- Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности
- Зарождение и развитие
- Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.
- Правила
- Художественная гимнастика, история российской школы гимнастики
- История художественной гимнастики
- Истоки (кон. XIX нач. XX века)
- Эстетическая гимнастика
- Танцевальная гимнастика
- Ритмическая гимнастика
- Свободный танец
- Рожденная в СССР
- Первые шаги
- Послевоенные годы
- Художественная гимнастика на Олимпийских играх
- Первые олимпийские чемпионы
- Триумф российских гимнасток
- Олимпийская программа по художественной гимнастике (регламент)
- Личное многоборье
- Командная художественная гимнастика
- Резюмируем
Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности
Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.
Зарождение и развитие
Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.
Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.
Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.
Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.
Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.
В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.
Правила
Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.
Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.
Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.
Спортивный инвентарь
Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.
Скакалка
Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.
К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:
- Потеря скакалки влечет снятие с гимнастки от 0,1 до 0,5 баллов.
- Скакалка при движении ею должна прорисовать четкие петли и не касаться тела спортсменки.
Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:
- Ее цвет на соревнованиях должен соответствовать расцветке гимнастического костюма.
- Длина подбирается по росту гимнастки.
- Материалом изготовления выступают пенька или синтетическое волокно.
- Ручки на скакалке присутствовать не должны, вместо них на концах завязываются узлы.
Обруч
Существует две разновидности этого снаряда:
Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.
Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:
- До 135 см — диаметр обруча 70 см.
- От 135 до 150 см — 80 см.
- От 160 до 170 см – 85 см.
- Выше 170 см – 90 см.
Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.
Мяч
Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.
Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.
Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.
Булава
Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:
- 36 см – для гимнасток 5-7 лет.
- 40-41 см – рассчитаны на возраст 8-11 лет.
- 44-45 см – для девочек 11-15 лет.
- 50-60 см — для девушек старше 15 лет.
Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.
Лента
Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.
Художественная гимнастика на соревнованиях
Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:
- Сложность (D) оценивается следующим образом: 2 судьи оценивают технику исполнения, еще 2 судьи — качество работы с предметом, а затем высчитывается средний балл.
- Артистизм и хореография (А) оцениваются четырьмя судьями.
- Исполнение (Е) оценивают 4 судьи и снимают баллы за допущенные недочеты.
Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E
За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.
Мифы о художественной гимнастике
- «Художественная гимнастика — это просто». Наблюдая со стороны за изяществом спортсменок, создается впечатление, что поймать летящую булаву или начертить узор лентой очень просто. Но на самом деле, за всем этим стоит тяжелый труд, пот и слезы. Гимнастки тренируются шесть дней в неделю. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от возраста. Помимо отработки гимнастической техники спортсменки получают уроки хореографии, общей и специальной физподготовки и, конечно, растяжки. Растяжка — сложный и болезненный процесс. Необходимо очень долго и напряженно работать, чтобы тело обрело необходимую гибкость.
- «Любая девочка может стать гимнасткой». К сожалению, это не так. Художественная гимнастика подразумевает сочетание несочетаемого: легкости и силы. К этому следует добавить природную гибкость и хорошие внешние данные. В итоге получается эталон, который не так уж просто отыскать. Начиная заниматься гимнастикой, девочки не могут предположить, как сложится их карьера на этом поприще. Ведь они будут взрослеть и меняться каждая по-своему.
- «Гимнастки ничего не едят». Глупости — в этом случае у них не было бы сил на такие интенсивные тренировки. Вопрос в том, что они едят. Безусловно, это не бургеры и не пицца. Занятия гимнастикой подразумевают полный пересмотр своего рациона, отказ от сладкого, жирного, мучного и некоторых других категорий продуктов.
- «У гимнасток нет детства». Это неправда, просто оно немного отличается от детства их сверстников. Но это не только тяжелые тренировки, а еще и большие радости: первые достижения, победы на состязаниях, новый круг общения и, разумеется, интересные поездки по всему миру.
- «Гимнастки всегда в костюме и при макияже». На самом деле, форма для соревнований и тренировок регламентирована. Занимаются спортсменки в черном — это позволяет тренеру лучше следить за техникой. А макияж при высоких нагрузках и вовсе ни к чему. Красоту и блеск девушки демонстрируют только на соревнованиях.
Источник
Художественная гимнастика, история российской школы гимнастики
Художественная гимнастика – вид спорта с музыкальным сопровождением, объединивший гимнастические и танцевальные упражнения. На Олимпийских играх разыгрывают два комплекта наград – в личном и групповом многоборье.
Бесспорными лидерами в этом виде спорта являются российские «художницы». За всю историю художественной гимнастики, Россию только дважды оставляли без золотых медалей, в 1996 и 2021 г.
История художественной гимнастики
Много столетий танец и гимнастика существовали независимо друг от друга. На рубеже веков они встретились, чтобы положить начало развитию одного из самых изысканных видов спорта. История художественной гимнастики началась, как стремление объединить искусство танца и физические упражнения.
Истоки (кон. XIX нач. XX века)
В конце XIX века произошло знаменательное событие. В 1896 г, в Афинах прошли первые Олимпийские игры современности. На Играх большим успехом пользовались соревнования по спортивной гимнастике. Мужчины состязались в физических упражнениях, демонстрируя мышечную силу.
Возрождение Олимпийских игр подхлестнуло интерес к античному наследию. Древние греки, как известно, ценили не только физическое совершенство. Искусство танца восхищало ахейцев наравне с подвигами Геракла. А соревнование музыкантов (трубачей) входило в программу античных Олимпиад.
Понадобилось время, чтобы музыка, танцы и гимнастика слились воедино. Предпосылки для создания художественной гимнастики лежали в четырех направлениях:
эстетическая гимнастика,
танцевальная гимнастика,
ритмическая гимнастика,
свободный танец.
В начале XX века все четыре направления получили широкое распространение на территории России и повлияли на развитие балета. В свое время, школа русского балета создала основу для формирования нового спортивного искусства.
Эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика – вид гимнастики, основанный на естественных, движениях тела. Выступление гимнаста содержит прыжки, подскоки, спиральные повороты, танцевальные шаги, волнообразные движения конечностей. Основоположником эстетической гимнастики (другое название «выразительная гимнастика») считают французского теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта (годы жизни: 1811-1871).
Изучая древнегреческое искусство и наблюдая за движениями детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, Дельсарт установил, что каждому эмоциональному состоянию человека соответствует определенная мимика и положение тела (рук, ног, головы).
Дельсарт и его последователи составили таблицы, в которых классифицировали жесты и эмоции. Так, например, только для рук предполагалось 243 разновидности движений. Несколько движений, выполненные в определенной последовательности, передают переживания, настроения и мысли человека.
Танцевальная гимнастика
Первые шаги для формирования художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, сделал французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1917). Родоначальник «танцевальной гимнастики» обосновал необходимость использования танцевальных движений для развития гибкости гимнаста.
Демени разработал собственную, новую для своего времени, систему физической подготовки. За основу взял динамические упражнения – упражнения на растягивание и расслабление мышц, танцевальные шаги, шпагаты, а также упражнения с предметами: булавами, палками, венками.
Ритмическая гимнастика
Значительный вклад в развитие музыкально-ритмических элементов гимнастики внес швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Основатель «ритмической гимнастики», для развития координационных способностей гимнаста, предложил соединить музыку, танцевальные движения и гимнастические упражнения.
Своих учеников Жак-Далькроз учил, в первую очередь, слушать «ритм музыки». «Не танцевать под музыку, а в танцах воплощать музыку», – неоднократно повторял швейцарский педагог.
Свободный танец
История зарождения художественной гимнастики неразрывна связана с именем американской танцовщицы Айседоры Дункан (жена поэта Сергея Есенина).
Танцовщица-новатор, опираясь на античные традиции, разработала свою систему танца, так называемый «свободный танец». Дункан вернула танцу его изначальную естественность. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Использовала простые движения ходьбы и бега. Танцы Айседоры напоминали рисунки древнегреческих фресок.
Свободные танцы Айседоры Дункан, ее импровизации, легкая пластика, естественные, раскрепощенные движения оказали большое влияние на развитие российской школы художественной гимнастики.
Рожденная в СССР
Родиной художественной гимнастики, как вида спорта, по праву называют СССР. Официальной датой рождения считают 1934 г. В этом году, в Ленинграде, при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта «Высшая школа художественного движения». Предмет специальной подготовки носил название – «художественная гимнастика».
Первые шаги
Преподавательский состав «Высшей школы художественного движения» состоял из преподавателей различных школ эстетической, ритмической и танцевальной гимнастики, а также ведущих мастеров Мариинского театра.
Например, классический танец преподавал Р.В. Захаров (балетмейстер Мариинского театра, будущий народный артист СССР). Характерный танец вел С.Г. Корень (балетмейстер-репетитор Большого театра СССР).
В 1936 году «Высшую школу художественного движения» преобразовали в кафедру гимнастики. Кафедра Института имени П.Ф. Лесгафта стала центром методической и исследовательской работы по художественной гимнастике. Ленинградские педагоги классифицировали упражнения, ввели общепринятые термины, разработали правила соревнований и систему их проведения.
Первые личные соревнования по художественной гимнастике прошли в 1939 г. Состязания носили показательный характер, в них участвовали студентки и преподаватели института.
Первое лично-командное первенство провели в 1941 г, на чемпионате Ленинграда по художественной гимнастике. Программа соревнований состояла из обязательного и произвольного упражнений. По итогам соревнований присвоили первые классификационные разряды в этом виде спорта, с III по I.
Послевоенные годы
В 1949 году, в Киеве провели первый официальный чемпионат СССР по художественной гимнастике. Соревнования прошли в личном первенстве. Первой чемпионкой СССР стала Любовь Денисова.
Новым видом спорта заинтересовались за рубежом. Советские гимнастки стали выезжать в другие страны с показательными выступлениями. Художественная гимнастика вышла на международный уровень. В середине 20-го века спортивные секции появились в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии.
В 1960 году в Софии состоялись первая международная встреча гимнасток. Свое искусство продемонстрировали представительницы Болгарии, СССР, Чехословакии.
Спустя 3 года, в декабре 1963 г в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования – Кубок Европы. Когда подвели итоги, обнаружили, что участие принимали не только европейки. Тогда, задним числом, приняли решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира. Победительницу – москвичку Людмилу Савинкову, объявили первой чемпионкой мира по художественной гимнастике, в личном первенстве.
В 1967 году в Копенгагене (Дания) сборные команды 11 стран разыграли первые медали чемпионатов мира в групповых соревнованиях. Золото выиграла команда СССР. Олимпийская история стартовала в 1984 году.
Художественная гимнастика на Олимпийских играх
Художественная гимнастика – единственный вид олимпийского спорта, рожденный в СССР. Тем не менее, первые олимпийские соревнования Советский Союз пропустил. Вмешалась политика.
Первые олимпийские чемпионы
Первый олимпийский турнир по художественной гимнастике состоялся в 1984 г. Олимпиада прошла в Лос-Анджелесе.
СССР бойкотировал Игры. Таким жестом советское руководство ответило на бойкот Олимпиады-80, прошедшей в Москве. Тогда более 60 стран, включая США, бойкотировали московскую Олимпиаду.
В 1984 году разыграли один комплект медалей. Гимнастки соревновались в индивидуальном многоборье. В отсутствие представителей большинства социалистических стран, победу одержала гимнастка из Канады – Лори Фанг. Малоизвестная спортсменка навсегда вошла в историю, как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Через год, на чемпионате мира 1985 г, Лори Фанг заняла 9-е место.
Олимпийские игры 1988 года показали «кто в доме хозяин». Золото и бронзу забрали советские гимнастки – Марина Лобач и Александра Тимошенко.
1992 год подтвердил расклад сил в этом виде спорта. В этот раз Александра Тимошенко поднялась на первую ступень олимпийского пьедестала. Бронзовую медаль завоевала Оксана Скалдина.
Начиная с 1996 года, в художественной гимнастике разыгрывают два комплекта медалей – в индивидуальном и групповом многоборье. На Олимпиаде-1996 Россия впервые осталась без золотых медалей. В личных состязаниях Янина Батыршина выиграла серебро. Первые олимпийские соревнования групп принесли российской команде бронзу.
Триумф российских гимнасток
Сидней, 2000 год – с этой Олимпиады началось триумфальное шествие российских «художниц». Со всех Олимпийских игр, обе золотые медали, неизменно отправлялись в копилку отечественного спорта. Более того, российские гимнастки взяли за правило, оставлять себе олимпийское серебро в личных соревнованиях.
2012 год – золото: Евгения Канаева; серебро: Дарья Дмитриева.
2016 год – золото: Маргарита Мамун; серебро: Яна Кудрявцева.
Судейство на Олимпийских играх в Токио навсегда вошло в историю художественной гимнастики. Теперь, ронять предметы в финале олимпийского турнира – можно.
В 2021 году первое место в личном многоборье, несмотря на потерю предмета, заняла Линой Ашрам (Израиль). Олимпийское серебро завоевала российская гимнастка Диана Аверина.
В групповом многоборье золото отдали команде Болгарии. Серебряную медаль выиграла команда российских «художниц»: Анастасия Близнюк, Анастасия Максимова, Анастасия Татарева, Алиса Тищенко, Ангелина Шкатова.
Олимпийская программа по художественной гимнастике (регламент)
Программа летних Олимпийских игр содержит два раздела художественной гимнастики:
личное многоборье,
групповое многоборье.
Личное многоборье
Личное многоборье состоит из 4 упражнений. Все упражнения выполняют с предметами. На олимпийском турнире «художницы» используют гимнастические предметы 4 видов:
лента,
мяч,
обруч,
булавы.
Соревнования проходят в два этапа: квалификация и финал. На этапе квалификации соревнуются 24 спортсменки. Гимнастки поочередно выполняют 4 упражнения с одним из предметов. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем все баллы суммируют и выявляют 10 лучших гимнасток. Они проходят в финал.
Финальная часть проходит аналогичным образом. Олимпийских призеров определяют по общей сумме баллов за 4 упражнения.
Командная художественная гимнастика
Групповое многоборье по художественной гимнастике – это соревнование команд из разных стран. На Олимпийских играх 2012 года соревновалось 12 команд. Начиная с 2016 года в соревнованиях групп принимают участие 14 стран.
Соревнование команд, как и личное первенство, состоит из двух этапов. По итогам квалификации 8 лучших команд пройдут в финал и разыграют олимпийские медали.
Групповое многоборье включает в себя два упражнения. В первом упражнении применяют предметы одного вида, во втором не менее двух видов.
Команда состоит из 5 человек. Все девушки выходят на ковер одновременно. Для первого упражнения гимнастки используют одинаковые предметы, например, ленты. На второе упражнение «художницы» выходят, вооружившись разными предметами. Например, две гимнастки берут обручи, остальные – булавы.
В групповых соревнованиях переброска предметов является обязательным элементом программы. Художницы «меняются» предметами подбрасывая их высоко вверх. Этот элемент считается технически очень сложным. Все действия должны быть синхронными, а падение предмета на пол, жестоко карается судьями.
Именно переброски делают соревнования необыкновенно зрелищными и яркими. В этом и заключается искрометная изюминка художественной гимнастики.
Резюмируем
Художественная гимнастика, как самостоятельный вид спорта, родилась в СССР. Колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной школы художественной гимнастики оказал русский балет.
Выступления россиянок отличаются изяществом и утонченностью, особой постановкой рук и ног, и удивительной хореографией. Благодаря преемственности поколений, Россия десятки лет удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта.
Источник