- Речевые разминки к уроку русского языка материал по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые разминки к уроку русского языка
материал по русскому языку (3 класс) на тему
Материал предназначен для уроков русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razmin.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.
Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.
Например, для отработки произношения звуков б п. используют скороговорки:
-Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
-Бобры храбры идут в боры.
-Белые бараны били в барабаны.
-Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
-Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур крир саморир-рики брики- кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав,один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.
Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:
Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж..ж
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!
Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.
После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:
Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой ! ой ! ой!
Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!
И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции /эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе /:
1.Проколотый мяч /имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с.(воздух)/.
2.Имитация колокольного звона / бом, бам, бим../.
3.Больной зуб. /постанывание /.
4.Пятачок. /на счёт раз — вытянуть губы вперёд, на счёт два — губы расплываются в улыбке, не показывая зубов / .
5.Изображение цоканья копыт.
6.Остановить лошадь, произнося слово тпрру.
7.Чищу зубы. /кончиком языка почистить верхние и нижние зубы / и т. д.
Обязательно надо работать над понятиями : аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
На своих уроках я устраиваю минутки поэзии, на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Вот, что получилось у ребят:
Лежебока рыжий кот Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот. Отлежал себе живот.
Мышки бегают кругом. Ой-ой-ой живот болит,
И хохочут над котом. Нужен срочно Айболит.
И несколько не боясь, / Копица Вика /
Залезают кошке в пасть.
/Губарева Настя /
Эти стихи собираются и издаётся сборник стихов /изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации выполняют дети /.
В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. / см. приложение № 1/.
Работа над развитием речи на уроках русского языка.
Основа связной речи предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
Прошу продолжить такие предложения:
-Если бы я был цветком, я бы
-Если бы я был кошкой, я бы.
-Если бы я был книгой, я бы.
Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: Почему он плачет?
Записываю слова мама и беда. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама беда
Семья слёзы
Счастье и т.д. боль и т. д.
Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:
1.Объясни африканцу, что такое снег.
2.Письмо сказочнику.
3.Если бы я был волшебником
4.Что такое доброта?
5.Что такое семья?
6.Как я провёл зимние каникулы?
Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.
Работа над развитием речи на уроках математики.
Хорошо развитая речь для каждого школьника — важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, он / школьник / не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил.
На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, / где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний /, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:
Кому принадлежат стихи?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
Н.А. Некрасов 45
К.Д.Бальмонт 60
Ф.И.Тютчев 23
32-2х5+38=60
Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.
Особую роль играют уроки тренинги. Тренинг это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Детям раздаются карточки, ,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.
Задача 1Самост.
выборВыбор в паре
У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?
1)11+5=16(ябл.) 2)11-5=6(ябл.) 3)11-6+11=16(ябл.)
Источник
Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Цели речевых разминок:
- Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
- Привитие интереса к русскому языку.
Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.
-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);
— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);
— домашние заготовки детей.
Работа в паре, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе»
Мирская Марина Станиславовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 62 Центрального района г.Воронеж
Цели речевых разминок :
- Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
- Привитие интереса к русскому языку.
Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.
-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);
— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);
— домашние заготовки детей.
Работа в паре, работа в группах.
I. Домашние заготовки.
Задание мини – группе (паре).
Найти в художественной литературе (из списка данных книг) фразеологизм и определить его значение.
- М.Горький “Аника — воин”
Поиск по 3 “веткам”
1 “ветка” (“посмотрю в историческом словаре”)- герой друг русского эпоса, который хвастался своей храбростью
2 “ветка”(“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.
3 “ветка”- (“Постараюсь исходя из собственных знаний”)
“а” – отрицательная частица (Перевод греч. яз.)
Вывод: “Аника” – “Непобеда”, а только хвастун – драчун.
1 “ветка” (“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.
2 “ветка” (“Посмотрю в лексических словарях”) – данных нет.
3 “ветка” (“Собственные знания”):
Это затычка для закупорки (железные, пластмассовые, деревянные).
4 “ветка” (“Исторические справки”):
Раньше деревянные пробки делали из пробкового дерева – дуба. Если постучать по коре, то не услышишь никакого отзвука.
Вывод: “Трудно получить ответ от глупого человека, как трудно услышать звук, постучав по пробковому дубу”.
Этапы работы модели «Домашняя заготовка».
- Создание группы.
- Формулировка проблемы.
- План исследования (3-4 «ветки»).
- Собственно исследование. Соотнесение результатов.
- Рефлексия.
II. Речевая палитра.
Это задание на уроке по развитию речи, связанная со словами – красками (отсюда – “палитра”). Как художник красками может передать и звуки, и запахи, и настроение, так и писатель может создать красоту своих творений с помощью слов.
1. Найди лишнее слово в синонимическом ряду: “красный, багряный, фиолетовый , алый, огненный”.
2. Распредели от светлого к тёмному: “Апельсиновый, рыжий, абрикосовый, медный”.
Фрагмент урока – речевая разминка “Речевая палитра”.
- Дети угадывают по описанию слово – палитру.
“Это одна из самых тёплых красок. Ощущение света, добра, тепла, и защищённости, радости и нежности” (Жёлтая краска).
2.За 2 минуты записывают синонимы жёлтого цвета (индивидуально или в парах).
Учитель открывает доску, где уже указаны предполагаемые ответы.
— С помощью каких слов (имён существительных) вы подобрали синонимичные краски?
4. Задание по группам (по 4 человека).
Вставить пропущенный синоним слову “жёлтый”:
“Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, 2 скорлупки!” (цыплёнок )
2.Вставьте прилагательное – синоним слову “жёлтый” в предложение.
“… цыплёнок поёт песенку”. ( золотой )
- Вставьте синоним слову “жёлтый” в предложение:
“… мёд перелили в баночку. Он был искристый, …, переливался на солнце” ( янтарный )
- Докажите свой выбор.
- Загадка : “Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички” ( ромашка )
- Дополните предложение: “В серединке цветка застыла … капелька” ( лимонная )
- Загадка : “Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпал кучей. Если хочешь, можешь брать и играть, играть, играть”( песок )
- Дополните предложение: “Мама купила красивые, потрясающе теплого … цвета обои”.
Как продолжение этих речевых разминок – метод обучения проблемного изложения: переход прилагательного – цвет “краски” в прилагательное качественного характера, изучение понятий “метафора”, “трон”.
Этапы работы модели «Речевая палитра».
- Создание группы.
- Формулировка задания.
- План работы («ориентир»).
- Поиск ответов.
- Доказательство («защита»).
- Рефлексия.
III. Речевая разминка “Редактура”.
Задача разминки: представить текст в исправленном виде.
- Найди в тексте повторяющуюся мысль.
- Замени повторяющееся слово синонимами.
- Убери слова – паразиты (например: «Ты, конкретно, ничего не понимаешь!», «Мост как бы похож на коромысло»).
- Найди плеоназмы (например: «В магазине нас порадовал прейскурант цен», «Он был настоящим патриотом Родины!»).
- Замени построение слова.
- Исправь форму глагола.
- Подбери подходящее определение.
IV. Речевая разминка “Бумеранг”.
- Участвуют все дети по группам (I, II, III ряды).
- I ряд: подготовка дома от 5 до 10 слов любой части речи (в зависимости от изучаемой темы по заданию учителя) с последующей проверкой до урока.
- II ряд: к заданному 1 группой списку слов в течении определённого времени записать ряд синонимов.
- III ряд: к заданному 1-й группой списку слов в течение того же времени записать ряд антонимов.
- По прошествии 3 – 5 минут происходит “словесный бой”, где дети I ряда обязательно объявляют свои варианты ответов (синонимы и антонимы) – “бумеранг”.
- Учитель подводит итог, где указывает наиболее удачные варианты.
- Вариант “Речевой разминки”: использование наибольшего текста для определения контекстуальных синонимов (для установления связи предложений).
- Например:
- а) “труженица, хлопотунья – трудолюбивая женщина” и “труженица, хлопотунья — пчёлка”. (из одноимённого рассказа).
- б) “малыши, озорники, шалуны — дети” и “малыши, озорники, шалуны — медвежата”. (из одноименного рассказа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе.
Материал предназначен для уроков русского языка.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап.
«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе»: выступление на МО учителей начальной школы.
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: — изучить психолого-педагогические и методически.
Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересуе.
В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт.
Источник