РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. Традиционно в начале разминки дети вместе со взрослыми встают в круг, исполняют хоровод «Утро начинается»с дополнениями:
Традиционно в начале разминки дети вместе со взрослыми встают в круг, исполняют хоровод «Утро начинается»с дополнениями:
«Утро начинается, (Идут по кругу против часовой
вместе мы встречаемся, стрелки)
Мы друг другу рады, (Идут в середину круга мелкими
шагами, смотрят в глаза друг другу, улыбаются)
Все друг другу рады! (Идут спиной из круга мелкими
шагами, продолжают смотреть в глаза друг другу)
День продолжается, (Идут по кругу по часовой стрел-
солнце улыбается, ке)
Мы друг другу рады, (Идут в середину круга мелкими
шагами, смотрят в глаза друг другу)
Описание структуры занятий
Глазки вот, глаза, ку-ку, глаза. Щеки вот, ще-е-ки.. Рот вот, вот ро-о-т. Я — вот! |
Все друг другу рады!
глазки закрываются, Мы друг другу рады,
Все друг другу рады!
Завтра будем рады,
все друг другу рады’ Лена здесь, . (имя) здесь,
. (имя) здесь и т. д.
Руки здесь, ру-у-ки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Ноги здесь, но-о-ги,
Топ-топ, топ-топ! Вот живот, жи-и-вот, Буль-буль, живот!
Плечи вот, пле-е-чи, Пожали плечами,
не знаю. не знаю. Уши вот, у-у-ши, ушами слушаю.
Нос вот, вот но-о-с, носом дышу.
(Идут спиной из круга мелкими шагами, продолжают смотреть в глаза друг другу) (Идут по кругу против часовой стрелки)
(Идут в середину круга мелкими шагами, смотрят в глаза друг другу, улыбаются) (Идут спиной из круга мелкими шагами, продолжают смотреть в глаза друг другу) (Идут по кругу по часовой стрелке, в конце останавливаются, ладони под щеку — «спим») (Движение кисти за плечо)
(Складывают руки на груди, остальные участники хоровода, по очереди называя свое имя, также складывают руки на груди)
(Берут друг друга за руки) (Протягивают руки вперед, ладонями вниз, поворачивают вверх, повторяют движение) (Хлопают в ладоши) (Стучат ритмично ладонями по ногам)
(Топают ногами) (Положить руки на живот) (Слегка надавить кистями на живот)
(Положить руки на п.1ечи) (Поднять плечи вверх, опустить)
(Потянуть пальцами уши за мо* ки в стороны, покачать головой в разные стороны) (Показать пальцем нос, подышать)
(Закрыть глаза руками, открыть, повторить) (Положить ладони на щеки, надуть щеки, как «пузырь», хлопать ладонями — «сдувать») (Обвести пальцем рот, получилось «О», хлопаем пальцами по губам — как «индейцы») (Складываем кисти на груди)
В процессе следующих занятий добавляются названия других частей тела, их представление и озвучивание. В дальнейшем можно предлагать детям самим по очереди или по желанию показать, а позднее показать и назвать части тела: «Руки были, а чего не было?»
Затем проводят зарядку, представленную сюжетными музыкально-ритмическими комплексами, упражнения которых также формируют через движения образ «Я», правильную осанку, развивают основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве, координацию рук, ног.
Идеальное музыкальное сопровождение — игра на фортепиано, то есть «живой звук». Допустимо использование аудиозаписей, что дает возможность музыкотерапевту самому осуществлять качественный показ движений детям во время исполнения упражнений, обходиться без помощи других взрослых, а также позволяет вести занятие не владеющему музыкальным инструментом педагогу, психологу (подобное использование музыкального сопровождения относится ко всем элементам занятия).
Комплекс № 1. «Осень в лесу»
Речевое сопровождение | Упражнения |
1. Сегодня вместе в лес пошли, Раз, два, три; раз, два, три. | Ходьба, свободный взмах руками. |
2. Легким бегом побежали, По листочкам пошуршали. | Бег, сжать кулачки, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. |
3. А теперь опять пошли, Раз, два, три; раз, два, три. | Ходьба, свободный взмах руками. |
4. Через лужи мы шагаем, В воду мы не наступаем! | Ходьба широким шагом. |
5. На носочках входим в лес, Осторожно, не шумите Птиц, зверей вы не спугните! | Ходьба на носочках, руки на поясе, по окончании встать в круг. |
Описание структуры занятий
Речевое сопровождение | Упражнения |
6. Птички удивляются, Головки наклоняются. | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево. |
7. А потом пришел медведь, Да как начал реветь: «Кто здесь самый сильный?». | И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч. Резко сжать руки в кулаки и поднести к плечам, вернуть в исходное положение. |
8. Оглянулись малыши, Где же Мишка, посмотри! | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (вправо-прямо, влево-прямо), 4-6 раз. |
9. Все присядем Раз, два, три; Веселятся малыши! | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания, руки вытянуть вперед, 4-6 раз. |
10. Змея ползет лесной тропою, Как лента по земле скользит, Давайте выше мы подпрыгнем, Чтоб на нее не наступить. | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Высокие прыжки. |
11. Домой мы из лесу пришли, Раз, два, три; раз, два, три. | Спокойная ходьба, свободный взмах руками. |
12. А теперь вдохнем поглубже, Чем же осень пахнет? Золотыми листьями, Дождиком и слякотью. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Вдох через нос — руки вверх, выдох — руки через стороны вниз. |
Комплекс № 2. «Зимняя прогулка»
Речевое сопровождение | Упражнения |
1. Зима — веселая пора, Идти на улицу пора! | Ходьба, свободный взмах руками. |
2. Ветер дует, вьюга веет, Побежали побыстрее! | Стремительный бег, сжать кулачки; руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу. |
3. А теперь опять пошли, Раз, два, три; раз, два, три. | Спокойная ходьба, свободный взмах руками. |
4. Шагаем мы через сугробы Высоко поднявши ноги. | Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе. |
5. Зима пришла, И снег кругом, Построим мы снеговиков. Вот идут снеговики, Раз, два, три; раз, два, три. | Ходьба на внешней стороне ступни, руки полукругом держать перед собой («переваливаемся с боку на бок»). По окончании встать в круг. |
Речевое сопровождение | Упражнения |
■^ Как на горке — снег, снег. И под горкой — снег, снег. Как на елке — снег, снег. И под елкой — снег, снег (2 раза). А под снегом спит медведь, Тише, тише, не шуметь. (И. Токмакова) | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклоны головы назад («посмотрели вверх») — вперед («посмотрели вниз»). Под последние две строки дети изображают, как спит медведь, (ладони под щеку) и прикладывают палец к губам — «тш-ш». |
7. А на улице мороз, Заморозил всех до слез. Мы руками помахали, Греем руки, греем руки, Греем руки, греем нос. | И. п.: ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч. Скрестить руки перед грудью, затем вернуть их в исходное положение. На слово «нос» коснуться носа, 4-6 раз. |
8. Повернемся мы друг к другу, Оглядим мы всю округу. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (вправо-прямо, влево-прямо) с отведением одной руки в ту же сторону, 4-6 раз. |
9. В эти зимние деньки Поиграем мы в снежки. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. На «раз»: наклоны туловища вперед, не сгибая колени, руками достать пол — «набрали снег». На «два»: выпрямиться — «слепить снежок» руками. |
10. Снег на валенках лежит, Надо нам его смести. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания, руки опустить вниз — «стряхнуть снег» с ног, 4-6 раз. |
11. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Качаем головой И бегаем кругом. | Движения по тексту, легкий бег. |
12. Вот поднялся ветерок, Набежали тучи, И пошел, пошел снежок Белый, да колючий. Все идем домой! | Спокойная ходьба, свободный взмах руками. |
13. А теперь вдохнем поглубже, Чем же пахнет зимой? Новым Годом и морозом, Елкой и снеговиком. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Вдох через нос — руки вверх, выдох — руки через стороны вниз. |
Комплекс № 3 | «Весна пришла» |
Речевое сопровождение | Упражнения |
1 Снова к нам пришла весна, И ребятам не до сна. Кап, кап, кап, кап, —__Мы шагаем в такт. | Ходьба, свободный взмах руками. |
Описание структуры занятий
Речевое сопровождение | Упражнения |
2. Солнце светит, пригревает, И сугробы быстро тают. Весело бежит у ног Быстрый, звонкий ручеек. | Бег «змейкой», сжать кулачки; руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. |
3. За шагом шаг, Мы шагаем в такт. | Ходьба, свободный взмах руками. |
4. Руки к солнышку поднимем И подставим лица. Пусть румянец на щеках Ярко золотится. | Ходьба на носках, руки тянутся вверх. |
5. Мы по улице гуляем И на пяточках шагаем. | Ходьба на пятках, руки на поясе. |
б. Ноги выше поднимаем, В лужи мы не наступаем. | Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе, по окончании встать в круг. |
7. А еще весной — все знают — Птицы с юга прилетают. | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Плавные вращения головой в правую и левую стороны. |
8. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. Мы, как маленькие пташки, Крылышками все помашем. | И. п.: ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч. Махи руками вверх-вниз |
9. Воробей взъерошил перышки, Жив, здоров и невредим. Ловит мартовское солнышко Каждым перышком своим. (В. Орлов) | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (вправо — прямо, влево — прямо), вытянуть руки в ту же сторону, хлопок руками на уровне плеч. |
10. Вот пришла светла, красна, К нашей радости весна: У воробушки Будут зернышки! (М. Пожарова) | И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперед, не сгибая колени, указательными пальцами достать пол — «клювами собираем зернышки на земле». Выпрямиться, указательными пальцами коснуться плеч — «клювами собираем зернышки на подоконнике» и т. д. Далее касаются различных частей тела (живот — «в кормушке», уши — «на ветке», макушка — «на крыше»). |
11. Еще кругом стоят Деревья голые, А с крыши капли Капают веселые. (Б. Орлов) | Прыжки, руки на поясе. |
12. Ну вот, ребята, погуляли, Много нового узнали. И теперь мы тоже знаем, Что весной бывает. | Завершающая ходьба, свободный взмах руками. |
Речевое сопровождение | Упражнения |
13. А теперь вдохнем поглубже, Чем же пахнет весна? Солнышком, подснежником, Песенкой ручья. | И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Вдох через нос — руки вверх, выдох — руки через стороны вниз. |
Комплекс № 4. «Летний денек»
Речевое сопровождение | Упражнения |
1. Опять смеется лето В открытое окно, И солнышка, и света Полным, полным-полно! (Т. Белозеров) Отправляемся гулять, Лето красное встречать. | Ходьба, свободный взмах руками. |
2. Дождик, дождик припустил, Всех ребяток намочил. Побежали наши ножки По лесной дорожке. | Легкий бег, сжать кулачки; руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. |
3. До чего хорош денек: Веет легкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи! (А. Шибаев) | Ходьба на носках, руки тянутся вверх. |
4. Вышел мишка из берлоги Широко расставив ноги. | Ходьба на внутренней стороне стопы, руки — за голову. |
5. Вот и зайчик — наш дружок, Ну-ка прыгнем все разок. | Прыжки — «прыгаем, как зайчики», руки — перед собой, по окончании встать в круг. |
6. Золотой подсолнух в поле Улыбается погоде. По орбите круговой Вертит рыжей головой. (М. Пронько) | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Плавные вращения головой в правую и левую стороны. |
7- Почему для всех ребят Лета не хватает? Лето, словно шоколад, Очень быстро тает! ___ (В. Орлов) | И. п.: ноги вместе, руки на поясе. Одновременно поднять плечи вверх — «удивились» — и опустить вниз, 8 раз. |
8- Мы гуляли, загорали, Возле озера играли. А давайте, братцы, В озере купаться! | И. п.: ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч. Круговые вращения прямыми руками вперед и назад — «плывем, руками гребем». |
Описание структуры занятий
упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений
Источник
Ритмическая разминка утро начинается
Автор: Казакова Татьяна Сергеевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Тип материала: Сценарий мероприятия
«Осенние зарисовки».
Краткое описание работы: Музыкальное занятие в логопедической группе (старший возраст) по Программе Е. Котышевой «Мы друг другу рады»
Знакомство с новой Программой Елены Николаевны Котышевой «Мы друг другу рады»
(«Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»).
Цель.
Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности.
Задачи.
ü Развитие и коррекция психических процессов.
ü Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.
ü Регуляция поведения.
ü Развитие эмоциональной сферы личности.
ü Вырабатывать координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений.
ü Формировать представления об окружающем мире.
ü Воспитывать культурные привычки в процессе общения.
Структура ООД.
· Свободное движение под музыку.
· Упражнения на мелкую моторику, речевые и мимические упражнения, пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
· Слушание + игра на музыкальных инструментах + движение под музыку с предметами.
· Коммуникативные, ритмические игры.
Ход занятия.
Установка. Входим под марш.
Картинка.
Установка. Картинка – круг.
Приветствие.
Вот и наступила осенняя пора. Уже по утрам трудно просыпаться, солнышко не так греет, как летом.
Часто идет дождик. Но мы не унываем, мы собираемся здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы доставить радость своим друзьям. Спеть хорошие песни, подержать друг друга за руки.
«Просыпайтесь!
Ладошки, просыпайтесь,
Похлопайте скорей!
Ножки, просыпайтесь,
Спляшите веселей!
Ушки мы разбудим,
Лобик разотрем.
Носиком пошмыгаем и песенку споем.
Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро всем, всем, всем!
Ритмическая разминка.
Внесение дисциплины и организованности. Формирование навыков координированных движений.
«Утро начинается»
Утро начинается, вместе мы встречаемся. – идем вправо.
Мы друг другу рады, — к центру круга.
Все друг другу рады. – из центра круга мелкими шагами.
Повторение песенки – хоровод влево.
Ритмическая разминка.
Бубен.
Глаза в глаза.
Простучать свое имя.
«Мое имя…»
Свободное движение.
Установка – картинка – «змейка»
Пространственные перестроения в процессе движения по залу.
Движение «змейкой».
Приставные шаги, взявшись за руки.
Используются предмет – кубики, обручи.
Музыка достаточно спокойная.
В правую сторону, в левую сторону.
Использование ковра или зеркала.
Дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Дуем на осенние листочки.
«Хозяйка» (овощи)
Установка. Посмотрите на картинку. Что мы сейчас будем делать?
Правильно – петь.
Садимся на стульчики. Садимся правильно. Почему?
Распевание.
Пение.
(Пение – тихое, тесситура удобная для детского голоса. Дыхание правильное).
Поем на стульчиках.
Делаем движения руками – плавные – почему? —дирижер.
Ходим по залу с листочками под музыку этой песни. Остановились.
А теперь будем петь и помогать себе, играя на ладошках, как будто шуршим.
Сначала пою, чтобы напомнить.
Песня «Осень, тишина»
Пока в нашей песенке листочки тихо шуршали, подслушали ее солдатики. Что-то им стало совсем грустно от этой песенки. И решили они немного повеселить нашу дружную компанию.
Играю.
Слушание.
Активное слушание.
Рассматриваем музыкальные инструменты.
Установка – игрушечные солдатики.
«Марш деревянных солдатиков». П.И.Чайковский.
Перед вами несколько музыкальных инструментов. Выберите такие, которые больше подходят к нашему маршу. Вы же помните, что этот марш исполняют игрушечные деревянные солдатики.
Танцы. Хороводы.
Музыка хороводов проста, мелодична, легко запоминается.
Второй этап – присоединение.
«Осень – шур, шур, шур»
(осенний хоровод).
1. Идем по кругу, взявшись за руки.
2. Как уточки, переваливаясь с ножки на ножку.
3. Легкие удары по ладошкам.
5. Прыжки на двух ногах, на носочках. Легко.
6. Шагаем, как петушки.
7. Хлопки в ладоши под музыку.
Ритуал прощания.
Бубен, как и в начале.
Педагог – «до – сви – да – ни – я»
© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.
Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г
Источник