РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. 2. Характеристика ритмической гимнастики
2. Характеристика ритмической гимнастики……………………………….
3. История ритмической гимнастики………………………………………..
4. Упражнения ритмической гимнастики……………………………………
Сегодня ритмическая гимнастики достигла своего триумфа.
Она привлекает к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением, без нее не мыслимы занятия в фитнес-центрах, школах, детских садах. Возможности применения ритмической гимнастики довольно широки, диапазон упражнений огромен.
Проведение занятий по ритмической гимнастике требует специальных знаний, умений и навыков подбора учебного и музыкального материала.
Комплексы ритмической гимнастики, доступны для исполнения и не требуют длительного времени для разучивания.
Упражнения ритмической гимнастики — это простые движения, которые обычно выполняются без гантелей или другого спортивного инвентаря. В качестве противодействия используется само тело. Основу ритмической гимнастики составляют анаэробные упражнения, которые выполняются без гантелей. Ритмическая гимнастика возникала на основе спортивной гимнастики. Изначально ритмической гимнастикой в равной степени занимались и мужчины, и женщины, однако со временем слабый пол монополизировал этот вид гимнастики.
В организме каждого человека заложена собственная, уникальная программа активности. Ежедневные занятия спортом помогают поддерживать тело в хорошей форме естественным образом. Ритмическая гимнастика помогает восстановить естественный тонус мышц всего тела. Методичное и регулярное выполнение упражнений, например, отжиманий и приседаний — неотъемлемая часть любой тренировки. Такие упражнения помогают укреплять и поддерживать тонус мышц, а также улучшают общую физическую подготовку.
Упражнения ритмической гимнастики также известны как «общеукрепляющие упражнения». Они помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы. Ускорение сердечного ритма способствует улучшению здоровья сердца и понижает риск развития сердечнососудистых заболеваний.
Характеристика ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.
Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
Ритмическая гимнастика — это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями. Ритмическая гимнастика многолика, у нее много названий и направлений, а корни уходят в далекое прошлое. Ритмическая гимнастика впитала в себя современные направления различных танцевальных стилей (хип-хоп, поп, рок, брейк и др.), элементы восточной физической культуры (йога, цигун, тайцзицюань и пр.), хотя фундамент ее основан на европейских школах гимнастики. Так, во Франции — это тонизирующая гимнастика, в Чехии — джаз- гимнастика, в Германии она является составной частью оздоровительной программы, в США — аэробика.
Термин «аэробика» (как и более широкое, принятое в настоящее время название «фитнес») — это международное обобщенное название двигательной активности оздоровительной направленности, под которым в настоящее время объединено более 200 различных направлений и течений. Современная оздоровительная аэробика и фитнес-гимнастика — это очень динамичные структуры, которые постоянно пополняют арсенал используемых средств. Стремительно растет популярность этих разновидностей гимнастики как за рубежом, так и у нас в стране. Однако все эти разновидности гимнастики имеют одну отличительную особенность- темп движений задается ритмом музыкального сопровождения, поэтому в отечественной практике было принято название — ритмическая гимнастика, хотя в современной литературе чаще встречается термин «аэробика».
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно- бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок, брейк, фанк.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений.
История ритмической гимнастики
Ритмическая гимнастика — это не создание нашего времени, а лишь забытое старое, обновленное в духе времени. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее компонента – собственно гимнастика и ритмический танец. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в 18-19 веках. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт — музыкант, оперный певец, который в 1883 году создал в Париже курсы сценической выразительности. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы человека.
В дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создает своеобразную школу женской гимнастики, который на первое место ставил физические упражнения динамического характера, построенные на движениях свободной пластики.
Профессор Жак Далькроз, композитор и музыкант, в 1880-х годах организовал курсы ритмической гимнастики при Женевской консерватории.
Сущность его системы состояла в стремлении передавать движениями воспринимаемый слухом ритм и воспитании музыкальности. Тогда же ритмическая гимнастика впервые получила оценку со стороны педагогов.
Все эти гимнастические системы, будучи различны по своей целенаправленности, имеют ряд основных положений, объединяющих их:
1) единство интеллекта и физического развития;
2) естественность и выразительность движений;
3) использование и правильное согласование движений и музыки, как средства художественно-двигательного воспитания человека.
В дальнейшем Ж. Далькроз открыл в Хеллерау в Германии Институт ритма и одновременно С. Волконский — курсы ритмической гимнастики в Петербурге. В 1912-1913 годах ритмическая гимнастика преподавалась уже в государственных и частных заведениях России: в Петербурге — в Смольном институте, Музыкальной драме, реформатском женском училище, школе для отсталых детей (всего в 13 учреждениях); в Москве — в Александровском институте, консерватории, музыкальной школе Гнесиной (всего в 8 учреждениях). В это же время курсы ритмической гимнастики открываются еще в 5 городах России.
Среди последователей данных систем особую известность приобрела американская танцовщица Айседора Дункан (1878-1928), которая внесла в танец новые идеи и формы. Особенность искусства этой танцовщицы заключалась в свободной пластике, введении пантомимического элемента в танец, а также движений и принципов джазового танца.В 20-х гг. в Москве появляются спортивно-танцевальные студии З.Д. Вербовой, Л.Н. Алексеевой, организуются также студии в Тифлисе, Баку, Воронеже.
В студии Л.Н. Алексеевой и студиях ее учеников занимались не только взрослые, но и малыши, а также дети, страдающие заболеваниями опорно- двигательного аппарата, в том числе и костным туберкулезом.
В 1923 году наркомом просвещения А.В. Луначарским была учреждена специальная студия, где готовили преподавателей физического воспитания для школ и техникумов. В программу обучения входили разные дисциплины, в том числе ритмическая гимнастика, пластика, композиция и составление произвольных упражнений.
В период, предшествующий Великой Отечественной войне, популярность ритмической гимнастики снизилась, но работа в этой области не прекращалась.
В 40-х гг. в Государственном центральном институте физической культуры организовался курс ритмики, на котором проводились занятия экспериментальных групп по программам, весьма близким к современной ритмической гимнастике.
В конце 60-х — начале 70-х гг. возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания. Новый подъем ритмической гимнастики, начался в начале 80-х гг. Это связано с особым интересом к массовой физической культуре, широким развитием поп-музыки, доступностью аудио- и видеотехники.
Интерес к оздоровительной аэробике в нашей стране возник благодаря голливудской кинозвезде Джейн Фонде. Ее аэробика отличалась доступностью, простотой, эмоциональностью и включала в себя элементы популярных танцев.
В 70-е годы основной целью занятий аэробикой было снижение веса. В начале 80-х годов широко распространилась система Шогкош (тренировка). Затем возникли и другие направления.
Современная ритмическая гимнастика обогатилась знаниями в области развития двигательных способностей, структуры построения занятий, объема и интенсивности предлагаемых упражнений.
Упражнения ритмической гимнастики, выполненные в условиях длительной физической нагрузки средней интенсивности, при которой организм в достаточной мере потребляет кислород, будут считаться аэробными.
Если потребление кислорода, необходимое работающим мышцам, соответствует кислородному запросу организма на данную работу, то можно говорить об аэробной работе. К ней относятся бег, спортивная ходьба, плавание, лыжи, гребля, т.е. циклические виды спорта, а также ритмическая гимнастика или аэробные танцы. Известный специалист в области оздоровительной физической культуры Кеннет Купер поставил аэробные танцы в число самых эффективных видов упражнений, наряду с циклическими.
Аэробная гимнастика выгодно отличается от бега тем, что физическая нагрузка равномерно распределяется на все мышечные группы. А чтобы получить тренировочный эффект от занятий, необходимо, чтобы физическая нагрузка была продолжительной, в меру утомительной и по возможности увлекательной.
Упражнения ритмической гимнастики
Упражнения ритмической гимнастики — это сбалансированная и исключительно эффективная программа тренировок. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, гибкость, быстроту реакции и координацию движений. Упражнения гимнастики укрепляют определенные участки тела, например, поднимание туловища в сед из положения лежа укрепляет мышцы брюшного пресса, а отжимания укрепляют грудные мышцы. Всего несколько несложных упражнений помогают укрепить целую группу мышц.
Ритмической гимнастикой следует заниматься методично и регулярно. Между упражнения рекомендуется делать 3-минутный перерыв. В начале тренировок повторяйте каждое упражнение не менее пяти раз, постепенно увеличивая количество повторений по мере того, как вы привыкаете к программе занятий. Занятия всегда следует начинать с основных упражнений. Даже когда вы постепенно добавляете новые и более сложные упражнения, начинать нужно непременно с основных упражнений, и только потом переходить к упражнениям повышенной сложности.
Вот некоторые самые простые и эффективные упражнения ритмической гимнастики:
Приседания. Поставьте ноги в положение шире плеч и присядьте как можно ниже. При этом руки должны оставаться параллельно полу (т.е. должны быть вытянуты вперед). Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение. Другие типы приседаний: приседания с поднятой и вытянутой вперед ногой. Руки при этом должны быть вытянуты вперед. Это упражнение для укрепления мышц ягодиц и ног.
Поднимание туловища в сед из положения лежа. Лягте на спину, согнув ноги в коленях. Положите руки под голову и поддерживайте голову руками, медленно поднимая верхнюю часть туловища. Это упражнение на укрепление брюшных мышц.
Вращение рук («мельница»). Встаньте прямо и вытяните руки вперед горизонтально. Сделайте несколько круговых движений руками — вначале вперед, а затем назад.
Вращение коленных суставов. Поставьте ступни вместе, руки положите на колени. Медленно начните вращение коленных суставов по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительно вращения в одном направлении — 1 минута.
Вращение бедрами. Встаньте прямо, поставьте ноги на ширине плеч, положите руки на бедра. Медленно начните вращать бедрами по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительно вращения в одном направлении — 1 минута.
«Велосипед». Лягте на спину, руки подложите под ягодицы. Поднимите ноги как минимум на 20 сантиметров от пола. Поднятыми вверх ногами выполните движение, имитирующее езду на велосипеде.
Прыжки на месте с переменой положения рук и ног. Встаньте прямо, поставьте ноги как можно ближе; подпрыгните, во время прыжка максимально расширяя ноги. Старайтесь при этом хлопать в ладоши над головой. Приземляйтесь в исходное положение.
Занятия ритмической гимнастикой ускоряют обмен веществ, поэтому во время тренировки следует постепенно переходить от одного упражнения к другому. Занятия ритмической гимнастикой ни в коем случае нельзя резко прерывать или прекращать, не закончив упражнения. В начале занятий каждое упражнение рекомендуется повторять пять раз, однако по мере привыкания и улучшения физической подготовки упражнения можно повторять по 25-30 раз. Также рекомендуется начинать занятия ритмической гимнастикой после небольшой зарядки (предварительной подготовки). Музыкальное сопровождение занятий помогает увеличить их эффективность.
1. Е.С.Крючек. «Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий».
2. Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
4. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.
Источник