Ритмическая гимнастика как вид спорта

Гимнастика

Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения

Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.

Из истории

«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.

Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.

Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.

Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.

Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику.

Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.

В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.

Польза

Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:

  • из-за того, что большая часть упражнений ритмической гимнастики стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, ритмическая гимнастика является профилактикой развития ишемической болезни сердца, гипертонии;
  • тренировка достаточно подвижна, поэтому она улучшает координацию, формирует хорошую осанку и грациозную походку, развивает пластичность, расширяет двигательный опыт;
  • ритмичная гимнастика – отличное средство для похудения; конечно, физические упражнения должны сочетаться с правильным питанием, но в совокупности они приводят к укреплению мышц и снижению процента жировых отложений в организме;
  • психологическая разрядка – выполняя комплекс ритмической гимнастики, человек выплёскивает свои эмоции в движении, танце, и морально отдыхает, расслабляется.

В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.

Противопоказания

Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.

Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.

В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.

Структура тренировки

Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.

Занятие проходит непрерывно, без остановок.

Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.

Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:

  • «Грейн-вайн» – шаги со скрещиванием ног и перемещением тела вправо и влево;
  • «Кросс-степ» – повороты и перемещения делаются скрёстным шагом;
  • «Степ-тач» – приставной шаг с касанием ног, который может выполняться в различных направлениях, а также с использованием прыжков и поворотов;
  • «Марш» – ходьба на месте с высоким подниманием коленей на уровень пояса.

Движения выполняются в спокойном темпе.

Основной этап

На этот этап отводится около 70% урока.

В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.

Заключительный этап.

Заключительная часть занимает 10% от тренировки.

Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.

Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!

Пример комплекса упражнений

Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.

  1. Растяжка: поочерёдно два наклона влево-вправо с поднятием руки вверх, ноги на ширине плеч; наклоны вперёд с касанием пола пальцами рук, ноги на удобном расстоянии; заводим согнутую в локте руку за голову, второй подтягиваем её к себе.
  2. Боковые выпады, руками тянемся к вытянутой ноге.
  3. «Степ-тач» с поворотом на 90 градусов.

Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.

  1. «Марш» в быстром темпе с интенсивным движением рук как при беге.
  2. Прыжки ноги вместе – ноги врозь с движением рук вверх-вниз.
  3. Лёжа на спине, выполнять упражнение велосипед. Руки вдоль туловища.
  4. В упоре лёжа поочерёдно подтягивать ноги к груди.
  5. «Кросс-степ» с вращением кистей для отдыха.
  6. Выпады правой и левой ногой таким образом, чтобы углы в коленях были равны 90 градусов. Спина прямая, руки имитируют удар в боксе.
  7. Руки согнуты в локтях, двигаются как при беге. Сначала поднимаем согнутую в колене правую ногу выше уровня пояса, левая внизу при этом слегка приподнимается, затем, выполнив несколько повторений, меняем ноги.

Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.

  1. Руки поднимаем через стороны вверх, делаем медленный вдох. Затем опускаем руки и также медленно выдыхаем, можно совместить с медленным «маршем».
  2. В положении сидя спокойно наклоняемся то к одной, то к другой ноге.
  3. Ноги вместе, подтянуть колени, спину выпрямить, живот напрячь, поднятыми руками тянуться вверх.

Особенности выполнения движений

  1. Упражнения достаточно просты в исполнении, и потому выполнять их можно практически в любом возрасте.
  2. Движения акцентируются на поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника, но воздействуют и на опорно-двигательный аппарат в целом.
  3. Следует попеременно выполнять динамические и статические упражнения.
  4. Дышать следует спокойно и равномерно.
  5. Движения нужно точно повторять за преподавателем, соблюдать постановку исходного положения и амплитуду.
  6. Со временем тренировки необходимо усложнять: добавлять в них новые движения и чередовать медленный и быстрый темп.
  7. Перед началом занятий стоит тщательно подойти к выбору одежды и экипировки – она должна быть удобной и не стеснять движения.

Источник

Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы

Екатерина серебрякова
Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы

Уважаемые коллеги, современная система образования требует от нас новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, включение в педагогическую практику инновационных технологий, поэтому тема моего педагогического опыта «Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного и физического развития ребёнка, формируется гармонически развитая личность.

ПРОБЛЕМА С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением речи, осанки, координации движения. Снижается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Применение технологии «Игровая ритмическая гимнастика» поможет естественному развитию организма ребенка, становлению физических качеств, морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Цель моей работы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами «Игровой ритмической гимнастики»

перед собой ставлю следующие задачи,главные из которых:

• сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма.

• совершенствование физических качеств.

• воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.

Работу по данной теме я начала с подбора методической литературы. Мной были проанализированы работы следующих авторов:

Бекина С. И, Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., Картушкина М. Ю. которые посвящены методике применения данной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику? Потому что данный вид гимнастики доступен для всех возрастных групп детского сада.

Своим многообразием упражнений ритмическая гимнастика эффективна и полезна, формирует физические качества легко и непринужденно.

Эмоциональный характер упражнений, веселая задорная музыка способствуют созданию хорошего настроения.

Работу по данной технологииведу по нескольким направлениям: работа с детьми, взаимодействие с педагогами и с родителями.

Работа с детьми.

Для поддержания интереса детей к данной методике, осуществляю свою работуво всех формах деятельности: в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях по физическому развитию, в кружковой работе.

Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика под ритмичную музыку.

На занятиях использую основные средства ритмической гимнастики, такие как строевые упражнения (построение, перестроения, разновидности ходьбы и бега, повороты, прыжки) общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с предметами (обручи, мячи, скакалки, ленты и др., имитационные упражнения и упражнения из других видов спорта в сочетании с музыкой, музыкально-подвижные игры.

Для реализации задач по физкультурной оздоровительной работе для детей старшего возраста мною разработана кружковая программа «Игровая ритмическая гимнастика.

В своей работе я использовала программу Е. Ю. Александровой «Остров здоровья», методической пособие под редакцией Фирилева Ж. Е. «Са-фи-дансе».

В программе «Игровая ритмическая гимнастика»представлены разделы: танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец.

В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры

Взаимодействие с педагогами начинаю со знакомства с работой по ритмической гимнастике. Провожу мастер – классы, в ходе которых я знакомлю педагогов с формами и приемами работы, также выступаю по данной тематике на педагогических советах, провожу консультации.

Взаимодействие с родителями.

Первое знакомство с данной формой работы, произошло на собрании, где я рассказала родителям о ритмической гимнастике, показала как легко и удобно использовать ее средства в домашних условиях. Следующим этапом было проведение открытых занятий и педагогических гостиных, входе которых мы с детьми показываем родителям результаты освоения данной методики.

Теоретическая значимость моего инновационного опыта состоит в том, что обобщен теоретический материал по применению технологии ритмическая гимнастика в образовательном процессе. Делилась опытом работы на районном семинаре. Принимала участие в республиканском конкурсе молодых педагогов «Старт в профессию», «Воспитатели России — 2018». Хочу и дальше совершенствовать свое педагогическое мастерство в данном направлении.

Практическая значимость данного инновационного опыта заключается в том, что педагоги ДОУ могут использовать в своей работе ритмическую гимнастику на всех этапах образовательного процесса.

Результатом моей работы является участие воспитанников в ежегодном волонтерском движении «Здоровье начинается с тебя», организованное Ардатовским медицинским колледжем, участие в районных спортивных соревнованиях «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и другие.

Источник

Читайте также:  Тренировка для тонких ног
Оцените статью