Самообразование пальчиковая гимнастика ранний возраст

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
материал

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

Скачать:

Вложение Размер
план 26.45 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы

на 2018-2019 год.

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

Воспитатель: Сабирова Е.В.

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Цель самообразования по теме: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  1. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  1. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
  1. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи

ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.

Методы и приемы работы

1.Массаж кистей рук.

2 Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

  1. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
  1. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем.

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.

Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Перспективный план на 2018-2019 учебный год

Изучение учебно-методической литературы.

Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры.

Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года»

Диагностика уровня развития мелкой моторики. Создание картотеки пальчиковых игр. Заучивание пальчиковых игр.

Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками» Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.

Анализ работы по теме самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.

Источник

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Актуальность

Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?

Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.

Цель

Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

Задачи:

  • Разработать план работы по теме «Наши пальчики играют».
  • Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
  • Оформить информационные листы для родителей.
  • Развить коммуникативные отношения.
  • Развивать координацию движений
  • Развивать речь детей 3-4лет.
  • Расширить словарный запас детей.

Средства достижения поставленных задач:

  • Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
  • Игры на занятиях;
  • Игры на прогулках;
  • Изобразительное творчество;
  • Фольклорные праздники;
  • Информационные листы для родителей;
  • Разучивание потешек;
  • Использование атрибутов к пальчиковым играм.

Ожидаемые результаты

  • Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
  • Развитие речи и пополнение словарного запаса детей
  • Развитие творческих способностей.
  • Активизация познавательных процессов ребенка.
  • Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.
  • Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
  • Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
  • Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.
  • Развитие коммуникативных отношений.
  • Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4лет.

Скачать:

Вложение Размер
2019-2020.docx 99.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

Тема по самообразованию:

«Пальчиковые игры как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Иванова Татьяна Константиновна

Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?

Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.

Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

  • Разработать план работы по теме «Наши пальчики играют».
  • Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
  • Оформить информационные листы для родителей.
  • Развить коммуникативные отношения.
  • Развивать координацию движений
  • Развивать речь детей 3-4лет.
  • Расширить словарный запас детей.

Средства достижения поставленных задач:

  • Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
  • Игры на занятиях;
  • Игры на прогулках;
  • Изобразительное творчество;
  • Фольклорные праздники;
  • Информационные листы для родителей;
  • Разучивание потешек;
  • Использование атрибутов к пальчиковым играм.
  • Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
  • Развитие речи и пополнение словарного запаса детей
  • Развитие творческих способностей.
  • Активизация познавательных процессов ребенка.
  • Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.
  • Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
  • Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
  • Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка .
  • Развитие коммуникативных отношений.
  • Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4лет.

График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми:

Разучивание игры «Дом».

Закрепление игры «Дом»

Разучивание игры « Моя семья»

Закрепление игры « Моя семья»

Разучивание игры «Ладошки»

Закрепление игры « Ладошки»

Разучивание игры « Моя ладошка»

Закрепление игры « Моя ладошка»

Разучивание игры «Пальчики»

Закрепление игры « Пальчики»

Разучивание игры «Маленькая мышка»

Закрепление игры « Маленькая мышка»

Разучивание игры « Капустка»

Закрепление игры «Капустка»

Разучивание игры « Еж»

Закрепление игры « Еж»

Разучивание игры «Поросята»

Закрепление игры «Поросята»

Разучивание игры « Приходите мыши»

Закрепление игры «Приходите мыши»

Разучивание игры « Комар»

Закрепление игры «Комар»

Разучивание игры « Червячки»

Закрепление игры « Червячки»

Разучивание игры «Черепаха»

Закрепление игры «Черепаха»

Разучивание игры « К Кате гости прибежали»

Закрепление игры « К Кате гости прибежали»

Разучивание игры «Перчатки»

Закрепление игры «Перчатки»

Разучивание игры «Котята»

Закрепление игры «Котята»

Содержание пальчиковых игр:

Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей, ( ладошки над головой)
вот с такими стенами, ( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! ( сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

(1) Моя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Моя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Моя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Моя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Моя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 — медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 — дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 — указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 — потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 — осторожно переступать пальцами обеих рук

(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот — всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот — всех красивей, и т. д.
1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 — взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 — сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца

Маленькая мышка
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
«А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой «бок», под другую щечку
Такого непослушного
Я буду щекотать!» Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку

(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
1 — лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 — нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 — легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

— Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
— Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
— А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

— лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)

(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!
(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!
1 — махать ручкой
2 — «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке
3 — сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 — гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 — пощекотать ладошку
6 — махать ручкой

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики «бегут» по столу)
Каркает:»Вот и обед»
(указательный и большой пальчики «каркают».)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

«К Кате гости прибежали»

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад, Серёжа,(большой и безымянный)
Рад, Снежана, (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик? (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука — чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение «от себя» тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
«Зачерпываем кашку из кастрюльки» левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

Я хочу построить дом,
Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
«Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний «идут» по другой руке.
Эти — любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти — тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Изучение методической литературы (в течение года)

1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.

5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).

6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).

7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).

8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука — это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи.

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений вработе является образовательная область «Социализация». одной из важных является решение задач развит.

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев .

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а.

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст.

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн.

Источник

Читайте также:  Банан перед силовыми тренировками
Оцените статью