Фитбол-аэробика в оздоровлении дошкольников
Марина Полищук
Фитбол-аэробика в оздоровлении дошкольников
Фитбол –аэробика в оздоровлении дошкольников.
В настоящее время уровень здоровья, физического развития подрастающего поколения за последние годы значительно снизился, что приняло устойчивый негативный характер. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, речи, координации движений, деятельности органов дыхания и др. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
В связи с этим все актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения.
Очень популярны сейчас различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайская гимнастика, йога и многое другое. В то же время детские фитнес-программы активно внедряются в систему работы ДОУ.Это такие программы как: «Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец», «Фитбол-аэробика», детская аэробика и др. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и удовлетворение потребности ребенка в занятиях физической культурой. Внедрение фитнес — программ в физкультурно–оздоровительную работу детского сада, безусловно, способствует ее обновлению и модернизации.
Изучив материалы по разным направлениям фитнеса, хочется отметить программу фитбол-аэробики,которая была представлена в 2006 году авторами: кандидатом педагогических наук Кузьминой С. В., и кандидатом педагогических наук Сайкиной Е. Г. –преподавателями кафедры гимнастики Российского Государственного Педагогического университета им. Герцена города Санкт-Петербург.
Это современное направление оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей-фитболов.
Эффективность программы подтверждена многолетними исследованиями и заключается, прежде всего, в ее комплексном оздоровительно-развивающем воздействии на занимающихся. Занятия по данной программе способствуют эффективному развитию двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактике нарушений и коррекции осанки и плоскостопия, повышают уровень физической подготовленности занимающихся и интерес к занятиям физическими упражнениями.
Вся программа «Фитбол-аэробика» рассчитана для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на 4 года обучения (6-10 лет).
В программе «Фитбол-аэробика»есть несколько направлений: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-атлетика, фитбол-коррекция, фитбол-игра. Фитбол-коррекция-это упражнения на формировние правильной осанки профилактики плоскостопия, укрепления пальцев рук, дыхательные упражнения.
Фитбол-гимнастика-это общеразвивающие, строевые, основные исходные положения на мяче, упражнения на растягивание.
Фитбол-игра- это творческие и игровые занятия, эстафеты, сюжетные занятия.
Фитбол-ритмика- упражнения ритмических основ, танцевальные шаги, ритмические и сценические танцы.
Фитбол-атлетика- это упражнения, направленные на развитие силовых способностей и укрепление различных мышечных групп.
В своей работе я не использовала фитбол-ритмику и фитбол-атлетику которые рассчитаны на более старший возраст детей и более длительный период обучения. С помощью занятий фитбол-аэробикой мы пытались решить несколько задач — это содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия, развивать функцию равновесия и вестибулярный аппарат, учить согласованности движений с музыкой.
Апробирование данной программы я начала с детьми 5-6 лет (старшая группа) и детьми 6-7лет (подготовительная группа). В этих группах я проводила занятия по фитбол-аэробике 1 раз в неделю.
На первых занятиях, главной моей задачей было вызвать у детей интерес к новому спортивному оборудованию, дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними. Хотя некоторые дети уже знакомы с этими мячами, так как мы использовали их в эстафетах, праздниках, досугах.
Следующим этапом работы было обучение детей умению правильно садиться, сохранять правильное положение спины и стоп, удерживать равновесие на мяче. Продолжительность занятий с фитболами постепенно увеличивала, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Элементы фитбол-гимнастики я включала в разминку. Например, ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, отбивание мяча об пол в движении, прокатывание мяча одной и двумя руками, перешагивание мяча, ходьба, держа мяч «за рожки» за спиной и т. д., в комплексы ОРУ,в подвижные игры: «Ловишка на мяче», «Догони мяч», «Быстрый и ловкий», а также в эстафеты, досуги и праздники.
Далее мы с детьми изучали комплексы упражнений под музыку с мячом. Комплексы с движениями и музыкой предложены авторами программы Кузьминой С. В. и Сайкиной Е. Г. Комплексы я выбирала, исходя из решаемых задач, особенностей детей и сложности самих упражнений.
Комплекс упражнений мы разучивали примерно 1,5-2 месяца, т. к. большое внимание уделяется качеству и технике выполнения упражнений, правильному седу на мяче, четкому ритмичному выполнению упражнений под музыку.
Занятие имеет традиционную структуру и состоит из 3 частей. Большое внимание я уделяла игровым упражнениям в разминочной части, в которую включала задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью, включала заключительную релаксационную часть, также с использованием фитбол — мячей. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Все большую роль отводила коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол-мячей.
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей все большее значение приобретает использование словесных приемов без сопровождения показом. Показ применяю, когда знакомлю детей с новыми движениями. Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствовало сочетание фитбол — аэробики с музыкой, проговариванием стихов в ритм движений и пения в такт любимой мелодии.
Все занятия с использованием гимнастических мячей носят интегрированный характер, так как на них решаются задачи не только из образовательных областей «Физическая культура», но и «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое» «Художественно-эстетическое». Кроме того, при подборе тематики занятий, упражнений и заданий, я стараюсь учитывать тему, над которой работает детский сад. Таким образом, реализуется комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса.
В дальнейшем планирую приобщить родителей к занятиям фитбол- аэробикой совместно со своими детьми. Для включения родителей в образовательный процесс, планирую проводить мастер-классы, консультации по данной теме, организовать совместные занятия с родителями.
Практическая работа по применению фитбол-аэробики позволяет сделать вывод, что высокая эффективность занятий может быть достигнута только при условии четко организованной системы работы,которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами. Безусловно, фитбол-аэробика оказывает широкий спектр оздоровительноговоздействия на детский организм:
*происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
*развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
*способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.
Таким образом, фитбол-аэробика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников Вырастить ребенка сильным, крепким и здоровым – это желание каждого родителя и главная задача, стоящая перед дошкольным учреждением. В детском.
Занятие по физическому воспитанию «Зимние забавы» Цель: закреплять знания о зиме как о времени года Задачи: Закреплять знание о сезонных характеристиках зимы. Формировать представление о.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников (из опыта работы) Из опыта работы инструктра по физическому воспитанию МДОБУ д/с № 48 п. Юртовой Е. Н. п. Чунский Иркутская область Дифференцированный.
Консультация «Фитбол-гимнастика для дошкольников» ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Это нетрадиционное.
Физическое воспитание и развитие дошкольников посредством использования фитбол-гимнастики За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота.
НОД по физическому воспитанию «Цирк на воде» МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №137» Сценарий НОД инструктора по ф. к. (плаванию) на тему: «Цирк на воде».
НОД по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Школа супергероев» с элементами фитбол-гимнастики НОД по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Школа супергероев»Цель: развитие физических качеств детей старшего дошкольного.
Физическое развитие дошкольников. Новые техники в оздоровлении Слайд №1 Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе.
Программа по физическому воспитанию «Мир вокруг нас» Спорт – это неотъемлемая часть жизни здорового человека, который заботится о своём будущем. И чтобы беречь здоровье смолоду, любовь к спорту.
Советы родителям по физическому воспитанию Советы родителям по физическому воспитанию. Совет1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической Культурой,ни в коем случае не высказывайте.
Источник
Программа «Фитбол — аэробика для дошкольников»
Елена Башкатова
Программа «Фитбол — аэробика для дошкольников»
Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы! Представляю вашему вниманию программу по фитбол-аэробике для детей старшего дошкольного возраста. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагогам нужно применять в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Надеюсь программа заинтересует моих коллег и пригодится им в профессиональной деятельности. Желаю успехов!
Авторская программа «фитбол — аэробика для дошкольников«
1. Пояснительная записка
Дети обожают подвижные интересные игры. Вселиться, подпрыгивать и выполнять различные движения можно под руководством опытного тренера и в дружной детской компании.
Фитбол-аэробика для детей — очень полезное и увлекательное занятие. Дословный перевод слова «аэробика» означает движущийся на воздухе или использующий кислород. Поэтому спортивная аэробика для детей содержит комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. («fit» –оздоровление,«doll» -мяч).
Фитбол и аэробика для детей значительно отличаются от одинаковых и монотонных занятий. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме, ведь дети должны заниматься с удовольствием! Физические нагрузки на таких занятиях строго дозированы и зависят от возраста ребенка.
Данный вид физических упражнений направлен на поддержание хорошего самочувствия дошкольников. Поэтому основная задача фитбол-аэробики это оздоровление организма. Основы будущего здоровья закладываются именно в детстве, и если ребенок с раннего возраста привыкнет заниматься физическими упражнениями, то будучи взрослым, он также будет стремиться поддерживать себя в отличной форме. Фундамент здоровой жизни нужно закладывать с детства!
На занятиях фитбол-аэробикой дети учатся двигаться под музыку, играют в подвижные тематические игры, занимаются на мячах, что позволяет решать задачи укрепления мышечного корсета, создания правильной осанки улучшения кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранения венозного застоя, устранения гипертонуса мышц спины, живота, рук и ног. Занятия по фитбол- аэробике позволят детям избежать ряда болезней, таких как плоскостопие, искривление позвоночника, ожирение.
В задачи фитбол- аэробики входит:
• формирование правильной осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата;
• предупреждение плоскостопия, укрепление мышц стопы и голени;
• развитие и укрепление всех мышечных групп;
• повышение функциональных возможностей вегетативных органов, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, улучшение обменных процессов и предупреждение застойных явлений;
• улучшение координации движений, силы, скорости, выносливости;
• формирование двигательных умений и навыков;
• повышение интереса к занятиям спортом.
Посещая занятия фитбол-аэробикой, дети не только укрепляют свое здоровье, но и учатся общаться и развивают свои социальные навыки.
Работа в спортивном кружке «Смешарики» строится в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями детей и направлена на сохранение и укрепление физического здоровья дошкольника.
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана 1раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
Актуальность: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит,который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Проблема:Поверхностный интерес детей к ритмической гимнастике и дефицит движений у детей дошкольного возраста, который наиболее выражен в осенне — зимний период.
Цели:Укрепления здоровья воспитанников; ориентация на здоровый образ жизни; обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста.
Содержание образовательной деятельности с применением ритмической гимнастикой и упражнений на мячах обеспечивает решение следующих взаимосвязанныхзадач:
1. укреплять здоровье и повышать работоспособность детей дошкольников;
2. повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
3. учить и совершенствовать основные виды движений;
4. создавать разностороннюю базу движений и жестов;
5. эффективно развивать двигательные способности;
6. создавать благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность образовательной деятельности;
7. раскрывать творческий потенциал ребенка;
8. способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
9. формировать выразительность движений;
10. развивать двигательное воображение и творческую фантазию;
11. способствовать формированию правильной осанки;
12. развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;
13. содействовать приобретению музыкальных знаний.
1) Укрепление осанки,улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3)Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
4) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Занятия в спортивном кружке “Детская аэробика” проводятся с детьми 5-7 лет. На занятиях используются разнообразные методы и приемы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к детям, учет нагрузки, развитие интереса к двигательной деятельности и развитию физических качеств.
Методы и приемы:
• Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, зрительные ориентиры);
• наглядно-слуховые приемы (музыка, песня);
• тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
•словесные: объяснение, пояснения, подача команд и сигналов, вопросы детям, образный сюжетный рассказ, беседа и т. д.
•практические: повторение упражнений без изменения и с изменением, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разработаны по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку. Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия. Для каждой возрастной группы дошкольников предлагаются преемственные базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются занятия в спортивном кружке “Смешарики”.
Основные характеристики мини-программ комплексов:
• подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для средних дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой и в умеренном темпе);
• упражнения согласованы с музыкой и передают её настроение (например на сильные музыкальные части – сильные движения, прыжки и махи, на быстрые части – беговые серии, под медленную музыку – упражнения на равновесия) ;
•программы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и т. д. ;
• паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;
• продолжительность основных программ и комплексов обусловлена возрастом занимающихся.
1. вводно-подготовительной части (3 мин) : разные виды ходьбы и бега, построение и перестроение, упражнения дыхательной гимнастики и т. д. ;
2. основной части (8-12 мин) : музыкально-ритмический комплексна мячах,
3. заключительной части (4-5 мин) ; игра малой подвижности, коррекционные упражнения, пальчиковая гимнастика, элементы валеологии, анализ успехов деятельности группы детей и каждого ребенка в отдельности.
Программное обучение основным комплексам упражнений проходит целостным методом поэтапно. Я использую программу в основной части занятий в разделе ОРУ (только на первом и втором этапе). Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (8-10 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя. На втором этапе (6-8 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. И на третьем (4 занятия) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки.
Итогомдетской деятельности являются физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: спортивный зал ДОУ, спортивная площадка.
Мастер-класс «Фитбол как средство физического развития дошкольников» Цель: передать опыт использования и оптимизации работы с фитболами на занятиях физкультурой в ДОУ. Оборудование: проектор, экран, мультимедийная.
Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика» Пояснительная записка. Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных.
Фитбол-аэробика в подготовительной группе В МАДОУ ДС № 11 «Звёздочка» один раз в неделю инструктор по физической культуре проводил платные дополнительные занятия спортивно-оздоровительной.
Игровая программа для дошкольников «Путешествие на Луну» Игровая программа для дошкольников «Путешествие на Луну» И. о. о: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Цель: вызвать.
Консультация для родителей «Веселая зарядка для мамы и дочки на фитбол-мячах» Веселая зарядка для мамы и дочки на фитбол – мячах «Мяч вперед» И. п. – стоя, ноги на ширине ступни. Мяч в обеих руках внизу. В: поднять.
Программа для дошкольников «Прыг. Скок. Команда!» Пояснительная записка Программа «Занимательная физкультура «Прыг. Скок. Команда» была написана автором Бажуковой Н. И, прошла апробацию в.
Программа «Фитбол — гимнастика» Программа «Фитбол — гимнастика» имеет физкультурно-спортивную направленность, создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции.
Программа кружка для старших дошкольников по шашкам Программа кружка для старших дошкольников по шашкам Месяц Неделя Тема Сентябрь 1 «Волшебная доска» Знакомство с игровым полем «Шашки на.
Степ-аэробика для дошколят Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта.
Источник