Российские йоги кто они

Российские йоги – кто они?

Йога на Западе (куда мы включим Россию) давно уже перестала быть экзотикой, она доступна практически везде наряду с такими полезными развлечениями, как фитнес, пилатес, бальные танцы и прочее. Естественным образом вульгаризация и профанация йоги не отстает от оных во всех остальных областях.

Вспоминается кадр из какого-то фильма, где европеец уговаривает азиатского мастера кун-фу обучать его. И ведь не с нуля же. Я, говорит, уже учился, давай я покажу тебе мое кун-фу. И машет руками-ногами, вполне себе изящно. Азиат смотрит на все это и злобно говорит: «Это не кун-фу. Это у-шу».

Все знают, что йога полезна для здоровья. Вообще-то практически любые дозированные физические нагрузки полезны для здоровья. Фокус в том, что если заниматься йогой более серьезно, чем час в неделю для поддержания формы, то возникает интересный эффект: человек научается разным кунштюкам, которые никак в жизни не применимы. То есть способность есть, а куда ее девать — непонятно.

Увлеченные йоги пытаются как-то оправдать наработку этих удивительных способностей, как-то обосновать их необходимость, а из-за популярности вульгарной эзотерической модели мира наматывают на йогу массу сакрализирующих ее фантазий.

Это не страшно, мало ли у кого какие хобби, но некоторым людям, в частности психологам, полезно понимать, что происходит.

Прежде всего желательно прояснить, зачем йога была создана.

У индуистов и буддистов есть представление о сансаре, последовательности перерождений. На эту тему тоже существует множество обывательских мифов (подробнее об этом — в статьях «Карма для психолога» и «Эсхатология. Книжечка мертвых»), но в любом случае было бы странно, если бы не возникло простое рассуждение: коль скоро нам предстоит следующая жизнь, то должен быть способ как-то к ней подготовиться. А поскольку в следующую жизнь не возьмешь с собой ничего, кроме своей личности, то и багаж может быть только внутри нее.

Читайте также:  Группы мышц человека для тренировок

Для начала надо поставить задачу хоть чуть более конкретно.

Ребенок (рассмотрим человеческого, за неимением других примеров), рождаясь, должен иметь некоторые рефлексы, без которых он просто не выживает: дыхательный, сосательный, некоторые другие. Более сложные, но так же необходимые рефлексы формируются позднее. На их основе складываются потребности, стереотипы поведения, что складывается в удовольствия и неудовольствия, стратегии и так далее. И дело даже не в том, что в новом, незнакомом мире почти все знания, которые за свою жизнь сумел накопить мистер Смит, окажутся бесполезными и бессмысленными, а в том, что процесс формирования потребностей и поведения как раз и составляет процесс формирования личности. Если реинкарнированный оставит этот процесс без своего контроля, пустит его на самотек, то новая, формирующаяся личность быстро захватит контроль за эффекторами и, возможно, аффекторами, в результате чего мистер Смит проведет эту реинкарнацию в параличе, в лучшем случае пассивным наблюдателем непонятно чего, в худшем — глухим и слепым.

Конкурировать с биологически адаптированным организмом в создании личности трудно. Маленький ребенок необыкновенно адаптивен, стремительно учится. Достаточно вспомнить, что за год он выучивает язык, до того времени не зная вообще ни одного.

Тактика подавления новой личности и захвата контроля порочна, так как новая личность очевидно лучше приспособлена к своему миру, и такой ультимативный контроль чужака как максимум даст неполноценную, ущербную персону, чье место — в интернате для инвалидов по психиатрическим диагнозам. Поэтому правильной тактикой является совместный контроль, взаимодействие и интеграция. В идеале все функции, контролируемые новой личностью, должны быть контролируемы также и реинкарнированным, но на практике такое чрезвычайно затруднительно и маловероятно. Поэтому области управления обычно получаются сложным образом переплетены и взаимопроникающи. Очень важно обеспечить синергическое сотрудничество с новой личностью, так как вражда, конкуренция, может привести к вытеснению и изоляции любой из частей, что однозначно будет означать крайние неудобства для реинкарнированного. Ближайшая аналогия из общечеловеческой психологии — модель субличностей. Это потребует как минимум нескольких субъективных лет напряженной работы с неизвестной вероятностью успеха.

Да, действительно, у рефлексов преимущество: они изначально предназначены для адаптации в текущем мире. Но есть преимущество и у реинкарнированной личности: у нее есть время и возможности заранее натренировать навыки обращения с собой, умения работать с тем, что выпало от природы, причем в самом общем виде, принципиально применимом для разных вариантов бытия.

И вот как раз для этого и создана йога.

Какие же это могут быть навыки и умения?

В первую очередь — культура обращения с нервными сигналами, афферентными (несущими ощущения) и эфферентными (дающими команды на управление телом). Нетренированный человек достаточно слабо себе представляет функции своего тела и его возможности. Он весьма невнимателен к тому, что можно уметь чувствовать, что можно делать со своим телом и насколько разнообразно, тонко, точно, сложно и уверенно можно это делать.

Первый уровень йоги, хатха-йога, занимается элементарными вещами: исследует возможности тела начиная прямо с анатомии, при помощи асан. Люди учатся понимать возможности скелета, мышц, сухожилий, расширять рамки, контролировать максимум функций в максимально широких пределах, комбинировать, осваивают все возможности. Нет, ну необязательно прямо уж совсем все; цель-то не в том, чтобы научиться сворачивать уши в трубочку, а в том, чтобы развить в первую очередь умения обрабатывать сигналы от мышц и тонко и разнообразно мышцами управлять. Ключевое слово — контроль. Затем приходит очередь физиологии: дыхание, питание, сердцебиение, железы внутренней секреции. Где-то на этом этапе подцепляется работа с патологиями: если есть возможность управлять организмом, то хорошо будет использовать ее, чтобы организм функционировал штатным образом, а не страдал болячками.

Естественным образом, когда отсутствует понимание первичной цели, происходит смещение цели на средство или (или «и») актуализация вторичных целей. То есть люди зачастую пытаются работать с йогой, как со средством достижения здоровья, в то время, как оно — всего лишь побочный эффект обретения контроля над. даже не над телом, а над нервными сигналами. Огромный груз посторонних, лишних для задачи оздоровления умений приходится как-то привязывать к нему, откуда и множество мифов, будто любое упражнение в йоге должно непременно иметь какой-нибудь медицинский эффект.

Есть не только полезные, но и вредные для здоровья упражнения. Не то чтобы прямо уж совсем: если не проявлять фанатизма, то не навредят они за время жизни заметным образом, просто направлены они все же на обретение контроля, а не на медицину. Здоровье здесь нужно лишь для того, чтобы тело не обременяло и не мешало работе над следующим уровнем йоги.

После обретения уверенного контроля над телесными функциями (в мистической модели они относятся к физическому и эфирному телам), начинается работа над контролем психических функций (астральное и ментальное тела) — раджа-йога.

Работа эта более сложна методологически, поскольку, в отличие от работы с телом, нет возможности показать, как надо, или проверяемо проконтролировать правильность выполнения методик. Помогает опыт хатха-йоги.

Опять же, нет в раджа-йоге целей психического здоровья, психологического благополучия, спокойствия, терпения, равновесия и гармонии: это всего лишь инструменты для работы. По аналогии: твердость руки для столяра — не цель, а навык, без которого столярничать трудно, и в начале обучения твердости руки уделяется серьезное внимание.

А дальше все упражнения опять же работают на контроль, на широту спектра управления психическими функциями, точность и легкость оперирования эмоциями, состояниями, мыслями.

Есть и техники более высокого уровня, помогающие анализировать информацию, решать задачи изучения и создания концепций и моделей, но, я думаю, даже и без попыток описать эти техники уже понятно, что их цель — повышение адаптивности, не привязанной к локальному существованию.

Надо упомянуть, что у йоги нет стремления к идеализации, нет задачи достичь какого-то определенного уровня, задач соревновательности и понтования, поскольку каждый сам решает, насколько он хочет быть готов к перерождению. Даже дилетантский уровень будет полезен, и в любом случае человек не может потратить на совершенствование больше, чем остаток жизни. Поэтому йога построена так, что начать ей заниматься можно в любом возрасте и в любой форме, польза все равно будет, для кого-то больше, для кого-то меньше.

Теперь, когда йог в состоянии контролировать все, что он может ощутить, и все, чем он может управлять, когда он не рискует впасть в шок от удивления или в депрессию от осознания потерь, перерождение не будет для него такой травмой, как для неподготовленного человека. Новое тело он освоит по уже знакомым схемам и методикам, способы взаимодействия с новым миром тоже, адаптационный потенциал будет высок достаточно, чтобы успешно конкурировать с набором инстинктов нового тела-носителя.

Я, конечно, по привычке начал с выражения неуважения к профанам и дилетантам, но в данном случае оно не очень уместно. Независимо от того, с какими целями йог занимается своим хобби, насколько он понимает цели йоги или даже насколько в курсе представления о сансаре и карме, в любом случае йога будет работать на те задачи, для которых предназначена, если, конечно, это йога, а не йогоподобные выкрутасы. С какими намерениями ни отжимайся, все равно трицепсы накачаются. В этом удивительная сила и удивительное остроумие йоги.

Честно скажу: я не знаю, зачем я это написал, и как этот ломоть смысла можно использовать. Просто пусть будет.

Источник

История йоги в России

Если говорить о йоге, то там три составляющих: моральная (яма и нияма), физиологическая (асаны и пранаяма), духовно-мистическая (концентрация, медитация…..самадхи). Как правило, в западных странах акцент делают на физиологической и духовно-мистической сторонах, забывая про первые две ступени, а их суть в борьбе со страстями: стремлением к насилию, лжи, присвоению чужого и др. Пока вы не прошли ступени яма и нияма, не отказались от животной пищи, не стали честным, добрым вам рана приступать к асанам. В Россию йога проникает в первые десятилетия 20 века. С конца XIX века и до начала 20-х годов XX века русская интеллигенция интересовалась индийской философией и практикой йоги. Так Станиславский использовал в своей системе йогические упражнения и психотехники буддизма. Причем акцент делался на дыхательных упражнениях, развитии внимания, концентрации. В целом, в этот период был интерес не столько к физиологической составляющей йоги, а к духовно-мистическим аспектам. Ведь в этот период расцветали экстрасенсы, пророки и др., как в 1990-ые гг. Были изданы труды йога Рачмараки. Издавались работы Свами Вивеканды, «Йога-сутры» Патанджали, была издана «Бхагават-Гита». Все это теоретические аспекты. Практика же упражнений, дыхательных техник и медитаций была прикладной, с целью достижения практических целей, как у Станиславского, но не достижения состояния Самадхи. В России не было гуру, основной учитель-книга. А по индийской традиции без преемственности от учителя к ученику нельзя приблизиться к йоге. Причем гуру должен быть признан другими гуру. Нам неизвестно занимались ли йогой в сталинское время, но отдельные сильные люди продолжали заниматься йогой даже в ГУЛАГЕ. йогой тогда занимался определенный срез сильных духом людей. Причем йогическая практика помогала выжить в условиях лагеря, о чем писала в воспоминаниях актриса Окуневская. Она была в лагере 6 лет. И говорила, что выжила благодаря «свежей морковке и йоге». И потом до самых преклонных лет она каждый день стояла на голове. Популяризацией йоги занимался и хирург Б. Смирнов, который был сослан в Ашхабад. Он увлекся йогой и занимался переводами «Махабхараты», фрагменты философии санкхьи и йоги. Йога тех лет в практике советских людей была простой. Она сводилась к нескольким асанам, дыхательным упражнениям, внутренней концентрации. В 1963 году выходит роман «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова, который очень популярно, красочно, доступно изложил читателям постулаты философии йоги. Герои романа – идейные романтики с античными телами, которые хотели гармонизировать советское общество, считая, что лучший инструмент-это занятия йогой. Эта книга подтолкнула интеллигентов из «физиков и лириков» на поиск информации. Тогда появились первые самиздатовские книги по йоге. Их привозили дипломаты и ученные из заграничных командировок. Но в журнале «Сельская молодежь» стали публиковать статьи о терапевтическом эффекте йоги. Тогда же появилось описание различных асан в журнале «Советский спорт» с фотографиями. Наш Зубков, будучи в командировке в Индии учился у ученика Свами Шивананды. Зубков первым из советских градан получил сертификат в Индии. Дома Зубков стал активным популяризатором йоги. Он был консультантом в документальном фильме: «Индийские йоги. Кто они», который вышел в 1970 г. Он же показывал асаны на собраниях преподавателей и студентов прямо в аудиториях МГУ. После того, как вышел фильм о йогах, началась мода на занятия йогой параллельно с увлечением лечебным голоданием по книге Ю. Николаева. Стал появляться самиздат, репринтные издания. Я, например, познакомился с основными асанами и дыхательными упражнениями по репринтному изданию Воронова. Йогой интересовалось и правительство. Так пригласили я Дхирендру Брахмачарью для использования техник йоги в подготовке советских космонавтов. Но кроме известных популяризаторов, были практики, которые не афишировали свою деятельность. Так я занимался йогой под руководством студента мединститута, который жил с родителями в Индии и занимался йогой. Он организовал неформальную группу, мы занимались йогой в зале подвала общежития мединститута. Наряду со студентами там были и преподаватели. Стоит отметить, что врачи тех лет не были так замкнуты на фармакологических методах лечения, многие интересовались йогой, бегом, лечебным голоданием и др. В 80-е годы уже появились первые группы йоги, где занятия проводились на квартирах, в общежитиях, но рекламировать такие занятия было нельзя, даже явно афишировать, но если за карате можно было сесть, то «тихушно» можно было заниматься йогой. Стойте на голове, делайте бхуджанг-асану, только не афишируйте, сильно не распространяйте. Занимались, конечно, в основном представители советской интеллигенции. В Москве и Подмосковье их вели в основном самоучки, овладевшие знаниями через самиздат. В конце 1980-ых ситуация изменилась. Была лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, в которой работала кандидат психологических наук Е. О. Федотова. Ее напрвили в Индию от Минздрава с целью изучения изменённых состояний сознания. Она посетила много ашрамов и школ йоги, познакомилась с самим Айенгаром, пригласила его в Москву и встретила в 1989 г. Была проведена первая конференция по йоге, где были сотни людей. Возникает первый центр йоги Айенгара в Москве под руководством Федотовой, появляются первые сертифицированные инструкторы, ученики Федотовой. Потом центро становится все больше. Я сам занимался в центре Федотовой в 1999 г. Таким образом, интерес к йоге сформировался в России в предреволюционные годы и сохранялся весь период СССР. Всплеск йоги, массовый начался в 1990-ые годы, но именно массовицазия начала превращать занятия йогой практически в физкультуру, что характерно для нашего времени не только в России, но и др. странах.

Источник

Оцените статью