Ритм гимнастика для детей

Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Зарема Бельмехова
Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс

по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные шумовые инструменты, пиктограммы с изображением эмоций.

Продолжительность проведения: 30 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов) по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Участники: мастер-класс рассчитан на музыкальных руководителей ДОУ, воспитателей ДОУ, учителей-логопедов.

Структура мастер-класса:

• Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

• Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма

• Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритмприсутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! Разводят руки в стороны с легким поклоном.

– Доброе утро,– нам шепчут цветки, Соединить пальцы рук – «бутон цветка»

– Доброе утро, – журчат ручейки, Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево

– Доброе утро, – нам птица поет, Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит

– Доброе утро, – скажет нам кот, «Кошачьи лапки»

– Доброе утро, – нам скажет пчела, Машут «крылышками»

– Доброе утро, как ваши дела? Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам, Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны,

Соединить руки крест-накрест, «птица летит»

Руки полочкой, кладут на них подбородок

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

длится до вечера! Отводят в сторону правую руку

Отводят в сторону левую руку

Прижимают руки к груди.

Руки в стороны и вниз.

Муз. рук. Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ). Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова

Муз. рук. Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!

Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка».

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками

Вот Передаем соседу справа

Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева

Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками

Чуточ- Передаем соседу справа

ку Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками

Меня Передаем соседу справа

Рыбак Берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками

На удоч- Передаем соседу справа

ку Берем другую палочку, переданную соседом слева

• Повторить все движения в левую сторону.

• Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова «Этот удивительный ритм«)

Муз. рук. Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова

Муз. рук. Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же лисонька!

Утром Лисонька проснулась.

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась!

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока,

Вот какая красота.

А потом ладошкой

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица Лиса! До чего же хороша!

(Выполнять все движения по тексту)

Муз. рук. А кто же еще был на полянке? Да это же зайчишки!

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)

Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)

Муз. рук. Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Песня «У оленя дом большой» Французская народная мелодия

(пение с движениями по тексту)

Муз. рук. Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! Обрадовались звери, вышли снова все на полянку,прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял барабан, лисичка взяла молоточек, даже мишка вылез из берлоги с бубном.

Хороводная игра с использованием

детских музыкальных шумовых инструментов

«На лесной полянке»

Утром рано на лесной полянке Идут хороводным шагом по кругу

Громко, громко зайчик барабанит.

Тра-та-та, тра-та-та, Имитируют игру на барабане, а «зайчик» играет на настоящем

Из берлоги вылез медвежонок, Идут как медвежата

Начал в бубен он играть спросонок.

Бум-бум-бум, бум-бум-бум, Притопывают ногами поочередно, «медвежонок» играет на бубне

И лисичка очень рано встала, Выполняют пружинки с поворотами вправо-влево, руки держать как лапки у лисички

Молоточком звонко застучала

Тук-тук-тук, тук-тук-тук Стучать кулачком правой руки по левой ладошке, «Лисичка» стучит молоточком

Стало тихо сразу на поляне, Идут хороводом

Звонко, звонко дождик барабанит.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Ударяют указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Ударяют указательным пальцем левой руки по ладони правой руки

Муз. рук. Ну вот, дождик пошел! Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад.

Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера

Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.

Муз. рук. Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

Мастер-класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Рождественские пряники» Мастер-класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Рождественские пряники» Цель: — формирование интереса к истории, обычаям.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Открытка к Международному женскому дню» Подготовила воспитатель: Бажутина Анастасия Владимировна. Цель: Закрепить умение детей использовать в работе гофрированную бумагу и цветной.

Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста «Рисуем нарядную ёлочку» Подготовила: Музалевская Оксана Викторовна 1. Для работы нам необходим следующий материал : гуашевые краски,кисти№2,№6 белка или синтетика.

Мастер-класс «Идея для подарка» от детей старшего дошкольного возраста Идея для подарка маме (и кому хотите) своими руками ко Дню 8 марта и не только. С начала подготовки к Новому году начинается череда праздников,.

Мастер-класс создания лэпбука «Барби» для детей старшего дошкольного возраста Сегодня мы с Вами ещё раз поговорим о том, что же такое лэпбук? Я покажу, как был сделан лэпбук: «Барби». Итак, картонная папка-это и есть.

Мастер-класс «Весеннее настроение» для детей старшего дошкольного возраста Пробивался сквозь снежок Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник) Уважаемые коллеги! Предлагаю.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

Упражнения для развития чувства ритма у слепых детей дошкольного возраста Подготовил музыкальный руководитель Акмалова Екатерина Николаевна МБ ДОУ №3 «Лебедушка» Г. Батайск Актуальность Слуховое восприятие играет.

Источник

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Ипатова Олеся
Комплекс упражнений по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическомуощущению речи и музыки: (с хлопками).

Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Да попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,

Ходят ноги не туды.

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,

Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток,

Скоро Ванечке годок.

Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера,приговаривая:

При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

А когда же Он пройдет?

Вот когда Идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало- Песенки начало.

Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!

Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик

До. Пусто ласточек гнездо.

Ре. Осенины на дворе.

Ми. Плачет ветер за дверьми.

Фа. Дождика тиха строфа.

Соль. У него своя есть роль.

Ля. Затихает вся земля.

Си. Дождик скуку унеси!

До. Пусто ласточек гнездо.

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче.Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации

Дети сидят полукругом. Воспитатель задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Ритмические орнаменты

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.

1 группа 2 группа

Жили-были три утенка — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Хорошо и дружно жили — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Как-то утром на рыбалку — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Зашагали вперевалку — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Наловили много рыбы — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

И еще поймать могли бы — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Съели дружно все до крошки — хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок — притопы

Затем дети меняются ролями

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки,

Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.

Будешь козлик ты играть,

А мы станем повторять.

Будешь козлик ты играть,

а мы станем повторять!

(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный воспитателем. Воспитатель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю»

После прослушивания музыки воспитатель обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой.Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

Упражнение «Дядя»

Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях,говорят:

Дядя Степа длинноногий

Вслед за дядей побежал

ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал бежит и останавливается рядом с дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны — отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу воспитателя ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона

Капли, капли, что поете? Хлопки восьмыми нотами

— Кап, кап, кап, хи-хи! Игра на металлофоне

Спать сосулькам не даете! Хлопки восьмыми нотами

— Кап, кап, кап, хи-хи! Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет Хлопки

Носики нам щекочет Хлопки

Кап, кап-кап, хи, хи-хи! Игра на металлофоне

И апчхи! Глиссандо на металлофоне.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например,воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный,частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки — снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Источник

Читайте также:  Повышение массы тела при тренировках
Оцените статью