Физического воспитания. Сокольская гимнастика. Деятельность М
Сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша. Сокольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг. XIX в. в Чехии. Название “сокол” означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыршем (1832 – 1884), профессором истории и искусства Пражского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.
Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое распространение. Их идея заключалась “в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа, к развитию в нем национального чувства”. С этой целью “соколы” ввели обращение к друг другу “братья”, “сестры”, занимались в единой форме.
Организаторы сокольского движения добивались внутренней дисциплины соблюдением точной формы всех движений и строгим выполнением традиций.
Периодически в Праге проводились слеты “соколов”, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.
Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомился с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.
Цель гимнастики определяется “соколами” в самом общем виде – “укрепить и сохранить человеку здоровье, сделать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий”.
Конкретизация указанной цели в виде частных задач отсутствовала. Классификация упражнений в сокольской системе исходила из внешних признаков движений:
1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);
2) снарядовые упражнения (со снарядами – булавы, обручи, палки, флажки и гири и др.);
3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);
4) групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, игры и т.п.);
5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).
Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Все движения, которые выглядели некрасиво, “соколы” исключали.
В методике сокольской гимнастики имелось много нового, особенно в организации и проведении занятий, массовых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.
Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.
Идеи “Сокола” быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан “Южный Сокол”. В том же году общество “Сокол” возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.
Гимнастика Жоржа Демени (1850 – 1917). Жорж Демени начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед развитие биологических наук, в том числе и физиологии.
Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому признаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.
Ж. Демени полагал, что “цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею”.
Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспитанию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих основными видами военно-прикладных движений. Иные задачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании девушек: главной целью было приобретение ими гибкости, ловкости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и грациозно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.
Ж. Демени определил семь видов спортивных упражнений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыжки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением вперед, назад или в сторону, с разбега.
Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.
1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропорции с движущейся массой частей тела.
2. Движения должны выполняться с полной амплитудой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.
3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми.
4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными.
5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным.
Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я – строевые упражнения, 2-я – движения всего тела; 3-я – подвешивание и опора; 4-я – бег и игры; 5-я – специальные движения туловища; 6-я – прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я – дыхательные упражнения.
От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения использовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.
Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.
Он первый начал определять величину нагрузки: мощность и время работы.
“Естественный метод” Эбера. Жорж Эбер (1885 – 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие прикладного направления в физическом воспитании, типичного для Франции со времен Амороса.
“Естественный метод” физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:
1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упоров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных упражнений;
2) часть основная, состоящая из “воспитательно-прикладных” упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, защиты-нападения и плавания;
3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.
Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря перед цивилизованным человеком. Он пытался доказать никчемность специальной гимнастики для женщин и спортивной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнастикой хочет устранить дефекты физического развития современного культурного человека, вызванные нездоровым образом жизни и недостатком движения.
Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического воспитания.
Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий годилось все: деревья – для лазания, канавы – для прыжков, заборы – для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентируясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражнения в различных условиях. Это не исключало искусственных препятствий, но они должны были заменять естественные при их отсутствии.
Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в развитие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры – обтирание, души, ванны и пр. Он ввел метод систематических проверок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.
Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.
1. Преподаватель физического воспитания в ходе упражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких упражнений, в результате которых он убедился лично.
2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.
3. На занятиях должны выполняться упражнения на выносливость.
4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.
5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.
Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- балльной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.
Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 – 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе.
Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал “примитивной”, или “основной”. При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит “основная” гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так “обработать” гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.
Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения.
В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией.
Упражнения систематизировались по следующим принципам:
1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.
Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму.
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:
1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 упражнений);
2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и буме (6 – 22 упражнения);
3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20 упражнений). Для женщин игра с пением.
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. “Кривая нагрузки” урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).
Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой.
Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях.
Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педагогов составляли системы средств и методов физического воспитания.
Франсуа Дельсарт (1811 – 1871) обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения.
Ф. Дельсарт и его последователи, делая при обучении упор на эстетические и драматические моменты, заложили основы художественной гимнастики.
Айседора Дункан (1876 – 1927), увлеченная античной гимнастикой, танцем, движением, стремилась выразить сложные человеческие чувства. А. Дункан имела много последователей, которые использовали выразительную гимнастику для физического воспитания девочек.
Ритмическое направление современной гимнастики связано с именем женевского учителя музыки Эмиля-Жака Далькроза (1865 – 1914). Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.
При первых же попытках “делать шаги” под музыку были найдены движения, соответствующие данной музыке. Понемногу создалась определенная азбука движений, которой овладевает ученик.
Последовательница шведской гимнастики Э. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений. Она стремилась физически развить учеников, помочь выработать изящество в движениях. Упражнения в ее гимнастике проводились в быстром темпе при многократном повторении, одновременно ученикам предлагалось раскрепощать мышцы, не участвующие в работе. Это позволяло сделать движения более экономичными.
Э. Бъеркстен отказалась от прямолинейных и угловатых движений шведской гимнастики, в ее упражнениях преобладали плавные, закругленные движения, взятые из ритмической гимнастики.
Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спортивных упражнений.
В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.
Источник
Сокольская гимнастика когда возникла
Сокольская гимнастическая система стала первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание и распространение в России.
Сокольское движение появилось в Чехии как часть национально-освободительного движения против немецкой колонизации. В 1862 году в Праге доктор философии Мирослав Тырш основал спортивный клуб «Чешский сокол». Он создал собственную гимнастическую систему, в которой все упражнения подразделялись на четыре вида: упражнения без снарядов, со снарядами, групповые упражнения, боевые упражнения (фехтование, борьба, бокс). Она и стала сокольской гимнастикой. Тырш был приверженцем античной идеи гармоничного развития человека и потому связал регулярные занятия физическими упражнениями с воспитанием духовных качеств (постоянное совершенствование своего тела и своего духа на пользу своего народа). Сокол был выбран как символ свободы, мужества и независимости в борьбе чешского народа против насильственного онемечивания. К началу ХХ века сокольство (как и книга Тырша «Основы гимнастики») получило широкое распространение среди славянских народов и превратилось в международное движение, провозгласившее идею всеславянского объединения (издавались газеты, журналы, проводились съезды, массовые праздники и соревнования).
Беервальд К. Школьная и домашняя гимнастика с булавами. Практическое руководство для кадетских корпусов и среднеучебных заведений по изучению приемов сокольской гимнастики с булавами.
«Одна из задач физического воспитания развитие мускулатуры, лёгких и деятельности сердца. Родители и воспитатели должны поэтому обращать особенное внимание на подрастающую молодежь в области развития тела, чтобы дать обществу здоровых членов работников и не забывать, что только в здоровом теле может заключаться здоровый ум. Древние римляне и греки великолепно это понимали и чуть ли не с колыбели занимались физическим воспитанием своих детей», указывает автор брошюры в предисловии. Но поскольку в России «…над нами нет вечно голубого неба Эллады», то как молодым людям и девушкам, так и взрослым (судя по иллюстрациям, на которых изображены мужчины с усами) в качестве разумной альтернативы предлагается заняться упражнениями с булавами (в гимнастических кружках, учебных заведениях, в качестве хорошей домашней гимнастики), поскольку этим занятиям климат не препятствует и заниматься можно круглый год.
Булава один из старейших метательных снарядов древних была широко распространена в Европе. Занятия гимнастикой с булавой чрезвычайно полезны «широкие размашистые движения расширяют грудную клетку и оказывают влияние на деятельность сердца и легких». Брошюра содержит подробное описание упражнений, дополненное рисунками.
В конце автор сообщает, что в 1901 году в Праге на съезде чешских гимнастических обществ группою дам численностью более 900 человек были исполнены под музыку упражнения с булавами, а в Петербурге на осенней выставке русско-шведского спорта 1909 года можно было по вечерам наблюдать упражнения с булавами учащейся молодежи под ритмичный темп вальса.
Эта книга одна из многих издававшихся в то время, посвященных сокольской гимнастике и сокольству.
Теперь самое время объяснить странный, на первый взгляд, выбор книги месяца и рассказать о сокольском движении, о том, как оно пришло в Россию и его месте в отечественной истории.
В Россию сокольская гимнастика пришла в конце XIX в. вместе с преподавателями гимнастики чехами, которые вели занятия в учебных заведениях и организовывали кружки любителей физических упражнений. Эти кружки не носили названия сокольских (это было не то что запрещено, но не приветствовалось правительством, опасавшимся политических осложнений с Австро-Венгрией), но продвигали идеологию сокольского движения.
Есть мнение, что основателем сокольства в Росии стал генерал М.Д. Скобелев, который, познакомившись с сокольской системой во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), удачно применил ее на практике. Он отдал распоряжение о создании в Болгарии повстанческих отрядов, которые проходили подготовку по методу Тырша. И первое гимнастическое общество приверженцев сокольства было открыто в Санкт-Петербурге в 1878 году офицерами-участниками Балканского похода.
Cамой известной и многочисленной спортивно-патриотической организацией, возникшей под влиянием сокольского движения, стало Русское гимнастическое общество, основанное в Москве в мае 1883 года по инициативе многих известных людей того времени. И эти люди (представители дворянства, купечества, интеллигенции) не просто поддерживали, а многие были активными членами организации. Целью РГО было продвижение сокольской гимнастики, а чуть позже и других видов спорта (фехтование, борьба, бокс, фигурное катание, бег на коньках, лыжи, хоккей с мячом, велоспорт, лаун-теннис, футбол, легкая атлетика). Через издателя чешского журнала «Сокол» общество выписало в Москву настоящего чешского «сокола» Ф. Ольшаника в качестве преподавателя гимнастики. Членами общества могли стать молодые люди, достигшие 18 лет. С момента основания общества существовал детский класс, а с 1892 года женский.
В 1907 году после указа премьер-министра П.А. Столыпина сокольство было легализовано (после революционных событий 1905-1907 гг. правительство опасалось революции больше обострения дипломатических отношений, а политической целью сокольства стало единство русского народа), и РГО получило название Русское гимнастическое общество «Сокол». Сам Столыпин и его сын тоже стали членами общества. И уже скоро сокольские организации (вновь созданные и переименованные в сокольские гимнастические кружки и общества) действовали во многих городах Российской Империи, а в 1910 году они объединились в «Союз русского сокольства» (издавались газеты, журналы, проводились праздники, съезды). В 1912 году «Союз русского сокольства» был включен в Международный союз славянского сокольства.
В русские соколы записывались представители разных этнических групп (крупные организации были в Тифлисе и Ташкенте), хотя у руководителей движения были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданные.
Из всех видов спорта приоритет отдавался гимнастике ввиду ее доступности и универсальности. Циркуляром Военного министерства 1910 года сокольская гимнастика была утверждена как основа для физической подготовки в армии. Она преподавалась в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения (потеснив немецкую и шведскую); кружки сокольской гимнастики создавались в высших учебных заведениях.
Основными в сокольской гимнастике были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов (палки, шарфы, старинные виды оружия: мечи, щиты, булавы). Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Отдельное внимание (в отличие от ранее практиковавшейся немецкой и шведской системы гимнастики, где главным было количество повторов) уделялось красоте выполнения упражнений: ставились целые гимнастические композиции, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение.
После Октябрьской революции «Союз русского сокольства» распался. В 1918 году была предпринята попытка его возродить, но приверженность инициаторов идеям национализма и отказ от участия в деятельности Всевобуча помешали этому, и в 1923 году сокольство запретили окончательно. Кого-то арестовали, кто-то успел уехать за границу, где и продолжилась история русского сокольства как внепартийной национально-русской организации, целью которой стало «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны».
Но опыт РГО «Сокол» пригодился и на Родине. Благодаря ему в России получили развитие многие виды спорта, особенно спортивная гимнастика, а «сокольские» праздники при советской власти плавно трансформировались в спартакиады и спортивные парады.
Как память об РГО «Сокол» до наших дней остался в Москве стадион «Красная Пресня» бывший футбольный стадион команды РГО «Сокол». В марте 1922 года спортивное общество и футбольная команда РГО «Сокол» были переименованы в МКС («Московский Кружок Спорта»), чтобы избежать расформирования, как большинство футбольных клубов с «буржуазным прошлым», а через 13 лет, в 1935 году (пережив еще множество переименований), эта футбольная команда стала московской командой «Спартак» (кстати, цвета команды РГО «Сокол» тоже были красно-белые).
Теперь у клуба «Спартак» стадион совсем в другом месте, а на «Красной Пресне» летом по-прежнему играют в футбол. Сейчас, в декабре, на футбольном поле залит каток. Кто хочет, может посетить его и прикоснуться к истории.
Источник