Педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста
Наталья Розенберг
Педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста
Развитию мелкой моторики рук у детей необходимо уделять большое внимание. Осуществлять данную работу систематически. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четырех — пяти лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры в сопровождении стихов, развивают не только мелкую моторику, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала следует показать ребенку цветной рисунок и объяснить, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснении отпадает. Взрослый показывает картинку, называет упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Выполняя упражнение, сначала следует объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку или помогать свободной рукой действиям работающей. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Для этого используют пассивную и активную гимнастику, а также резиновые игрушки с пищалками.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики руки ребенка.
Пассивная гимнастикапредставляет собой массаж кистей рук взрослым: поглаживание, растирание, вибрация.
Массаж кистей рук взрослым не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений.Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, оно должно быть легким. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
Взрослый выполняет упражнения в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксирует руку ребенка, сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
К активной гимнастике относится самомассаж рук самого ребенка. Ребенок самостоятельно под контролем или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторяется самомассаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивается поглаживающими движениями.
Одним из видов самомассажа является методика Су Джок, которая пользуется большой популярностью в детских садах. Су Джок терапия – это метод лечения воздействием на кисть и стопу. В числе достоинств метода — простота применения, универсальность, эффективность и доступность.
Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление.
Для профилактики самооздоровления используют специальные инструменты,разработанные для Су Джок терапии: массажные палочки применяют для точечного массажа. Они могут быть сделаны из металла, дерева или других прочных материалов. Массаж точки делают вращательными движениями как по часовой, так и против часовой стрелки. Разминать точку следует до тех пора, пока не появится ощущение тепла; роликовые массажеры и массажеры типа «каштан». Эти приспособления не влекут за собой необходимости нахождения конкретной точки на теле. Лечебный эффект достигается интенсивной стимуляцией всей зоны соответствия или на кисть, или на стопе; массажер Су Джок кольцо. Это эластичные кольца различных размеров и цветов. С помощью колец массажируют кончики пальцев рук до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Выполняя массаж (самомассаж) и пальчиковую гимнастику,взрослый должен произносить текст максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Каждая пальчиковая гимнастика имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. Работу по развитию движений
пальцев и кистей рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Упражнения для пальчиков можно выполнять с 3-месячного возраста ребенка. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек, растирать пальчики спиралевидными движениями.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий. Рассмотрим их.
Перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав 2 или 3 упражнения, следует заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Не нужно ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Никогда не следует принуждать ребенка. Необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их или поменять игру.
Следует стимулировать подпевание детей, не замечать, если дети поначалу делают что-то неправильно, поощрять их успехи.
При проведении пальчиковых гимнастик взрослому необходимо постоянно наблюдать за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». При проведении различных видов массажей необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью. Педагог обеспечивает эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрирует только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Пальчиковые игры Важной частью работы по развитию мелкой моторики для детей логопатов являются «пальчиковые игры». Эти игры способствуют развитию речи дошкольников,.
Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.
Источник
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1
Надежда Субботина
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1
Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
Каждый комплекс состоит из четырёх видов упражнений:
• Упражнение для определённого пальца руки
Цель: Знакомство с названиями пальцев.
Цель: Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Цель: Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Цель: Формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слышать рифму, делать ударения, делить слова на слоги
При дальнейшем усложнении в комплексах используются игры с предметами, способствующие формированию ручных умений
Комплекс №1 «Дружные пальчики»
1. УПРАЖНЕНИЕ – ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ «Пять маленьких братцев»:
Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий ваш палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец.
По счёту он пятый – зовётся мизинец.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пальчики здороваются»:
Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Кто сильнее?»:
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулаки как можно сильнее. Затем расслабляют пальцы и разжимают их.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Комплекс №2 «Помощники»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают большой палец, сгибают и разгибают его.
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой!
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Стираем платочки»:
Мама и дочка стирали платочки
(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)
Мама и дочка полоскали платочки
Мама и дочка отжимали платочки
(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)
Мама и дочка сушили платочки
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Стол» (левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук):
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул» (к нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук):
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
«Человечки» (Обе руки – кулаки, большие пальцы вверх — человечки):
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мы посуду сами мыли»:
Наши руки были в мыле.
(имитируем мытьё рук)
Мы посуду сами мыли,
(имитируем мытьё посуды – правая рука – в кулак, левая – раскрыта. Кулаком правой руки «трём» ладошку левой руки)
Мы посуду мыли сами –
(кулаком левой руки «трём» ладошку правой руки)
Помогали нашей маме!
(раскрыть ладони от себя)
Комплекс №3 «Играем в прятки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают средний палец, сгибают и разгибают его.
Средний палец выгнул спинку –
Как он гнётся хорошо!
Средний палец самый длинный,
Только всё же небольшой.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Спрячь руки»:
Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу. Прячем там руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки, пошевелить пальцами.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Дом» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом):
Мы построим новый дом.
Дом с крылечком и окном.
«Замок» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, скрестить пальцы обеих рук между собой):
На двери весит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
«Улитка» (кулаки обеих рук положить на стол. Высовывать указательный палец и прятать его обратно в кулак):
Прячет в домик очень прытко
Свою голову улитка.
(повторить со средним пальцем).
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Прятки»:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
И головки убирали.
(сгибать и разгибать пальцы)
Комплекс №4 «В лесу»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА
Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак
Зайца, Вытянуть средний и указательный пальцы.
Книжку, Две раскрытые ладони сложить рядом.
Мышку и Ладони прикладывают к макушке.
Орех. Сжимают кулак.
Указательному пальцу всё известно лучше всех. Вытягивают вверх указательный палец.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАССАЖА РУК «Шёл медведь к себе домой»:
Кисть одной руки положить на стол ладонью вниз, развести пальцы. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижать каждый ноготь, сдвигать палец, катая его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажимать на один палец.
Раз морозною зимой
По дороге по прямой
Шёл медведь к себе домой.
Подкосились его ноги,
И упал он на дороге.
Теперь думает медведь:
«Плохо ел я свой обед
И лежу теперь без сил,
Потому что мало сил
Я на зиму накопил».
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
1. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы):
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Первые две строчки – покачать руками из стороны в сторону, на последние две – вниз-вверх, не сгибая пальцы.
И. п. : руки расположить перед собой (ладонями к себе, большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими:
Птички – невелички по небу летели.
Сели – посидели, дальше полетели.
4. «Гнездо», «Птенчики в гнезде»
Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук:
Вот птенцы, а вот – гнездо,
Всем птенцам в гнезде тепло.
4. ПОТЕШКА «Белка»:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Комплекс №5 «Игрушки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА:
Дети кладут правую (левую) руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец.
Руку мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочет быть не хуже всех.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Найди игрушку»:
Насыпать в глубокую миску крупу, спрятать туда игрушку и предложить детям найти её. Можно спрятать несколько игрушек. Доставать их, называть и вспомнить стишок.
В горшок насыпали фасоль
И спрятали игрушки.
Теперь мы ручкой достаём
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Зайчик» (пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны):
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет –
Веселит своих зайчат.
«Коза» (ладошка внутренней стороной – вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперёд и двигать в разные стороны; средний и безымянный прижать к ладошке и обхватить большим):
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
«Мышка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному):
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Лужок»:
На лужок пришли зайчата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок.
(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)
Приходи и ты дружок.
(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)
Дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Дорогие мои коллеги, представляю вам свое новое пособие! Цель: развивать сенсомоторные навыки и способности детей; Задачи: учить производить.
Дидактическое пособие «Ёжики» (развитие тактильных ощущений) Цель игры: развитие тактильных ощущений. Оборудование: полянка (толстый картон+материал); пары ежиков, изготовленные из материалов,.
Источник