Ритмическая гимнастика для мальчиков что это

Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения

Елена Курныкова
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения

Ритмическая гимнастика — это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела.

В ритмической гимнастике используется комплекс различных средств, оказывающих положительное влияние на функциональные системы детского организма.

Танцевальные и беговые упражнения развивают пластичность и выносливость; упражнения в партере (и. п. сидя, лежа на спине, на животе, наклоны и приседания развивают подвижность в суставах, силу мышц нижних конечностей. Методы релаксации оказывают воздействие на деятельность центральной нервной системы.

Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувство прекрасного, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные особенности.

Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна детям с 3-4- летнего возраста. Задача педагога — через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным.

Необходимо учитывать следующее:

— упражнения должны быть доступны детям, соответствовать возрасту.

— музыкальное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

— необходимо исключить муштру — движения дети осваивают постепенно.

— показ движений должен быть зеркальным.

— в комплекс необходимо включать упражнения, для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев; вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве.

— подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание.

— развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Исходя из принципа постепенности, можно выделить несколько циклов в организации занятий ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста:

Обучающий цикл (освоение комплекса упражнений);

— Втягивающий цикл;

— Тренировочный цикл.

Первый этап обучения — когнитивный. На данном этапе создается предварительное представление о разучиваемом движении. На данном этапе движения детей выглядят не координированными, ребенок допускает явные ошибки. Нельзя сказать точно, сколько занятий займет данный этап. Количество занятий может варьироваться. Это зависит от сложности комплекса и от подготовки детей, т. е. от того, занимались ли дети раньше ритмической гимнастикой. У нас это заняло 5 занятий. Сейчас дети 2 и 6 группы перешли на 2 этап, исключение составляют вновь пришедшие или болеющие дети. Очень сложно детям было выполнить ходьбу в полуприсяде, мышцы спины еще не достаточно развиты и многие дети сутулились. Не все дети попадают в ритм музыки, в этом нам помогает ходьба с хлопками, дети стараются четко отбивать ритмический рисунок. Дети очень стараются соответствовать предлагаемому образу. Они «жмурятся» на солнышке, по- настоящему потягиваются, им нравится «творить чудеса», «зажигать звезды». Если «мыши злятся», то и дети сдвигают брови, топают ногами, иногда даже рычат.

Второй этап — ассоциативный. В процессе второго этапа происходит углубленное разучивание движения. Ребенок выявляет некоторые ошибки, концентрирует свое внимание на совершенствовании двигательных умений и навыков.

Третий этап — автоматизации, или этап совершенствования. На данном этапе двигательные действия выполняются в автоматизированном режиме, и ребенок может сконцентрироваться на сочетании работы рук и ног, пространственном перемещении, выразительности движений.

Собственно ритмичные движения под музыку должны быть регламентированы во времени, для детей дошкольного возраста не превышать 15-25 минут.

Комплекс ритмической гимнастики рекомендуется использовать в течение 2-3 месяцев, поскольку именно этот период необходим для выработки двигательного навыка у старших дошкольников.

Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, лентами и т. д. Все это будет способствовать развитию «ручной умелости», правильной осанки, точности движений и т. д.

Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой лучше в старшем дошкольном возрасте. Не всегда это удается сделать в ритмической гимнастике, где упражнения выполняются поточным способом, т. е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости. Дети, увлекаясь, не всегда сохраняют дистанцию и интервал. В

таких случаях некоторые предметы, такие, как палки, обручи, могут быть даже опасны.

Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой. Поэтому комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс без предметов, чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к нагрузке. Когда дети научатся внимательно слушать, быстро переключаться от одного действия к другому, им можно дать предметы. Для этого должен быть разработан специальный комплекс, в котором предметы будут дополнять упражнения, (удобнее разучивать упражнения, а затем включать предметы перед выступлениями или на 3 этапе, чтобы повысить угасающий интерес)

В детском саду ритмическая гимнастикаможет проводиться в различных вариантах:

1. При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. Для дошкольников используется 3 песни, четвертая является заключительной.

2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурного занятия, продолжительностью около 10-12 минут. Приблизительно это 5 песен и около 30 упражнений.

3. В форме физкультурных занятийоздоровительно-тренирующего характера: детям старшего дошкольного возраста предлагается комплекс ритмической гимнастики продолжительностью около 20 минут, который занимает практически все занятие. Такие занятия можно проводить, но не постоянно. Т. к. обычные занятия предполагают обучение различным видам основных движений, проведение подвижных игр, эстафет, а на ритмической гимнастике нагрузка настолько высока, что нет возможности включить все эти виды в одно занятие. Поэтому, желательно ритмическую гимнастику вынести в отдельную работу (кружковую).

4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы ритмической гимнастики).

Занимаясь ритмической гимнастикой, дети становятся более работоспособны и выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над более сложным движением, добиваясь его более качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение наконец-то получилось.

Ритмическая гимнастика не только научит детей красиво двигаться, она подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное — привьет любовь к занятиям спортом.

Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.

Методы организации занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 учебный год Ф. И. О. Конкина Светлана Петровна Место работы МБДОУ «Василек» с. Покровское.

Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Инструктор ФИЗО: Шипицына Т. А. г. Шадринск, 2016 -2017г.

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.

Ритмическая гимнастика как средство физического развития дошкольников Вводная часть Разные виды ходьбы и бега, игровые упражнения на укрепление мышечного корсета. Использование музыкальных произведений для.

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста» Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности.

Родительское собрание в средней группе «Задачи обучения и воспитания на 2017–2018 г.» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; дать знания родителям о среднем возрасте.

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.

Выставка «Лего-Город». Формы и принципы организации обучения дошкольников конструированию Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение.

Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ Занятия по декоративному рисованию в ДОУ носят поэтапный характер: 1. Знакомство с народным промыслом и его историей; выделение простейших.

Источник

Гимнастика

Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения

Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.

Из истории

«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.

Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.

Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.

Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.

Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику.

Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.

В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.

Польза

Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:

  • из-за того, что большая часть упражнений ритмической гимнастики стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, ритмическая гимнастика является профилактикой развития ишемической болезни сердца, гипертонии;
  • тренировка достаточно подвижна, поэтому она улучшает координацию, формирует хорошую осанку и грациозную походку, развивает пластичность, расширяет двигательный опыт;
  • ритмичная гимнастика – отличное средство для похудения; конечно, физические упражнения должны сочетаться с правильным питанием, но в совокупности они приводят к укреплению мышц и снижению процента жировых отложений в организме;
  • психологическая разрядка – выполняя комплекс ритмической гимнастики, человек выплёскивает свои эмоции в движении, танце, и морально отдыхает, расслабляется.

В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.

Противопоказания

Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.

Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.

В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.

Структура тренировки

Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.

Занятие проходит непрерывно, без остановок.

Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.

Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:

  • «Грейн-вайн» – шаги со скрещиванием ног и перемещением тела вправо и влево;
  • «Кросс-степ» – повороты и перемещения делаются скрёстным шагом;
  • «Степ-тач» – приставной шаг с касанием ног, который может выполняться в различных направлениях, а также с использованием прыжков и поворотов;
  • «Марш» – ходьба на месте с высоким подниманием коленей на уровень пояса.

Движения выполняются в спокойном темпе.

Основной этап

На этот этап отводится около 70% урока.

В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.

Заключительный этап.

Заключительная часть занимает 10% от тренировки.

Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.

Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!

Пример комплекса упражнений

Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.

  1. Растяжка: поочерёдно два наклона влево-вправо с поднятием руки вверх, ноги на ширине плеч; наклоны вперёд с касанием пола пальцами рук, ноги на удобном расстоянии; заводим согнутую в локте руку за голову, второй подтягиваем её к себе.
  2. Боковые выпады, руками тянемся к вытянутой ноге.
  3. «Степ-тач» с поворотом на 90 градусов.

Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.

  1. «Марш» в быстром темпе с интенсивным движением рук как при беге.
  2. Прыжки ноги вместе – ноги врозь с движением рук вверх-вниз.
  3. Лёжа на спине, выполнять упражнение велосипед. Руки вдоль туловища.
  4. В упоре лёжа поочерёдно подтягивать ноги к груди.
  5. «Кросс-степ» с вращением кистей для отдыха.
  6. Выпады правой и левой ногой таким образом, чтобы углы в коленях были равны 90 градусов. Спина прямая, руки имитируют удар в боксе.
  7. Руки согнуты в локтях, двигаются как при беге. Сначала поднимаем согнутую в колене правую ногу выше уровня пояса, левая внизу при этом слегка приподнимается, затем, выполнив несколько повторений, меняем ноги.

Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.

  1. Руки поднимаем через стороны вверх, делаем медленный вдох. Затем опускаем руки и также медленно выдыхаем, можно совместить с медленным «маршем».
  2. В положении сидя спокойно наклоняемся то к одной, то к другой ноге.
  3. Ноги вместе, подтянуть колени, спину выпрямить, живот напрячь, поднятыми руками тянуться вверх.

Особенности выполнения движений

  1. Упражнения достаточно просты в исполнении, и потому выполнять их можно практически в любом возрасте.
  2. Движения акцентируются на поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника, но воздействуют и на опорно-двигательный аппарат в целом.
  3. Следует попеременно выполнять динамические и статические упражнения.
  4. Дышать следует спокойно и равномерно.
  5. Движения нужно точно повторять за преподавателем, соблюдать постановку исходного положения и амплитуду.
  6. Со временем тренировки необходимо усложнять: добавлять в них новые движения и чередовать медленный и быстрый темп.
  7. Перед началом занятий стоит тщательно подойти к выбору одежды и экипировки – она должна быть удобной и не стеснять движения.

Источник

Читайте также:  Как утолить жажду после тренировки
Оцените статью