Роль акробатических упражнений для физического развития

Выступление на тему «Роль акробатических упражнений в физическом развитии учащихся»

Выступление на тему

«Роль акробатических упражнений в физическом развитии учащихся»

Акробатическое искусство владения телом постигали еще актеры первых бродячих цирков – и поражали своим мастерством Древний Рим. «Живой архитектурой» называли акробатику в Италии. В древней Руси скоморохи веселили народ акробатическими упражнениями. В конце 19 века из цирковых представлений в особое русло начала выделяться спортивная акробатика. Появились первые акробатические кружки, стали проводиться соревнования любителей. Впоследствии акробатика утвердилась как самостоятельный вид спорта. Она включает в себя: прыжки разных видов и сложности (от тренировочных перекатов и кувырков до эффектных сальто — свободных вращений тела, выполняемых с места, с разбега, с пола или с трамплина); упражнения на сохранения равновесия — балансирование (стойки на руках или на голове партнера, пирамиды с участием нескольких акробатов) и бросковые упражнения с подбрасыванием и ловлей партнеров. В школьную программу акробатика включена как элемент спортивной гимнастики. Учащиеся выполняют самые простые акробатические упражнения. К ним относятся равновесия, стойки, шпагаты, упоры, перекаты и кувырки. Эти упражнения доступны и помогают развить силу, гибкость, стать более ловкими. Они же помогают развить вестибюлярный аппарат (ориентировку в пространстве). Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию ранообразных координационных способностей.

Учебный материал по акробатике учащиеся в нашей школе изучают во второй четверти. Уроки акробатики строю так: 10 минут вводная часть, 15-17 минут разучивание новых и закрепление основных, ранее изученных акробатических упражнений. Оставшееся время посвящаю развитию быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, прыгучести, силы и развитию других физических качеств. Учащиеся средних и старших классов работают по индивидуальному плану, чему способствует разработанная в школе система организации такой самостоятельной работы. Может возникнуть вопрос: а как же остальной гимнастический материал? В третьей четверти мы разучиваем и совершенствуем упражнения на бревне, лазание по канату и т.п. Физкультурный зал в школе хотя и небольшой, всего 98 м, но хорошо оснащён необходимым гимнастическим оборудованием. Это позволяет всем учащимся одновременно работать на протяжении каждого урока. Мы несколько расширяем содержащийся в учебной программе материал по акробатике. Элементы акробатики условно поделили для каждого на четыре группы трудности. Понятие «группа трудности» ввели для того, чтобы учащиеся знали: чем выше группа трудности упражнений, тем, следственно, выше оценивается труд учащихся. В каждую группу включены разные акробатические упражнения перекаты, кувырки, стойки, мост, элементы силовой акробатики. К четвёртой группе отнесли дополнительные упражнения, такие, которые не входят в основной раздел программы для данного класса. Их включение продиктовано стремлением создать учащимся возможность заниматься в опережающем плане. Работа построена так, что часть дополнительных упражнений в последующем классе будет входить в третью группу трудности, упражнения же из третьей группы перейдут во вторую и т.д. Некоторые упражнения первой группы трудности, к примеру, выполняемые для поддерживания мышечного тонуса, развития подвижности, укрепления отдельных групп мышц (наклон назад до касания головой мата из стойки на коленях ноги врозь, а также под углом с различным положением рук на время) учащиеся проделывают на протяжении всех лет обучения в 5-9 классах. Эти упражнения и ряд других учащиеся регулярно выполняют и в домашних условиях. В них в первую очередь нуждаются те, кто в предыдущие годы не совсем чётно их выполнял. Однако требования к выполнению упражнений с каждым годом повышаются. Для контроля за освоением акробатических упражнений я завела общую тетрадь, где записаны по классам фамилии учащихся и зафиксированы упражнения в таком порядке, каком задаю. А тот факт, что на протяжении десяти уроков я отмечаю против фамилии каждого ученика упражнения, которые он выполняет без ошибок, лишь помогает мне в работе. Учащимся 5 класса объясняю, а ребятам из последующих классов напоминаю, что, если они выполнят все упражнения первой группы трудности, то тем самым обеспечат себе оценку «3» по освоению акробатики. Если же успешно продемонстрируют свои умения при выполнении упражнений второй группы трудности, их труд будет оценен на «4», а третьей группы трудности — на «5». Правда, оценку за перечисленные упражнения первой — третьей группы трудности выставляю только одну — на итоговом уроке. На практике бывает так, что ученик, например, не может правильно выполнить 1-21 упражнения из второй группы трудности, но зато выполняет 3-4 упражнения из третьей группы трудности. В этом случае выставляю такую оценку, которая соответствует его подготовленности. А вот за каждое два правильно выполненных элемента четвертой группы трудности (дополнительные упражнения) ученик получает дополнительную оценку «5». И нечего бояться, что, например, шестиклассники, выполнив все шесть дополнительных упражнений, получат лишние «5». Это только будет способствовать их увлеченности физической культурой и спортом, да и для других станет хорошим стимулом. Что учащимся нравится в такой работе? Сильных привлекает то, что, если уже на первых 2-3 уроках они могут выполнить все элементы по программе своего класса на оценку 5», на последующих уроках им дается право заниматься самостоятельно по более сложной программе, осваивая дополнительные упражнения, получая консультации учителя и помогая товарищам, становясь, таким образом, его помощником. Идя на урок, ребята не гадают: «А что нам на этом уроке придумает учитель? Учащиеся знают, что они освоили, что они умеют и над чем им следует трудиться теперь. Постарались учесть и то обстоятельство, что на уроках акробатики школьники, как правило, недополучают эмоциональной разрядки. Чтобы разнообразить уроки, включаем во многие упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, элементы подвижных и спортивных игр, эстафеты, используем музыкальное сопровождение. Развитие у школьников самостоятельности приносит свои положительные плоды. Уже в 7-ом классе занимающиеся читают упражнения с листа, прочитанное показывают в работе.

Читайте также:  Гимнастика для растяжки руками

Занятия акробатикой нужно поощрять. Они имеют большое значение в физическом развитии учащихся. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

Источник

Консультация для воспитателей «Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников»

Дьякова Светлана Адольфовна
Консультация для воспитателей «Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников»

Влияние акробатических упражнений на физическое развитие старших дошкольников.

В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств.

Цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.

Одним из средств реализации физического развития дошкольников являются акробатические упражнения.

Акробатика — вид спорта, объединяющий многочисленные группы физических упражнений. Слово «акробатика» в переводе с греческого означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Еще в древности акробатами называли сильных, ловких людей, в совершенстве владеющих своим телом. Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что акробатические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних нижних конечностей. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры не только позволяет выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.

Особая польза спортивной акробатики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, то есть способностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата.

Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста в их свободной двигательной деятельности, мы обращаем внимание на их легкое и свободное манипулирование телом. За счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц и высокой подвижности суставов дети легко переходят из одной гимнастической позы в другую. Однако без систематических физических упражнений дети к 4-5 годам теряют природную способность, их движения становятся скованными.

Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки. Поэтому задачи общеразвивающих упражнений для детей дошкольноговозраста состоят в следующем:

• сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и

• укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;

развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко владеть своим телом и т. д. ;

• способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным дыханием;

• учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений;

развивать творческую двигательную деятельность.

Все это поможет детям научиться осознанно владеть своим телом, выработать потребность в прогибании и растягивании позвоночника, подвижности суставов и работе мышечной системы с равномерным дыханием.

Для выполнения поставленной цели необходимо:

-обратить внимание на свободную двигательную деятельность детей раннего дошкольного возраста и все их замысловатые гимнастические фигуры и позы вносить в систему общеразвивающих упражнений для дальнейшего правильного их развития;

— соблюдать принципы постепенности, систематичности и самовыполнения, т. е. без постороннего физического давления.

При этом следует помнить правила: — помоги, но не навреди; — заинтересуй, но не настаивай; — каждый ребенок индивидуален.

Большое внимание на занятиях в детском саду уделяется использованию акробатических упражнений, так как акробатика развивает у детей гибкость, ловкость, чувство равновесия, координацию, точность движения, прыгучесть. У детей развиваются дисциплинированность и целеустремленность. Дети, занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Акробатические упражненияпомогают формировать у детей многие прикладные навыки: учат правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать по канату, лестницам. На занятиях укрепляется мышечный корсет, т. к. попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать мышечную нагрузку, и от того, насколько развит у него мышечный корсет, во многом и зависит его работоспособность в школе.

Большое внимание на занятиях уделяется общеразвивающим упражнениям, выполняемым индивидуально и в парах,а также с предметами: гимнастическими палками, гимнастическими скамейками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей организма детей и их психомоторного развития. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию.Например: бег с высоким подниманием колен — «лошадка», прыжки в приседе — «как мячики», ходьба мелким шагом – «лилипуты», широким — «великаны», бег «кошечкой», «тараканчиком», передвижение «гусеницей», прыжки на двух ногах – «зайчики», наклоны в стороны — «часики», наклоны вперед, сидя на полу — «пружинки», отведение туловища назад — «солдатики» и т. п. Осваивая группировки и перекаты, дети могут изображать колобка, мячик, калачик, кошку и собаку, лодочки, качалки и т. д., что создает благоприятную эмоциональную обстановку.

Занятия проводятся в игровой форме. Детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении «рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый лучший мост, кто сделает длиннее колесо, кувырок и т. д.

Упражнения закрепляются в играх. Например, в эстафетах с акробатическими элементами выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. В игре «салки» дети догоняют друг друга кувырками, колесами, прыжками в группировке, при этом слежу за правильным исполнением этих элементов. Дети сами разбирают и оценивают правильность выполнения упражнений.

Упражнения акробатики,которые разучиваются с детьми:

-Прыжки в группировке, с поворотом на 360 вправо, влево.

-Полумосты, мосты из положения лежа, стоя, с подниманием правой, левой ноги, ходьба в положении моста.

-Перекаты в группировке (на спине, боком).

-Кувырки вперед, назад.

-Стойки на лопатках, руках (в группировке, махом, ноги вместе, в шпагате, ходьба на руках.

-Колесо (с правой, левой ноги, с места, с подскока, с разбега.

-Равновесия: согнутая нога впереди, в стороне; прямая нога впереди, в стороне, «ласточка», фронтальное равновесие.

-Упражнения хореографии (позиции рук, ног, «гимнастическая ходьба», прыжки со сменой ног, шагом. Вольные упражнения под музыку).

Самым значительным достижением акробатических упражнений является оздоровительный эффект, многие физические и физиологические недостатки и изъяны (повышенный или пониженный тонус мышц, косолапее, кривошею, запоры, метеоризм) можно исправить при помощи регулярных занятий. Во время занятий также усиливается нагрузка на нервную систему, малыши испытывают различные ощущения эмоции и чувства, что также положительно влияет на работу сенсорно-перцептивного отдела нервной системы.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный в результате сочетания дифференцированного обучения основным видам движений с укреплением физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе — периоде подготовки детей к школе.

Консультация для педагогов «Влияние музыкальных игр на физическое развитие детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезней,.

Консультация для родителей «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей» Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.

Консультация для воспитателей «Физическое развитие как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО.

Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка — основа формирования личности» Тема: «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности». Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Консультация музыкального руководителя «Влияние музыки на физическое воспитание дошкольников» Как влияет музыка на физическое воспитание дошкольников? Великий композитор Д. Шостакович писал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе.

Консультация для воспитателей «Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге у детей» Лобанова Наталья Методическая разработка в помощь воспитателю. Консультация для родителей. «Влияние иллюстрации на развитие интереса к книге.

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого потенциала старших дошкольников Творчество является постоянным спутником.

Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Консультация для воспитателей Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон.

Источник

Оцените статью