрителей, что способствует привлечению желающих заниматься гимнастикой. В этом их агитационное назначение.

Виды соревнований.

В организации и проведении соревнований сложились определенные традиции. Соревнования различают по цели, форме зачета, масштабу, представительству и характеру.

По направленности (цели) соревнования бывают учебные—в отдельных учебных группах, классах, по специальным учебным программам того или иного года обучения; отборочные для выявления сильнейших спортсменов и комплектования сборного коллектива, определения сильнейшей команды для дальнейших выступлений в соревнованиях; прикидки — проводятся на учебно-тренировочных занятиях и сборах; первенства и кубки — проводятся с целью подведения итогов работы за определенный период, выявления сильнейших гимнастов и команд; матчевые встречи — носят официальный и товарищеский характер, как правило, бывают традиционными; массовые соревнования — проводятся в низовых спортивных коллективах среди учащихся учебных заведений, в воинских частях и подразделениях, охватывают большое количество занимающихся, проводятся по специальной программе, нормативам комплекса ГТО и упрошенным правилам, с целью отбора лиц, более способных для занятий гимнастикой в секциях школ, коллективах ДЮСШ, ДСО и ведомств; могут проводиться без учета пола и ограничения количественного состава участников.

Читайте также:  Комплекс упражнений для лечение остеохондроз шейный

По форме зачета соревнования могут быть личными — разыгрывается личное первенство по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде программы отдельно; командными — определяется первенство среди мужских и женских команд раздельно, по сумме баллов зачетных участников в каждом виде многоборья пли по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными участниками, может определяться по очковой системе; лично-командными — в каждом разряде определяются личные результаты и командное первенство; коллективными —определяется лучший коллектив по результатам выступлении нескольких команд: детской, юношеской, мужской, женской и т. д.По масштабу бывают: низовые, районные, городские, областные, краевые, республиканские, всесоюзные, международные — предусматривают преемственность в решении поставленных перед ними задач.

По представительству соревнования делятся на территориальные — в команде могут быть представители только одной республики, одного города, района или школы. К таким соревнованиям относятся первенства ЦС ДСО и ведомств, спартакиады школьников, спартакиады народов России; ведомственные — в командах соревнуются представители разных городов, принадлежащих одному ДСО или ведомству.

По характеру соревнования могут быть классификационные—на них присваивается спортивный разряд: не классификационные— разряд не присваивается; закрытые — без участия зрителей, имеющие целью специальный просмотр, без допуска представителей других городов, стран, ведомств; открытые — допускаются все желающие выступать гимнасты, независимо от принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране; конкурсы — выполняются отдельные элементы или связки на видах гимнастического многоборья по предварительным заявкам;

«с листа» — по неизвестной заранее программе; по упрощенным программам и правилам – соревнуются не по всем видам многоборья, по специально разработанной программе, по выбору соревнующимися в комбинации при наличии двух;по облегченным правилам судейства: без спец требований, без временного норматива, с двумя попытками.

Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях — руководящий документ для всех организаций, принимающих участие в соревнованиях. Оно составляется организацией. проводящей соревнование, в соответствии с существующими правилами соревнований и рассылается не позднее чем за три месяца до их начала. Изменения в положение о соревнованиях может вносить только организация, его составляющая. Об этом сразу же сообщается во все коллективы, занятые подготовкой к соревнованиям.

Положение принято составлять по следующей схеме:

1. Цели и задачи.

2. Место и сроки проведения.

3. Руководство соревнованиями.

4. Участники соревнований.

5. Программа соревнований.

6. Условия определения личного и командного первенства

7. Условия и порядок награждения победителей личного и командного первенства.

8. Условия приема участников соревнований (приезжих команд).

9. Форма и сроки предварительных и окончательных заявок.

Основные задачи соревнований обычно состоят в популяризации гимнастики, выявлении сильнейших спортсменов и коллективов, подведении итогов учебно-тренировочной работы за отчетный период и т. д.

Место и сроки проведения соревнований определяются календарем соревнований, по с более конкретными данными (спортивная база, время про-ведения, дни опробования и др.).

Руководство соревнованиями обеспечивает организация, которая их проводит. Она назначает своего представителя, отвечающего за подготовку и проведение соревнований. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую коллегию во главе с главным судьей соревнований.

Программа соревнований и правила оценки упражнений.

В этом разделе предусматриваются программа и разряды, по которым будут соревноваться гимнасты. Положение о соревнованияхможет предусматривать:

а) выступление по обязательной программе (соревнования 1-а);

б) выступление по произвольной программе (соревнования 1-б);

в) финальные соревнования по многоборью с произвольной программой (соревнования

2); г) финальные соревнования в отдельных видах гимнастического многоборья им произвольной программе (соревнования 3).

Состав участников соревнований и условия з а чета.

В этом разделе указывается, какие организации и в каком численном, составе допускаются к данным соревнованиям. В составе команды, кроме гимнастов, учитываются тренеры, аккомпаниаторы и представитель. Оптимальный состав участников в каждой команде в классификационных соревнованиях 6—8 человек, а в соревнованиях по упрощенным правилам 10—12 человек. Число зачетных участников обычно устанавливается на единицу меньше установленного состава команды. В отдельных случаях допускаются к соревнованиям участники в личном первенстве или вне конкурса. Командный результат соревнований определяется по сумме баллов зачетных участников в каждом виде гимнастического многоборья. В некоторых случаях он определяется по сумме баллов в многоборье у зачетных участников.

Командное первенство определяется по результатам выступлений гимнастов в соревнованиях 1-а и 1-6. Финалисты соревнований 2 и 3 отбираются по результатам командных соревнований. Их количественный состав устанавливается правилами или положением о соревнованиях. В зависимости от масштаба соревнований победители в многоборье и в отдельных видах могут определяться по результатам командных соревнований.

.Если в соревнованиях принимают участие гимнасты разных разрядов, то результаты командного первенства выводятся с учетом коэффициента, согласно правилам соревнований или положения. Правилами соревнований устанавливается коэффициент, равный 1 (единице, для самого младшего разряда, по которому выступают гимнасты на данных соревнованиях. По мере усложнения разряда коэффициент постепенно возрастает, каждый раз на 0,05. Если командное первенство определяется по лучшим результатам спортсменов в многоборье, то по окончании соревнований секретариат увеличивает сумму баллов каждого зачетного участника умножением на соответствующий разрядный коэффициент. Правила соревнований предусматривают применение разрядного коэффициента при условии оценки качества исполнения упражнения не менее чем в 8 баллов, а в многоборье не менее 80% от возможной суммы баллов. В том случае, когда программа соревнований для всех участников одинакова или количество участвующих гимнастов в каждом разряде строго определено положением, коэффициент не применяется. В ряде случаев при подсчете результатов используется очковая система.

Разновидностью командных соревнований являются общекомандные, в которых по результатам выступлений отдельных команд определяется место всего коллектива.

Награждение победителей предусматривает, чем и за что награждаются победители и призеры личного и командного первенства, а также их тренеры. Обычно награждают за командное первенство среди мужчин и женщин раздельно, за личное первенство в каждом из разрядов, а также за личное первенство в отдельных видах гимнастического многоборья.

Организационные вопросы положения предусматривают условия приема участников, форму судей, сроки подачи предварительных и окончательных заявок, сроки совещания представителей, проезд к месту соревнований и др.

Фотоотчёт о соревнованиях по художественной гимнастике «Нежность, грация, мелодия и пластика — это ты моя любовь моя гимнастика!» (фотоотчёт с соревнований по художественной гимнастике). Художественная.

Фотоотчет о проведении соревнований «Снайпер баскетбола» 16 марта, не раньше и не позже, а именно в мой день рождения состоялись соревнования по баскетболу «Снайпер баскетбола» в зачет спартакиады.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Источник

Глава 20 СОРЕВНОВАНИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ

ЗНАЧЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования по гимнастике — неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса. Они являются основной формой провер­ки подготовленности занимающихся гимнастикой. Соревнования помогают наиболее точно и объективно подвести итоги учебной работы за определенный период (четверть, семестр, полугодие, учебный год). Они служат также эффективным средством проверки морально-волевой подготовки участников соревнований и способст­вуют развитию чувства коллективизма, организованности и дис­циплины, а также воспитанию воли и настойчивости. По результа­там соревнований определяют направление учебно-тренировочного процесса на будущее, вносят коррективы в методику учебно-тре­нировочной работы и др.

Кроме того, соревнования — убедительное средство наглядной агитации. Хорошо организованные и торжественно проведенные соревнования надолго сохраняются в памяти участников и зрителей. Соревнования способствуют популяризации гимнастики среди мо­лодежи и привлечению к систематическим занятиям в гимнастиче­ских секциях, спортивных клубах.

ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ

В спортивной практике различных организаций и ведомств СССР, включая и общеобразовательную школу, средние и высшие учебные заведения и ДСО, сложились определенные традиции в организации и проведении соревнований по гимнастике. В зависи­мости от цели, формы, масштаба и характера они делятся на сле­дующие виды:

1. По направленности (цели): учебные, отборочные, первенства, матчевые встречи, массовые соревнования (по облегченной про­грамме, по многоборью ГТО и др.).

2. По форме зачета: личные, командные и лично-командные.

3. По масштабу: районные, городские, областные и др.

4. По представительству: территориальные и ведомственные.

5. По характеру: классификационные, неклассификационные, закрытые, открытые, конкурсы, соревнования «с листа».

Обычно перед каждым соревнованием ставится несколько задач. Например, на первенстве общеобразовательной школы можно под­вести итоги работы по гимнастике, одновременно выявить лучших гимнастов в данной школе, определить состав кандидатов в сбор­ную команду школы (на первенство района, города и т. п.). Все задачи точно указываются в положении о соревновании.

ДЗ

20.3.ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ

В зависимости от задач, состава участников и условий прове­дения соревнований программы могут быть различными. Например, дляопределения технической подготовленности и получения зва­ния гимнаста того или иного спортивного разряда существуют го­сударственные (классификационные) программы. Для различных спортивных соревнований программы могут составляться органи­зациями, проводящими соревнование (общеобразовательная школа, профессионально-техническое училище, сельский коллектив и др.). Такие соревнования могут проводиться по облегченным про­граммам и упрощенным правилам.

20.4.ПОЛОЖЕНИЯ О СОРЕВНОВАНИЯХ

Положение о соревновании, утверждаемое организацией, про­водящей его, является руководящим документом, по которому планируется вся подготовка участников и должностных лиц. Оно разрабатывается организацией, планирующей те или иные сорев­нования, в соответствии с календарем спортивных мероприятий и рассылается участвующим коллективам (школам, ДЮСШ и др.) не позднее чем за 3 месяца до начала соревнований. В положении указываются:

1) цели и задачи;

2) место и время проведения;

3) руководство соревнованием;

5) допуск участников и определение победителей;

6) награждение победителей.

Как правило, учитываются лучшие результаты, например, 5 из 6 или 7 из 8 в каждой команде. При этом легче прослеживается ход спортивной борьбы между отдельными участниками, команда­ми, что создает необходимый спортивный накал на соревнованиях.

20.5.ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовительная работа к предстоящим соревнованиям неза­висимо от их масштаба должна проводиться задолго до его начала. Всю работу целесообразно разделить на три этапа.

На первом этапеопределяются сроки, масштаб, место для прове­дения соревнования и утверждается положение о нем, а также на­значается и утверждается в соответствующем спорткомитете глав­ная судейская коллегия (или главный судья), разрабатывается План подготовки и проведения соревнований. В плане предусматри­ваются:

а) вопросы обеспечения (подготовка мест и инвентаря, прием
участников и зрителей, обслуживающий персонал и т. п.);

б) план проведения соревнований, составляемый главным судь­
ей: календарь соревнований по дням (по предварительным данным

о составе участвующих команд или коллективов) и график сорев­нований.

Имея заблаговременно график соревнований, участвующим командам удобнее и успешнее можно вести тренировочную работу (табл. 8).

На втором этапеуточняется график соревнований, подбираются и утверждаются коллегии судей, готовится документация и др. Подготовительная работа ведется организацией, проводящей со­ревнования (педсовет школы, кафедра физического воспитания и др.), и главной судейской коллегией.

Наиболее сложная работа—подготовка места для соревнований и обеспечение качественным инвентарем. При выборе помещения или открытой площадки надо предусмотреть наиболее удобную расстановку гимнастических снарядов и размещение зрителей. Крайне важно позаботиться о том, чтобы были комнаты для судей и секретариата, душевые, место для врача. Необходимы столы для главной судейской коллегии и старших судей, судейские указки и др.

Своевременное приглашение врача, обслуживающего персонала, судьи-информатора, их инструктаж способствуют лучшему проведе­нию соревнований. Вся остальная подготовительная работа прово­дится главной судейской коллегией или ответственным лицом за тот или иной раздел работы. Сюда входит:

— составление схемы расстановки снарядов и утверждение от» ветственного лица (коменданта соревнований);

— определение состава команд (по предварительным заявкам), уточнение графика проведения соревнования. Желательно добить­ся, чтобы число команд в одном потоке не превышало числа видов программы соревнований, а в составе одной команды по возмож­ности были участники, выступающие по одной программе;

— жеребьевка (если это не было предусмотрено заблаговре­менно);

— определение состава судейских бригад по видам программы, создание просмотровей комиссии;

— подготовка рабочих и сводных протоколов, таблиц для ин­формации.

На третьем этапе подготовки проводится совещание с предста­вителями участвующих коллективов (организаций), проверяется надежность снарядов и инвентаря, проводится опробование снаря­дов участниками и пробное судейство бригадами судей на видах, проверяется готовность всех должностных лиц, занятых в прове­дении соревнований.

Четкое управление ходом предстоящего соревнования зависит от первого совещания с представителями команд (коллективов), на котором главный судья должен представить судейскую коллегию, разобрать отдельные пункты положения, уточняя их, дать разъяс­нения по технике судейской работы, информировать о графике и порядке проведения соревнования. При этом следует точно опреде­лить места построения на параде, выход участников к месту сорев­нований, состав и их форму, ритуалы открытия и закрытия, по­рядок награждения и др.

В интересах создания равных условий для участников и лучшей их организованности опробование снарядов желательно провести за день до соревнований и при этом сохранить порядок прохожде­ния видов согласно жеребьевке. В этот же день желательно прове­дение репетиции открытия соревнования (парада) с представителями команд, правофланговыми или со всем составом участников.

К совещанию представителей коллективов необходимо подгото­вить папки, в которые вложить следующие материалы: билеты, программу, памятки, график проведения соревнований, а также бумагу для заметок и др.

Соревнования открываются парадом участников и их представ­лением. Эту торжественную часть следует проводить празднично, четко. Обычно она предшествует первой смене первого дня соревно­ваний (в отдельных случаях — между первой и второй сменами, когда, например, необходимо представить и мужчин и женщин, а они выступают в разных сменах). Подъем флага соревнования чем­пионами прошлогоднего первенства — непременная часть парада.

Управление ходом соревнований (выход очередных смен, опре­деление начала и конца разминки на видах, смену видов и др.) осу­ществляет заместитель главного судьи или судья при участниках.

Оценочную работу (судейство) на видах осуществляют бригады, в которые входят старший судья и судья (в соответствии с правила­ми соревнований по гимнастике, см. Спортивная гимнастика. Пра­вила соревнований. М., ФиС, 1978). Старший судья отвечает за качество судейской работы на своем виде. Он руководит бригадой, участвует в оценке упражнений, следит за дисциплиной участни­ков, выясняет причины расхождения в оценках судей.

До выхода участников судейские бригады должны иметь точное представление о программе, участниках и условиях проведения соревнований. Должны быть проинструктированы судьи на линии, судьи-хронометр исты. Это особенно важно тогда, когда выступают участники, еще не имеющие достаточного опыта участия в соревно­ваниях.

Материально-техническим обслуживанием соревнований (уста новка и смена снарядов, замена запасных частей, снабжение магне-

зией, канифолью и пр.) ведает комендант, подчиняющийся главно­му судье или его заместителю.

Врачебный контроль и оказание необходимой первой медицин­ской помощи осуществляет врач соревнования (помощник главного судьи по медицинской части).

Судья-информатор систематически сообщает о ходе командной борьбы, а также указывает лидеров соревнований после каждого вида. Желательно озвучивание зала.

В соответствии с правилами соревнования должны начинаться не ранее 10 ч и заканчиваться не позднее 23 ч. Продолжительность одной смены для команд детей и подростков не должна превышать 2, а для юношей 3 ч.

Выступления гимнастов по более простым программам должны предшествовать выступлению гимнастов по более сложным програм­мам (или разрядам).

К концу соревнования следует предусмотреть, чтобы в послед­ней смене выступало небольшое количество команд. Это позволит секретариату быстрее подвести итоги соревнования. А чтобы за­полнить паузу после выступления команд перед награждением участников, необходимо предусмотреть показательные выступле­ния лучших исполнителей — участников данного соревнования, а также детских групп или представителей других видов спорта (акробатика, художественная гимнастика и др.).

Завершаются соревнования также в торжественной обстановке, при соблюдении ритуалов (вызов победителей на пьедестал почета, торжественный марш команды-победительницы, круг почета, спуск флага соревнования новыми чемпионами и т. п.).

Подведение итогов соревнования. Для быстрого подведения итогов важна четкая работа главного секретаря. В процессе сорев­нования главный судья-секретарь проверяет правильность выве­дения среднего и окончательного балла в каждом протоколе и после этого, суммируя его с результатами предыдущего вида, определяет сумму баллов с учетом только что закончившегося соревнования на виде многоборья. Если соревнование длится несколько смен, то следует учитывать лучшие результаты и предыдущих смен.

По окончании соревнований по той или иной программе (разря­ду) проверяются показанные участниками результаты и подсчиты-ваются командные результаты.

Награждение победителей. Награждать победителей следует до закрытия соревнований. Однако при сложном подсчете (различные программы, разнородность состава команд или коллективов и др.), когда нет возможности подвести итоги за короткий промежуток времени, награждение переносится на специальное время, отве­денное итогам соревнований.

Ритуал награждения должен быть всегда торжественным, ин­тересным как для участников, так и для зрителей.

Парад закрытия соревнования. На парад, завершающий сорев­нование, можно привлекать всех участников или только участников последней смены. Располагаются команды начиная с правого фланга в соответствии с занятыми местами на данном соревновании.

S2

Объявляются итоги соревнований, и проводится награждение команд-победительниц (или коллективов). После спуска флага со­ревнования все участники парада торжественным маршем за командой-победительницей покидают зал.

Составление отчета о соревновании. По окончании соревнования главный судья (с главным секретарем) составляет отчет, в котором должно быть указано следующее:

— название и программа соревнований, место и время их про­ведения;

— результаты командного и личного первенства, а также дан­ные о вновь сдавших и подтвердивших разрядные нормы или норма­тивы ГТО;

— состав судейских бригад по видам многоборья (программ);

— отдельные недочеты прошедшего соревнования и предложе­ния на будущее.

Этот общий отчет, подписанный главным судьей соревнований и главным секретарем, должен быть роздан представителям участ­вующих организаций после окончания соревнования не позднее чем через 30—40 мин на низовых соревнованиях и на следующий день на крупных соревнованиях.

Источник

Оцените статью