Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица»
Елена Копайгора
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица»
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Мастер-класс
«Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассажшеи и лица»
(для воспитателей, педагогов)
Подготовила и провела
Цель: Познакомить воспитателей, педагогов с правилами выполнения «артикуляционной гимнастики», научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика- как правильно её выполнять».
Я сегодня вам покажу какие есть упражнения для языка и губ, которые подготавливают органы артикуляции к появлению того или иного звука.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь — слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево — вправомой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
На логопедических занятиях я еще с детьми занимаюсь самомассажем органов артикуляции,шеи и лица под музыку. Хочу показать вам самомассаж-лица и шеи.
Слова детей Выполняемые действия
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо своим теплом мы умываем
Все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки.
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались
Мы теперь утятки – клювики потянем
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем
А потом от носа вниз к губам стекаем
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Мы язык за губу заворачиваем,
Кулачком по губе покалачиваем
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком покалачиваем
Тянем подборок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем Растирание ладоней
Проводят ладонями по лицу сверху вниз Граблеобразные движения от середины лба к вискам
Растирание ушных раковин
Загибание ушных раковин, оттягивание их
Пальцы «перебегают» на щечки
Круговыми движениями разминаем щеки Большой и указательный палец разминают
верхнюю, а затем нижнюю губу
Вытягивание обеих губ вперед
Средние пальцы по очереди однимают,
то правый, то левый угол рта
Спиралевидные движения от носа к углам рта
Покусывание верхней и нижней губы, надуть щеки
Указательные пальцы поглаживают губы
Язык за верхней губой, стучим по нему кулачком
Язык за нижней губой, стучим по нему кулачком
Щипаем подбородок от челюсти к ушам
Поглаживание шеи всей ладонью к ключице
Я благодарю вас за внимание и вашу активность!
И думаю,что выполнение артикуляционной гимнастики не вызовет у вас трудностей, а самомассаж шеи и лица будете использовать в своей работе. с детьми.
Консультация, мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома — это весело, полезно, интересно» Давайте с вами познакомимся. Хочется познакомиться и с вами, родители. Поиграем в игру, будем передавать мячик и говорить как вас зовут,.
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Комарь Ольга Владимировна. Целью данного мастер-класса является повышение уровня.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений» МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений. Рекомендации к проведению»Учителя-логопеды.
Мастер-класс «Как правильно чистить зубы» Как правильно чистить зубы? Обычно первые зубы появляются у ребенка в 5-8 месяцев, но начинать ухаживать за ними следует еще до начала прорезывания.
Презентация «Самомассаж лица и шеи для детей с дизартрическим компонентом» Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики. Оказывает расслабляющее или тонизирующее действие на центральную нервную систему, органов.
Источник
Мастер-класс для родителей «Самомассаж языка как одно из средств укрепления мышц артикуляционного аппарата»
Светлана Брекотнина
Мастер-класс для родителей «Самомассаж языка как одно из средств укрепления мышц артикуляционного аппарата»
Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.
— раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
— познакомить родителей с приемами выполнения самомассажа языка;
— познакомить с методикой их проведения.
Оборудование: настольные зеркала для каждого родителя, разные виды артикуляционных гимнастик.
Приветствие родителей.
Уважаемые родители, сегодня мы собрались здесь, чтобы расширить знания в области логопедии. Тема мастер-класса — «Самомассаж языка – как одно из средств укрепления мышц артикуляционного аппарата».
Выполнение одних и тех же артикуляционных упражнений снижает интерес к занятиям, поэтому включение самомассажа привносит разнообразие и удерживает интерес у дошкольникв на занятиях.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком.
Цель самомассажа – стимуляция кинестетических (двигательных) ощущений мышц речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса.
Логопедический самомассаж включает самомассаж головы, лица, шеи, рук. Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Сразу после приема пищи не проводят самомассаж. Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5-7 минут. Каждое движение повторяется 4-6 раз. Проводят самомассаж и с помощью подручных материалов (ложки, ватные палочки, зубные щетки).
Показ родителям выполнения самомассажа языка перед зеркалом.
Самомассаж языка
Язычок погладим ласково губами,
А потом похлопаем бережно губами и скажем: пя-пя-пя…
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами и скажем: та-та-та…
Пожуем края язычка – левый, правый…
Язычок погладим ласково зубами
А теперь похлопаем бережно губами и скажем: пя-пя-пя…
И в конце погладим ласково губами.
Данный текст самомассажа имеется в тетради для взаимодействия с родителями, поэтому его рекомендуется выполнять каждый день с ребенком или чередовать с выполнением артикуляционной гимнастики.
Вопросы родителей после выступления учителя-логопеда.
Далее учитель-логопед рекомендует ознакомиться на просторах интернета с образовательными сайтами, где можно найти полезный обучающий материал по развитию речи дошкольника.
Спасибо родителям, что нашли время для занятия. Успехов в воспитании и развитии ваших детей.
Драматизация как одно из средств театральной деятельности ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Драматизация как одно из средств театральной деятельности» СЛАЙДЫ: Слайд № 2 Драматизация – это производное от греч. «drama».
Развитие артикуляционного аппарата у детей с ОВЗ Упражнения для челюсти Упражнения для губ Упражнения для языка Упражнение № 3.1. «Наказать непослушный язычок». Цель: выработать умение,.
Гимнастика для мышц языка. Статические упражнения для языка Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, ка-кую форму он принимает – распластан он и образует желоб.
Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц] Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц. Продолжительность.
Консультация для родителей «Игра — одно из самых важных и необходимых средств для общего развития ребёнка» Игра — одно из самых важных и необходимых средств для общего развития ребёнка. Игра — не просто времяпрепровождение, а умственная, созидательная.
Презентация «Логопедическая ритмика как одно из средств оздоровления речи» Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение.
Мастер-класс «Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников» Мастер – класс Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Цель: оказание помощи педагогам ДОУ.
Консультация для родителей «Плоскостопие — одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей» Плоскостопие! Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением.
Проект «Здоровьесберегающие технологии как фактор укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста» Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз.
Весёлая тренировка для мышц языка, губ и щёк Веселая тренировка для мышц языка, губ и щек Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать,.
Источник