Потешки и скороговорки для отработки согласных звуков.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данный материал полезен для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит картотеку потешек и скороговорок для отработки согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki_i_skorogovorki.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Потешки и скороговорки на отработку согласных звуков.
- У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- Сене все бы спать на сене.
- На острую косу много покосу.
- Был бы покос, да настал мороз.
- Мы гуляли в лесу и видели лису.
- Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
- На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.
- Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках. Санки – скок, Сеню с ног, Соню – в бок, Симу с Саней – бух в сугроб.
- Са-са-са, на столе сидит оса.
Сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Со-со-со, надо справиться с осой.
Су-су-су, прогоните все осу!
- У зайки Бубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
- Зойкиного зайку зовут Зазнайкой.
- Все идут с базара, а Назар – на базар.
- Сходил спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
- Зеленая береза зеленеет в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.
- Козу козленок обозлил, козе козленок надерзил.
Но ты не злись, коза, не злись!
А ты, козленок, извинись.
Зо-зо-зо, дай откусить разок.
Зы-зы-зы, злые глаза у козы.
Зу-зу-зу, прогоните вы козу.
- Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.
- Цапленок цепко цыпляется за цепь.
- Бегают две курицы по зеленой улицы.
- Курица снесла яйцо под крыльцо.
- Из соседнего колодца целый день водица льется.
- Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц:
— Подойди цыпленок, цып, повторяй-ка: «Цып-цып-цып».
7. Соне в оконце ярко светит солнце.
8. Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде ее птенцы.
В цех явились на работу молодые кузнецы.
9. Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.
Ца-ца-ца, дам я им пшенца.
Цу-цу-цу, налью я им водицу.
Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.
- Наша Наташа – малышка, на ней шубка – коротышка.
- Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
- Я по камешкам пошел, шубу шелкову нашел.
- Шапкой Миша шишки сшиб.
- Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.
- Яша в фуражке едет на черепашке.
- Леша и Клаша едят манную кашу.
- У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?
Положила кашу в плошку и поставила все кошке.
Шу-шу-шу, Маше я письмо пишу.
Шо-шо-шо, напишу я хорошо.
Ши-ши-ши, ты мне тоже напиши.
- Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
- Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
- Дедушка Ежок, не ходи на бережок:
Там растаял снежок, заливает лужок;
Ты промочишь ножки, красные сапожки.
- С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу.
- Под цветком ежиха- мать принялась ежат купать.
Не поймет ежиха-мать , как им спинки отмывать.
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому.
- Еж морской на дне морском пел о ежике лесном:
— Ах ты, еж, братец еж, как без моря ты живешь?
8. Жук жужжит над абажуром;
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
9. Жа-жа-жа-жа, жили были два ежа.
Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу.
Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок.
Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.
- Тащу, не дотащу, боюсь, что отпущу.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кощея.
- Маша, ты нас больше не ищи.
Щиплем мы щавель на щи.
- Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Меж березовых стволов перещелк гуляет…
Кто кого из двух щеглов перещеголяет?
- Щеголь щетку уважает, щеголь щеткой пыль счищает.
- Ща-ща-ща, мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ.
- Шубка у овечки теплее любой печки.
- У Пети – тачка, а у Паши – печенье пачка.
- Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
- Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки на моей ладошке.
- На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
- Рыжая овечка, дай шерсти колечко,
Дай, овечка, молочка, кашу сварит печка.
- Тает снег, течет ручей, на ветвях полно грачей.
- Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке, уточка – на дудочке,
Курочка – на чурочке, зайчик – на тачке, мальчик – на собачке.
- Чи-чи-чи, на печи кирпичи горячи.
Чо-чо-чо-чо, осторожно – горячо!
Чу-чу-чу-чу, я на поезде качу.
Ча-ча-ча-ча, захотела калача.
Ач-ач-ач, прилетел грач.
Уч-уч-уч, на небе много туч.
- Сел и все съел.
- Около кола колокола.
- У елки иголки колки.
- Лежал, лежал да побежал.
- Клала Клава уголь в левый угол.
- Дятел сидел на елке и долбил щелки.
- Галка села на палку, палка стукнула галку.
- В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
- Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла,
Ло-ло-ло, греет солнышко тепло.
Лу-лу-лу, рада Милочка теплу.
Лы-лы-лы, песни Милочке милы.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
- Тара-тара-тара-ра! У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-е янтари.
- Тара-тара-тара-ра! Как из каждого двора выезжают трактора.
- Жили-были раки, раки-забияки,
Жили раки дружно, не хотели драки.
- Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на краю двора.
- Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
- У Аграфены и Арины растут астры, георгины.
- Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.
Ры-ры-ры, мы не заметили жары.
Звуки В – Ф, Вь – Фь
- У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.
- Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.
- Водовоз вез воду из водопровода.
- В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
- Федя полез за конфетой в буфет.
Факт, что в буфете не будет конфет.
- Ходит свинка по бору, траву-мураву рвет
И все в корзиночку кладет.
- Воробей-воришко залез в амбаришко
Клевать просо тупым носом.
- Ветер, ветер, веет ветер, воет ветер,
Снег вовсю он ворошит, на опушке ворожит.
- Ворон вороненку принес виноград.
— Ешь, вороненок, виноград. Или ты ему не рад?
Звуки Б – П, Бь – Пь
- За гиппопотамом по пятам быстро топает гиппопотам.
- Петушок прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».
- Боря Поле дал ириску,
Поля Боре – барбариску.
- Белые бараны били в барабаны.
Без разбора били, лбы себе разбили.
- Купила бабуся бусы Марусе,
Попались бабусе под ноги гуси.
Не будет подарка у внучки Маруси –
Все бусы склевали по бусинке гуси.
- Бились буйно около забора два быка,
Прободали в шумном споре все бока.
- Распустились на дереве почки – пора готовить бочки.
- Наш баран чуть не попал к Боре в капкан.
- Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.
Звуки Д – Т, Дь – Ть
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.
- Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, пастушонку отдала.
- Топали да топали, до тополя дотопали,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Поутру по двору курочка ходит, цыплят водит.
- Я пойду куплю дуду, я по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди, мы играем, выходи!
- Дарья дарит Дине дыни, дыни красивые, как на картине.
- С виду бабушка Улита и сурова, и сердита.
Но вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.
- Мы с Димитрием друзья: куда он, туда и я.
И еще у нас закон: куда я, туда и он.
- Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.
- Гусь Гога и гусыня Гага никуда друг без друга ни шага.
- Голубка клюет крупку, подберет она и скорлупку.
- Коля бежал по кругу с кругом, на кругу увидел друга.
- На иве с галчатами галка,
А на берегу под волнами – галька.
- Голубоглазый Егорка вскарабкался на горку.
- Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
«Га-га-га, я голосист!»
Сама я сочинила песенку!
И песенку простую – Ку-ку!
Придумала лихо в лесу на суку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
данный материал будет полезен на заключительном этапе автоматизации поставленных звуков.
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие».
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо.
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твер.
Продолжать учить различать согласные звуки. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Картотека. Потешки-прибаутки, скороговорки на различные звуки. Пошел мужик по воду,Нашел мешок солоду.Заварил кулажкуИ позвал Дуняшку.— Дуняшка, Дуняшка,Сладка ли кулажка?— Слад.
Источник
Скороговорки для тренировки согласных звуков
В данном обсуждении будут выкладываться скороговорки и упражнения для дикции
5 Мощнейших упражнений для развития дикции
Используя труднопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию.
1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:
А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
Б) Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:
А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
(читаем скороговорки вслух, с выражением)
1) Толи Толя — кореш Коли,
толи кореш Толи — Коля.
Коли Коля — кореш Толи,
то и Толя — кореш Коли.
2) Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
3) Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы
4) Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
5) Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Не вместит двор дров —
Дрова выдворить пора.
6) Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
7) Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
8) Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать
9) Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
И напоследок 10) Скороговор скороговорил, выскороговаривал,
Что все скороговорки перевыскороговорит,
Но, заскороговорившись, выскороговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Источник