Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 24 Ритмическая гимнастика
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Требования к выполнению элементов техники двигательных действий ритмической гимнастики.
2. Выполнение стилизованных общеразвивающих упражнений и танцевальных шагов, применяемых в ритмической гимнастике, в соответствии с критериями эффективности изучаемой техники.
3. Выполнение двигательных действий ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.
Глоссарий по теме:
Ритмическая гимнастика — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Ритмическая гимнастика имеет отличительную особенность — темп движения задается ритмом музыкального сопровождения.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — это движения отдельными звеньями тела или их сочетания. Большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер.
Шаг — разнообразный вид передвижений: на носках, с носка, острый, мягкий, широкий. Различные виды танцевальных шагов способствуют укреплению мышц стопы, что предотвращает развитие плоскостопия, формирует правильную осанку.
Приставной шаг — приставление свободной стопы к опорной ноге с переносом веса. Может выполняться вперед, назад и в сторону, с носка и на носках.
Шаг галопа выполняется вперёд, в сторону, назад и с поворотом. Начинается с шага с носка на всю стопу, прыжок вверх, соединяя ноги в момент полёта, приземление на одну, другая книзу, характер изящный, грациозный.
Мягкий шаг выполняется перекатом с носка на всю стопу при незначительном сгибании опорной ноги.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Физическая культура. 5 класс: учебник для обшеобразоват. организаций / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, Изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — С. 35-37.
1. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
2. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт https://aestheticgym.ru/
Официальный сайт https://infourok.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ритмическая гимнастика — это система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Обязательным её компонентом является музыка. Ритмическая гимнастика, как средство физического воспитания, обладает большими возможностями для оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающихся.
Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Выделим ключевые требования к выполнению элементов техники двигательных действий: правильное исходное положение; правильная осанка в процессе выполнения упражнения; координация движений различными звеньями тела; соблюдение траектории движений; согласование движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения; культура движения.
Особенностью ОРУ в ритмической гимнастике является их чёткая направленность на хореографию и танец. Эффективность общеразвивающих упражнений, применяемых в ритмической гимнастике, возможна только при правильной технике их исполнения.
Разнообразие танцевальных шагов в ритмической гимнастике и вариативность условий их выполнения требуют понимания критериев их эффективности, которыми могут быть красота и выразительность исполнения упражнения, культура движения.
Выберите тип интерактивного теста
Единичный / множественный выбор.
Информация о тестовом вопросе
Как называется направление в физической культуре в основе которого лежат ритм и движение?
Ответы для выбора даны в виде букв, среди которых есть правильный ответ. Выберите один правильный вариант.
Г) ритмическая гимнастика.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты: А, Б, В
Выберите тип интерактивного теста
Информация о тестовом вопросе
Занесите ответы по вертикали и по горизонтали на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Для этого подставляйте буквы, расположенные под кроссвордом.
1. Движения в ритмической гимнастике выполняются под какое сопровождение?
4. Как называется способ выполнения упражнений ритмической гимнастики следующих один за другим?
5. Как называется шаг, характеризующийся прыжком вверх?
2. Для развития пластичности движений какой направленности должны быть упражнения?
3. Какие упражнения применяются в ритмической гимнастике?
Буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Источник
Комплексы танцевально-ритмических гимнастик
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)
Гимнастика предназначена для хореографов, музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_tantsevalno-ritmicheskih_gimnastik.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы танцевально — ритмических гимнастик
Ритмическая гимнастика «Часики»
Музыкальное сопровождение из мультфильма «Фиксики»- Часики.
(для детей старшего дошкольного возраста)
И. п. –стоя ноги на ширине плеч, руки внизу.
На «раз» присев руки за спину. Голову опустить.
На «два» — и. п. повторить 4 раза
1 фраза: Тики — подскок на правой ноге, локоть правой руки к левой ноге
Тики — Подскок на левой ноге, локоть правой руки к левой ноге.
2 фраза: На каждый счет. Три прыжка на двух ногах руки вдоль туловища.
4-5 фраза – повторить 1-2. На последний «так» прыжок ноги врозь
6 фраза: Наклон вперед, руки отвести назад. (На каждый счет-3 раза)
Повторить два раза.
«Тики-так» -три прыжка вправо, руки вдоль туловища.
«Тики-так» — три прыжка влево, руки вдоль туловища.
8 фраза: Выбрасываем прямую правую, левую, правую ноги.
«никак»- прыжок ноги вместе.
1фраза: и.п тоже. На раз- шаг ногой вправо, руку отвести в сторону, голову наклонить к правому плечу.
2 фраза –тоже в другую сторону.
3-4 фразы – повторить 1-2.
5 фраза: на «раз» Приставной шаг вправо руки рисую снизу круг.
На «и»- присесть, руки внизу.
6 фраза : -повторить в другую сторону.
7-8 фраза –повторить 5-6 фразу.
«Тики-тики» — шаг вперед правой н0гой, рука левая согнута в локте вперед; шаг вперед левой нагой, рука правая согнута в локте вперед.
«Так-так-так» — три прыжка на прямых ногах, руки вдоль туловища.
«Тики-тики» — шаг назад правой ногой, рука левая согнута в локте вперед; шаг назад левой ногой, рука правая согнута в локте вперед.
«Так-так-так» — три прыжка на прямых ногах, руки вдоль туловища.
«Часики идут» — три прыжка вправо, руки вдоль туловища.
«Часики идут» — три прыжка влево, руки вдоль туловища.
10 фраза: Выбрасываем прямую правую, левую, правую ноги.
« никак»- прыжок ноги вместе.
«Тики-так-» сели на корточки девочки, мальчики стоят.
«Тики-так»- сели на корточки мальчики, девочки встали.
«Нам без…» — сели на корточки девочки, мальчики встали.
«ни. »- сели мальчики . девочки встали. –на последний «как» — встали мальчики.
И.п–ноги в шестой позиции, руки полочкой перед грудью, пальцы в кулак.
В какую сторону движемся, та рука и сверху.
На «раз» -правую ногу в сторону присесть, руки «окошко» открыть.
На «и»- приставить левую ногу, «окошко» закрыть.
На 4 счета поменять руки местами (теперь лежит левая сверху).
На «два» — тоже самое в другую сторону.
На «три, четыре» -повторить фигуру 1-2.Сделать всего 4 раза в одну сторону и четыре раза в другую.
«Тики» — поворот прыжками вокруг себя, руки на поясе.
«Так» — прыжок, зафиксировать движения ноги на ширине плеч, руки внизу.
Повторить два раза.
«Нам без ..»- Выбрасываем ноги вперед правую, левую, правую.
«никак»- прыжок ноги вместе руки внизу вдоль туловища.
«Тики-тики» — шаг вперед правой н0гой, рука левая согнута в локте вперед; шаг вперед левой ногой , рука правая согнута в локте вперед.
«Так-так-так» — три прыжка на прямых ногах, руки вдоль туловища.
«Тики-тики» — шаг назад правой ногой , рука левая согнута в локте вперед; шаг назад левой нагой , рука правая согнута в локте вперед.
«Так-так-так» — три прыжка на прямых ногах, руки вдоль туловища.
«Часики идут»- И.п. ноги в шестой позиции руки внизу кисть отведены в стороны.
На «раз»- пружинка, правая рука вперед, левая назад.
На « три»- левая вперед правая назад, пружинка.
Повторить 16 раз, на последний аккорд: Прыжок ноги врозь, наклон вперед, руки назад.
Ритмическая гимнастика с гимнастическими палками, под любую ритмическую музыку.
(для детей старшей группы)
- И.п.- ноги на ширине плеч, палка в двух руках низу.
1-8 -На раз – палка вверх, на два – за голову, три- вверх, четыре – исходное положение.
- И.п.- ноги на ширине плеч, палка впереди
1-2 — На раз – поворот вправо с палкой, на два — влево.
3-4 – поворот, с палкой отставляя противоположную ногу.
Повторить 3 раза
- 1-2 – присесть, поворот палки.
3-4 –присесть, поворот палки в другую сторону.
4. 1-3 — наклоны вперед, палка вперед.
4 — выпрямиться, палка вверх.
5 – палка к груди.
Повторить 3 раза.
- И.п. — палка вертикально у правой ноги, в правой руке, левая за головой.
1-8 – обходим палку на носках.
1-8- в другую сторону.
6.И.п. ноги на ширине плеч палка в низу.
- прыжок на правую ногу, левая нога отведена в сторону.
- Прыжок на левую ногу, правая нога отведена в сторону.
- – повторить прыжки
1-8 – прыжки «ножницы».
1-8 – прыжки «ножницы», палку поднимаем вверх и опускаем медленно.
8. 1-4 –шаги на месте палка внизу.
3-4 – поворот вправо.
5-6 –поворот вправо.
7-8 поворот вправо.
1-8 – тоже самое влево
9. 1-4 — вдох-выдох.
Ритмическая гимнастика под музыку из сказки «Красная шапочка»,
поет Юлия Началова и группа «Непоседы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
1-8. На «раз» — руку правую вверх, пятку правой ноги оторвать от пола.
На «два» — поменять движение с другой ноги и руки.
И.П.- ноги на ширине плеч. Руки у груди согнуты в локтях.
1-я фраза: и.п. ноги вместе, руки согнуты у плеч. На «раз» — руки вверх, ногу отставить назад. На «Два» и.п.
2-я фраза: то же с другой ноги. (6 раз)
3-я фраза: ( топать, прыгать и бежать) руки в стороны, ладони вверх, высоко поднимая бедро поскоки на каждый счет.
4-я фраза: и.п. ноги на ширине плеч руки согнуты в локтях у плеч. На «раз» — присесть слегка.
На «два» — поднять руки вверх, вправо выпрямиться;
3-4 в другую сторону то же повторить.
5-я фраза: наклон туловища вниз. Руки прямые вниз, перекат туловища в другую сторону. И.п.
6-я фраза: повторить фразу 4.
7-я фраза: повторить фразу 5 в другую сторону.
1-2. Ах… — Два боковых галопа вправо, руки рисуют круг вправо.
3-6. В Африке.. — четыре подскока вокруг себя вправо, руки прямые вверху ладони повернуты друг к другу.
7-8. Проигрыш — покачивание влево, вправо. Руки вверху.
1-6. Тоже самое в другую сторону.
7-8. Проигрыш покачивание влево, вправо. Руки внизу.
9-10. Два боковых галопа вправо, выпад руками показать «крокодила»
11-12 . Два боковых галопа влево, присесть ноги на ширине плеч руками показать « обезьяну»
13-14. Поскоки вокруг себя, наклон вперед показать «крылья попугая»( повторить два раза.
И.п. ноги на ширине плеч, руки полочкой у груди.
1-я фраза: упражнение «моталочка» руками вниз.
2-я фраза: упражнение «моталочка» руками вверх.
3-я и 4-я фразы повторить.
5-я фраза: выпад вправо «моталочка» руками.
6-я фраза: выпад влево «моталочка» руками.
7-я и 8 фразы: повторить5 и 6 фразы.
9-я фраза ( буду здрасте говорить) прыжком ноги вместе руки через стороны вниз.
Проигрыш: И.п. сед на ковре, упор сзади.
На «раз» согнуть правую ногу, на «два» выпрямить.
3-4 — то же с другой ноги.
И.п. сед на ковре, упор сзади.
С 1-й по 4-ю фразу: на «раз» согнуть ноги в коленях ,на «два» выпрямить.
С 5-й по 8 фразу наклоны к ногам поочередно.
9-я фраза: ( руки ноги береги)- встать.
На последний проигрыш прыжки на двух ногах, на, «раз» ноги врозь на «два» вместе, руки на поясе.
На последний аккорд-ВДОХ- руки вверх, ВЫДОХ- руки вниз
Комплекс ритмической гимнастики «Лимонадный дождик» исполнитель детская студия «Дельфин».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Поскоки на каждый счет руки у груди согнуты в локтях, сгибаются и разгибаются на каждый счет. (16 раз).
1-я фраза: на «Раз» присесть руки к коленям, на «два» выпрямиться вправо
3-4: то же в другую сторону.
2-я фраза: поворот на носках, руки вверху, в правую сторону.
3-я фраза: повторить 1-ю фразу.
4-я фраза: повторить 2-ю фразу.
5-я фраза ( лимонадный дождик) — поскоки вперед, руки на поясе
6-я фраза (это просто рай) – прыжки ноги врозь руки на поясе.
7-я фраза: поскоки назад, руки на поясе.
8-я фраза: прыжки ноги врозь руки на поясе.
9-я фраза ( лимонадный дождик) и.п. пятки вместе носки врозь, руки на поясе;
на «Раз» выставить правую ногу на пятку, на «Два» и.п.
3-4 то же с левой ноги, руки на поясе.
10-я фраза и до конца повторяем 9-ю фразу.
И.п.- пятки вместе носки врозь, руки на поясе;
-на «Раз» прыгнуть выставить правую ногу вперед на носок, на «два» ударить об пол;
3-4 — то же левой ногой (4 раза);
-упражнение «болтушка» (ногами) в сторону (4 раза);
Повторить проигрыш 2 раза.
1-я фраза: и.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
На «раз» шаг левой ногой правое колено поднять, перенести вес на левую ногу, на «два» шаг правой ногой, левое колено поднять, перенести вес на правую ногу.
2-я фраза: 1-4 — поворот влево, руки на поясе.
3-я фраза: На «раз» шаг правой ногой, левое колено поднять, перенести вес на правую ногу, на «два» шаг левой ногой, правое колено поднять, перенести вес на левую ногу.
4-я фраза: 1-4 — поворот вправо, руки на поясе.
5-я фраза: ( шоколадный ветер ) – машем руками над головой, показываем «ветер»
6-я фраза: машем руками над головой, показываем «ветер»
7-я фраза: ( губы в шоколаде) — наклон вперед, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
8-я фраза (в шоколаде нос) — слегка прогнуться назад, машем у носа руками.
9-я фраза ( шоколадный ветер) – машем руками над головой, показываем «ветер»
10-я фраза и до конца — повторяем 9-ю фразу.
И.п. — пятки вместе носки врозь, руки на поясе;
на «раз» прыгнуть, выставить правую ногу вперед на носок, на «два» ударить об пол; 3-4 — то же левой ногой ( 4 раза);
упражнение «болтушка» (ногами) в сторону (4 раза);
Повторить проигрыш 2 раза.
1-я фраза: на «раз» шаг правой ногой, на «два» левая нога на пятку. Руки раскрыть в стороны.
2-я фраза: 4 поскока в левую сторону.
3-я фраза: на «раз» шаг левой ногой, на «два» правая на пятку. Руки раскрыть в стороны.
4-я фраза: 4 поскока в правую сторону.
5-я фраза: ( малыши довольны) – пружина, руки на поясе.
6-я фраза: ( все кричат ура )- руками помахать вверху и крикнуть «УРА!»
7-я фраза: (мороженное вкусное)- приседания в правую и левую стороны, руки на поясе.
8-я фраза: приседания в правую и левую стороны, руки на поясе.
9-я фраза: ( сладкие снежинки)- машем руками над головой, покачиваемся вправо влево.
10-я фраза и до конца — повторяем 9-ю фразу.
Второй проигрыш — поскоки по кругу, руки свободно.
На слова (дождик лимонадный ) – показать руками «дождик»;
( ветер шоколадный ) — покачать руками над головой;
(сладкие снежинки) –показать «фанарики» над головой;
(это просто КЛАСС) – прыгнуть показать большой палец и крикнуть «КЛАСС!».
Комплект О.Р.У. на музыку А.Варламова,
слова Р.Паниной « Раз, два, три»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дети делают подскоки и разбегаются врассыпную по залу.
1-8. Разминаем стопы, руки на поясе.
1-8. Разминаем стопы, руки в стороны.(на 4счета)
1-8 . Разминаем стопы, руки поочерёдно вперёд- назад.(на 4 счета)
А .- Потягивание . На раз — ногу на носок назад, руки вверх, на два – ногу приставить, руки у груди, на три – четыре- тоже с другой ногой.
Проигрыш : 1-4 – наклоны головы в стороны. (8 раз)
Б.- Повороты туловища . На раз ногу в сторону на носок, рука левая в сторону, голову повернуть в ту же сторону, на два — ногу приставить, руки у груди, на три — четыре — тоже в другую сторону.
Три медленных приседания (садятся на ковер).
Проигрыш, разминают ступни ног, голова вправо-влево.
А.- Махи ногами 1-4, поочередно поднимают правую и левую ноги.
(носок тянут, ноги прямые).
Б.- Повороты бедер
1- 4 .И. П. –ноги слева на крест, на два – поменять ноги в другую сторону.(8 раз)
- 8:И.П.- лежа на животе,руки у груди, делают махи ногами на каждый счет.
Проигрыш: 1- 4 стоя разминают стопы ног.
А.- Приседания. И.П. -Ноги на ширине плеч, руки внизу. Делают круговые движения руками, при этом приседая, руки то вправо, то влево.(6 раз)
Б.- Наклоны вперед. И.П. -Ноги на ширине плеч, руки внизу. На «раз»–наклонить туловище вперед, левую руку вперед , правую вытянуть назад. На «два» — И.П. На «три- четыре» –тоже самое другой рукой.(6 раз)
На 1-3 делают шаги вперед, на четыре подскок и хлопок руками. На 5-7 делают шаги назад, на 8-подскок и хлопок руками.
Повторяют упражнение 4 раза.
Прыжки И.П.– О.С. На раз — делают прыжок вверх, ноги в стороны руки вверх, на два -И.П.(6 раз)
На последнем прыжке дети группируются, при приземлении обхватывают колени руками.
Комплексы танцевально — ритмических гимнастик,
Разминка: «В поход» Текст (Е.Г.Сайкиной) ,
музыка и движения подобранны самостоятельно.
Для детей младшей и средней группы.
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Звучит «Вместе весело шагать» В. Шаинского ,дети маршируют по залу.
Мостик в стороны качался, ходьба на носках, руки в стороны
А под ним ручей смеялся.
Мы по мостику пойдём,
На тот берег попадём!
Дальше — глубже в лес зашли,
Налетели комары — выполняют ритмичные хлопки,
Руки вверх над головой, высоко поднимая колено то
левой, то правой ноги
А внизу хлопок другой!
Комаров всех перебьем
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду вмиг прыжки на двух ногах с
Мы по кочкам: прыг, прыг, прыг. продвижением вперед , руки на
Раз-два, раз и два-шаг поскоком
Позади уже вода!
Под кустом пролезть не страшно ползут на четвереньках
И под елкой не опасно
Друг за другом успевайте
Только ветки не сломайте
Дальше по лесу шагали (рус.нар. Плясовая «Барыня»)
И медведя увидалиимитируют ходьбу медведя
Руки на пояс мы кладем, идут «качающимся» шагом
И вразвалочку идем.
Зайчик быстрый скачет в поле,
Очень весело на воле. («Песенка зайчиков» муз.А. Филиппенко)
Подражаем мы зайчишке, имитируют прыжки зайца
За кустами — чудеса – (рус.нар. Плясовая «Барыня»)
Появляется лиса, имитируют движение лисы
Ходит мягкою походкой, идут мягким, пружинным шагом
Очень хитрая плутовка!
Крылья пёстрые мелькают дети выполняют лёгкий бег на
-Это бабочки летают, полупальцах, кружатся, взмахивая
Над цветочками резвились, руками
Всё летали и кружились.
Мы шагаем, мы шагаем, ( «Чок-чок» муз. Малеевская)
Выше ноги поднимаем! маршируют, замедляя движение,
Дышим ровно, глубоко, делают глубокий вдох и выдох
Видишь, как идти легко!
Строевая ходьба вокруг по залу с выполнением упражнений.
Песня «Детский сад»в исполнении группы «Дельфин»
- 1- 16 – обычная ходьба.
- 1- 32 – ходьба с высоким поднимание колен.
- 1-8 – обычная ходьба с упражнениями для рук ( вперед выпрямить, вверх поднять, в стороны развести, вниз опустить).
- 1-16 — семенящие шаги на носках.
- 1-16 – ходьба как «пингвины»
- 1-16 – руки на поясе, шаг с пятки на носок.
- 1-16 — семенящие шаги на носках.
- 1-16 – ходьба как «пингвины»
- Произвольные прыжки
- 1-8 широкий шаг.
- 1-36 – бег с захлестом голени.
- 1-16 – ходьба с высоким поднимание колен.
- 1- 16 – обыкновенная ходьба.
Комплекс ОРУ в кругу,
под музыкальное сопровождение: композитор — Василий Богатырев «Коньки» из мультфильма «Маша и медведь»
(для детей второй младшей группы)
И.П — О.С .Поднимаем руки вверх через стороны, становимся на носки; Опускаем вниз –И.П.
-И.П.- ноги вместе ,руки к плечам. Повороты в правую и левую сторону, машем «крылышками».
-.П.- руки внизу, ноги на ширине плеч. Повороты правую и левую сторону.
— И.п. руки внизу, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед.
-И.П.- руки внизу, ноги на ширине плеч. Присесть , руки через стороны, постучать по полу, сказать «Клю — клю»
-.П. – О.С, руки к плечам. Пружки на месте с взмахом рук на 4 счета, переменно с ходьбой. Восстановить дыхание.
Источник