Самостоятельные тренировки вин чунь

116 Движений Вин Чун Ип Мана

«История деревянного манекена уходит к временам храма Сил Лим (Шаолинь), к тому времени, когда на храм напали маньчжуры, которые его сожгли. В храме был коридор, в котором были установлены 108 деревянных манекенов. Ученики, которые подвергались испытанию, должны были двигаться по этому коридору и демонстрировать определённые техники на каждом манекене за строго определённое время, которое отмерялось горящей свечой. Манекены были устроены таким образом, что ученик должен был показать 108 позиций рук и ног прежде, чем он достигал конца коридора. Каждый очередной манекен имитировал нового противника. Когда храм был сожжён, большинство знаний относительно установки и конструкции манекенов было утрачено».

Ип Ман

  • Мастер Вин Чун.
  • Популяризовал Вин Чун в Гонконге, обучив около 1000 человек.
  • Усовершенствовал деревянный манекен до подвижной навесной конструкции.
  • Легендарный ученик — Брюс Ли.

Техника Вин Чун передавалась только немногим, тщательно отобранным ученикам. Одним из них был Ип Ман. С юных лет он начал изучать систему Вин Чун, а в последствии стал Мастером боевых искусств. Ип Ман — один из немногих, изучивших подлинную систему Вин Чун. Он стал выдающимся Мастером этого стиля, гением в современном мире боевых искусств. Помимо создания китайского кунг-фу и способствованию его развития во многих странах мира, он воспитал множество учеников. В пожилом возрасте, за несколько лет до смерти, когда Мастер Ип Ман «закрыл свою дверь» (прекратил обучение учеников), он решил заснять на пленку всю серию техники деревянного манекена, чтобы показать правильный способ ее исполнения. Цикл фотографий техники деревянного манекена был не полон, так как Мастер Ип Ман предназначал их для узкого круга последователей стиля.

Читайте также:  Фотки для йоги для двоих человек

В молодости Ип Мана приемы с манекеном содержали 140 движений, разделенных на 10 частей для практических целей. Позже Мастер Ип Ман переехал в Гонконг, открыл школу и начал обучать учеников (до этого Вин Чун кунг-фу был секретным стилем кунг-фу). Он решил, что техника деревянного манекена слишком громоздка и сложна, поэтому сократил ее до 108 движений и в конце концов, экспериментируя годами, перестроил комплекс в 116 движений.

Фотографии техники деревянного манекена разошлись по свету и она уже не является тайной.

Бесконечная Практика

116 движений мастера Ип Мана — это базовый комплекс работы на деренвянном манекене в системе Вин Чун. Мастер Ип Ман сократил комплекс движений из 140 до 108, затем остановился на 116 движений. Этот комплекс работы он получил от своего третьего учителя Леун Бика. Леунг Бик от своего учителя Леун Цзана. На этом отрывки истории о технике заканчиваются. Бытует мнение, что деревянный манекен был создан между 1830 и 1850 г. в школе Мастера Ленг Цзана, однако этот фактор опровергли, когда нашли доказательства существования деревянного манекена у Нгу Мэй (основатель Вин Чун) в горах. Деревянный манекен был создан за долго до основания Вин Чун в монастыре Сил Лим.

Стиль — это шаблон, а шаблон — это ограничения. Каждый человек уникален и его боевое искусство уникально. Рассмотрите форму мастера Ип Иана, как один из возможных комплексов работы.

СЕКЦИЯ 1

Начинается комплекс из левой предбоевой стойки. Боевые стойки:

  • Рука захватывающая шею
  • Правый Бон Сао
  • Правый и левый Тан Сао + Обманчивая ладонь
  • Высокий и Низкий Ган Сао
  • Квун Сао

Акцент делается на работу ног. Изображения движения Изображения элемента Применение
Ицзи Ким Ен Ма
Левостороння фронтальная позиция
Лап Сао
Правый Бон Сао
Правый Тан Сао + Левый Вун Джун
Гуэнь Сау с поворотом на право
Квун Сао — Блок Тан Сао + Нижний Бон Сао
Левый Тан Сао + Правый Вун Джун
Гуэнь Сау с поворотом на лево
Правый Кау Сао + Левый Ток Сао
Левый Джут Сао + Правый Вун Джун(Ян Джун)

СЕКЦИЯ 2

Десять движений, начинающихся из правой предбоевой стойки.

Источник

Боевые (внешние) секреты Вин Чунь

В интернете масса видеороликов, в которых одни представители Вин Чунь одерживают победы, а другие терпят сокрушительное поражение. Поэтому правильно проанализировать Вин Чунь было бы очень интересным.

Итак, какая главная концепция стиля? Мастера Вин Чунь часто главной концепцией называют вертикальную линию человеческого тела (ось симметрии). Суть концепции сводится к тому, чтобы от своей центральной линии атаковать центральную линию противника.

Но мы пойдем немного другим путем. Сразу хочу обратить очередной раз внимание на наш подход к решению задачи. Нам не важны точные исторические факты, не важны точные технические элементы, тем более, что вариантов Вин Чунь довольно много. Мы будем рассматривать задачу таким образом, как если бы Вы сейчас сами пытались создать подобный стиль. Нам важно понять концепцию, логику и теоретическую эволюцию стиля.

Первый прием Вин Чунь

Начнем с того, что стиль основан шаолиньской монахиней. Что это значит? Если в Шаолине действительно проводились поединки, то велика вероятность, что женщине пришлось сражаться против мужчин. И что делать, если противник окажется более мощным? Отступать назад смысла нет, атакующий рано или поздно просто задавит. Сражаться «лоб в лоб», обмениваясь ударами, тоже не вариант. В бою более мощный противник победит хотя бы даже за счет выносливости.

Остается только два варианта – уйти с острия атаки в сторону или броситься навстречу, прижимаясь к противнику и контратакуя с близкой дистанции. Но с другой стороны, можно и совместить. Ведь лучшим моментом для контратаки будет сама атака нападающего. В этот момент он не готов защищаться. Поэтому основной акцент должен быть сделан не на жесткое блокирование ударов, которое заберет много сил, так нужных для атаки. Выгоднее всего, как бы пропустить удар атакующего через себя так, чтобы он только скользнул по телу, и в этот момент сразу же нанести ответный удар.

Вот и получился первый элемент техники – уход в сторону с контратакующим ударом. Более конкретно так. Противник атакует правой рукой в верхний или средний уровень защищающегося. Защищающийся переносит вес тала на левую ногу и поворачивает его так, чтобы левое плечо было к противнику, а правое от него. При этом левой рукой он блоком снаружи вовнутрь несильно «отодвигает» руку атакующего от себя.

Блок в комбинации с уклоном тела позволяют компенсировать скорость атакующего удара, не позволяют ему успеть поразить цель, и он проскальзывает мимо. В это время наносится встречный удар.

Каким должен быть встречный удар? На самом деле вариантов и много и мало одновременно. Мало потому, что дорога каждая секунда, фактор времени существенно сокращает варианты контратаки. Быстрее всего атаковать левой рукой, потому что она ближе к противнику. Но ей не хватает разгона для сильного удара, плюс ко всему она может быть еще занята рукой противника. Правая рука находится от противника дальше, удар у нее может быть сильнее, а учитывая возможность вращения тела правым плечом к противнику, удар может быть достаточно сильным. В Вин Чунь выбрали некий средний вариант – удар правой рукой, но без особого поворота плеч. Основная идея заключалась в скорости, левая рука еще парирует удар, а правая уже атакует встречным ударом не ожидая поворота тела.

В такой ситуации наиболее оптимальным является удар с вертикальным положением кулака – «вертикальный» удар. Именно при таком положении кулака можно бить правой рукой в левую сторону, не поворачивая тела. Если кулак сделать горизонтальным, то грудные мышцы будут мешать бить влево.

Однако, не смотря на скорость, такой удар будет слаб. Вертикальные удары от грудной клетки сами по себе слабы. И здесь бессмысленно говорить, что есть мастера, которые таким ударом могут горы свернуть… Не в этом дело. В принципе любой, даже самый неправильный и неудобный удар можно довести до некого совершенства упорными тренировками. Но если это же время и силы потратить на отработку заведомо мощных ударов, то и результат окажется намного выше.

Вертикальный удар от груди в Вин Чунь слаб по законам физики и механики. Удар короткий, дистанции для разгона кулака нет, в ВинЧунь вес тела в удар не вкладывают (не наклоняются вперед при ударе). Немного отвлекаясь, стоит заметить, что вертикальные удары в старые времена были в моде. Это можно увидеть и в различных стилях у шу, в старой технике французского савата. В Японии преподают стиль Шоринджи кемпо, название которого можно перевести как шаолинськое кулачное искусство. Это стиль как раз построен на вертикальных ударах. Не удивительно, что и Вин Чунь активно использует вертикальный удар.

В вертикальном ударе легче контролировать силу, контакт с мишенью, он наименее травмоопасен. Но его тяжело сделать по-настоящему опасным и нокаутирующим. Поэтому очень важно выбрать область поражения, где вертикальный удар может себя хорошо проявить.

Одной из таких областей поражения являются зубы, нос, точка под носом. Точка под носом – болевая точка, если в нее хорошо попасть, то противник может и вырубиться. Удар в кончик носа вызывает болевой шок, а при очень сильном ударе (и особо направленном) способен привести даже к летальному исходу. Удар в зубы – очень шокирует, человек в стрессе, что его важная часть ломается и выходит из строя.

Если при вертикальном ударе направить фалангу кулака среднего пальца в точку под носом, тогда фаланга указательного придется в кончик носа, а остальная часть кулака зацепит зубы. В динамике боя при нарушении точности этого удара все равно хотя бы две болевые части из трех пострадают (или нос или зубы, плюс точка под носом).

В результате такой удар, если и не вырубит нападающего, то на какой-то миг повергнет его в шок, собьет наступательный пыл. Откроется дверь для собственной атаки.

Чтобы не усложнять анализ, на этом и закончим рассмотрение первого приема, который стал основой концепции Вин Чунь.

Второй прием Вин Чунь

Теперь перейдем ко второму концептуальному приему. Первый прием можно охарактеризовать как ловушку, засаду, в которую угодил противник. Но чтобы он туда попал, его надо заманить. То есть надо создать ситуацию, при которой противник броситься в атаку, а не будет прощупывать оборону, пытаясь расшатать защиту.

Боевых стоек в боевых искусствах великое множество. Но условно все можно разделить на два класса? Фронтальные и боковые. Фронтальная – Вы стоите к противнику лицом к лицу, как обычно стоите рядом с человеком, с которым общаетесь. То есть ноги находятся на линии, перпендикулярной направлению на противника, линия плеч тоже. Что называется фотография в фаз.

В этой стойке Вы представляете из себя идеальную мишень. Противник может атаковать как прямо (в лоб), так и с флангов (боковые удары). Вы стоите к нему максимальной площадью тела, и это все решает. Отойти назад сложно: надо и шаг назад делать, и тело вбок поворачивать.

В боковой стойке, когда Вы стоите боком к противнику, все противоположно. Площадь тела, видимая противнику, минимальна, всегда легко отскочить назад.

Каков вывод? Если мы хотим спровоцировать противника, нужна фронтальная стойка. Надо показать: «Вот он я, не защищен, нападай!» Как только противник бросается в атаку (прямыми ударами), боец Вин Чунь переносит вес тела на какую-то ногу, смещает верхнюю часть тела в ту же сторону, выставляет в блоке руку (с той же стороны), таким образом компенсируя атаку. И практически мгновенно, одновременно наносит встречный удар противоположной рукой. Вот Вам и первый прием.

И тут появился важный нюанс. Первый прием основан на защите. А защита сама по себе крайне опасная вещь. В шахматах есть такое понятие «белые начинают и выигрывают», то есть, кто первый напал, тот и победил. В рукопашном бою уметь защищаться – высшее искусство и мастерство. Для этого нужна нужна реакция и подвижность выше, чем у противника. А достичь этого, ой, как непросто. Поэтому первый прием Вин Чунь – это удел больших мастеров и храбрецов, хотя, конечно, он позволяет поймать атакующего в ловушку.

И вот здесь появляется второй интересный нюанс стиля: «заманивающая» фронтальная стойка Вин Чунь открывает второй прием. Его можно охарактеризовать так: «А зачем противнику позволять развивать и наращивать свою атаку?» Действительно, что мешает пресечь атаку в самом зародыше?

Итак, боец Вин Чунь стоит во фронтальной стойке, «приглашая» нападающего. Тот бросается в атаку… А вот дальше происходит интересное: боец Вин Чунь, не меняя стойки и положения тела наносит удар ногой (типа мае гери в каратэ) в область паха или низа живота нападающего. Это очень важный момент. Вы можете бегать, прыгать, ходить, перешагивать, уклоняться и т.п. Но при любых движениях тела меньше всего смещается низ живота. Исключение составляют только кувырки и сальто. То есть, как бы противник не пытался атаковать Вас, делая бросок вперед, его низ живота будет двигаться меньше всего, и представляет очень удобную мишень. Тем более, что если в него попасть, то все перемещения окажутся нейтрализованы.

После такого контратакующего, встречного, останавливающего удара ногой следует атака рук. Надо заметить, что удар ногой короткий, быстрый, точный. У него нет задачи вырубить атакующего. Цель – остановить атаку и сбить ее направленность. После этого вступают в дело руки.

Что делают руки? Основным ударом (волей неволей, каким-то провидением, еще чем-то) оказался вертикальный удар, причем удар короткий. Это все тот же удар, о котором мы говорили выше. И потому нога, которая наносит встречный удар не возвращается назад, а встает на землю как можно ближе к противнику.

Противник, в свою очередь, тоже «не спит». Он собирался атаковать руками, и руки у него, что называется, «заряжены». «Споткнувшись» о встречный удар ногой, он в состоянии продолжать действовать руками.

А потому, когда боец Вин Чунь попытается контратаковать руками, он может наткнуться на сопротивление рук противника. Может получиться ситуация по принципу «кулак в кулак, зубило на зубило». Что делать? В густом лесу вы не сможете просто так продвигаться вперед – мешают ветви деревьев и кустарник. Чтобы двигаться, придется все время раздвигать руками ветви деревьев. Отсюда и прием такой. Своими руками Вы вклиниваетесь в руки противника и раздвигаете их, словно торчащие ветви дерева. Каждая рука отодвигает свою «ветвь» и тут же атакует. В Вин Чунь эту технику развили, обогатили техническими приемами. В частности, если противник пытается схватить Вашу, например, правую атакующую руку, то левая рука приходит на помощь: хватает хватающую руку соперника, помогает освободиться правой, чтобы продолжить атаку.

Эта техника также применима и в обороне. Если приходится думать о защите, то Вы можете поднять руки и вклинить их в руки атакующего противника, как минимум, мешая ему по принципу «Ветви дерева», как максимум, раздвигая руки нападающего в стороны, готовя почву для контратаки.

В конечном счете, эта техника обороны и нападения в Вин Чунь получила название «облипающие руки». Ее суть в том, чтобы приклеиться своими руками к рукам противника, одновременно не позволяя ему атаковать, и обеспечивая себе наилучшие условия для контратаки. Такая техника применима и в обороне и в атаке.

В итоге второй прием свелся к тому, чтобы встретить атакующего ударом ноги, а затем вклинится руками в его руки, «раздвинуть» их и атаковать. И здесь ничто не мешает к рукам опять подключить ногу.

Третий прием Вин Чунь

И вот теперь настало время поговорить о третьем приеме. Третий прием создается самой логикой первого и второго приемов. Первый и второй приемы сливаются в одно целое. Это система противодействия противнику от обороны. То есть, инициатива в руках атакующего, он бросается в атаку, а там уже попадает в защитные действия Вин Чунь. Эти защитные действия сводятся к тому, чтобы минимизировать траты сил и энергии на защиту, и сразу же перейти к встречной контратаке. Это к тому, чтобы еще сильнее подчеркнуть важность атакующих действий.

Есть еще второй важный момент в рассмотрении атакующих приемов Вин Чунь. Есть некие исторические факты или их интерпретация о том, что жила была девушка по имени Вин Чунь. И вроде бы к ней кто-то там приставал, претендовал или что-то вроде этого. Как я уже говорил, исторические факты не наша самоцель, все, кто захочет более детально разобраться с ними, могут обратиться к различным уважаемым специалистам, которые хорошо знают историю у шу. У нас задача несколько иная.

Итак, девушке по имени Вин Чунь понадобилась защита. Каким-то путем ее судьба пересеклась с шаолиньской монахиней, которая была основательницей стиля. Встал вопрос о том, чтобы в кратчайшее время обучить Вин Чунь методам самообороны. Вот только оборону в кратчайшее время изучить невозможно. Атакующий всегда имеет больше шансов на победу, поскольку от обороняющегося требуются уникальные способности: мгновенная реакция, более высокая физподготовка, высокое сосредоточение внимания. «Лучшая защита – это нападение», — поэтому при сокращенной быстрой подготовке выгоднее всего сосредоточить усилия на атакующих действиях.

Вот теперь можно перейти к рассмотрению атакующих приемов в Вин Чунь. Успех любой атаки зависит от способности преодолеть защиту противника и нанесении решающего удара, решающего исход сражения. Женщине довольно сложно силовым путем преодолевать защиту и поставить один нокаутирующий удар. Но можно использовать фактор неожиданности и скорость.

Вместо того, чтобы сражаться с руками противника, можно постараться неожиданно пройти между ними, сблизившись вплотную с соперником. Быстрый шаг вперед, возможно с подскоком, направленный на центральную линию противника, имеет все шансы быстро сблизиться с противником, избежав с его стороны опасных защитных и контратакующих действий. Боец Вин Чунь как бы проходит между руками противника к центральной линии его тела.

Этому также могут помочь отводящие блоки из «облипающих рук», которые разведут в сторону «ветви дерева». Дальше следует первый удар. Каким он должен быть? Да классическим, вин-чуневским, вертикальным ударом. Просто потому, что он уже был разработан и понятен. Тем более, раз уж мы сблизились с противником, то он довольно удобен, потому что удар «короткий».

Но как я уже отмечал, удар откровенно слабоват, и в Вин Чунь его наносят в область зубов, захватывая нос и точку подносом. Он не нокаутирует, но зато хорошо шокирует. Человеческая нервная система устроена таким образом, что первый пропущенный удар на мгновение вводит в ступор. И, если после него последует бешеная серия ударов, то они имеют все шансы достичь цели. Можно эти удары направить в одно место (в тот же район зубов), тогда эффект может быть потрясающим.

В итоге атака в Вин Чунь представляет из себя следующее. Если противник находится сравнительно близко, то достаточно сделать шаг ему навстречу и осыпать градом вертикальных ударов в зубы. Он может рефлекторно постараться прикрыться руками, и это открывает возможность нанести удары в другие места головы и даже по корпусу.

Если противник сравнительно далеко, то надо сделать бросок к нему длинным шагом правой ноги вперед или даже шагом с подскоком. При этом следует повернуться к нему полубоком, стремясь правым плечом войти в центральную линию тела соперника, быстро подтянув левую ногу, продолжить осыпать градом вертикальных ударов.

То есть третий прием имеет два варианта: короткий и длинный.

Учитывая разные обстоятельства, которые могут возникнуть в момент атаки, вертикальные удары получили различные вариации в виде ударов ребрами ладоней по шее, основанием ладони в челюсть, пальцами в горло и глаза. Кроме того, в них «вплели» облипающие руки, задачей которых было перехватывать и убирать с линии атаки защищающиеся руки противника.

Общая картина получилась такова. Первый прием ВинЧунь выполнить довольно сложно, по крайней мере, в полном объеме, когда уход в бок с линии атаки сочетается с одновременной контратакой. Чтобы его освоить, нужна очень хорошая реакция и чувство противника, чтобы предугадать его действия. Этот прием удел больших мастеров.

Второй прием выполнять проще, потому что не надо решать ребусы, как, и когда собирается атаковать противник. На малейшую попытку соперника сделать шаг или удар ногой следует встречный удар ногой. Затем в ход идут руки, которые пытаются переиграть противника в противостоянии. Но этот прием требует достаточной силы и скорости, а также достаточной длины рук и роста бойца, иначе нападающий просто сметет большей мощью.

Третий прием более прост, поскольку он атакующий. Особенно укороченный вариант. В нем нет необходимости готовиться к отражению атаки, обдумывая возможные варианты атаки противника, нет нужды в отличной оборонительной реакции. Боец отвечает только сам за себя, ему достаточно определить момент для своей атаки и все. Шансы на победу велики, поскольку напор из серии ударов в ближнем бою выдержать почти нереально.

Поэтому логично предположить, что шаолиньская монашенка научила Вин Чунь в первую очередь именно этому приему. Внешне слабая на вид женщина не выглядит угрожающе, позволяя агрессивно настроенному человеку приблизиться к себе. А дальше – неожиданная атака, напор и забивание. Вот и ключ к успеху.

Длинный третий прием выполнить гораздо сложнее. Он подразумевает действия на опережение, к тому же это практически лобовая атака. Поэтому он требует много чего: и силы, и скорости, и реакции, и умения пробивать, преодолевать противника.

Источник

Оцените статью