Речевые разминки по русскому языку

Речевые разминки к уроку русского языка
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Материал предназначен для уроков русского языка

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razmin.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.
Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.
Например, для отработки произношения звуков б п. используют скороговорки:
-Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
-Бобры храбры идут в боры.
-Белые бараны били в барабаны.
-Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
-Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур крир саморир-рики брики- кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав,один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.
Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:
Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж..ж
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!
Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.
После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:
Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой ! ой ! ой!
Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!
И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции /эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе /:
1.Проколотый мяч /имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с.(воздух)/.
2.Имитация колокольного звона / бом, бам, бим../.
3.Больной зуб. /постанывание /.
4.Пятачок. /на счёт раз — вытянуть губы вперёд, на счёт два — губы расплываются в улыбке, не показывая зубов / .
5.Изображение цоканья копыт.
6.Остановить лошадь, произнося слово тпрру.
7.Чищу зубы. /кончиком языка почистить верхние и нижние зубы / и т. д.
Обязательно надо работать над понятиями : аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
На своих уроках я устраиваю минутки поэзии, на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Вот, что получилось у ребят:
Лежебока рыжий кот Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот. Отлежал себе живот.
Мышки бегают кругом. Ой-ой-ой живот болит,
И хохочут над котом. Нужен срочно Айболит.
И несколько не боясь, / Копица Вика /
Залезают кошке в пасть.
/Губарева Настя /
Эти стихи собираются и издаётся сборник стихов /изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации выполняют дети /.
В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. / см. приложение № 1/.

Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Основа связной речи предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
Прошу продолжить такие предложения:
-Если бы я был цветком, я бы
-Если бы я был кошкой, я бы.
-Если бы я был книгой, я бы.
Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: Почему он плачет?
Записываю слова мама и беда. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама беда
Семья слёзы
Счастье и т.д. боль и т. д.
Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:
1.Объясни африканцу, что такое снег.
2.Письмо сказочнику.
3.Если бы я был волшебником
4.Что такое доброта?
5.Что такое семья?
6.Как я провёл зимние каникулы?
Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Хорошо развитая речь для каждого школьника — важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, он / школьник / не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил.
На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, / где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний /, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:
Кому принадлежат стихи?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
Н.А. Некрасов 45
К.Д.Бальмонт 60
Ф.И.Тютчев 23
32-2х5+38=60
Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.
Особую роль играют уроки тренинги. Тренинг это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Детям раздаются карточки, ,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.

Задача 1Самост.
выборВыбор в паре
У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?
1)11+5=16(ябл.) 2)11-5=6(ябл.) 3)11-6+11=16(ябл.)

Источник

Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Цели речевых разминок:

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

— домашние заготовки детей.

Работа в паре, работа в группах.

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе»

Мирская Марина Станиславовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 62 Центрального района г.Воронеж

Цели речевых разминок :

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

— работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

— домашние заготовки детей.

Работа в паре, работа в группах.

I. Домашние заготовки.

Задание мини – группе (паре).

Найти в художественной литературе (из списка данных книг) фразеологизм и определить его значение.

  1. М.Горький “Аника — воин”

Поиск по 3 “веткам”

1 “ветка” (“посмотрю в историческом словаре”)- герой друг русского эпоса, который хвастался своей храбростью

2 “ветка”(“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

3 “ветка”- (“Постараюсь исходя из собственных знаний”)

“а” – отрицательная частица (Перевод греч. яз.)

Вывод: “Аника” – “Непобеда”, а только хвастун – драчун.

1 “ветка” (“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

2 “ветка” (“Посмотрю в лексических словарях”) – данных нет.

3 “ветка” (“Собственные знания”):

Это затычка для закупорки (железные, пластмассовые, деревянные).

4 “ветка” (“Исторические справки”):

Раньше деревянные пробки делали из пробкового дерева – дуба. Если постучать по коре, то не услышишь никакого отзвука.

Вывод: “Трудно получить ответ от глупого человека, как трудно услышать звук, постучав по пробковому дубу”.

Этапы работы модели «Домашняя заготовка».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка проблемы.
  3. План исследования (3-4 «ветки»).
  4. Собственно исследование. Соотнесение результатов.
  5. Рефлексия.

II. Речевая палитра.

Это задание на уроке по развитию речи, связанная со словами – красками (отсюда – “палитра”). Как художник красками может передать и звуки, и запахи, и настроение, так и писатель может создать красоту своих творений с помощью слов.

1. Найди лишнее слово в синонимическом ряду: “красный, багряный, фиолетовый , алый, огненный”.

2. Распредели от светлого к тёмному: “Апельсиновый, рыжий, абрикосовый, медный”.

Фрагмент урока – речевая разминка “Речевая палитра”.

  1. Дети угадывают по описанию слово – палитру.

“Это одна из самых тёплых красок. Ощущение света, добра, тепла, и защищённости, радости и нежности” (Жёлтая краска).

2.За 2 минуты записывают синонимы жёлтого цвета (индивидуально или в парах).

Учитель открывает доску, где уже указаны предполагаемые ответы.

— С помощью каких слов (имён существительных) вы подобрали синонимичные краски?

4. Задание по группам (по 4 человека).

Вставить пропущенный синоним слову “жёлтый”:

“Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, 2 скорлупки!” (цыплёнок )

2.Вставьте прилагательное – синоним слову “жёлтый” в предложение.

“… цыплёнок поёт песенку”. ( золотой )

  1. Вставьте синоним слову “жёлтый” в предложение:

“… мёд перелили в баночку. Он был искристый, …, переливался на солнце” ( янтарный )

  1. Докажите свой выбор.
  1. Загадка : “Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички” ( ромашка )
  2. Дополните предложение: “В серединке цветка застыла … капелька” ( лимонная )
  1. Загадка : “Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпал кучей. Если хочешь, можешь брать и играть, играть, играть”( песок )
  2. Дополните предложение: “Мама купила красивые, потрясающе теплого … цвета обои”.

Как продолжение этих речевых разминок – метод обучения проблемного изложения: переход прилагательного – цвет “краски” в прилагательное качественного характера, изучение понятий “метафора”, “трон”.

Этапы работы модели «Речевая палитра».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка задания.
  3. План работы («ориентир»).
  4. Поиск ответов.
  5. Доказательство («защита»).
  6. Рефлексия.

III. Речевая разминка “Редактура”.

Задача разминки: представить текст в исправленном виде.

  1. Найди в тексте повторяющуюся мысль.
  2. Замени повторяющееся слово синонимами.
  3. Убери слова – паразиты (например: «Ты, конкретно, ничего не понимаешь!», «Мост как бы похож на коромысло»).
  4. Найди плеоназмы (например: «В магазине нас порадовал прейскурант цен», «Он был настоящим патриотом Родины!»).
  5. Замени построение слова.
  6. Исправь форму глагола.
  7. Подбери подходящее определение.

IV. Речевая разминка “Бумеранг”.

  1. Участвуют все дети по группам (I, II, III ряды).
  2. I ряд: подготовка дома от 5 до 10 слов любой части речи (в зависимости от изучаемой темы по заданию учителя) с последующей проверкой до урока.
  3. II ряд: к заданному 1 группой списку слов в течении определённого времени записать ряд синонимов.
  4. III ряд: к заданному 1-й группой списку слов в течение того же времени записать ряд антонимов.
  5. По прошествии 3 – 5 минут происходит “словесный бой”, где дети I ряда обязательно объявляют свои варианты ответов (синонимы и антонимы) – “бумеранг”.
  6. Учитель подводит итог, где указывает наиболее удачные варианты.
  7. Вариант “Речевой разминки”: использование наибольшего текста для определения контекстуальных синонимов (для установления связи предложений).
  8. Например:
  9. а) “труженица, хлопотунья – трудолюбивая женщина” и “труженица, хлопотунья — пчёлка”. (из одноимённого рассказа).
  10. б) “малыши, озорники, шалуны — дети” и “малыши, озорники, шалуны — медвежата”. (из одноименного рассказа).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе.

Материал предназначен для уроков русского языка.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап.

«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе»: выступление на МО учителей начальной школы.

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: — изучить психолого-педагогические и методически.

Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересуе.

В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт.

Источник

Читайте также:  Ковры для гимнастики для девочек
Оцените статью