Слабый мышечный тонус у ребенка гимнастика

Содержание
  1. Мышечная гипотония у самых маленьких
  2. Рекомендации
  3. Нарушение мышечного тонуса у детей первого года жизни
  4. Симптомы нарушения тонуса мышц
  5. Гипотонус. ребенок ослаблен методы.
  6. ЛФК и физические упражнения для детей. Советы врача-ортопеда родителям
  7. ЛФК в педиатрии
  8. Как действует ЛФК на организм ребенка?
  9. При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?
  10. Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?
  11. Противопоказания к ЛФК
  12. Физические упражнения для детей
  13. Зачем нужна утренняя зарядка
  14. Время проведения
  15. Как проводить гимнастику
  16. Одежда
  17. Условия
  18. Дополнительные элементы
  19. Темп и очередность
  20. Настроение
  21. Как сделать зарядку привлекательной
  22. Как составить план занятий
  23. Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша
  24. Разминка
  25. Основной комплекс
  26. Завершающий этап
  27. Примеры упражнений для рук и плеч
  28. Примеры упражнений для ног
  29. Упражнения для совершенствования ходьбы
  30. Упражнения в развитии чувства равновесия
  31. Упражнения в лазанье
  32. Упражнения в ползании
  33. Общеукрепляющие упражнения
  34. Упражнения с мячом
  35. Упражнения на растяжку
  36. Несколько важных советов родителям
  37. Советы врача

Мышечная гипотония у самых маленьких

Мышечная гипотония — это снижение мышечного тонуса. Зарубежные неврологи к гипотоничным малышам применяют термин «вялый ребёнок». Известно около 80-ти заболеваний, проявляющихся в раннем детском возрасте диффузной мышечной гипотонией. Выраженность снижения мышечного тонуса может быть разной степени. Достигает в ряде случаев степени полной атонии (отсутствия тонуса). Для гипотонии характерны следующие проявления:

  • снижение или полное отсутствие активных движений, ослабление рефлексов новорожденных (хватательного, ползания, рефлекса опоры на ножки и шагового), вплоть до полного их отсутствия.
  • общая мышечная слабость сопровождается у ребенка затруднением сосания и дыхательной недостаточностью.
  • отсутствуют характерные позы новорожденных. Приподнятые конечности падают, как плети, животик имеет вид «лягушачьего». Вследствие мышечной гипотонии отмечается резкое переразгибание суставов, их разболтанность.

  • отсутствует комплекс оживления, имеется эмоциональная бедность, быстрая истощаемость.
  • начинает проявляться задержка моторного развития:
  • малыши позже начинают держать голову, выпрямлять ручки лежа на животе, им долго сложно встать на четвереньки и держать ровно спинку в вертикальном положении, они позже начинают ходить.
Читайте также:  Не пасись с индюками если хочешь летать орлами медитация

Рекомендации

Мышечная гипотония является не редким случаем патологии в периоде новорожденности и указывает на серьезные нарушения у ребенка. Определение причин этих нарушений является для врача особенно трудной задачей. Трудная задача и занятия гимнастикой с такими малышами. Лечебная гимнастика и массаж им особенно необходимы. Это единственный способ помочь малышу развиваться психомоторно, осваивать движения необходимые по возрастным требованиям. Комплекс гимнастики для коррекции мышечной гипотонии у детей, который я приведу в следующей рубрике, с успехом применялся мной в тех случаях, где причиной гипотонии было перинатальное поражение нервной системы и / или наследственная патология соединительной ткани. Эти упражнения с ребенком могут делать родители в домашних условиях. Необходимым условием должна быть систематичность занятий.

Источник

Нарушение мышечного тонуса у детей первого года жизни

За мышечный тонус отвечает головной и спинной мозг. В младенчестве от правильности тонуса напрямую зависят возможности развития у ребенка двигательных навыков, правильность работы внутренних органов и формирования скелета.

Нарушение тонуса может являться симптомом серьёзных неврологических заболеваний. Именно поэтому при его выявлении важно как можно скорее начать лечение.

Симптомы нарушения тонуса мышц

Различают следующие виды нарушений: гипертонус , гипотонус и дистонус .

Гипертонус – слишком сильное, чрезмерное напряжение мышц. Его признаки:

  • ручки и ножки малыша плотно прижаты к телу, кулачки сжаты;
  • частый плач;
  • вздрагивание и плач при резком шуме или свете;
  • нарушения сна (малышу трудно заснуть, периоды сна очень короткие);
  • во время сна головка малыша запрокинута, а спина выгнута;
  • с первых недель жизни ребёнок может держать голову;
  • обильные срыгивания после каждого кормления;
  • дрожание подбородка;
  • сильное напряжение мышц и выгибание тела во время плача;
  • ходьба на носочках;
  • перекрещенное положение ножек.
Читайте также:  Можно ли заниматься йогой православными

Гипотонус – слабость и вялость мышц. Основные симптомы:

  • низкая активность и длительные периоды сна;
  • вялое сосание груди или отказ от еды;
  • во время сна руки и ноги малыша выпрямлены, ладошки раскрыты;
  • малышу сложно осваивать двигательные навыки (держать голову, переворачиваться на живот, хватать предметы, сидеть, ходить).

Дистонус – сочетание повышенного, сниженного и нормального тонуса в разных частях тела. Неравномерное распределение тонуса имеет следующие признаки:

  • повышенное напряжение одних мышц при расслабленности других;
  • разворот кистей рук или стоп наружу или вовнутрь;
  • ходьба на носочках или на всей плоскости стопы («косолапость»);
  • сложности в освоении двигательных навыков.

Источник

Гипотонус. ребенок ослаблен методы.

Здравствуйте, моей дочке 10 месяцев, у нее с рождения был гипотонус всего тела, кривошея. Мы проделали три курса массажа, за первый курс на выправили шею, она стала держать головку, это все было когда ребенку было 3 месяца. Сейчас ребенок прошел электрофорез на ручки один и два амплепульса на спинку. Девочка не может самостоятельно сесть, встать. Стоит у опоры если поставить и сама сидит если ее посадить. Меня беспокоит что она не встает и не садится и не хочет передвигаться возле опоры. Подскажите что мне делать?

Большое спасибо за ответ.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

В настоящее время все методы лечения направлены на стимулирование мышц и рефлекторных точек. Основным методом лечения является МАССАЖ. Конечно первые сеансы массажа нужно проходить у специалиста но со временем можно делать и самостоятельно. Повторюсь, массаж является основным методом, и делать его нужно строго соблюдая рекомендации вашего врача. Так-же есть дополнительные методы, направленные на усиление действия массажа, — это плавание, лечебная гимнастика(ЛФК), развитие мелкой моторики, физиотерапии. Большое значение в лечении гипотонуса имеет правильное питание. Оно должно быть сбалансированно, содержать в себе все необходимые вещества и элементы (т.к. например переизбыток поступления витаминаD ведет к усилению гипотонуса). В любом случае начать нужно с посещения детского невролога, для определения объема поражения и тактики лечения.

Здравствуйте! Помимо массажа, который обязательно нужен причём практически ежедневно вашему ребёнку обязательно необходимо физиолечение. На эти процедуры направляет невролог и делается это бесплатно в гос больницах. Сейчас у ребёнка такое время, что вам нужно все свое время отдавать развитию, чтобы в ближайшем будущем радоваться его успехам в движении. Каждый день важен!

Успехов, дорогая Ольга!

Т.е. явная положительная динамика. В большинстве случаев данного заболевания, при правильном и комплексном лечении удается достичь полное восстановление мышечного тонуса. Продолжайте заниматься, следуйте назначению врача, так-же необходимо наблюдаться у невролога. НО лечение должно быть комплексным. Ребенку необходима ваша помощь и забота, и тогда вы справитесь.

Ту малыша очень хороший прогноз. Продолжайте упорно исполнять рекомендации невролога — делайте массаж, электрофорез. Витамины также давайте. Результат не заставит себя ждать. Если ребёнок уже осознал что можно топать и у него этот получается, значит не все так плохо, может он у вас не садиться просто потому что не осознал, а не из-за гипотонуса и других проблем. У всех разное развитие, ,вы немного отстаёт, но в целом динамика есть и это здорово! Дорогая, Ольга! У вас все пооучается- это очень тяжело быть мамой ребёнка и ещё тяжелее если есть некоторые проблемы, единственное, что вы должны видеть — это цель: полное отсутствие отставание ребёнка в физическом плане у вашагом ребёнка. Это возможно, это подвиг, но такие дети есть и они живут полноценной жизнью как и все, просто их мама не опустила руки и ежедневно выполняла все процедуры возможные и невозможные. Все осуществимо!

Пожалуйста держитесь и занимайтесь ребёнком какушерка бы тяжело ни было! Здоровья вам и вашему ребёнку!

Источник

ЛФК и физические упражнения для детей. Советы врача-ортопеда родителям

Комментарий детского ортопеда Юрия Шкурко, поликлиника травматологии и ортопедии НАМН Украины: «Комплекс лечебной физкультуры для профилактики может выполняться с родителями или самостоятельно детьми старшего возраста. При наличии ортопедической патологии ЛФК выполняют под контролем врача-методиста согласно назначению ортопеда или педиатра, установившего точный диагноз во избежание ошибок при выполнении, которые могут привести к ухудшению состояния ребёнка. Для этих целей существуют кабинеты ЛФК в поликлиниках и прочих профильных учреждениях».

Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.

Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.

Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.

ЛФК в педиатрии

Лечебная физкультура – это специально подобранные и организованные движения, направленные на профилактику и лечение различных патологий. Основные принципы ЛФК:

  • систематичность;
  • движение от простого к сложному;
  • соответствие нагрузки уровню развития и состоянию здоровья ребенка;
  • сочетание общего и специального воздействия.

ЛФК применяется для лечения ряда заболеваний и в качестве профилактики.

Как действует ЛФК на организм ребенка?

Лечебная зарядка оказывает положительное влияние на организм ребенка, позволяя:

  • сформировать правильную осанку;
  • избежать развития плоскостопия;
  • нормализовать функции иммунной и эндокринной систем;
  • повысить стрессоустойчивость.

ЛФК пойдет на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями

При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?

Лечебная физкультура является вспомогательным средством терапии многих патологий, в том числе заболеваний:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов дыхания;
  • желудочно-кишечного тракта.

ЛФК необходимо использовать в период восстановления после травм и операций, при неврологических нарушениях и для стабилизации психоэмоционального состояния.

Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?

Комплекс ЛФК делится на две части. В первую входят общеукрепляющие упражнения, направленные на укрепление всего организма. Вторая состоит из специально разработанных движений, направленных на исправление конкретных патологий.

При подборе упражнений учитывают:

  • возраст;
  • уровень физического и психоэмоционального развития;
  • развитость мелкой моторики.

Подбирать комплекс должен специалист, способный адекватно оценить состояние маленького пациента.

Противопоказания к ЛФК

Несмотря на очевидную пользу лечебной гимнастики, есть ряд противопоказаний к проведению тренировок. Это:

  • любые патологии в острой форме, занятия проводят в период ремиссии;
  • наличие злокачественных новообразований;
  • серьезные нарушения свертываемости крови;
  • порок сердца;
  • заболевания с высокой температурой.

Плохое самочувствие малыша – повод отложить тренировку. Снова приступить к занятиям ЛФК можно будет после выздоровления.

И если ЛФК – это индивидуальный подход для решения той или иной проблемы у ребенка, то обычные физические упражнения в виде регулярной зарядки будут полезны и показаны абсолютно всем детям.

Физические упражнения для детей

Физические тренировки подбирают с учетом показателей физического и психоэмоционального развития каждого малыша. В основе детской зарядки:

  • ходьба;
  • подвижные игры;
  • лазанье;
  • преодоление препятствий.

Начинать нужно с самых простых движений, постепенно усложняя их. Дошкольники любят подражать, поэтому родителям стоит самим показывать упражнения.

Зачем нужна утренняя зарядка

Пользу утренней зарядки для детей сложно переоценить. Основные цели занятий:

  • развитие мышечной системы, связок, суставов;
  • стимуляция кровообращения, что обеспечивает все внутренние органы питательными веществами и кислородом;
  • улучшение координации движений;
  • нормализация работы нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • улучшение аппетита;
  • формирование полезной привычки начинать день с зарядки.

Поскольку зарядка для малышей проводится в игровой форме, то занятия улучшают настроение, приносят радость.

Время проведения

Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.

Важно не проводить занятия сразу же после еды. После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:

  • 1-2 года – 4-5 минут;
  • 3-4 года – 5-8 минут;
  • 5-6 лет – 8-10 минут.

Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.

Как проводить гимнастику

Упражнения для дошкольников нужно проводить только в форме игры с активным участием родителей. Занятия должны увлекать, а не быть скучной обязанностью.

Ключевая деятельность для этого возраста – предметная, поэтому нужно использовать для занятий игрушки.

Одежда

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения, выполненной из натуральных тканей. Для занятий дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если тренировка проводится на улице, следует одеться по погоде.

Исключают присутствие на одежде крупной фурнитуры и других элементов, которые могут сдавливать тело при активном движении и выполнении движений в положении лежа.

Условия

Если есть возможность, то летом физические упражнения или детская утренняя зарядка проводится на улице или открытой веранде. При проведении занятий в квартире летом нужно открыть окно, а зимой предварительно проветрить комнату. Оптимальная температура – 18-20 градусов.

Следует убедиться, что в помещении достаточно места, и ребенок не может случайно натолкнуться на какой-либо предмет при выполнении движений.

Для стимуляции интереса занятия для детей проводится под музыку. Следует подобрать ритмичные мелодии и веселые песенки.

Дополнительные элементы

Детская зарядка для малышей проводится в форме игры. В зависимости от плана тренировки выбирается дополнительный инвентарь. Может потребоваться:

  • мячик;
  • флажки или погремушки с ручкой для удобного захвата;
  • легкий обруч.

Для выполнения упражнений вместе с родителем используют фитбол, шведскую стенку.

Темп и очередность

Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.

Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.

Настроение

Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.

Как сделать зарядку привлекательной

Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.

Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.

Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.

Как составить план занятий

Родители, которые всерьез заботятся о физическом развитии своих детей, проводят занятия по определенному плану. Этот план поможет включать в комплекс зарядки для детей упражнения, направленные на отдельные группы мышц. Особенно важно планировать тренировки, если ребенок имеет некоторые особенности развития и им нужно делать упор на определенные виды нагрузок. Например, при сколиозе необходимо больше внимания уделять укреплению мышц спины.

План занятий лучше составлять на длительный срок, постепенно увеличивая нагрузки. Планирование должно быть гибким, чтобы можно было вносить изменения в зависимости от успехов ребенка.

Помимо планирования на длительный срок, необходимо составлять план занятий на день или неделю, чтобы успеть подготовить требуемый инвентарь и музыку.

Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша

Составляя комплекс упражнений для ежедневных упражнений или утренней зарядки для ребенка, необходимо включить в него три этапа:

  • разминку;
  • основной комплекс упражнений;
  • завершающий этап.

Эта схема едина для детей любого возраста, отступать от неё нельзя.

Разминка

Цель этого этапа занятия – разогрев суставов и мышц. Исключение разминки может стать причиной получения микротравм при выполнении основного комплекса.

В разминку включают такие движения:

  • ходьба по комнате или на месте;
  • махи руками;
  • наклоны.

В процессе разминки можно читать бодрые стихи, рассказать начало игровой истории, по которой составлен комплекс утренней гимнастики для детей.

Основной комплекс

После завершения разминки приступают к выполнению основного комплекса. В него включают физические упражнения для детей, направленные на развитие мышц всего тела. Чтобы дошкольник не терял интерес, все движения должны быть связаны общей игровой историей.

Взрослый выполняет движения вместе с малышом и следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно.

Завершающий этап

Завершают тренировку ходьбой по комнате и выполнением растяжки и дыхательных упражнений. После физических упражнений полезно будет сделать массаж. Детей старше 2 лет можно постепенно обучать приемам самомассажа.

Примеры упражнений для рук и плеч

Примеры движений для развития мышц рук и плечевого пояса, которые можно включить в утреннюю зарядку для малышей:

  • «Растем большими». ИП (исходное положение) – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки, тянуться вверх, вернуться в ИП.
  • «Ладошки». ИП то же. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх (показать ладошки), затем завести руки за спину (спрятать ладошки).
  • «Море волнуется». ИП то же. Немного наклониться вперед, опустив руки. Делать движения руками из стороны в сторону. Вернуться в ИП.

Примеры упражнений для ног

Упражнения для утренней зарядки для детей для укрепления мышц ног:

  • «Маленький-большой». ИП стоя, опустив руки. Присесть (стал маленьким), встать, поднимая руки вверх (стал большим).
  • «Качаем ножкой». ИП стоя, держась за спинку стула правой рукой. Делать махи левой ногой вперед-назад. Затем повернуться и выполнить другой ногой.
  • «Догонялки». Дети бегают по кругу, а взрослый делает вид, что хочет их поймать.

Упражнения для совершенствования ходьбы

В комплекс утренней гимнастики для детей включают движения для совершенствования ходьбы. Примеры:

  • «По узкой дорожке». Дорожку обозначают веревками, мелом или любым другим способом. Первоначально ширина должна быть 30 см, затем можно уменьшить её до 20 см, а потом и до 10 см.
  • «В горку, под горку». Нужно установить доску или гимнастическую скамейку так, чтобы один конец был выше другого на 20-25 см. Дети ходят по доске вверх и вниз с поддержкой.
  • «Влево-вправо». Выполняются мелкие приставные шаги боком по обозначенной дорожке или по доске.

Упражнения в развитии чувства равновесия

Эти игры для зарядки по утрам для детей помогают развить чувство равновесия:

  • «На одной ножке». Ребенок поднимает одну ногу, сгибая её в колене, стараясь удержать равновесие.
  • Ходьба с переступанием через предметы.
  • Ходьба вдоль шнура, проложенного в форме круга или зигзага.

Упражнения в лазанье

Физзарядка для малышей может включать обучение лазанью, если дома есть спортивный уголок со шведской стенкой. При отсутствии этого инвентаря, тренировки проводят во время прогулок на детских площадках. Родители учат ребенка лазать по лесенкам. В первое время малыша необходимо страховать.

Упражнения в ползании

В детскую утреннюю гимнастику включают обучение ползанию. Малыша нужно научить ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони. Позднее переходят к обучению ползанию на животе по скамейке – горизонтальной и наклонной. Следующий этап – ползание под натянутой веревкой, перебирание через скамейку.

Общеукрепляющие упражнения

Обязательно используют в зарядке для детей упражнения общеукрепляющего действия. Примеры:

  • «Бабочка». ИП стоя, руки опущены. Делать махи руками, имитируя движение крыльев бабочки.
  • «Самолет». ИП стоя, руки в стороны. Выполнять наклоны влево-вправо.
  • «Собираем грибы». Взрослый разбрасывает по комнате «грибы» (любые предметы), малыш собирает их, делая наклоны вперед с прямыми ногами.

Упражнения с мячом

Игры с мячом часто включают в комплекс утренней зарядки для детей. Примеры:

  • ИП сидя на полу, вытянув ноги вперед. Небольшой мячик положить на ноги, близко к животу. Прокатывать мяч по ногам, не сгибая коленей, до ступней и назад.
  • ИП лежа на полу. Зажать мяч между ступнями и попытаться поднять ноги.
  • ИП лежа на животе. Спереди положить мяч. Ребенок приподнимает руки и голову, стараясь положить руки на мяч.

Упражнения на растяжку

В завершающую часть утренней гимнастики для малышей добавляют упражнения на повышение эластичности мышц и сухожилий. Примеры:

  • «Кошечка». ИП встать на четвереньки, голову опустить вниз. На вдохе голову поднять, спину максимально выгнуть. На выдохе возврат в ИП.
  • «Лодочка». ИП стоя. Выставить одну ногу вперед, поочередно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Переменить ноги.
  • «Тянемся к носочкам». Сесть на пол, широко расставив ноги. Наклоняться поочередно то к одной, то к другой ноге, стараясь достать до носочка ноги.

Несколько важных советов родителям

Полезные советы для родителей:

  • никогда не пропускайте этапы разминки и завершающий этап;
  • не занимайтесь, если малыш расстроен или плохо себя чувствует;
  • старайтесь разнообразить упражнения, проводите интересные зарядки для детей с играми.

Советы врача

Проведение гимнастики с раннего возраста – необходимое условие развития детского организма. Правильно подобранные упражнения помогают устранить функциональные нарушения и повысить устойчивость к инфекциям. Самое главное условие – регулярность занятий.

Источник

Оцените статью