- Ритмическая гимнастика
- Содержание
- История создания и концепция метода
- Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре
- Отличия ритмической гимнастики от аэробики
- Литература
- См. также
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Ритмическая гимнастика» в других словарях:
- Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.
На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был кн. С. М. Волконский.
Содержание
История создания и концепция метода
В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.
Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (шаги Жака)!
Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.
Далькроз признавал, что его система еще не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал ее как художник, воспринимающий ее чисто зрительным путем, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.
Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.
- в 1905 году происходит открытие первого курса в стенах Женевсой консерватории.
- 1911 год — создание Института музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза.
- в 1912 в России открываются Курсы ритмической гимнастики, задуманные как филиал Института, директором стал кн. С. М. Волконский.
- метод находит широкое признание, в первую очередь в школе классического балета.
Ритмическая гимнастика в советской массовой культуре
Телепередача «Ритмическая гимнастика» была крайне популярна в Советском Союзе в 80-е гг. Долгое время перед этим она была запрещена к трансляции Государственным комитетом телевидения и радиовещания, как аморальное зрелище.
Отличия ритмической гимнастики от аэробики
Литература
- Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
- E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
- Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
- Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
- Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
- Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 1-13, с.12
- C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
- Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
- «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
- «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
- Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
- Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
- Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique [монография]. — Neuchatel (Suisse), 1965
- Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики — «Здоров’я», Киев, 1986.
См. также
Примечания
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
- Викифицировать список литературы, используя шаблон <<книга>> , и проставить ISBN.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Ритмическая гимнастика» в других словарях:
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика ) используется в оздоровительных целях … Большой Энциклопедический словарь
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — (аэробика), комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Используется в оздоровительных целях. Зародилась в США в 1960 е гг., в России с середины 1970 х гг … Современная энциклопедия
Ритмическая гимнастика — (аэробика), комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Используется в оздоровительных целях. Зародилась в США в 1960 е гг., в России с середины 1970 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ритмическая гимнастика — комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях … Энциклопедический словарь
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių pratimų, intensyvios mankštos kompleksas, apimantis ėjimą, bėgimą, šuoliavimą, lankstymąsi, mostus rankomis ir kojomis, šokio elementus, atliekamus stovint, sėdint,… … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Speciali gimnastikos rūšis – ritmiškai atliekami įvairūs mankštos pratimai. Ritminės gimnastikos teorija grindžiama 4 principais: 1) visumos; 2) įtampos ir atsipalaidavimo… … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto šaka – 2,5–3 min. trukmės būtinoji gimnastikos programa, kurią sudaro fizinių pratimų, atliekamų pagal ritmą, kompleksas. Ritminę gimnastiką daro vienas, du arba grupė … Sporto terminų žodynas
ритмическая гимнастика — ritminė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikatos gimnastikos rūšis – lavinamosios gimnastikos pratimai, atliekami šokant pagal muziką. Ritminės gimnastikos pratybas dažniausiai lanko moterys. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА — [от греч. rhythmikos gymnastike] разновидность гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под ритмическую музыку … Психомоторика: cловарь-справочник
Ритмическая гимнастика — Разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются упражнения аэробного характера (бег, прыжки и танцевальные элементы), выполняемые под эмоционально ритмическое музыкальное сопровождение.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Источник
Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности.
Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности
Анализ литературных источников.
Фрагмент выпускной квалификационной работы (ВКР)
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики прикладных видов спорта
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Физическая культура
Автор: Малышева Елена Викторовна
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Т.Т. Роттерс [8] подчеркивает, что ритмическая гимнастика — это прекрасное средство эстетического воспитания. Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.
В методической литературе определяют ритмическую гимнастику как одну из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (ОРУ, танцевальные и др.), выполненные преимущественно поточным способом под эмоциональную ритмичную музыку различного характера.
Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых ОРУ и для занятий не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.
Ритмическая гимнастика решает, прежде всего, задачи оздоровления населения, отмечают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2]. Она способствует нормальному функционированию, как отдельных органов, так и организма в целом. Ритмическую гимнастику можно применять в лечебной физкультуре. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми упражнениями, включенными в комплекс ритмической гимнастики, являются эффективным средством профилактики остеохондроза. Регулярные занятия ритмической гимнастикой замедляют процесс старения мышечной ткани, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, улучшая их кровоснабжение и питание.
Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности пишет Пуртова Т.В.[6].
В своей книге «Моя аэробика» Д. Фонда [9] пишет «В ритмической гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение уделяется развитию координационных способностей».
Ритмическая гимнастика многолика, пишут Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2], у нее много названий и направлений, а корни уходят в далекое прошлое. Ритмическая гимнастика впитала в себя современные направления различных танцевальных стилей (фанк, хип-хоп, сальса, поп, рок, брейк и др.), элементы восточной физической культуры, хотя фундамент ее основан на европейских школах гимнастики. Так, во Франции — это тонизирующая гимнастика, в Чехии — джаз-гимнастика, в США – аэробика.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной [4] . Этими особенностями являются :
1. Сочетание ОРУ с элементами народно-бытовых, бальных, характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок, брейк и др.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.
3. Тесная связь движений с музыкой.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии
движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно- психической разрядки.
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений.
Средства ритмической гимнастики
Л.Д. Назаренко [5] пишет, что основным средством воспитания двигательно-координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Разнообразные варианты упражнений, необходимых для развития двигательно-координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия на уроках физической культуры и обеспечить радость от участия детей в спортивной деятельности.
Занятия ритмической гимнастикой привлекают широкий круг занимающихся не только доступностью и эмоциональностью, но и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от возраста, интересов, подготовленности, благодаря большому арсеналу средств и методов ритмической гимнастики.
Выбор упражнений ритмической гимнастики к уроку зависит прежде от задач самого урока, возрастных особенностей занимающихся, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности. В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, ОРУ, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики.
О.С. Слуцкер, Л.В. Сиднева, Г.А. Зайцева, М.В. Сахарова [7] в «Примерной программе по фитнес-аэробике для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» отмечают, что спортивно – оздоровительная деятельность состоит из следующих направлений: Общая физическая подготовка (ОФП), Специальная физическая подготовка (СФП), Техническая подготовка.
1. Общая физическая подготовка (ОФП).
1.1. Общие развивающие упражнения (ОРУ).
1.1.1. Упражнения без предмета.
Для рук: поднимание и опускание, круги руками – вперед, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической скамейке) и т.д.
Для шеи и туловища: повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды; поднимание туловища из исходного положения лежа на животе (спине) на полу (скамейке) без отягощения и с отягощением, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнером. Удержание туловища в наклонах, в упорах, в седах с закрепленными ногами и т.д.
Для ног: сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону; круговые движения стопой; выпады; махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры и т.д.
Упражнения в парах: из различных исходных положений – сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью партнера).
1.1.2. Упражнения с предметами.
Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений, ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками письма и несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями, отмечают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2] . Предлагаются упражнения:
С набивными мячами (вес 1-3 кг): поднимание и опускание мяча прямыми (согнутыми) руками вперед, вверх, в стороны; то же, одной рукой; броски мяча вверх обеими руками и ловя его на согнутые руки; броски мяча снизу, от груди, сбоку, из-за головы обеими руками и ловля его; то же одной рукой; приседание и вставание с мячом в руках на двух или на одной ноге и т.д.
С гантелями (вес 0,5-1 кг): из различных исходных положений (руки вниз, вперед, в стороны) сгибание и разгибание одной руки; то же, двумя руками; круговые движения руками в разных направлениях; различные движения туловищем (наклоны, повороты), приседания, подскоки и др. в сочетании с различными движениями рук (гантели в обеих руках).
По мнению О.С. Слуцкер, Л.В. Сидневой, Г.А. Зайцевой, М.В. Сахаровой [7] очень важна специальная физическая подготовка.
2. Специальная физическая подготовка (СФП).
2.1. Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости.
Отведение рук и ног, наклоны, прогибы, повороты, выкруты до ощущения легких болевых ощущений; то же с небольшими отягощениями, гимнастической палкой, мячом.
Наклоны вперед, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений – сидя, стоя, без опоры и с опорой). Шпагат, шпагат с различными наклонами – вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками. Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами и с фиксацией положения. Поочередное поднимание ног.
Сед с наклоном вперед, голова наклонена вперед (удержание 2-4 с).
Упражнения на увеличение пассивной гибкости с помощью партнера.
2.2. Упражнения на формирование правильной осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинными шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на рейке гимнастической скамейки; выполнение упражнений с ограничением зрительного анализатора; прыжки толчком двумя с поворотом на 180 (сериями: 10 раз с открытыми глазами, 10 раз с закрытыми глазами).
Относительно сложные координационные упражнения с разноименными движениями рук и ног. Упражнения и игровые задания, требующие быстрого ориентирования в пространстве.
2.3. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Различные виды прыжков со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10 с, за 8 с, и т.д.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и др. предметы. Пружинный шаг (10-15 с), пружинный бег (20-45 с). Поднимание на носки (в одном подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин). Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (с постепенным увеличением высоты прыжка), то же – через препятствие (высоту препятствия постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и с разбега с доставанием предмета (подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в руках. Выполнение небольших комбинаций (без музыкального сопровождения и с ним), включающих базовые шаги и различные перемещения аэробики в сочетании с различными движениями руками.
Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
2.4. Танцевальные упражнения.
Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним относятся танцевальные шаги, связки, элементы танцев народов мира, современных спортивных танцев, историко-бытовых, эстрадных танцев и хореографические упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным движениям, элементам и только затем выполняют в комбинациях. Изучается:
-техника исполнения танцевальных шагов;
-упражнения на развитие пространственной и временной координации и статокинетической устойчивости;
2.5. Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения, отмечают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2] .
Занятия ритмической гимнастикой включают в себя так же упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге – их используют в заключительной части урока, т.к. они способствуют успокоению и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, отмечают Г.А. Колодницкий и В.С. Кузнецов [3] .
Методические особенности проведения занятий
ритмической гимнастикой со школьниками младших классов
Занятия ритмической гимнастикой со школьниками младших классов строятся с учетом общепедагогических принципов названных Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым [10]:
1. Значение принципа сознательности и активности состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности (постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися; сознательное изучение и освоение двигательных действий в учебно-тренировочном процессе; осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в практике жизни; воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования).
2. Принцип доступности означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов обучения возможностям занимающихся.
3. Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в учебно-тренировочном процессе осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.
4. Систематичность предполагает непрерывный учебно-тренировочный процесс, который является целостной системой (при построении системы занятий педагог должен обеспечить постоянную преемственность тренировочного эффекта, устранить большие перерывы между занятиями с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий оздоровительной аэробикой). Занятия оздоровительной аэробикой следует проводить не реже трех раз в неделю.
Специфический принцип соответствия педагогических воздействий, по мнению О.С. Слуцкер, Л.В. Сидневой, Г.А. Зайцевой, М.В. Сахаровой [7] требует соблюдения направленности педагогических воздействий на опережающие в своем развитии органы, структуры и осуществления индивидуального подхода в развитии физических способностей.
Достижение развивающего эффекта требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).
Вариативность заключается в необходимости выполнения двух основных методических требований:
-содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться;
-условия решения двигательных задач обязаны стимулировать школьников на достижение максимального результата.
Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.
Уроки строятся таким образом, чтобы занимающиеся получали адекватную нагрузку, отвечающую уровню их подготовленности; в то же время в структуре уроков прослеживается направленность на гармоничное развитие основных мышечных групп занимающихся.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций возможно лишь при условии правильной методики обучения.
На этапе овладения новыми знаниями обучение движениям происходит фронтально путём практического комментированного показа, выполнения под счёт с учителем, самостоятельного выполнения элементов под счет, выполнения под музыку.
Комментированный показ проводят спиной к занимающимся (лицом к зеркалу): выполняют движение и дают оперативный комментарий и пояснение, что на какой счет делать, название движения, основные моменты техники, направление и т.д. Этот метод наиболее доступен для детей младшего школьного возраста. Показ должен быть четким, выразительным. Объяснение должно быть образным и кратким, необходимо выделять структуру движения, главные детали, знакомить с терминологией. Дополнительные пояснения, которые воссоздают полное представление о чистоте, характере исполнения, необходимо давать по мере освоения элемента.
Выполнение под счёт. Для младшего школьного возраста наиболее эффективен расчлененный способ (по разделениям): преподаватель четко сообщает или показывает «исходное положение», сообщает, что нужно сделать на счёт « раз», после чего дает команду: « делай — раз», учащиеся выполняют движения, соответствующие счёту «раз». Преподаватель затем объясняет движения счёта «два», подает команду: «Делай — два», выполняются движения, соответствующие счёту «два» и т.д.
Этот способ дает возможность фиксировать движения каждого счёта, исправить или уточнить основные положения ног, рук.
Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения.
На этапе совершенствования исполнения движений очень важно соблюдать структуру занятия: подготовительный этап, основной и заключительный этапы.
На подготовительном этапе происходит организация обучающихся, активизация внимания, подготовка организма к нагрузкам основного этапа урока. У разминки две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе. Обычно в разминке используют комплексы ОРУ.
Аэробная фаза тренировки приходится на основной этап занятия и является главной для достижения оздоровительного эффекта. В основной этап входит 4 серии: беговая – прыжковая, упражнения в партере, беговая – прыжковая и танцевальная.
Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2] считают о дной из главных методических особенностей занятий ритмической гимнастикой в особой роли музыки при обучении и исполнении упражнений. Музыкальное сопровождение на занятиях служит одним из основных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока. Музыка, сочетающаяся с тем или иным движением, становится «возбудителем» этого движения и облегчает его выполнение, используется как лидер, т.е. задает ритм, темп, характер движений.
В процессе занятий с музыкальным сопровождением наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво .
Темпом называют скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям.
Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Умеренный темп используется для сопровождения большинства ОРУ, танцевальных, прикладных упражнений.
Динамика в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки.
Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др.
Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.
Ритм — это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками. За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Остальные ноты ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности.
Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами, и др.).
Музыкальный размер — это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метр — так принято называть чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли). Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре (такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При выполнении ОРУ подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым. Например, 2/4 — две доли (сильная и слабая), 3/4 — три доли (сильная и две слабых), 4/4 — четыре доли (первая и третья — сильные, вторая и четвертая — слабые). Полька, галоп и т.п. относятся к музыкальному размеру 2/4, вальс, мазурка — 3/4, марши — 4/4.
Структура музыкального произведения представляет собой единое целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Период — это наиболее крупная часть музыкального произведения, имеющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится перестроение или смена движения. Период чаще всего состоит из двух предложений, первое из них является незавершенным, второе — завершенным. Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов отмечают Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева [2].
Выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку, пишет Ю.Г. Каджаспиров [1], занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо приятнее и привлекательнее, менее утомительной, чем обычно.
1. Каджаспиров Ю.Г., Музыка в спортивном зале// «Физическая культура в школе». — 1998 — №2 — С. 72-73.
2. Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во «Познание» 2001,-104 с.
3. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
4. Лисицкая Т.С. Фитнес-аэробика: методическое пособие / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики России, 2003. – 89 с.
5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259с.
6. Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать.- М.: Изд-во Владос, 2003. – 256 с.
7. Примерная программа по фитнес-аэробике для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / составители: Слуцкер О.С., Сиднева Л.В., Зайцева Г.А., Сахарова М.В. – М.: Федеральное агентство по физ. культ. и спорту, Федерация аэробики России, 2007. – 53 с.
8. Роттерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах// Физическая культура в школе. -1988.-№10. – С. 32-34.
9.Фонда Д. Моя аэробика. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 48 с.
10.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -480 с.
Источник