Сальто делчева спортивная гимнастика

Делчев исполняет «Сальто Делчева»

Болгарский гимнаст Стоян Делчев — один из самых известных спортсменов республики. Он олимпийский чемпион в упражнениях на перекладине, обладатель бронзовой медали олимпийской чеканки за успех в личном финале многоборья, абсолютный чемпион Европы-79, неоднократный чемпион страны.

. Вильнюс, 1977 год. Дворец спорта принимает участников мужского чемпионата Европы по спортивной гимнастике. День накануне открытия. Идет разминка. Суета на помосте — привычная, милая суета: разноцветье тренировочных костюмов, последние наставления тренеров, отработка каких-то элементов комбинаций и аплодисменты немногочисленных зрителей за вдруг исполненную новинку — все то, что на чисто гимнастическом языке называется «опробованием снарядов».

Как приятно похаживать в это время у самого помоста, пока нет еще грозных и непреклонных дежурных и никто не требует специального пропуска «проход всюду», обмениваться шутливыми репликами со знакомыми тренерами и спортсменами, брать короткие интервью у знаменитостей.

Мой коллега трогает за локоть: «Слушай, я в секретариате выяснил, кто самый молодой участник первенства. Это некий Стоян Делчев из Болгарии. Давай найдем его. И переводчик не нужен. «

Когда мы подошли к перекладине, незнакомый гимнаст, выполнив изящный соскок двойное сальто, сел на стульчик и снимал кожаные накладки. Тренер, чернобровый, черноглазый, спокойно что-то объяснял.

Представились, познакомились. Тренер — Никола Николов веселый, разговорчивый, жил ожиданием радостных событий. Гимнаст — 17-летний Стоян Делчев, выпускник школы-интерната спортивного профиля из Пловдива, настороженный, молчаливый, очень стеснительный.

Николов рассказывал легко, охотно:

— Да, будем дебютировать. Знаю, что Стоян волнуется, так это же правильно. Недавно он выиграл чемпионат Болгарии, поэтому его решили послать в Вильнюс. Любимые снаряды? Перекладина и брусья. Кстати, мы подготовили один интересный элемент. Если выйдет он у Стояна, получите удовольствие.

Читайте также:  Тренировка с никитой беляевым

Делчев сильно смущался:

— Постараюсь выполнить хорошо. Очень боюсь за перекладину. Буду следить за вашими гимнастами — Владимиром Маркеловым и Александром Ткачевым. Мне есть чему поучиться.

Тут подошел Евгений Земсков, старший преподаватель Московского института физической культуры, и они с Николовым расцеловались. Земсков пояснил:

— Два года работал в Болгарии. В Пловдиве. Помогал тренерам осваивать технику сложных элементов. Скажу прямо: Делчев — явный талант. Координирован, трудолюбив, смел. Программа отличная, оригинальная. Вот силенок пока маловато. А вы видели его упражнение на перекладине? Нет? Напрасно. Ах, кое-что видели. А сальто ноги врозь с поворотом в дохват видели? Это самое интересное. Занятный элемент. Никто в мире еще не исполнял.

Заинтересованные, мы с нетерпением ждали открытия чемпионата Европы.

Блистали Маркелов и Ткачев, нравился Владимир Тихонов, рвался в лидеры Ральф Бертель из ГДР. Пятым завершил выступления в многоборье Делчев. Он обошел и Ференца Доната из Венгрии, и Эберхарда Гингера из ФРГ, и знаменитого венгра Золтана Мадьяра, и Михаэля Николаи из ГДР, и других признанных гимнастов Старого Света.

Но более всего поразила знатоков комбинация Делчева на перекладине. Это было театрализованное представление, цирковое выступление! Упражнения были настолько динамичны, ладно скроены, что, казалось, ничего прекраснее не существовало в тот момент на помосте. И вдруг «взрыв» — и зал в испуге охнул. А это не взрыв, просто впечатление разорвавшейся бомбы произвел неведомый трюк Стояна Делчева — так неожидан, рисковая и изумительно красив он был. Все подумали: гимнаст сорвался и летит, буравя воздух, вниз, на синие маты. И сердце сжалось от жалости к спортсмену: какая неудача!? А он, совершив сальто с поворотом, кончиками пальцев успел схватиться за гриф перекладины и снова взмыл над стальной пружиной. После «ох!» последовала буря аплодисментов. И соскок. Побледневшие судьи торопливо открывали книжечки с цифрами «9,9».

То же самое повторилось и в финале отдельных видов многоборья. Все пять комплектов наград уже «разобраны». Осталась только перекладина. И снова стройный Стоян Делчев получает в этом виде высшие оценки, «отбирая» золотую медаль у признанных мастеров Ткачева и Маркелова.

Все убедились, что на международном помосте появился новый виртуоз высочайшего класса.

На следующий год Делчев держал важный экзамен на мировом первенстве. Оно проходило во французском городе Страсбурге. Тот турнир был памятен Николаю Андрианову: он, герой Монреаля, вновь победил всех гимнастов мира. А «бронзу» выиграл юный Александр Дитятин.

Делчев проявил характер. Дебютант мирового помоста смело шел в горячий бой за лидерство, его восьмое место в многоборье специалисты расценили как принципиальный успех болгарской школы гимнастики.

Тогда Никола Николов говорил, что Стояну нужно доказать многоборность своей подготовки, показать, что у него нет отстающих видов. С каждым сезоном комбинации усложнялись, модернизировались, времени на шлифовку было маловато.

В последний день мирового чемпионата болгарский гимнаст продемонстрировал высокое мастерство. Заняв пятое место в вольных упражнениях, где исполнил двойное сальто, двойной винт и «лунное сальто», Стоян затем выиграл бронзовую награду в упражнениях на коне.

Вот радости у них было — у тренера и ученика. Первая награда страны за многие годы! Но этим все не закончилось. Под самый занавес турнира Делчев завоевал медаль такого же достоинства и на перекладине. Причем свой «фирменный» элемент «сальто Делчева» (а именно под таким названием оригинальный трюк вошел в мировую классификацию) гимнаст исполнил дважды, что можно расценивать как своеобразный рекорд.

Как же родилось это удивительно эффектное «сальто Делчева»? Стоян рассказывал, что этот элемент придумал женский тренер Милен Миленков для своей ученицы на брусьях. Но дело почему-то не пошло, а Николов заинтересовался. И стали они эту новинку сначала разрабатывать теоретически, а затем практически — с помощью лонжи и мягкой поролоновой ямы. Сколько Стоян падал с высоты в эту яму — не счесть! Зато обогатил мировую гимнастику еще одним красивым не известным доселе элементом.

Никола Николов никогда не скрывал, что разбираться в технике и составлять современные комбинации его научил советский друг Евгений Земсков. Сам Николов был хорошим гимнастом и выступал на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Именно в 1972 году он решил покинуть помост и начал работать тренером в пловдивской школе. Встретились они — Стоян и Никола — в тот же год, осенью. Оба были «новичками»: Делчев — в гимнастике, Николов — в спортивной педагогике.

Тренировки полностью захватили мальчишку. Он был, кажется, самым слабым в группе Николова, стеснялся, что не может толком подтянуться на перекладине, зато висеть, зацепившись за гриф, раскачиваться, пытаться выполнять несложные повороты Стоян мог сколько угодно. Так пришла любовь к этому снаряду, зародилась любовь к гимнастике в целом.

Мужал гимнаст, крепла и спортивная школа. Появлялись новые снаряды, тренажеры, без которых теперь немыслимы тренировки. Еще на Олимпиаде-72 будущий тренер Николов начал записывать комбинации сильнейших гимнастов. Он пытался угадать современное направление развития гимнастики, поскольку видел, что его собственные упражнения отстали от «моды».

И в первые же годы работы с Делчевым и другими ребятами из Пловдива Никола Николов старался заглянуть в будущее, думая о перспективах, о предстоящих турнирах. Делчев настолько опередил своих сверстников, что его, 16-летнего, решили послать в составе команды на Олимпиаду-76 в Монреаль. Николов потом жалел об этом необдуманном шаге, ибо юный организм не справился с серьезными нагрузками и выступление Стояна прошло абсолютно незамеченным.

Но, как ни странно, на самого гимнаста неудача на Олимпиаде не подействовала удручающе. Вернувшись из Монреаля, он как ни в чем не бывало возобновил тренировки в зале. «Крепкие нервы у парня», — с удовольствием отметил Николов.

. Майский чемпионат Европы 1979 года. Эссен, ФРГ.

Впервые в истории подобных турниров звание абсолютного победителя завоевал гимнаст, которому не исполнилось и двадцати. Кто же он? Стоян Делчев! Из робкого дебютанта вильнюсского помоста он превратился в стойкого турнирного бойца. Болгария гордилась своим первым чемпионом континента.

Делчев выдержал острейшую конкуренцию со стороны Александра Ткачева, которого считал своим кумиром («у него самые сложные упражнения и великолепная техника»), Александра Дитятина, который к тому времени зарекомендовал себя на многих крупных турнирах, юного мастера Богдана Макуца, в итоге разделившего второе место в многоборье с Ткачевым. Сражались за победу и Эберхард Гингер, который мечтал у себя в стране наконец-то добыть высшую награду, и гимнасты ГДР Ральф Бертель и Лутц Мак, и Анри Боэрье из Франции. Но Делчев оказался лучше всех!

Он снова блеснул на перекладине, хорошо выступил в вольных упражнениях и даже на кольцах, где раньше частенько получал не очень высокие оценки. Да, он стал многоборцем, истинным многоборцем!

Стоян, единственный из всех участников первенства, удостоился права выступить во всех шести финалах в розыгрыше наград на снарядах. Завоевал «золото» в вольных упражнениях, «серебро» — на перекладине, «бронзу» — в опорном прыжке. Богатый урожай!

А сезон продолжался. Июнь 1979 года. Кубок мира в Токио. Делчев снова в числе лучших: он занял третье место, уступив победителю Александру Дитятину всего 0,15 балла и отстав от второго призера Сигеру Касамацу — на пять сотых. С тем же Касамацу, который был абсолютным чемпионом мира 1974 года, Делчев поделил первенство в вольных упражнениях.

Делчев, капитан болгарской сборной, серьезно готовился к мировому чемпионату-79, который проходил в американском городе Форт-Уэрте. И готовился именно как капитан, как вожак своих товарищей. От выступления команды зависело, быть ли сборной Болгарии на олимпийском помосте в Москве. Для этого надо было войти в число двенадцати.

Он отдал все силы в конце этого трудного, длинного сезона. Выше восьмого места не поднялся, но был счастлив, что сумел помочь команде занять девятую строчку итогового протокола. Это означало: болгарские гимнасты поедут в Москву олимпийскую!

Делчев неоднократно говорил, что Олимпиада в Москве была для него мечтой, главной целью гимнастической карьеры. Отслужив в рядах Болгарской Народной армии и поступив в Высший институт физической культуры, 21-летний спортсмен находился в расцвете сил. Пик формы тоже пришелся на сроки, в которые проводился олимпийский гимнастический турнир.

Какой накал, какие страсти бушевали на помосте лужниковского Дворца спорта!

Бесспорными лидерами были два гимнаста — Александр Дитятин и Николай Андрианов. Но буквально по пятам их преследовали Александр Ткачев и Стоян Делчев. И это было одним из самых удивительных, запоминающихся зрелищ в истории мировой гимнастики.

Два дня соревнований, когда решался вопрос о победителе в командном первенстве, определили и 36 самых достойных для выступления в финале. Перед финалом многоборья Делчев шел на третьем месте, опережая Ткачева всего на 0,05 балла. Вот это напряжение, вот истинно олимпийская борьба!

В финале Делчев проявил себя стойким борцом. Он блестяще начал финал с опорного прыжка — 9,9. Но после второго снаряда Ткачев нагнал Стояна. А на третьем виде болгарин опять вышел вперед, показав класс на перекладине: порхал в воздухе, как птица. 9,95 — такова оценка великолепного гимнаста. На кольцах Делчев был просто безупречен — высшая оценка 10 баллов!

И только в последнем виде решилось, кому достанется бронзовая олимпийская медаль. Ткачев не выдержал напряжения борьбы и допустил ошибку в вольных упражнениях — всего 9,55. А болгарский гимнаст отработал просто здорово — 9,9. Третье место — за ним!

На следующий день Делчев принес своей стране первую золотую олимпийскую награду в гимнастике. Он стал лучшим исполнителем упражнений на перекладине.

Потом Делчев говорил, что эта медаль досталась ему в очень трудной борьбе. Тогда, на Олимпиаде, он попал в финал и на брусья. Однако не справился с «вертушкой Диомидова», сорвался и не попал даже в призеры. Настроение упало. А надо было собраться, разозлиться, чтобы не допустить ошибок на перекладине.

. Возвращение в родной Пловдив. Поздравления, цветы, торжественные встречи с жителями древнего города. Не закружится ли голова от успеха?

Никола Николов смеется: «Стоян не смог выдержать и двух дней без тренировки. Сам прибежал в зал. У него вообще очень сильно развито чувство ответственности. И думал уже о предстоящем Кубке мира».

Делчева приглашали переехать в Софию, но он наотрез отказался: «Не могу без Пловдива, здесь моя родина».

В 1981 году в выступлениях Делчева наметился спад. Ле успел залечить травму и принял участие в чемпионате мира в Москве (из-за этого не сумел выступать на чемпионате Европы). 17-е место на мировом первенстве — это, конечно, обидно. Но у кого не бывает неудач?

. Вот он идет в свой зал. Знает, что впереди напряженная тренировка. Надо вновь отшлифовывать новую обязательную программу, разучивать новый соскок на брусьях. Но он видит в зале мальчишек, которые ждут его, и Стоян идет к ним, с увлечением обучая азам гимнастики. Он сам признается, что чувствует в себе тренерскую жилку. Вот и хорошо: без любви к избранному делу хорошим наставником не станешь.

Будут у Стояна Делчева еще удачи, награды. У этого обаятельного, славного парня, настоящего сына болгарского народа!

Источник

Перелёты махом назад – как гимнасты учились летать

Какой самый первый тип перелётов выполнили гимнасты? Конечно же самым первым типом перелётов был перелёт углом или «предножка». Уже в 1938 году все гимнасты владели этим движением.

Данный перелёт в настоящее время имеет не высокую группу «В». Но именно с него и началась полётная гимнастика на перекладине.

Перелёт углом характерен тем, что поворот на 180 выполняется в противотемп, что достаточно непросто по своей структуре. Но минусом предножки является то, что после того, как гимнаст берётся руками за гриф, весь импульс маха обрывается. После него практически невозможно войти в большой оборот и происходит как бы «обрыв» в выполнении комбинации.

До середины 60-х годов гимнасты ничего нового не придумали в плане перелётов через перекладину. Т.е. полётная составляющая комбинаций практически не развивалась. И только в 60-е годы Михаил Воронин исполнил свой вариант перелёта.

У этого элемента поворот выполняется по ходу вращения, что проще чем в предножке. Но зато развивается большой импульс маха. Перелёт позволяет значительно повысить вылет над уровнем грифа турника и при должном умении, не растерять импульс маха и направить его на выполнение следующего элемента.

Следующим этапом эволюции перелётов махом назад стал перелёт Владимира Маркелова в середине 70-х годов.

Этот перелёт сочетает в себе преимущества предножки и перелёта Воронина. В нём используется высокий вылет после мощного хлёста. Ранний поворот на 180 в противотемп и последующий лёт через гриф с большой амплитудой.

И что интересно. Гимнасты, конечно же стали разучивать перелёт Маркелова, как самую сложную модификацию перелётов махом назад. И у разных гимнастов техника его выполнения тоже была различна. Кто-то выполнял поворот буквально как в предножке в самом начале элемента, а кто-то «размазывал» поворот по всему перелёту, как это выполняется в перелёте Воронина, т.е. поворот выполняется по ходу вращения.

И вот в начале 80-х годов Коджи Ямаваки продемонстрировал высшую форму перелёта махом назад – прямым телом. Перелёт Ямаваки можно назвать как «Воронин прогнувшись», так и «Маркелов прогнувшись». Разные гимнасты по разному выполняют поворот.

Можно выполнить поворот как Маркелове, т.е. сначала поворот в противотемп, а потом лёт через гриф.

Можно выполнить поворот как в Воронине, т.е. выполнить по ходу вращения.

Можно вообще выполнить совсем поздний поворот, что конечно же не практично.

Не только мужчины на перекладине изучали перелёты, но и гимнастки на разновысоких брусьях. Причём в плане выполнения перелёта углом и перелёта Воронина гимнастки по времени практически не отставали от мужчин. Вот предножка:

Вот перелёт Воронина:

Исполнялся и перелёт Маркелова, но и отмахам из упора от нижней жерди.

Но что интересно, полноценный Маркелов из виса был выполнен очень поздно – только в конце 90-х в исполнении Светланы Хоркиной (0:17).

Дальнейшего развития перелётов махом назад в женской гимнастике не было. Перелёт Ямаваки так и не был никем исполнен.

А вот в мужской гимнастике перелёт Ямаваки обзавёлся парой усложнений. И казалось бы, логичнее идти от простого к сложному. Т.е. сначала добавить поворот на 180, а уж потом на большее число градусов. Но вышло с точностью до наоборот. В конце 80-х или начале 90-х был сначала исполнен Ямаваки с поворотом на 360, т.е. лёт с полноценным поворотом на 540 градусов, который носит имя «Вальстром».

И только в 2011 году сразу двумя гимнастами Сергио Мунозом и Энрико Поззо был исполнен Ямаваки с поворотом на 180 в смешанный хват. Этот перелёт безусловно проще, т.к. поворот состоит из двух отдельных по 180 градусов. Перелёт стал достаточно популярным в будущем.

Каково дальнейшие развитие перелётов Ямаваки? Очевидно, что развитие может пойти по двум направлениям. Первый путь – добавлять поворот на большее число градусов. Второй путь – революционный. Выполнить перелёт «пятого поколения», т.е. добавить контр-сальто назад с поворотом на 180 в вис. Такой элемент, судя по всему, появится ещё очень нескоро.

Пока данный элемент без поворота выполнен только в соскок и то неофициально:

И даже с поворотом на 360 градусов:

У женщин на разновысоких брусьях есть более простые аналоги данных соскоков. Это родственные элементы срывом из оборота назад из упора. Самой сложной их модификацией является срыв – сальто назад с поворотом на 360:

Также хочется отметить крайне редкий и сложнейший перелёт Команечи на 0:21:

По сути, это перелёт Маркелова из упора после оборота назад. Потрясающая идея и реализация.

Источник

Оцените статью