Роль опорно двигательного аппарата при выполнении физических упражнений

Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений.

Значение опорно-двигательной системы К системе органов движения относят кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения. Активной частью аппарата движения являются мышцы. Система органов движения — единое целое: каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянной связи и взаимодействии друг с другом. Скелет служит опорой и защитой всего тела и отдельных органов, а многие кости являются еще и мощными рычагами, с помощью которых совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве. Мышцы приводят в движение всю систему костных рычагов. Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и форму. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и др. Еще недавно считалось, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении.

Скачать:

Вложение Размер
Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений. 2.04 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений Подготовила ученица 8 «А» класса Смольникова Полина.

Опорно-двигательный аппарат— комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 400 мышц, 206 костей, нескольких сотен сухожилий.

Функции двигательного аппарата опорная — фиксация мышц и внутренних органов; защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.); двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности; рессорная — смягчение толчков и сотрясений; биологическая — участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие. кроветворная — система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета соединено подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом — к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга. Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене железо кальция и фосфора.

Скелетная мускулатура- главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является хорошей опорой для скелета. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Занятие физическими упражнениями способствует лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов(капилляров) , пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше.

Под воздействием физических нагрузок развиваются сила, быстрота, выносливость. Лучше и быстрее других качеств растет сила. Регулярные физические упражнения с отягощением(занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается не только в молодом возрасте, и пожилые люди имеют большую способность к ее развитию.

Физические упражнения также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается больше солей, кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем больше плотность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.

Источник

Тема 2. Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений.

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костной и мышечной сис­тем. Скелет и мышцы начинают формироваться еще у зародыша человека и развиваются в основном в детском и юношеском возрасте.

Костная система. Скелет человека состоит более чем из 200 костей, кото­рые делятся на кости черепа, туловища, верхних и нижних конечностей. Ске­лет головы подразделяется на мозговой и лицевой отделы. В мозговом отделе помещается головной мозг. В затылочной кости через затылочное отверстие со­единяются головной и спинной мозг. Лицевой отдел состоит из нижней и верх­ней челюстей, скуловых костей, носовых костей.

Скелет туловища составляют позвоночный столб, 12 пар ребер и грудная кость. Позвоночный столб слагается из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4—5 копчиковых позвонков. Крестцовые позвонки, срастаясь, образуют крестец. Между позвонками имеются хрящевые прослойки. По сред­ней линии груди лежит плоская грудная кость.

Скелет верхних конечностей состоит из 2 лопаток, 2 ключиц, 2 плечевых костей, 2 костей предплечья (локтевой и лучевой), ряда мелких косточек за­пястья, 5 длинных косточек пястья и фаланг 5 пальцев.

Скелет нижних конечностей образован 2 тазовыми и бедренными костя­ми, костями голени (большими и малыми берцовыми), косточками предплюсны, длинных костей плюсны и фаланг пальцев.

Кости конечностей подвижно соединены суставами. Суставы окружены прочной суставной сумкой. Кроме того, кости, образующие сустав, соедине­ны эластичными прочными связками. Внутри суставной сумки находится сус­тавная жидкость, которая уменьшает трение суставных поверхностей костей.

Скелет служит опорой для всего организма и защищает от повреждения внутренние органы, а также выполняет двигательную функцию при занятиях физическими упражнениями.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости рук и ног, ускоряется рост позвонков в высоту. Продолжается окостенение скелета, на­чавшееся ранее (у девочек в 10-11 лет, у мальчиков в 12-13 лет). Однако позво­ночник еще очень подвижен и податлив. При недостатке движений, которые многие из вас испытывают, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформация позвоночника. Чрезмерные же мышечные нагрузки ускоряют про­цесс окостенения и могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В процессе занятий физической культурой и спортом скелет занимающихся становится более прочным за счет утолщения коркового слоя костей.

Мышечная система. У человека насчитывается несколько сотен мышц, с помощью которых осуществляются все активные движения, поддерживание различных поз, необходимых при занятиях физическими упражнениями. Мышцы удерживают внутренние органы в определенном положении, обеспечивают функцию внешнего дыхания, вырабатывают тепло и т. д.

Мышцы состоят из множества мышечных волокон длиной до 10 см и диа­метром 0,1—0,01 мм. Мышечное волокно имеет оболочку, которая называется сарколемма, в ней находится саркоплазма, митохондрии, ядра и миофибриллы. С митохондриями и ядрами связаны происходящие в мышцах химические окислительные процессы, а с миофибриллами — сокращение.

В каждую мышцу входит нерв. Нервные окончания доходят до отдельных мышечных волокон, передавая им нервный импульс, который заставляет волок­на мышц сокращаться. Различные группы мышц взаимодействуют под контро­лем и воздействием центральной нервной системы.

Все мышцы пронизаны системой кровеносных сосудов. Протекающая по ним кровь снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит от них продукты обмена веществ. Поэтому мышцы длительное время могут совер­шать работу. Однако постепенно они теряют работоспособность, и наступает утомление.

По мере роста увеличивается процентное содержание массы мышц. У 3-лет­него ребенка мышцы составляют 27,2% всей массы тела, к 5 годам их масса увеличивается до 32,6%, а к 17-18 годам — до 44,2%. При этом у детей и под­ростков рост отдельных групп мышц происходит неравномерно. С возрастом значительно изменяется и микроструктура мышц. Мышечная масса у детей рас­тет в результате увеличения размеров мышечных волокон при практически не меняющемся их количестве. Резкий скачок в увеличении общей массы мышц от­мечается в 13-14 лет у мальчиков и в 11-12 лет у девочек, изменяется диаметр мышечных волокон за счет увеличения их толщины.

В процессе занятий физической культурой и спортом увеличиваются объем и масса мышц. При этом в них расширяется сеть капилляров и улучшается крово­снабжение. Мускулатура у отдельных спортсменов достигает 50% тела и более.

Одновременно с гипертрофией мышц улучшается их функциональное состоя­ние: увеличивается способность к напряжению и расслаблению, повышается амплитуда сокращения, растет сила, улучшается координационная способность.

У человека, регулярно занимающегося физической культурой, мышцы стано­вятся сильнее, хорошо развивается не только мускулатура тела, но и скелет. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Вот почему очень важно с детства заниматься физическими упражнениями, которые способствуют физическому развитию и укрепляют здоровье.

Тело человека поддерживается в вертикальном положении многими мышца­ми, особенно мышцами шеи, туловища и спины. Чтобы скелет формировался правильно и не искривлялся позвоночник, эти мышцы нужно специально разви­вать не только на уроках физической культуры, но и на самостоятельных физ­культурных занятиях.

Такие занятия способствуют развитию хорошей осанки. Она вырабатывает­ся в детском и юношеском возрасте, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно. Если вы часто поднимаете большие тяжести или носите тесную обувь, то это может вызвать неправильное развитие стопы — плоскостопие. Наиболее эффективным методом для предупреждения искривления позвоночни­ка и плоскостопия являются регулярные занятия физическими упражнениями.

Вопросы для самоконтроля

  1. Из чего состоит скелет человека? Каковы основные функции скелета?
  2. Из каких костей состоят череп, туловище, верхние и нижние конечности?
  3. Каково строение мышц? Назовите их основные функции.
  4. Как изменяются структура и функции мышц в зависимости от возраста и при занятиях физическими упражнениями?

Источник

«Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений»

О роли опорно-двигательного аппарата в жизни человека

Скачать:

Вложение Размер
Строение человека и движения 2.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнила : ученица 8 класса «Б» средней школы №8 Медведева Маргарита Министерство образования РФ МБОУ средняя школа г. Ярцево Смоленской области Учебный проект по физической культуре На тему: «Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений».

Цель: Способствовать стимулированию познавательной активности учащихся. Задачи: 1) Развить у учащихся знания о структуре строения опорно-двигательного аппарата 2) Развить умения использовать имеющиеся знания, критически их осмысливать, систематизировать, обсуждать, и оценивать свою работу. 4) Рассмотреть какие физические упражнения можно выполнять. 3)Стимулировать учащихся к здоровому образу жизни.

Опорно-двигательный аппара т — комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 400 мышц, 206 костей, нескольких сотен сухожилий.

Функции двигательного аппарата опорная — фиксация мышц и внутренних органов; защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.); двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности; рессорная — смягчение толчков и сотрясений; биологическая — участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие. кроветворная — система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета соединено подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом — к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга. Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене железо кальция и фосфора.

Особенности строения опорно-двигательного аппарата человека Умение ходить – один из главных навыков, развивающийся в первый год жизни человека. Люди даже не задумываются, что это за чудо – сделать шаг. Просто многим кажется, что это действие очень простое и бесхитростное. Кстати, перед тем, как сделать шаг, нам никогда в голову не приходит вопрос : «Под каким углом я сейчас должен ступить»? На данный момент написано сотни тысяч книг о том, как устроен опорно-двигательный аппарат человека. Десятки лет ученные исследуют строение нашей системы равновесия и движения. И все исследования приводят к одному результату. Совершенный механизм движения Здоровый ребенок рождается на свет вместе со всеми системами жизнедеятельности, которые будут обеспечивать ему все необходимое для жизни и здорового роста. Причем все системы в его организме уже настолько сложны, что строение многих из них наука и объяснить пока не может. Одна из таких систем – опорно-двигательный аппарат . Вы и не замечаете, но для того, чтобы сделать один шаг, в действие приходит множество систем : мозг, скелет, позвоночник, суставы, мышцы, кости. С первого дня появления на свет, каждую секунду, без Вашего участия внутри у Вас работает колоссальный механизм опорно-двигательного аппарата .

Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является хорошей опорой для скелета. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Занятие физическими упражнениями способствует лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов(капилляров) , пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше.

Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Общие упражнения для подвижности суставов Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения: Исходное положение — руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу. Исходное положение — руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе. Исходное положение — руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах. Исходное положение — руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх). Исходное положение — руки за голову. Круговые движения туловищем. Исходное положение — руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо. Исходное положение — полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо. Исходное положение — основная стойка. Наклон влево, вправо. Исходное положение — руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками. Исходное положение — лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физической культуры, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды. Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция — основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной.

Источник

Читайте также:  Карты для тренировки аим редакта фортнайт
Оцените статью