Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Сопряжённая гимнастика»
Людмила Федина
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Сопряжённая гимнастика»
«Рука — это своего рода внешний мозг» — Кант
Мастер-класс для педагогов: комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике.
Назначение: театр пальчиков и языка.
Цель: обучить участников мастер-класса инновационным методам развития речи у дошкольников.
заинтересовать воспитателей в использовании в педагогической деятельности кинезиологических упражнений;
систематизировать знания воспитателей в применении сопряжённой гимнастики в детском саду;
передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов театра пальчиков и языка.
Форма: апробация разработанного комплекса методов и приёмов.
Оборудование: опорные картинки Г. Е. Сычевой, мультимедийная презентация, 4 мячика су-джок, 4 зеркала, 3 стула и стол для участников мастер-класса.
Раздаточный материал: портфолио проекта «Сопряжённая гимнастика», буклеты с методическими рекомендациями.
Ход мастер-класса
Орг. момент (1 мин.):
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я – воспитатель разновозрастной группы
Вводная часть (5 мин.):
Предлагаю вашему вниманию опыт своей практической деятельности по развитию речи у дошкольников на тему» Сопряжённая гимнастика».
Кто может ответить на вопрос: «Что такое сопряжённая гимнастика?» (ответы)
Сопряжённая гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Почему я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности? Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Перебирая нетрадиционные технологии, я увидела незнакомое словосочетание «Сопряжённая гимнастика». Когда изучила данный материал, поняла — это то, что я давно искала. Объясню, почему. Два года назад я водила своего старшего сына в школу скорочтения. Мне, как педагогу, было интересно, какие методы и приёмы они используют? Мне с удовольствием объяснили, что весь секрет состоит в том, что они развивают сразу оба полушария головного мозга, в отличие от школьной программы. Например, сын должен был одновременно читать текст, запоминая его, и одновременно писать свою автобиографию, после чего он должен пересказать текст, который читал. Либо переписывать текст с учебника, рассказывая вслух таблицу умножения, и т. д.
Невероятно, но факт! Меня заинтересовала эта тема развития сразу двух полушарий, но как применить её на практике в детском саду, не знала. Поэтому очень обрадовалась появлению сопряжённой гимнастики.
А включение в гимнастику кинезиологических упражнений (развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения) синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребёнка. Одновременные движения рук и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Так что получается, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик.
Цель моего мастер-класса: обучить вас инновационным методам развития речи у дошкольников.
Основная часть (5 мин.):
Предлагаю вам апробировать новую технологию в рамках мастер-класса. Кто желает поучаствовать? Нужно 3 человека. Вот ваши стульчики, стол и зеркала.
Сопряжённую гимнастику рекомендуется проводить сидя перед зеркалом. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.
Перед каждым упражнением делаю с детьми разминку, состоящую из трёх этапов:
самомассаж рук — начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направление от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.
2су-джок терапия – дети перекатывают мячик-ёжик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую и т. д.
3артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» — втянуть щёки.
«часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянутся к уголкам рта
«киска сердится» — улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы, затем выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы, и т. д.
После разминки можно начинать сопряжённую гимнастику, где воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.
Для самых маленьких и начинающих гимнастика состоит из одного предложения,например: «Идём в лес» —
Текст — пальчики пошли в лес.
Язык – движение языка вверх, вниз.
Руки – ходьба указательным и средним пальцами.
Далее усложняем, гимнастика из двух предложений,например: «Киска сердится» —
«На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка».
Руки — соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.
«Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает».
Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.
Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
Для более длинных упражнений, в которых отражены лексические темы, использую опорные картинки.Например: «Домашние животные. Лето» — называется «У бабушки в деревне» —
«Вот и пришло долгожданное лето»
Язык – улыбнуться, показать зубы.
Руки – поднять руки вверх, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
«Маша поехала на поезде к бабушке».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать
«У бабушки большой красивый дом».
Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.
Руки – пальцы рук «домиком».
«Под окнами – клумба с цветами».
Язык – язык свободно лежит на нижней губе.
Руки – кисти рук прижаты друг к другу, ладони повёрнуты вверх.
«По двору бродят пёстрые куры».
Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.
Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.
«Протяжно мычат коровы».
Язык – губы вытянуть трубочкой.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.
«На крыльце греется кошка».
Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.
Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
«Маше нравится отдыхать у бабушки!»
Язык – улыбнуться, показать зубы.
Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.
Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряжённой гимнастике, например, поочерёдно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли. Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.
Получить полный текст
Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребёнку последовательно и легко передать содержание упражнения.
Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ! А вы, уважаемые коллеги, как думаете?
Обсуждение мастер-класса с его участниками.
Спасибо за внимание!
Консультация для педагогов и родителей «Загадка золотой ключик развития или гимнастика для ума» «Загадка — золотой ключик развития или гимнастика для ума» Консультация для педагогов и родителей. Одно из самых любимых занятий наших детей.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра — гимнастика ума» Предлагаемый мастер класс является практической частью моего опыта работы «Развитие мыслительных операций через систематизацию дидактических.
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.
Мастер-класс для педагогов «Фитбол-гимнастика для дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№42 Мастер- класс для педагогов «Фитбол- гимнастика для дошкольников».
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи» Цель: подготовка артикуляторного аппарата к чёткому произношению звуков и правильной дикции, формирование силы, точности кинестетических.
Источник
Сопряженная гимнастика
картотека по развитию речи по теме
Комплексы сопряженной гимнастики, включающей различные виды гимнастик (артикуляционную, дыхательную, пальчиковую)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopryazhennaya_gimnastika.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы сопряжённой гимнастики
Текст произносит взрослый
Движения или статическая поза рук
Движения или статическая поза языка
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и подняты вверх.
Губы в улыбке, зубы видны.
2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним.
Рот открыт. Язык поднимается и опускается.
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.
Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона.
Пальцы чуть согнуты.
5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие.
Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки-шляпка; положение рук меняется (поганок много).
7. Собираем их в корзину.
Переплетаем пальцы «корзинкой».
8. Идём по лесу дальше.
См. второе упражнение- имитация ходьбы.
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.
Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.
Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из них варенье — во какое!
Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю губу.
11. Поэтому соберём их в корзины.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Хлопки: два коротких, один длинный.
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Открывать и закрывать рот.
14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим пальчикам.
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.
Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
Ветер северный подул: с-с-с-с-с.
(покачать, вверх поднятыми руками)
И все листья с липы сдул (пошевелить пальцами и подуть на них)
Полетели, закружились, и на землю опустились (медленно присесть)
Дождик стал по ним стучать и листочки умывать: (движения кистями рук сверху вниз) «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
1. Осенью пальчики пошли гулять в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным; языком двигать вверх-вниз).
2. Вышли на опушку — ровную-ровную, гладкую-гладкую (ладони рёбрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить; рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу)
3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол (локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх; язык высунуть и напряжённо тянуть к носу)
4. С листьями играет весёлый ветерок, который срывает их и жёлтые листья опадают с деревьев (кисти расслабить, руки свободно опустить, попеременно двигать широко расставленными пальцами; широкий язык поднимать вверх-вниз).
5. Вдруг небо затянуло густыми тучами.
(пальцы рук переплетены между собой;)
6. Пошёл дождь (ритмично бить указательным пальцем правой руки по левой ладони.
7. Пальчики побежали домой: топ-топ, топ-топ-топ (имитировать бег пальчиков в заданном ритме: указательным и средним, большим и указательным; языком двигать вверх-вниз).
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.
Показать, как животные готовятся к зиме: ёжик накалывает грибы, яблоки на иголки; белка собирает шишки в дупло; медведь ищет себе место для берлоги и укладывается спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях.
Использование элементов биоэнергопластики.
Сопряженное выполнение артикуляционной гимнастики и движений рук.
У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн.
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ.
laquo;Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались у.
Источник