Сколько могут жить йоги

Йоги долгожители

На древнеиндийском языке (санскрите) слово «йога» означает «связь, соединение, единение, гармония». Есть и другие трактовки слова йога – обуздание и сдерживание, управление и контроль.

Философы определяют йогу как гармонию физического и психического состояния, как гармонию физического здоровья и духовной красоты человека.
Йога – это совокупность методов, способствующих созданию единой цельной личности.

Первые упоминания о йоге имеются в «Ригведе», одном из древних культурных памятников индийских мудрецов, созданном за два с половиной тысячелетия до нашей эры.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патаджали, жившего во II–I в. до н.э.

Патаджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий физическими упражнениями и медитацией.

В своих 185 афоризмах, названных йогасутра, он изложил философию и практику классической йоги.

Йога означает способ жизни, который делает возможным достижение полного физического, духовного и морального здоровья.

Йоги говорят о трех золотых правилах, которых следует человеку придерживаться в повседневной жизни:

• последовательность во всех действиях с постепенным переходом от простого к сложному;
• систематичность и регулярность в физических и духовных занятиях;
• умеренность во всем.

Система йога указывает путь к сбалансированию взаимодействия между психическими и физическими возможностями человеческого организма, к поддержанию оптимальной внутренней среды организма, так называемого гомеостаза.

Поэтому регулярные занятия йогой являются весьма эффективным методом оздоровления организма и противодействию процессам преждевременного старения организма.

В настоящее время существует боле 30 основных направления йогической практики, комплексов упражнений и оздоровительных школ, в каждой из которых раскрывается та или иная грань этой уникальной системы.

Некоторые школы делают акцент на развитие гибкости и совершенствовании формы тела, как в Хатха-йоге. Другие направления в качестве оздоровления и медитации используют различные тембры звука, как в Мантра-йоге, или визуальные формы, как в Янтра-йоге и др.

Наиболее распространенными направлениями являются – Хатха-йога, Айенгара-йога, Кундалини-йога, Аштанга-виньяса-йога, Йога Нидра, Каула-йога, Бикрам-йога, Джняна-йога, Карма-йога, Бхакти-йога, Раджа-йога», Тантра-йога, Мантра-йога, Даосская-йога, Свастха-йога, Дживамутки-йога, Бикрам-йога, Йога-23, Янтра-йога, Хасья-йога, Вини-йога, Йога шалы, Йогабит и йогалатес, силовая йога и другие.

Каждая из этих школ имеет свои характерные особенности предлагает свой подход к саморазвитию, физическому и духовному самосовершенствованию.

Не обязательно привязывать себя только к одному виду йоги. Можно попробовать различные варианты остановится на одном или двух больше всего понравившихся. Не имеет значения, на каком виде йоге вы остановите свой выбор, главное — регулярность занятий

Практическим подтверждением пользы йоги для физического и духовного совершенства личности являются ее яркие представители, которые стали долгожителями, дожив до почтенного возраста в 90, 100 и более лет.

Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989)

Прежде всего следует упомянуть об Шри Тирумалай Кришнамачарья индийском йоге и философе.

Он был одним из крупнейших специалистов по древним ведийским и йогическим текстам, аюрведе астрологии и музыке.

В практическом плане Кришнамачарья был сторонником Вини-Йоги — динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему, подстраивание поз под личные возможности и потребности каждого ученика. Вини-йога рекомендована людям, которым требуется избавление от последствий физической травмы.

В последствии основал свое направления йоги – йогашалы, которую преподавал в Джаганмоханском дворце в городе Майсуре.
Шри Тирумалай Кришнамачарья прожил 101 год, не оставляя практику йоги до последних дней.

Самое поразительное, что почти все его лучшие ученики и последователи стали известными основателями собственных направлений йоги и тоже стали долгожителями.

Индра Деви (1899-2002)

К его ученикам относят одну из первых женщин-йогов российского происхождения Индру Деви. Ее настоящее имя Евгения Васильевна Петерсон, родилась она в Риге.

Индра Деви известна как мудрейшая преподавательница йоги, сумевшая понять и донести до людей основные правила и таинства этого учения, сделав йогу намного ближе и понятней миллионам людей.

Индра Деви была активным популяризатор йоги, своим личным примером доказала пользу этой уникальной системы естественного оздоровления организма, пережив своего учителя и умерла на 103 году жизни.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (1918-2014)

Другой его ученик Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет и считался одним из выдающихся современных мастеров йоги в мире.

В 1975 г. он основал популярное сейчас направления Айенгара йога. Это статический вид хатха-йоги, адаптированный к европейскому менталитету и образу жизни.

Людям, далеким от индуизма и буддизма, чуждым восточной философии, нелегко принять йогу во всей целостности учения.

Так что большинство европейцев, американцев, русских предпочитает взять от нее только упражнения на силу и растяжение мышц, по сути превращая ее в форму физкультуры.

Но Айенгар был против такого подхода, он считал, что нельзя относиться к йоге как к фитнесу, ее физическая сторона неотделима от духовной. Более того, главное назначение йоги — служить целям духовного совершенствования человека.

По его словам, — «Как суть дерева заключена в его плодах, так суть йогической практики заключена в свободе, равновесии, умиротворении и блаженстве, когда тело, ум и душа соединяются воедино и сливаются с Универсальным духом».

Этот вид йоги считается идеальным для людей с ограниченной подвижностью, а также для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни.

Занятия по методу Айенгара начинаются с самых простых поз, которые постепенно усложняются. Каждая асана продолжительно выдерживается и переход к следующей осуществляется очень медленно и плавно.

В процессе практики йоги Айенгара тело становится сильным и гибким, постепенно все больше и больше симметричным, одновременно выравниваются энергетические каналы, и достигается душевное равновесие.

В настоящее время последователями этого направления йоги являются миллионы человек по всему миру.
Выдающийся йогин Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар тоже стал долгожителем, прожив 96 лет.

Шри Кришна Паттабхи Джойс Беллур (1915-2009)

Еще один ученик Кришнамачарья известный йог Шри Кришна Паттабхи Джойс Беллур стал основателем популярной ныне школы Аштанга-виньяса-йога.

Сам термин «аштанга» обозначает «восемь основ» — основных принципов этого вида йоги. Восемь практик представляют собой восемь шагов, необходимых для достижения совершенства.

Поэтапное выполнение восьми практик позволяет человеку не только познать себя, но и в определенной степени добиться единения с окружающем миром и природой.

Каждая практика представляют собой уникальный комплекс упражнений, задача которых заключается в физическом и духовном развитии.

Каждая из восьми практик является обязательной ступенькой, поэтому приступать к следующей можно только после того, как будет полностью освоена и отработана предыдущая.

Аштанга-йога — это динамичный вид йоги, напоминающий в определенной степени движения какого-нибудь животного, например, пантеры либо ягуара, движения которых достаточно мощны и отточены до совершенства. Этот вид йоги также похож на современную аэробику, в которой упражнения выполняются в очень быстром темпе.

Серия поз всегда повторяется в одной и той же последовательности в определенном дыхательном ритме. Одна поза тут же переходит в другую, что требует хорошей физической подготовки.

Каждой позе соответствует определенное направление взгляда, всего их существует девять.

Аштанга отлично подходит для тех, кто имеет хорошую физическую подготовку и не боится высоких нагрузок.

Изначально этот энергичный вид йоги был разработан для подростков, чтобы направить в нужное русло бьющую через край энергию.
Выдающийся йогин Шри Кришна Паттабхи Джойс Беллур также стал долгожителем, прожив 93 лет.

Шри Свами Йогананда Махарадж Бабаджи (1909-2015)

Но пожалуй, самым уникальным и оригинальным среди йогов долгожителей был Шри Свами Йогананда Махарадж Бабаджи, как его называли Йогананда Баба.

В Гималаях Йогананда Баба был одним из наиболее почитаемых учителей йоги. Он занимался йогой более 80 лет и считал, что именно эта система помогала ему жить полноценной жизнью, в хорошей физической форме и здравом разуме.

Свамиджи жил в Ришикеше, но в весенне-летнее время путешествовал по всему миру, проводя семинары и практические занятия по йоге и здоровому образу жизни. Он практиковал гималайскую йогу сукшма-вьяма, система, развивающая выносливость, здоровье и долголетие.

Свамиджи пользовался заслуженным уважением в родном Ришикеше, получил специальную пенсию от Индийского правительства за заслуги перед отечеством.

Свами Йогананда был вегетарианцем, сыроедом. Никогда не готовил пищи, любил апельсиновый сок и ростки пшеницы, которые считал эликсиром молодости.

В результате, к старости он не потерял ни одного зуба, обладал уникальной памятью, зрением, слухом, и необыкновенной гибкостью. До последних дней он изучал английский язык и азы компьютерной грамотности.

Йогананда Баба собирался прожить до 150 лет, однако судьба распорядилась иначе, подарив ему 105 лет счастливой полноценной жизни. Умер он в январе 2015 г. на 106 году жизни.

И еще один вдохновляющий пример потрясающей, ныне здравствующей американской йогине Тао Пошон-Линч (Tao Porchon-Lynch). Ее имя переводится как «энергия природы».

Родилась Тао в 1918 г., в настоящее время проживает в Нью-Йорке.
Йогой начала заниматься в 25 лет. Сейчас она один из самых опытных и известных и уважаемых тренеров по йоге. В свои 99 лет она участвует в тренингах и мастер-классах, ездит с лекциями по всему миру. В неделю она дает до 12 уроков.

Тао Порчон-Линч была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой в мире инструктор по йоге.

Как говорит сама Тао: «Йога — это прекрасно! Но главное все же — смотреть на мир с оптимизмом, быть активным, подвижным, любознательным, любить жизнь и себя любить со всеми своими темными сторонами и не идеальностями!».

Несколько лет назад у американки появилась еще одно увлечение — бальные танцы. И теперь всемирно известная йогиня участвуют в различных танцевальных конкурсах с партнерами, которые младше ее на 50-60 и более лет.

Бернис Мэри Бейт

Другая американка Бернис Мэри Бейт (Bernice Mary Bates) практикует йогу 57 лет и до сих пор не может ни дня прожить без тренировок.

Бейтс родилась в 1920 г. в штате Огайо. Ее спортивная карьера в качестве тренера по детскому плаванию началась в 1950 г. в пригороде Кливленда. Что такое йога, она узнала в 1960 г., посмотрев несколько телевизионных передач о практике йоги.

С тех пор занятия йогой настолько увлекли ее, что стали неотъемлемой частью ее жизни. Со временем, овладев мастерством, она стала преподавателем йоги.

В 2011 г. Бернис Мэри Бейт, также, как и ее соотечественница Тао Порчон-Линч была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой в мире инструктор по йоге.

В настоящее время Бейтс проводит занятия по йоге в одном из домов престарелых в штате Флорида. На своих занятиях она преподает своим уже пожилым ученикам правила ухода за своим организмом. Старается помочь им избежать различных проблем со здоровьем, которые возникают в преклонном возрасте.

Йога не единственное увлечение Бейтс. Она также занимается плаванием, спортивной ходьбой, фитнесом и упражнениями с отягощениями.

Американка полностью отказалась от лекарств. На традиционный вопрос — в чем секрет ее долголетия, Бейтс обычно отвечает, что с помощью занятий йогой она увеличивает свою внутреннюю энергию, которая помогает ей прекрасно себя чувствовать.

В Австралии одним из пионеров и популизатором йоги является 88-летняя Бетти Кальман. Более 40 лет она работает инструктором по йоге. Каждую неделю Бетти дает по 11 уроков йоги в школе своей дочери.

Калман написала и издала три книги о йоге. Она регулярно принимает участие в различных шоу и телепрограммах. По собственным словам, Бетти Кальман она чувствует себя на 30 лет и наверняка станет долгожителем.

Долгожительство йогов нашло свое научное обоснование американскими учеными. В 2008 г. специалисты из центра по изучению умственной деятельности и мозга

Калифорнийского университета был проведен необычный эксперимент.
Целью эксперимента было выявление влияния занятий йогой и медитацией на процессы старения организма.

В ходе эксперимента группа из 24 человек в возрасте от 50 до 80 лет практиковала йогу 6 дней в неделю по одному часу в течение 3-х месяцев.

По окончании этого периода у участников эксперимента было выявлено снижение уровня холестерина в крови, нормализовалось артериальное давления, уменьшился уровень тревожности и других признаков стресса.

Но самое главное, после трехмесячного курса йоги и медитации почти у всех участников эксперимента заметно повысился уровень фермента теломеразы. Этот показатель увеличился почти на 30%.

Известно, что теламераза способствует удлинению теломер. Согласно современным теориям старения – возраст человека связан с длиной теломер. Чем старше человек, тем меньше средняя длина теломер.

По мнению, ученых при каждом делении клетки ее ДНК укорачивается, что ограничивает пролиферативный потенциал клеток. Укорачивание ДНК служит «счетчиком» числа делений и соответственно продолжительности жизни клетки.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия йогой и медитация могут способствовать замедлению биологического процесса старения организма.

Видимо в состоянии транса в организме запускается определенная программа, способствующая росту выделения гормонов, в том числе ответственных за рост, обновление и репродуктивность.

Регулярные занятия йогой помогают сохранять гибкость тела, а медитация повышает психологическую устойчивость, душевное равновесие, оживляет чувства и обостряет восприятие жизни.

Йога способна доставлять радость, зажигает наше тело, улучшает качество секса, оттачивает ясность ума, ведет к уравновешенности и обретению мудрости. позволяет лучше понять себя и окружающий нас мир.

Индийские гуру говорят: «Йога – бесценный дар для умного человека, она помогает ему стать мудрым. Мудреца она сделает богом. Глупый человек, принимаясь за эту практику, неизбежно превращается в идиота».

Источник

Сколько могут жить йоги

Логика подсказывает, что Духовность определяется тем, насколько человек осознал законы существования нашего мира. Я имею ввиду не только и не столько физические, но глубинные, духовные (простите за тавтологию) законы.

Основываясь на таком понимании духовности, готов согласиться, что продолжительность жизни — не пропорциональна духовности (все понял, делать сдесь больше нечего, «перешел в следующий класс»).

Но вот духовность и здоровье, на мой взгляд, должны находиться в прямой зависимости. Трудно понять, почему человек, осознавший «глубинную суть вещей» не может привести в порядок одну из составляющих этого мира — свое тело.

Хотя, как я недавно увидел, например, в исихазме, видимо другая точка зрения на здоровье, однако мне пока непонятная.

К болезням, видимо, можно подходить с трех точек зрения:

1. Материалистический подход. Болезни возникают из-за тех или иных внешних обстоятельств (вирусы, экология, несчастный случай) и никак не связаны с сознанием человека. Точнее, могут быть связаны посредством волнения и стрессов.

2. Подход, близкий к психоиммунологии. Есть некоторые глубинные Законы природы», которым все в этой природе должно следовать. Чем выше эволюционная ступенька существа, тем в большем диапазоне он может нарушать эти законы. Духовное развитие — это изучение этих законов на своем эволюционном уровне. Ошибки в «обучении» являются следствием болезней. Этот подход мне видится наиболее логичным.

3. Христианский подход (как я его понимаю). Болезни даются человеку Богом в качестве проверки его твердости. В этом случае, чем более человек несет на себе недугов — тем стало быть, больше на него «расчитывает» Бог. Эта концепция кажется мне очень спорной.

Конечно будем иметь ввиду, что мир не обязан быть устроен так, как нам кажется логичным.

Как то это не очень согласуется с тем, что говорится про психоиммунологию. Если все болезни от «состояния сознания», то те, кто занимаются именно духовной практикой, а не физическими аспектами, должны меньше болеть и дольше жить, разве не так?

Конечно ТАК! И скоро настанет время (я надеюсь), когда болеть будет также стыдно, как носить грязную одежду.
Наши мысли и внутренние ожидания — действительно формируют нашу реальность. (В.Синельников и В.Зеланд это очень хорошо показали в своих книгах). Поэтому болезни человека — как лакмусовая бумажка показывают что происходит в его психике («Возлюби болезнь свою» В.Синельников).

Но вот духовность и здоровье, на мой взгляд, должны находиться в прямой зависимости. Трудно понять, почему человек, осознавший «глубинную суть вещей» не может привести в порядок одну из составляющих этого мира — свое тело.
Йог может заниматься практикой, противоречащей божественным законам, он может разрушать духовную жизнь своих учеников, использовать Йогу в коммерческих целях, искажать древнее знание Йоги. Это обычно приводит к серьёзным заболеваниям и преждевременной смерти.
Есть некоторые глубинные Законы природы», которым все в этой природе должно следовать.

Согласна на 100%. Более того, эти законы, а точнее, принципы, по которым должен жить человек заложены внутри каждого из нас. Так что Духовность — это когда человек живет в соотвествии с принципами, заложенными внутри него Богом. И если человек осознанно или нет, следует этим принципам, то в его жизни все складывается удачно (и здоровье в том числе). А вот если он по незнанию, неведению или же сознательно нарушает эти принципы — вот тут то все и начинается. Возникает вопрос: где же внутри нас заложены эти принципы? Вот что об этом известно из древних источников: «Каждая чакра отвечает за воплощение в человеке определенных духовных качеств, которые у большинства людей находятся в непроявленном состоянии. ..» ( http://www.sahajayoga.ru/chakras.htm ) Это очень глубока тема, и двумя словами тут не обойдешься. (Можно зайти на форум: http://www.sahajayoga.org.ua/forum/index.php).

С искренним уважением ко всем искателям Истины! 💡

Нашел на суфийском форуме, в разделе посвященном четвертому пути, такой пост (привожу полностью):

Главная черта и болезни тела. (Первое сообщение)
Главная черта человека построена на какой-то отрицательной эмоции, которую, в конечном итоге можно свести к определённому страху. Такая отрицательная эмоция не только формирует всё личностное поведение человека, но и через цепь: таламус (центр восприятия) – гипоталамус (эндокринный отклик на эти эмоции) – гипофиз (эндокринные команды для эндокринных желез) – эндокринная железа (биохимическая команда для органов или клеток) воздействует на состояние организма. А так как это отрицательная эмоция она, таким образом, вызывает мобилизацию (стресс), а потом и истощение или разрушение органа или системы, т.е. болезнь. Важно отметить, что этот страх может иметь направленность и, соответственно, произойдет избирательное нарушение работы органа.
Как-то мне встретился врач-гипнолог, который лечил людей от серьёзных заболеваний блокадой памяти травматических событий детства. Он имел громадный успех в тех местах, где практиковал. Понятно, что этот гипнолог «капсулировал» главную черту пациента. При определённых условиях блокада страха исчезнет, и болезнь проявится снова. Важно, что такое явление реально существует у каждого человека и т.о. каждый имеющий главную черту человек просто обязан болеть. Чем старше человек, тем больше у него накапливается «резонансов» или откликов на главную черту. Тем сильнее воздействие на таламус и, в конечном итоге на тело человека.
Однако, работающий над собой человек может противодействовать разрушающему действию этой «мины замедленного действия».
Невозможно опознать и изучать главную черту из самонаблюдения в обычном состоянии сознания, т.к. личность не способна наблюдать состояние как эмоционального, так и инстинктивного центров. Наблюдающий интеллектуальный центр работает только со словами и мыслями, в то время как эм-й и инст-й центры оперируют образами и ощущениями. Это разные по виду информации системы. На языке четвёртого пути сказали бы: «Они работают на разных водородах». Я пишу так, чтобы это было понятно не только адептам ЧП. Что же делать для того, чтобы преодолеть это противоречие, чтобы добраться до нашей «главной слабости» и нейтрализовать её?
На первом этапе, в классической Раджа-йоге, для интроспекции применяется Пратья-хара (сознание устремлённое внутрь). По своим проявлениям это близко к тому, что грубо называют у нас самогипноз. Лучше было бы сказать – «состояние открытого эмоционального центра». Далее в Раджа-йоге для самоизучения применяются Дхарана (сосредоточение) и Дхиана (транс, медитация), хотя лучше бы назвать это состояние – «сознание сущности». Самадхи это продолжительная дхиана.
Всё-таки начало такого глубинного самонаблюдения это состояния Пратья-хары. Т.е. в этом состоянии бездействует двигательный центр, интеллектуальный центр находится в пассивном отслеживающем режиме, и строго по программам самоисследования работает эмоциональный центр. На этом пути есть подводные камни. Есть субъекты с гипертрофированным воображением. Это может как выработанное в быту качество личности, так и профессиональная наработка. Гурджиев не случайно писал о том, что таким дефектом страдают писатели или актеры. Кроме того, это могут быть люди с нарушениями личности: патологические лгуны, фантазёры и т.п.

Источник

Читайте также:  Дыхательная гимнастика для детей 3 4 картотека с целями по фгос
Оцените статью