Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения
Елена Курныкова
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения
Ритмическая гимнастика — это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела.
В ритмической гимнастике используется комплекс различных средств, оказывающих положительное влияние на функциональные системы детского организма.
Танцевальные и беговые упражнения развивают пластичность и выносливость; упражнения в партере (и. п. сидя, лежа на спине, на животе, наклоны и приседания развивают подвижность в суставах, силу мышц нижних конечностей. Методы релаксации оказывают воздействие на деятельность центральной нервной системы.
Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувство прекрасного, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные особенности.
Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна детям с 3-4- летнего возраста. Задача педагога — через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным.
Необходимо учитывать следующее:
— упражнения должны быть доступны детям, соответствовать возрасту.
— музыкальное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
— необходимо исключить муштру — движения дети осваивают постепенно.
— показ движений должен быть зеркальным.
— в комплекс необходимо включать упражнения, для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев; вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве.
— подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание.
— развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Исходя из принципа постепенности, можно выделить несколько циклов в организации занятий ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста:
— Обучающий цикл (освоение комплекса упражнений);
— Втягивающий цикл;
— Тренировочный цикл.
Первый этап обучения — когнитивный. На данном этапе создается предварительное представление о разучиваемом движении. На данном этапе движения детей выглядят не координированными, ребенок допускает явные ошибки. Нельзя сказать точно, сколько занятий займет данный этап. Количество занятий может варьироваться. Это зависит от сложности комплекса и от подготовки детей, т. е. от того, занимались ли дети раньше ритмической гимнастикой. У нас это заняло 5 занятий. Сейчас дети 2 и 6 группы перешли на 2 этап, исключение составляют вновь пришедшие или болеющие дети. Очень сложно детям было выполнить ходьбу в полуприсяде, мышцы спины еще не достаточно развиты и многие дети сутулились. Не все дети попадают в ритм музыки, в этом нам помогает ходьба с хлопками, дети стараются четко отбивать ритмический рисунок. Дети очень стараются соответствовать предлагаемому образу. Они «жмурятся» на солнышке, по- настоящему потягиваются, им нравится «творить чудеса», «зажигать звезды». Если «мыши злятся», то и дети сдвигают брови, топают ногами, иногда даже рычат.
Второй этап — ассоциативный. В процессе второго этапа происходит углубленное разучивание движения. Ребенок выявляет некоторые ошибки, концентрирует свое внимание на совершенствовании двигательных умений и навыков.
Третий этап — автоматизации, или этап совершенствования. На данном этапе двигательные действия выполняются в автоматизированном режиме, и ребенок может сконцентрироваться на сочетании работы рук и ног, пространственном перемещении, выразительности движений.
Собственно ритмичные движения под музыку должны быть регламентированы во времени, для детей дошкольного возраста не превышать 15-25 минут.
Комплекс ритмической гимнастики рекомендуется использовать в течение 2-3 месяцев, поскольку именно этот период необходим для выработки двигательного навыка у старших дошкольников.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, лентами и т. д. Все это будет способствовать развитию «ручной умелости», правильной осанки, точности движений и т. д.
Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой лучше в старшем дошкольном возрасте. Не всегда это удается сделать в ритмической гимнастике, где упражнения выполняются поточным способом, т. е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости. Дети, увлекаясь, не всегда сохраняют дистанцию и интервал. В
таких случаях некоторые предметы, такие, как палки, обручи, могут быть даже опасны.
Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой. Поэтому комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс без предметов, чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к нагрузке. Когда дети научатся внимательно слушать, быстро переключаться от одного действия к другому, им можно дать предметы. Для этого должен быть разработан специальный комплекс, в котором предметы будут дополнять упражнения, (удобнее разучивать упражнения, а затем включать предметы перед выступлениями или на 3 этапе, чтобы повысить угасающий интерес)
В детском саду ритмическая гимнастикаможет проводиться в различных вариантах:
1. При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. Для дошкольников используется 3 песни, четвертая является заключительной.
2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурного занятия, продолжительностью около 10-12 минут. Приблизительно это 5 песен и около 30 упражнений.
3. В форме физкультурных занятийоздоровительно-тренирующего характера: детям старшего дошкольного возраста предлагается комплекс ритмической гимнастики продолжительностью около 20 минут, который занимает практически все занятие. Такие занятия можно проводить, но не постоянно. Т. к. обычные занятия предполагают обучение различным видам основных движений, проведение подвижных игр, эстафет, а на ритмической гимнастике нагрузка настолько высока, что нет возможности включить все эти виды в одно занятие. Поэтому, желательно ритмическую гимнастику вынести в отдельную работу (кружковую).
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы ритмической гимнастики).
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети становятся более работоспособны и выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над более сложным движением, добиваясь его более качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение наконец-то получилось.
Ритмическая гимнастика не только научит детей красиво двигаться, она подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное — привьет любовь к занятиям спортом.
Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.
Методы организации занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 учебный год Ф. И. О. Конкина Светлана Петровна Место работы МБДОУ «Василек» с. Покровское.
Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Инструктор ФИЗО: Шипицына Т. А. г. Шадринск, 2016 -2017г.
Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.
Ритмическая гимнастика как средство физического развития дошкольников Вводная часть Разные виды ходьбы и бега, игровые упражнения на укрепление мышечного корсета. Использование музыкальных произведений для.
Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста» Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности.
Родительское собрание в средней группе «Задачи обучения и воспитания на 2017–2018 г.» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; дать знания родителям о среднем возрасте.
Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.
Выставка «Лего-Город». Формы и принципы организации обучения дошкольников конструированию Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение.
Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ Занятия по декоративному рисованию в ДОУ носят поэтапный характер: 1. Знакомство с народным промыслом и его историей; выделение простейших.
Источник
Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
«Методика проведения ритмической гимнастики»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: Альмухаметова З. К. —
воспитатель первой квалификационной категории
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой является комплексы гимнастических упражнений, выполняемые под ритмическую музыку и оформленные танцевальными движениями.
Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.
При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:
* Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
* Музыкально- песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
* Показ движений должен быть зеркальным.
* Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно- связочный аппарат стопы.
* В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
* Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо — влево).
* Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки к низу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).
* Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста,следует помнить:
* Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
* Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.
* Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации (умение согласовывать движения различных частей тела) движениями, сохраняют равновесие.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.
Они уже работоспособны, выносливы, настойчивы в отработке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой- то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным, желательно состоящий из произведений для детей. Не желательно брать шумную, грохочущую музыку. С текстом или без текста- особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Каждый комплекс ритмической гимнастикисостоит из трех частей:
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к плавной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой.
В основной части предусмотрены интенсивные упражнения для всех частей тела: мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.
В заключительной части проводятся упражнения, направленные на восстановление организма детей.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:
* Упражнения должны соответствовать возрасту и физической
* Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм зани-
* Нагрузка должна возрастать постепенно;
* Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чере-
даваться с более легкими упражнениями.
Комплекс ритмической гимнастики рассчитан на 10 – 15 минут и складывается из 14 – 16 упражнений для основных групп мышц. Эти упражнения очень просты и строятся по принципу «от простого к сложному».
Начинать разучивать комплекс необходимо с 1 – 2, а затем 3-4 упражнений, включая их в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения после дневного сна, причем без музыкального сопровождения. Сначала упражнения разучиваются под счет, хлопки, слова педагога, при использовании которых создаются благоприятные условия для замедления темпа выполнения упражнений, ускорения или его остановки при необходимости исправить типичные ошибки, допускаемые детьми. А затем выполняются одновременно с музыкой и со словами, задающими темп и направление движения («влево», «вправо», «прямо»). Когда комплекс разучен по частям, он объединяется и проводится под музыку. Можно использовать показ движений успевающих детей.
На разучивание одного комплекса ритмической гимнастики отводится примерно 2 (4) недели, а затем он может использоваться в течение года путем включения в ту или иную форму работы по физическому воспитанию. Самостоятельно комплекс может проводиться периодически вместо утренней гимнастики, упражнений после дневного сна. Он может быть введен как часть содержания физкультурного праздника, досуга, дня здоровья, утренника, а также физкультурного занятия.
Одежда для ритмической гимнастики
Одежду для ритмической гимнастики необходимо подбирать в зависимости от места ее проведения. Ритмическую гимнастику можно проводить в зале, групповой комнате, на участке весной, летом и осенью. Одежда должна быть удобной, не стесняющей движения, лучше из натуральных тканей (спортивный костюм, майки и шорты, носки и мягкие спортивные тапочки). Если ритмическая гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей (погода пасмурная, ветреная, то можно предложить детям надеть кофточки).
Педагогу также следует надеть тренировочный костюм, спортивную обувь, так как спортивный вид педагога настраивает детей на занятие физическими упражнениями, побуждает желание заниматься. Легче контролировать правильность положения туловища, если на талию надеть резиновый пояс.
Используемый в упражнениях инвентарь должен быть удобным. Цвета флажков, лент должны быть чистыми, яркими, составлять красивую гамму. Можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные атрибуты. Требование к нетрадиционному оборудованию- эстетический вид изделия, безопасность и простота в использовании.
К традиционным атрибутам относятся:
Ленты -разных цветов, по две на ребенка, 50-60 см длиной и 2-3 см шириной;
Мячи – среднего размера, по числу детей;
Цветы – небольшие, матерчатые, на стеблях из мягкой проволоки;
Шнур – шелковый, яркий, длиной 3-4 м;
Гимнастические палки – разного цвета;
Флажки – трех – четырех цветов, по числу детей.
Использованные атрибуты в руках детей помогают созданию образа. Ленточки говорят о легкости, плавности музыки и движения. Цветок – о нежности, изяществе. Флажки – о бодрости, активности.
К нетрадиционным относятся атрибуты сделанные своими руками:
Косички –сплетенные из разноцветных нейлоновых нитей, длиной 30,40,50 см;
Шуршунчики – султанчики, сделанные из цветных полиэтиленовых пакетов, мелко нарезанных по краям на полоски шириной 1,5-2 см, длиной 13-15 см и ручкой посередине;
Султанчики «радуга» — разноцветные атласные ленты длиной 25, 30, 35 см., прикрепленные к ручке или колечку по 10 -15 штук;
Бразготки – любые емкости (бутылочки, коробочки, наполненные звенящими предметами.
Ритмические движения, ритмизованная речь помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, развивают глазомер, равновесие, укрепляют основные системы организма, развивают физические качества.
1. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 – С. 47 – 49
2.Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей : практическое пособие для педагогов / сост. Н. А.Кирченко- Мозырь: Белый ветер, 2011 – 150 с.
«На помощь Бабе-Яге». Развлечение с элементами ритмической гимнастики. На тему: «Береги свое здоровье». «На помощь Бабе Яге» Развлечение для старшего дошкольного возраста с элементами ритмической гимнастики на тему: «Береги свое здоровье».
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.
Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Источник