Схематичное изображение физического упражнения или исходного положения называют

Пиктограммы
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В работе представлены пиктограммы (схематичное изображение физических упражнений, и.п.) для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.

Скачать:

Вложение Размер
схематическое изображение и.п. и физических упражнений 225.72 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая терминология общеразвивающих упражнений

Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности. Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него. Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).

Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.

Основная стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не пишется и не произносится

Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:

Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится

Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги)

Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди

Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди

Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию)

Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°, выставлена вперед, но это в тексте не указывается)

Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.

Стойка ноги врозь, руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки вперед

Стойка ноги врозь, руки вверх

Стойка руки назад

Стойка ноги врозь, руки в стороны

В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.

Стойка ноги врозь, руки вверх

В положении руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.

Стойка ноги врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.

Широкая стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на ноги

Другие положения рук:

Руки перед грудью

Руки вверх наружу

Руки вверх скрестно

Вышеуказанные положения рук являются симметричными. Ниже приведены асимметричные положения:

Левая (правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается)

Левая рука вверх

Правая рука вверх, левая рука в сторону

Левая рука внизнаружу, правая рука вверхнаружу

Источник

Презентация «Графическая запись упражнений»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Графическая запись упражнений Дюняшева Римма Михайловна, учитель физической культуры филиала МКОУ СОШ с. Шестаково ООШ с. Лекма

Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений человека, выполняющего описываемое упражнение.

Графическая запись подразделяется на три типа: а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими

б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук, и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;

в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев, такая запись требует навыков рисования.

Задания, предполагающие графическое изображение 5-6 класс Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм. Нарисуйте изображения исходных положений: Основная стойка Стойка руки в стороны Стойка руки на поясе, ноги врозь Стойка на коленях Сед Сед ноги врозь Сед с опорой на руки сзади

Описание Изображение Основная стойка Стойка руки в стороны Стойка руки на поясе, ноги врозь Стойка на коленях Сед Сед ноги врозь Сед с опорой на руки сзади

7-8 класс Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм. Нарисуйте изображения движений: Приседания Наклоны в сторону Наклоны вперед Повороты туловища Ходьба Бег Мах правой ногой вправо Мах правой ногой назад

Описание Изображение Приседания Наклоны в сторону Наклоны вперед Повороты туловища Ходьба Бег Мах правой ногой вправо Мах правой ногой назад

9-11 класс Задание в форме, предполагающей графическое изображение движений, составляющих комплекс утренней зарядки 1. И.п. – о.с. 1 – руки вверх, подняться на носки, вдох; 2 – вернуться в и.п., выдох. 2. И.п. – о.с. 1-4 – ходьба, сгибая ноги вперед. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. 1 – руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. 4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед, коснуться правой рукой носка левой ноги, левую руку назад. 2 – выпрямиться в и.п. 5. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – правую назад; 2 – приставить правую. 6. И.п. – сед. 1 – поднять правую, хлопок руками под коленом; 2 – приставить правую. 7. И.п. – стойка руки на поясе. 1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. 8. И.п. – о.с. 1-4 – ходьба на месте.

И.п. – о.с. 1 – руки вверх, подняться на носки, вдох;2 – вернуться в и.п., выдох. И.п. – о.с. 1-4 – ходьба, сгибая ноги вперед. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. 1 – руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед, коснуться правой рукой носка левой ноги, левую руку назад. 2 – выпрямиться в и.п. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – правую назад; 2 – приставить правую. И.п. – сед. 1 – поднять правую, хлопок руками под коленом; 2 – приставить правую. И.п. – стойка руки на поясе. 1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. И.п. – о.с. 1-4 – ходьба на месте.

И. п. Упор присев. Прыжком чередовать переход из упора присев в упор лежа и наоборот. И. п. Основная стойка. Чередовать переход из основной стойки в упор лежа через упор присев и наоборот. И. п. Основная стойка. Чередовать переход из основной стойки в упор лежа через упор присев с возвращением в исходное положение прыжком из упора присев.

Алексей Геннадьевич Чистяков МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 107», г. Челябинск Должность: учитель физической культуры Пятьдесят комплексов общеразвивающих упражнений в графическом изображении http://festival.1september.ru/articles/314380/

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-155457

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Конкурс «Учитель года России» с 2022 года будет проходить в формате телешоу

Время чтения: 1 минута

Разработчики ЕГЭ проведут онлайн-консультации в октябре

Время чтения: 1 минута

Путин назвал уровень доходов преподавателей одним из социальных приоритетов

Время чтения: 1 минута

В ведущих вузах наблюдается отток талантливых студентов за рубеж

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Правила записи гимнастических упражнений

Существуют три формы записи ОРУ:

1. Обобщенная запись.

2. Конкретная терминологическая запись.

3. Графическая запись.

Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только их названия, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движения по счетам. Например: “Наклоны вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания — разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.

Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспектов. Она подразумевает точную запись упражнений по счетам.

Например:

И.п. – основная стойка

1 — наклон вперед прогнувшись, руки за голову;

2 — присед, руки вперед;

3 — наклон вперед, коснуться руками пола;

Графическая запись используется для наглядности и быстроты либо как иллюстрация к терминологической, либо взамен ее. Она предусматривает изображение движений каждого счета схемой-рисунком.

При записи комплексов упражнений принято обозначать название комплекса, например “Комплекс ОРУ с набивным мячом”, давать порядковый номер упражнения и его терминологическую или графическую запись. При записи комплексов по форме конспекта урока даются соответствующие каждому упражнению записи в графах “содержание”, “дозировка” и “методические приемы”, например:

Содержание Дозировка Методические приёмы
I II И.П.- о.с 1-2 – встать на носки, дугами наружу руки вверх 3-4. – и.п. И.п. – стойка на руки а пояс 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны 2 – упор присев 3 — упор сидя 4 и.п. и так далее 8 раз 10 раз Совмещенное объяснение и показ. Темп подсчёта медленный. Дать указание о вдохе и выдохе. Показ. Повернуть группу на пол-оборота. Постепенно увеличивать темп подсчёта

Запись ОРУ в соответствии с устоявшимися правилами дает следующие преимущества:

1. Компактность записи.

2. Облегчение взаимопонимания специалистов.

Однако следует учитывать, что при объяснении упражнений в ходе работы с неспециалистами злоупотреблять терминологией неуме­стно. Для достижения взаимопонимания можно использовать дополнительные пояснения, адаптировать специальную терминологию к уровню восприятия учащихся.

Запись общеразвивающих упражнений.

При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не даётся названия, то его заголовком является эта римская цифра.

В этой же строчке записывается и. п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия.

Например:

IV. И. п. — стойка, руки вверх (рис. 8):

1 — присед, руки вперед;

2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями пола;

3 — присед, руки в стороны;

4 — встать, руки вверх.

Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком всех общеразвивающих упражнений.

Запись упражнения на каждый счет может начинаться, как в приведенном примере, со строчной буквы после тире.

Другой вариант — запись с большой (прописной) буквы после точки, например:

IV. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс (рис. 9).

1 — поворот туловища направо, руки в стороны;

2 — поворот в и. п., руки на пояс;

3-4 — то же в другую сторону.

В последней строчке примера показано, как можно сократить запись упражнения, если вторая его половина выполняется симметрично первой. Еще больше сокращается запись общеразвивающего упражнения, составленного на 8 счетов, например:

5-8 — то же с другой ноги.

Рис. 8 Рис.9

Объединить можно также запись нескольких одинаковых движений, например: 2—3—два пружинящих наклона вперед.

Объединить можно и запись одного движения, длящегося более чем один счет, например:

1-2 — встать на носки, руки вверх.

При записи общеразвивающих упражнений указывают только изменяемые положения звеньев. При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения. Рассмотрим пример.

Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самым распространенным является стойка. Этот термин означает стойку на ногах, на всей стопе. Наиболее простая из стоек — основная, записываемая обычно о. с. Другие стойки являются основными: стойка, руки вверх, стойка, ноги врозь, руки на пояс и т.д. Стойка, выполняемая не на прямых ногах, называется полуприседом (рис. 10), или приседом. Если основной опорой является не стопа, то условия опоры оговариваются, например: стойка на носках, на лопатках, на коленях (рис. 11), на правом колене (рис. 12), на руках (рис. 13), на голове (рис. 14).

Рис.10 Рис.11 Рис.12 Рис.13 Рис.14

Исходными положениями могут быть также седы, упоры, положения лежа. Сед, или положение сидя без дополнительной опоры, имеет три основные разновидности: сед, сед ноги врозь, сед на пятках (рис. 15). Наличие существенной опоры руками дает основание определять такое положение, как упор сидя (рис. 16), упор сидя углом (рис. 17) и т.п.

Рис. 15 Рис. 16 Рис. 17

Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. К смешанным упорам, кроме упоров сидя, относятся упор присев, упор лежа, упор лежа сзади на предплечьях (рис. 18), упор стоя на коленях (рис. 19), упор стоя согнувшись (рис. 20). В простых упорах опора выполняется только руками — двумя или одной, например: упор углом (рис. 21), упор углом вне (рис. 22), горизонтальный упор (рис. 21), горизонтальный упор на локте (рис. 23).

Не сходя с места, можно принимать более высокие или низкие и.п. В последнем случае используются команды: присесть! сесть! лечь! полуприсед принять! наклониться вперед! Для перехода в стойку из стойки на носках дается команда: опуститься! или: опуститься на всю стопу! Переход из более низких положений в стойку или стойку на носках выполняется соответственно по команде: встать! (или: встать на носки!).

Перемещение вперед, назад, в сторону может выполняться шагом, перестановкой рук, толчком ног, прыжком, выпадом. Последний термин означает не только движение, но и принимаемое в результате положение: выпад правой, выпад правой назад (рис. 24), выпад левой вправо и т.д. Для одноименных выпадов вставляемая нога не указывается, например: выпад вправо, руки “стороны (рис. 25), выпад влево.

Рис. 24 Рис. 25 Рис. 26 Рис. 27

Наклон может выполняться не только из стойки, но и из седа например: сед ноги врозь с наклоном, руки за голову (рис. 26) сед с наклоном. Последний называют иногда седом согнувшись. В сочетании с выпадом наклон в одноименную сторону описывается дополнительным термином, например: наклонный выпад вправо, руки вверх (рис. 27).

Повороты вокруг продольной оси тела записываются словами без цифр, если они выполняются на 45º, 90º, 180º соответственно как полповорота,поворот (направо или налево), поворот кругом (налево — если не указано обратное). В остальных случаях необходимо указывать сторону и величину поворота, например на 135º, направо кругом.

Запись акробатических упражнений.

Акробатические упражнения состоят из статических и динами­ческих элементов.

Основными статическими элементами являются стойки, упо­ры, равновесия, мосты и шпагаты. К стойкам относятся перевернутые вертикальные положения (вниз головой) — стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на предплечьях, стойка на руках. Сложными акробатическими элементами являются простые упоры. Равновесия выполняются на одной ноге с наклоном: равновесие на левой (рис. 28), заднее равновесие (с наклоном назад), боковое равно­весие и т.д.

Акробатический мост выполняется с опорой на обе руки и ноги (рис. 29), его разновидности: мост на левой ноге (рис. 30), мост на правой ноге и левой руке и т. п. Шпагат, или прямой шпагат (рис. 31), часто неправильно называют поперечным, ибо ось предельно разведенных ног параллельна, а не поперечна оси плеч. В других шпагатах указывается нога, находящаяся спереди: шпагат правой (рис. 32), шпагат левой.

Рис. 28 Рис. 29 Рис. 30

Рис. 31 Рис. 32

Запись упражнений на гимнастических снарядах.

Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.

В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 33), упор на предплечьях (рис. 34), упор ноги врозь правой (рис. 35) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис. 36), упор руки в стороны на кольцах (крест) (рис. 37).

Рис. 33 Рис. 34 Рис. 35 Рис. 36 Рис. 37

В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (рис. 38), вис прогнувшись (рис. 39), вис согнувшись (рис. 40).

Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев (рис. 41), вис лежа (рис. 42), упор лежа ноги врозь (рис. 43), упор стоя (рис. 44).

Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается).

Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху.

Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре (рис. 45), стойка на плечах (рис. 46).

В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 47), упор сзади (рис. 48). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные термины.

Рис. 45 Рис. 46 Рис. 47 Рис. 48

Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, записываются по правилам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использованием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамейке имеет и свои особенности.

Относительно скамейки гимнаст может располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки — лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относительно стенки или скамейки используются все указанные термины, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положение (поперек или продольно) по правилам сокращения не указывается.

Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в общеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек (рис. 49, а, б), упор лежа на скамейке продольно (рис. 50), упор лежа на скамейке поперек (рис. 51). Иногда положение относительно скамейки можно определить и без специального указания на это, например: стойка на левой, правую вперед на скамейку (рис. 52), упор лежа, ноги на скамейке (рис. 53).

В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя сзади на третьей рейке снизу (рис. 54), вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой — сверху над головой (рис. 55), вис стоя лицом к стенке, хват на уровне плеч (рис. 56).

Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и запи­сывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди (рис. 57), стоя правым боком, левую вперед на носок, хват на уровне плеча, левую руку на пояс

(рис. 58), полуприсед спиной к стенке, хват снизу на уровне пояса (рис. 59), вис стоя углом-книзу (рис. 60). Если упор на стенку выраженный, то это упор стоя (рис. 61).

И. п., в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, например: стойка спиной к стенке, касаясь (рис. 62), стойка лицом на шаг от стенки (рис. 63), стойка правым боком, правую в сторону на рейку (рис. 64).

Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное положение партнеров записывается так же, как и относительно стенки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу (рис. 65), сед спиной друг к другу с захватом под локти (рис. 66).

Для выполнения несимметричных парных упражнений зани­мающихся рассчитывают по двое, при этом записывается поло­жение каждого партнера. Например, и. п.: 1-е — вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е — захватить голени партнера (рис. 67). Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата запи­сывается, если возможны его варианты. Например, и. п.: 1-е — лежа на животе, руки вверх, 2-е — захват рук партнера изнутри выше локтей (рис. 68).

Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль (рис. 69):

1-2 — дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх;

3-4 — то же в обратном направлении.

При необходимости записываются действия обоих партнеров, например:

И. п.: 1-е — упор лежа на согнутых руках, 2-е — захватить голе­ни партнера (рис. 69, а);

1-2: 1-е — разогнуть руки, 2-е — выпрямиться (рис. 92, б);

3-4: 1-е — согнуть руки, 2-е — наклониться, опустить ноги партнера на пол (рис. 69, а).

Список литературы и интернет-источников:

1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.И. Шлемина, А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.

2. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144с.

3. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. – М.: ФИС, 1985. – 368с.

4. Габриелова Е.В. О хореографической подготовке в гимнастике // Гимнастика. – Вып.1,1975. – с.30-35.

5. Гимнастическое многоборье: Женские виды./ Под ред. Гавердовского Ю.К. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – с.326-331

6. Лисовская Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1976. – 186с.

7. Спортивная акробатика: Уч. для ин-тов ф.к. – под. Ред В.П.Коркина – М.: ФИС,1981. – с.208-214.

8. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К.Гавердовского и В.М.Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – с.140-141.

9. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.К.Гавердовского и В.М.Смолевского. – Киев, 1999. – с.270-283.

10. Художественная гимнастика: уч. для ин-тов ф.к./Под ред. Т.С.Лисицкой. – М.: Фис, 1982. – 233с.

11. Шилина И.А. Хореография в спорте. — Ростов н/д: «Феникс», 2004. – 224с.

12. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики. Учебно-методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 2006

13. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.

Источник

Читайте также:  Когда медитация не помогает
Оцените статью