- 5 вариантов упражнений, как тренировать вестибулярный аппарат
- Особенности и функции
- Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:
- Нарушения
- Упражнения для укрепления мозжечка
- Упражнения для детей:
- Упражнение для взрослых:
- Система тренировки вестибулярного аппарата
- Упражнения для улучшения функций сенсорной и двигательной систем при нарушениях равновесия
- Улучшение ориентации и перцепции при нарушениях равновесия
- Визуальная десенситизация при нарушениях равновесия
5 вариантов упражнений, как тренировать вестибулярный аппарат
Иногда случается так, что тренирующийся не может выполнить то или иное упражнение не потому, что не понимает технику, а потому, что в его организме произошли сбои. Например, перестал правильно работать мозжечок. В результате тренировка не удалась, фитнесмен не понял причины плохого самочувствия и слабого тонуса, списал все на погоду и другие внешние факторы. В статье поговорим о том, какую роль в организме человека играет мозжечок и какие упражнения помогут исправить нарушения в нем.
Мозжечок (малый мозг) — отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.
Особенности и функции
— мозжечок — мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем
— содержит большое количество нейронов
— отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи
— для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.
Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:
— регуляция равновесия
— мышечная память (моторное обучение) — адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными
— координация целенаправленных движений, позы
— регуляция мышечного тонуса
— программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)
— когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).
Нарушения
Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.
У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:
— возникает сложность в стоянии на месте
— нарушается координация движений в целом
— действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными
— теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения
— нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций
— оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование
— появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений
— речь становится замедленной
— происходит резкое падение мышечного тонуса
— организм быстро утомляется
— развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).
Упражнения для укрепления мозжечка
Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость. Они формируют у детей навыки освоения и управления своими действиями, ориентации в пространстве, умения быстро выполнять движения, развивать мышечную память и умственные способности.
Стимулируйте мозжечок развиваться на протяжении всей своей жизни: в детском, подростковом и взрослом возрастах.
Упражнения для детей:
- Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.
- Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.
- Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.
- Отбивание летящего мяча ракеткой.
- Упражнения с оборудованием на bosu (резиновая полусфера).
- Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.
Наверняка кто-то из вас замечал за собой, что вас укачивает в транспорте или вы «собираете» все углы в доме, списывая все это на свою неуклюжесть и плохой тонус. Все дело в слабом вестибулярном аппарате — знак, что пора укреплять мозжечок.
Упражнение для взрослых:
Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то для вас подойдут любые упражнения, связанные с развитием равновесия и координации.
- Упражнения с bosu.
на перевернутой полусфере:
— отведение ног в стороны по очереди
— махи прямых ног назад по очереди
— поочередный подъем согнутых в колене ног
— удержания в одном из перечисленных выше упражнений (например, ласточка)
— стоя двумя ногами на сфере, наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
— сидя в положении «по-турецки» выполнять наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
— стоя на мягких коленях наклоны вниз
— приседания с отягощением и без.
на неперевернутой полусфере:
— те же самые упражнения.
— планка на одном/двух мячах
— отжимания стоя руками на мяче
— планка на двух фитболах
— подтягивание фитбола к животу и обратно из положения планки
— подкидывание мячей вверх по очереди и одновременно
— балансирование стоя на мяче одной ногой в позе ласточки
— подъем таза от фитбола/мяча (ягодичный мостик)
— приседания на одной ноге с упором второй на фитбол
— болгарские выпады на месте (упор ноги на фитбол)
— разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине на фитболе
— пуловер лежа на спине на фитболе.
— скручивания лежа спиной на роллах
— подъем ног лежа на спине (проработка нижнего пучка брюшного пресса)
— поочередный подъем ног вверх до 90 градусов лежа на спине
— разведение ног в стороны лежа на спине
— удержание равновесия лежа на спине (руки и ноги не касаются пола)
— ягодичный мостик, лежа на коврике на спине, с опорой ногами на ролл
— подъем таза с поочередным поднятием ног вверх с опорой на ролл.
— выполняя тягу гантели к поясу (тренировка широчайших), опирайтесь не на скамью, а в упоре на полу на гантелю.
Выберите свободную стену, определите точку, в которую будет бросать мяч (можете начертить ее мелом, чтобы не потерять), возьмите мяч и выполняйте приседания.
Приседая, кидайте мяч в стену в отмеченную точку, вставайте и ловите мяч.
Для профилактики мозжечковой активности используйте любую возможность, чтобы тренировать затылочную часть. К примеру, в базовые упражнения включайте элементы на развитие ловкости, координации или равновесия.
Источник
Система тренировки вестибулярного аппарата
Фактически они заключаются в тренировке движений глазными яблоками, головой и постуральных упражнениях, сложность которых постепенно увеличивают.
Упражнения спланированы таким образом, что они включают движения глаз, головы или изменения положения тела, вызывающие головокружение. Упражнения направлены на стимуляцию вестибулярной системы, поэтому пациенты не должны принимать препараты, которые в острой стадии используются для ослабления головокружения.
Упражнения, применяемые при вестибулярной реабилитации:
I. Упражнения для головы (выполняют с открытыми и закрытыми глазами):
— Наклоны вперед и назад
— Повороты вправо и влево
— Наклоны к правому и левому плечу
— Упражнения для фиксации взора
— Движения глазных яблок вверх и вниз, вправо и влево
— Фиксация взором неподвижного объекта во время выполнения упражнений для головы
— Фиксация взором перемещающегося объекта во время выполнения упражнений для головы
II. Позиционные упражнения (выполняют с открытыми и закрытыми глазами):
— Наклоны вперед (достать пол руками) из положения сидя
— Наклоны вперед с головой, повернутой то в одну, то в другую сторону
— Повороты с бока на бок в положении лежа
— Переход в положение сидя из положения лежа на спине и на правом/левом боку
— Выполнение предыдущего упражнения с головой, повернутой то в одну, то в другую сторону
— Постуральные упражнения (выполняют с открытыми и закрытыми глазами, в последнем случае — под наблюдением врача)
— Нахождение в положении стоя неподвижно с ногами, сведенными вместе так близко, как это возможно
— Нахождение в положении стоя на одной ноге и в положении пятка к носку — Выполнение упражнений для головы и фиксации взора в положении стоя и при ходьбе
— Хождение по кругу, повороты на месте, хождение по наклонным поверхностям, ступенькам, вокруг препятствий
— Нахождение в положении стоя и ходьба в среде с измененной поверхностью опоры и/или визуальной обстановкой, в том числе с одновременным выполнением упражнений для головы и фиксации взора
— Аэробные упражнения, включая попеременное касание пальцами рук пальцев на ногах, наклоны и повороты туловища
Упражнения следует выполнять в течение 10—15 мин 2 раза в день. Очень важен темп выполнения упражнений.
Если их выполнять слишком быстро (особенно в первые дни), они могут вызвать чрезмерное головокружение и тошноту.
С другой стороны, пациента следует инструктировать, что необходимо понемногу увеличивать темп и сложность упражнений, поскольку вызываемое ими головокружение постепенно уменьшается. Важно определить реально достижимые цели реабилитации.
Пациента нужно предупредить, что симптомы сначала усилятся, а улучшение может наступить только через некоторое время. Клинические исследования эффективности реабилитационных программ свидетельствуют, что уменьшение симптомов наступает у 70— 80% участников. Наилучшие результаты отмечают при индивидуально подобранной терапии.
Упражнения для улучшения функций сенсорной и двигательной систем при нарушениях равновесия
Некоторым пациентам, особенно пожилого возраста и с сопутствующими поражениями ЦНС, необходимы дополнительные упражнения для улучшения постуральных реакций, то есть для тренировки способности удерживать центр тяжести в пределах площади опоры (улучшение равновесия в положении стоя) либо адекватно перемещать площадь опоры при смещении центра тяжести (улучшение равновесия при ходьбе).
• Для улучшения статической устойчивости пациентам предлагают раскачиваться вперед и назад и из стороны в сторону с малой амплитудой, удерживая тело (туловище) прямо и не сгибая ноги в тазобедренных или коленных суставах. При выраженных неустойчивости или страхе падений можно проделывать это упражнение между параллельными брусьями, стоя близко у стены или в углу, со стоящим рядом стулом.
Вместо произвольных раскачиваний можно незначительно подталкивать пациента (в плечи или бедра). Также предлагают пациентам удерживать равновесие в положении стоя при различных манипуляциях, типа доставания предметов с пола, бросковых движениях и т.п., стоя в тандем-ной позиции или на одной ноге.
• Для улучшения динамической устойчивости пациенту предлагают удерживать равновесие при ходьбе (вначале вдоль параллельных брусьев или рядом со стеной), при толчках или потягивании за плечи.
Улучшение ориентации и перцепции при нарушениях равновесия
Пациента приучают удерживать равновесие при все более сложных статических и динамических задачах, систематически изменяя доступность и точность источников информации для ориентации. Пациентов с преимущественно проприоцептивной ориентацией просят выполнять различные упражнения на равновесие (сидя или стоя) на поверхностях, уменьшающих соматосенсорную афферентацию (мягкая, наклонная или колеблющаяся поверхность).
Пациентов с преимущественно зрительной ориентацией просят выполнять различные упражнения на равновесие с закрытыми глазами или при плохом освещении. Кроме того, можно искажать/усложнять визуальную информацию с помощью призматических очков или предъявляя сложные движущиеся зрительные образы.
Наконец, для того чтобы приучить пациента ориентироваться с помощью сохранившихся вестибулярных стимулов, ему предлагают выполнять упражнения на равновесие при депривации визуальной и соматосенсорной афферентации (например, стояние на мягкой или наклонной поверхности с закрытыми глазами или в призматических очках).
Визуальная десенситизация при нарушениях равновесия
Если пациенты испытывают неустойчивость, плохо переносят собственное движение или движение окружающих зрительных объектов, то целесообразно проведение десенситизирующих упражнений. Снижение чувствительности пациента к зрительным признакам движения можно достичь предъявлением все более интенсивных оптокинетических стимулов или занятиями в комнате виртуальной реальности.
Первоначально десенситизацию проводят в положении сидя, затем стоя и при ходьбе. Более простой способ, который не требует специального оборудования, — повороты из стороны в сторону или длительное вращение с внезапной остановкой на крутящемся офисном стуле с открытыми, закрытыми глазами или при наличии вестибулоокулярного конфликта (например, при чтении книги). Подавать визуальные и вестибулярные стимулы следует сначала медленно, постепенно увеличивая скорость в соответствии с переносимостью пациента.
Выше в общих чертах описаны методы реабилитационного обследования и базовые подходы к реабилитации пациентов с вестибулярными нарушениями. Далеко не все пациенты нуждаются в полном перечне приведенных реабилитационных мероприятий.
Многим пациентам с хорошо развитым интеллектом достаточно объяснить принципы вестибулярной компенсации и методы ее достижения с помощью постепенного увеличения нагрузок, предоставить список упражнений, объяснить, что особое внимание следует уделять упражнениям, вызывающим головокружение, и информировать об общих правилах проведения реабилитации (выполнение упражнений дважды в день, постепенное увеличение их темпа). Однако желательно направить пациента к специалисту по вестибулярной реабилитации.
Доказано, что организация реабилитации существенно влияет на исход лечения пациента, страдающего головокружением.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Источник