Соматическая гимнастика
Соматическое обучение — это системa нервно-мышечного обучения ,тренировка разума и тела, которая помогает освободиться от болей и обрести свободу в движениях тела на всю оставшуюся жизнь.
В соматическом обучении используется активный подход «преподаватель-ученик», а не пассивный — «доктор-пациент». Изучая и выполняя специально подобранные инструктором движения, в зависимости от местоположения боли, мышечного зажима или нарушения осанки, клиент концентрируются на ощущениях, которые возникают в определенных мышцах или группах мышц. Таким образом, он развивает в себе более яркое физическое понимание и лучшую способность управлять собственными движениями и контролировать мышечное напряжение. И тем самым обретает способность прекратить болезненные явления в мышцах, восстановить комфорт и получает свободу в движениях. После занятия появляется ощущение равновесия в теле.
Половина болей в теле человека — это мышечные боли, а причина приблизительно 80% болей в спине у людей в возрасте старше 30 лет — это хроническое перенапряжение мышц. Чаще всего именно с такими проблемами (боли в спине и шее, а также как следствие головные боли, неэластичные или болезненные суставы и мышцы, усталость, плохая осанка — сколиоз или сутулость, проблемы с дыханием, ограниченная подвижность тела) обращаются клиенты к специалистам в области соматического обучения. Причиной этих проблем обычно является сенсорно-моторная амнезия (потеря памяти на ощущения и движения) (СМА).
СМА — это вошедшее в привычку и ставшее хроническим напряжение мышц или мышечных групп, вышедших из-под сознательного контроля. Это укоренившееся состояние (моторного / двигательного) забывания, т.е. потеря памяти о том, как определенные группы мышц должны ощущаться и как управлять ими. Возникает это состояние чаще всего как реакция на повторяющийся стресс или как последствие травмы или операции, когда мозг не может «отключить» действие предохраняющего травмированный участок тела механизма.
Стандартный сеанс соматического обучения длится приблизительно 60 -90 минут в зависимости от Ваших индивидуальных потребностей. Занимаясь с Вами, преподаватель соматики контролирует Ваше положение и направляет Вас во время выполнения определённых, медленных, лёгких движений, специально разработанных для каждой ситуации. Также Ваш учитель может давать устные указания, когда Вы выполняете движения самостоятельно.
Обычно можно ожидать существенных изменений и улучшения физического состояния (подвижности, гибкости, облегчения болей) после 3 — 5 сеансов при условии, что Вы также выполняете соматические упражнения самостоятельно дома.
Как занятия с преподавателем, так и самостоятельные занятия изменяют Ваше тело, пробуждая Ваше внутреннее осознание самого себя. Вы научитесь распознавать суть и восприятие Ваших движений, и таким образом двигаться свободно и без болей.
Руководитель: Галина Заворотная.
Телефон: 8-906-471-26-11
Показания к обучению
Соматические движения разработаны специально, чтобы уменьшить последствия сенсорно-моторной амнезии, то есть потери памяти на движения и ощущения.
Эта программа состоит не из физических упражнений, а из соматических. Она даёт специальные возможности для того, чтобы осуществить изменения в чувствительных и двигательных зонах головного мозга.
Цель — обеспечить контроль над движениями мышц.
Цель — расслабить ваши мышцы.
Следует в высшей степени сознательно отнестись к каждому движению, поскольку вы упражняете как ваш мозг, так и ваше тело.
Программа построена по принципу постепенного увеличения сложности. Она сконцентрирована на тех областях тела, где возникает сенсорно-моторная амнезия.
Первые четыре соматических урока научат вас ощущать мышцы, расположенные в средней части вашего тела, то есть в области центра тяжести. Следующие два урока направлены на тренировку мышц рук, ног и шеи. Последние два урока сосредоточены на двух важных функциях вашего тела: на дыхании и ходьбе. И то, и другое обычно нарушается при сенсорно-моторной амнезии.
Эта программа не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту. Уделяя ей совсем немного времени, вы сможете не только избавиться от целого ряда болезней, но и наслаждаться прекрасным самочувствием и гибкостью тела и в 40, в 60 и даже в 80 лет.
Наиболее важная вещь, которую вам необходимо запомнить — это то, что соматические движения изменяют вашу мышечную систему путём изменения вашей центральной нервной системы.
Показания к обучению и дальнейшему применению полученных навыков:
— Хронические боли в теле (возникшие в результате малоподвижного образа жизни, стрессов, травм.)
— Боли в спине.
— Головные боли.
— Бессонница.
— Ишиалгия.
— Сколиоз.
— Улучшение осанки, походки.
— Хроническая усталость.
— Потеря чувствительности в определённых группах мышц.
— Подготовить себя для занятий спортом, йогой, танцами и т.п.
— Травмы опорно-двигательной системой.
— Кто хочет лучше управлять своим телом, быть грациозным и гибким.
— Ишиас.
— Одышка.
— Частое мочеиспускание.
— Импотенция.
— Запор.
— Кистевой туннельный синдром.
Отзывы о соматической гимнастике
От всей души желаю Александру успехов и здоровья!
Благодарю за внимание и заботу к каждому участнику.
Благодарность от всего сердца за ваше внимание, труд, терпение.
Источник
Соматическая гимнастика
Томас Ханна | |
---|---|
Дата рождения | 21 ноября1928 ( 1928-11-21 ) [1][2][3] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 29 июля1990 ( 1990-07-29 ) [4] (61 год) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера | Философия, Психология |
Место работы |
|
Альма-матер | Чикагский университет |
Учёная степень | доктор философии |
Ученики | Beate Hagen[d] , Thomas Jakob[d] , Phil Shenk[d] , Carol Welch[d] и Susan Koenig[d] |
Известен как | Автор термина «соматика», разработчик собственного метода соматического обучения |
Томас Луис Ханна (англ. Thomas Louis Hanna , 21 ноября 1928 — 29 июля 1990) — автор системы физических упражнений, известной как «Соматическое обучение по методу Ханны» [12] , автор термина «соматика».
Содержание
Биография [ | ]
В 1958 году Ханна Томас получил докторскую степень в области философии и богословия Чикагского университета, после чего начал преподавать в различных колледжах — сначала в колледже Холлинс (Роанок, штат Вирджиния), затем, в качестве приглашённого преподавателя, в Университете Северной Каролины и Университете Дьюка (Северная Каролина). Он также читал лекции и занимался исследовательской работой в Париже, Брюсселе и Майнце (Германия). В 1965 году Ханна стал деканом факультета философии Флоридского университета. В этот период он также изучал неврологию в медицинской школе.
В 1973 году Ханна переехал в Сан-Франциско, где стал руководителем аспирантуры Института гуманистической психологии (в настоящее время —Университет Сэйбрука). Ещё в начале 1970-х он познакомился с израильским физиком Моше Фельденкрайзом, чьи теории и наработки был созвучны его собственной «философии тела». Будучи руководителем аспирантуры, Ханна организовал первую в США программу обучения по методу Фельденкрайза, длившуюся с 1975 по 1977 год [13] . Параллельно он также преподавал в «Новатовском институте соматических исследований и обучения», созданном им в 1975 году. Ханна продолжал свои исследования и сотрудничество с Фельденкрайзом на протяжении многих лет.
Томас Ханна трагически погиб в автокатастрофе 29 июля 1990 года. После его смерти его авторскими методиками и учебными программами продолжают заниматься «Новатовский институт соматических исследований и обучения» (Элионор Крисвелл-Ханна), «Институт соматических систем» (Стивен Аронштейн), «Институт соматических исследований и развития» (Лоуренс Голд) и «Институт соматического обучения Ингла» (Брайан Ингл).
Библиография [ | ]
Томас Ханна — автор восьми книжных публикаций. Его работа «Соматика: возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем» была опубликована на английском, французском, немецком, русском, венгерском и испанском языках. В своей книге «Охваченные восстанием тела: Учебник соматического мышления» (англ. Bodies in Revolt: A Primer in Somatic Thinking ) Ханна подробно описал своё видение философии тела.
Собственный метод [ | ]
Объединив свой опыт в изучении богословия, философии и нейронаук, Томас Ханна пришёл к идее, что все события жизни приводят к «физическим паттернам в теле человека».
«Соматическое обучение по методу Ханны» (англ. Hanna Somatic Education ) — системa физического обучения, разработанная им на основе метода Фельденкрайза. Занимаясь по этому методу с людьми различного возраста, Ханна вёл наблюдения за характерными проблемами, связанными с осанкой. Он заметил, что определенные процедуры помогают восстановить управление мышцами, которые держат позвоночник в неправильном положении и ограничивают диапазон движения. Приёмы своей работы, направленной на усиление осознанного контроля над физиологическими процессами, Ханна оформил как собственное «соматическое обучение по методу Ханны» [14] .
Соматическое обучение Ханны — продолжение серии открытий, сделанных различными учеными в результате исследования физиологических последствий стресса (Ганс Селье), соматического развития / взросления (A.F. Frazier) [15] , теории педагогики и двигательного обучения (Моше Фельденкрайз и др.), изложенное в практических клинических методиках, которые быстро улучшают функционирование тела. Методы соматического переобучения используют способность мозга постоянно развиваться (нейропластичность) для уменьшения или же устранения воздействий остаточной памяти о тех травмах или стрессах, которые являлись причиной непроизвольных паттернов мышечного напряжения (которые вызывают боль и ограничивают подвижность) и искажения образа своего тела (изменение движений и осанки).
Ханна нашел определение этим остаточным явлениям при помощи термина сенсомоторная амнезия (СМА) [16] : потеря памяти о том, как свободно и скоординировано двигаться, а также потеря способности это делать. Такая потеря памяти проявляется как физиологическая память стресса и/или травмы, которая замещает здоровые функциональные паттерны — и меняет мышечную / двигательную память и её работу. Эти изменения и потеря контроля являются составляющими „амнезии“.
С точки зрения физиологии способ выполнения соматических упражнений активизирует и объединяет сенсорные и моторные области коры головного мозга, вовлеченные в движение и восприятие ощущений. Активация коры головного мозга, таким образом, создает для нашего восприятия более полное и четкое, с „более высоким разрешением“ изображение тела (то есть с большим количеством сенсорных контрольных точек по всей амплитуде движения). Благодаря этому лучше воспринимаемому изображению развивается способность контролировать мышцы более четко и плавно (появляются точность, скорость и изящество). При этом уменьшается вероятность мышечных судорог и спазмов, а состояние нейромускульной системы все больше и больше приближается к естественному состоянию покоя.
Через практику соматики обретается возможность нейтрализовать стресс и последствия травм, обрести более качественный мышечный контроль, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, ощутить больше энергии в теле, ис осанку и т. п.
Клиническое соматическое обучение [14] развивает здоровую мышечную и двигательную память, преимущественно при помощи движений и обучения, основанного на ощущениях, используя паттерн физиологического действия относящийся к потягиванию (пандикуляции) [17] [18] для создания длительных функциональных улучшений за короткий период времени.
В клиническом соматическом обучении используется активный подход «преподаватель-ученик», а не пассивный — «врач-пациент». Изучив конкретную ситуацию клиента и внимательно обследовав его, преподаватель проводит клиническое занятие. Осваивая и выполняя специально подобранные движения в зависимости от местоположения боли, мышечного зажима или нарушения осанки, занимающийся концентрируется на ощущениях, которые возникают в определенных мышцах или группах мышц. Таким образом, он развивает в себе более яркое физическое понимание, улучшает способность управлять собственными движениями и контролировать мышечное напряжение. Всё это позволяет за короткое время достичь значительного улучшения физического состояния, качества движений тела, осанки и внешнего вида в целом.
Источник
ЛФК: что это и для чего
Многие познакомились с этой аббревиатурой еще в детстве, когда ездили на отдых в лагерь или санаторий. Что же это такое? Узнайте из статьи.
Что такое ЛФК
ЛФК — это лечебная физкультура, в основе которой комплексные упражнения для восстановления, поддержания и профилактики травм и заболеваний. Причем это могут быть не только физические травмы и заболевания, но и психические или соматические.
Лечебная физическая культура основана на позитивном воздействии специализированных комплексов упражнений на внутренние органы, суставы, мышцы. ЛФК помогает закалить организм, способствует ускорению обмена веществ и улучшению кровообращения. В процессе занятий физическими упражнениями человек лучше ощущает и понимает свое тело и процесс выздоровления происходит быстрее.
Одной из форм ЛФК является лечебная гимнастика — комплекс несложных общеукрепляющих физических упражнений. Врач тщательно подбирает упражнения, учитывая общее состояние организма и особенности заболевания. Гимнастикой можно заниматься самостоятельно (после проработки движений со специалистом), индивидуально со специалистом, либо на групповых занятиях. Одним из главных условий для результативности проведения ЛФК является дыхание. Дышать нужно правильно — глубокий вдох носом, глубокий выдох ртом. Необходим предварительный инструктаж врача, практикующего ЛФК.
Где и как проводится ЛФК
ЛФК может проводиться как без всякого инвентаря, так и с использованием тренажеров. ЛФК также может проводиться в бассейнах (плавание, аквааэробика). Очень полезен метод терренкур — пешие прогулки, восхождение по скалистым местам, склонам. Такие прогулки обычно входят в оздоровительную программу санаторно-курортного лечения.
Для лучшего эффекта ЛФК проводят в комплексе с массажем и физиотерапией. Обычно ЛФК дополняют физиотерапевтическими процедурами, такими как:
— лазеротерапия (лечение монохроматичным светом, производимым лазером)
— криотерапия (воздействие холодом)
— диадинамотерапия (лечение электрическим током частотой 50–100 Гц)
— электростимуляции (воздействие электричества на нервы и мышцы посредством миостимулятора и электродов)
— электрофорез.
Когда назначается ЛФК
Как правило, ЛФК проводят для лечения заболеваний в следующих областях медицины:
— кардиология (для лечения гипертонии и других болезней сердца, связанных с кровообращением);
— ортопедия (для лечения плоскостопия, артритов, остеоартрозов);
— неврология (остеохондроз, радикулит);
— пульмонология (болезни легких и бронхов);
— травматология (для ускорения заживления в послеоперационный период и для восстановления в реабилитационный период различных переломов, вывихов и повреждений мягких тканей);
— при заболеваниях ЖКТ;
— эндокринология (сахарный диабет, ожирение);
— гинекология (для лечения гормональных нарушений, профилактики воспалительных процессов).
ЛФК может назначаться перед определенными операциями брюшной полости и грудной клетки и после этих операций в качестве профилактических действий. ЛФК также применяется в акушерстве, когда требуется изменить положение матки и плода в ней, а также для реабилитации в постродовой период.
ЛФК часто назначается детям. Лечебная физкультура помогает предотвратить определенные заболевания, укрепить детский организм, дать выход негативным эмоциям. Как правило, ЛФК для детей назначают в следующих случаях:
— при частых простудных заболеваниях
— при ожирении
— при ДЦП и других заболеваниях центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата
— при гиперактивности.
Эффективность лечебной физкультуры проверена веками. В Древней Греции физические упражнения считались обязательной составляющей любого лечения. Древнеримский врач Гален рекомендовал больным гимнастические упражнения и массаж, а также греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и прогулки. Врач и философ средневекового Востока Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения. Особое значение гимнастики и двигательного режима подчеркивали и выдающиеся русские ученые-медики М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин и др.
Источник