- Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом
- Опыт педагога
- Покоряем штрих. Теория и практика
- Зачем штриховка концепт-художнику?
- Что можно передать с помощью штриха?
- Штрихом можно показать тон и светотень
- Можно передать и текстуру
- Штрих отлично показывает форму
- Все вместе
- А можно более современный пример?
- Время для практики. Упражнения
- Ставим руку
- Экспериментируйте с линией
- Работаем над формой и масштабом
- Добавляем объектам объем
- Решаем сложности перспективы
- Постоянно развивайтесь!
- Дополнительные материалы
Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом
Светлана Акименко
Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом
Опыт педагога
Письмо — один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют себе, для чего вообще эта функция им нужна.
Невольно создается барьер в обучении письму: во-первых –«не хочу»,во-вторых –«не могу». Причина в том, что мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Для написания букв у них не хватает мускульной натренированности. Дети начинают нервничать, иногда плакать. Одним из показателей нарушения развития тонко координированных движении — это нелюбовь к рисованию.
Как же это нежелание преодолеть?
Есть одно замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый успех. Письмо должно возникнуть из внутреннего импульса, из удовольствия развивать умственную деятельность.
Основная цель – снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму. Для этого необходимо ребенка обучить ряду подготовительных упражнений. Одним из них является – штриховка, которая способствует развитию мускульной памяти.
При работе над этой темой я поставила для себя цель и задачи:
Цель: Помочь детям дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе
По данным наблюдений ученых известно, что мускульная память у детей от 4-7 лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
При выборе данного направления работы я учитывала актуальность проблемы (изложенные выше). Также доступность материала пособий, и еще возможно результаты можно будет увидеть через два года, когда дети пойдут в школу.
Сначала пыталась организовать работу с детьми индивидуально, в свободное от занятий время, но такая эпизодическая работа не дает положительных результатов, вследствие, чего появилась необходимость внести изменения в образовательном процессе. Штриховкой дети занимаются на занятиях по обучению грамоте, а также в совместной и самостоятельной деятельности. Не стоит забывать о том, что такие виды деятельности, как ИЗО, лепка. конструирование, физкультура способствует развитию мелкой моторики рук. Однако, ставить «знак равенства» между понятиями «развития мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила «знак тождества» Развитие моторики понятие более обширное, моторика она ведь не только нужна для письма, она влияет и на мышление, и на речь. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике никакого отношения не имеют.
В своей работе я руководствуюсь планом подготовки руки:
Делаем мышцы сильными — необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно! (Приложение 1)
Делаем пальцы ловкими -нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся. (Приложение 2)
Учимся держать руку — нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать. (Приложение 3)
Выполняем графические упражнения — выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.
Ориентируемся на листе бумаги — простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий,но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Что необходимо для штриховки?
Бумага для рисования, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, которые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал.
На первых этапах дети штрихуют предметы, которые они нарисовали при помощи фигурных линеек (трафаретов с вырезанными из них геометрическими фигурами). Очень удобно использовать вкладыши Монтессори. Многие из фигур детям уже знакомы, обводка вкладышей по внутреннему контуру не доставляет особого труда. Дети быстро учатся обводить. Затем необходимо научить их штриховать параллельными отрезками.
При первых попытках в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая,напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой координации для этого вида деятельности. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле.
После того как дети хорошо научились обводить геометрические фигуры (вкладыши Монтессори, они могут приступать к работе с другими трафаретами. Ободка по трафаретам более трудный этап. Детям очень трудно удержать трафарет на листе бумаги, часто трафарет движется, контур рисунка искажается. Но со временем у детей появляется уверенность, и дети с удовольствием выполняют задания. Малыши обводят их, штрихуют, в основном пока прямыми линиями. Обведение по трафарету фигур предметов, на мой взгляд, помогает рисовать предметы с натуры, не искажая пропорции и формы. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие. Они не чувствуют утомления.
В своей работе часто использую простые картинки раскраски (сейчас их можно найти в свободном доступе в интернете). Дети не раскрашивают, а штрихуют рисунки.
Постепенно расширяя круг действий, дети осваивают штриховку, не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Работа со штриховкой носит творческий характер, доставляет ребенку удовольствие и он не чувствует утомления.
С помощью этих упражнений ребенок овладевает механизмом письма, и когда он впервые берет ручку для того, чтобы приступить к письму в тетради, он владеет ею так же хорошо, как человек, много писавший.
Штриховка – это не только укрепление руки, а и решение не менее важной задачи, как развитие речи дошкольников, обогащение словарного запаса. Занимаясь этим видом деятельности, дети изобретают, конструируют, фантазируют, исподволь начинают готовиться к творческим сочинениям в школе.
Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями.
Подготовка руки к письму дошкольников «Светлой» голове нужны «золотые руки». При тренировке руки тренируются не только мышцы руки, но и развивается речевой центр. Учёными доказано,.
Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.
Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.
Подготовка руки к письму в старшей логопедической группе (конспекты занятий) Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты занятий по подготовке руки к письму, которые помогут ребёнку развивать мелкую моторику, внимание,.
Программа дополнительного образования (кружок) «В гостях у Гномика» (подготовка руки к письму) Пояснительная записка Программа «В гостях у Гномика» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,.
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики.
Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму. Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму. На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить.
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки к письму». Форма проведения-игра «Сто к одному» Родительское собрание в подготовительной группе «Родничок» — «Подготовка руки к письму» ИГРА «СТО К ОДНОМУ» Цель: расширить и углубить.
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» СПДС «Солнышко» с. Большая — Рязань Родительское собрание в старшей группе на тему: «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного.
Источник
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
- Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
- Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
- Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
- Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.
Источник