Речевые гимнастики для первоклассников

Развитие речи. Сопряженная гимнастика для младших школьников

Мазаева Оксана
Развитие речи. Сопряженная гимнастика для младших школьников

Подготовила: учитель-логопед Мазаева О. В.

ГКОУ «Нерехтская школа -интернат для детей с ОВЗ»

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Текст: Однажды пальчики пошли в лес гулять.

Язык: Движение языка вверх вниз.

Руки: Ходьба указательным и средним пальцем.

Текст: Подошли пальчики к опушке и увидели густой лес.

Руки: Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

Язык: Губы растянуты в улыбке.

Текст: «Ах, какое вкусное варенье».

Руки: Пощелкать пальцами.

Язык: Пощелкать кончиком языка.

Текст: Под деревом растут грибы.

Руки: Указательный палец одной руки – ножка, а ладонь другой руки шляпка.

Язык: Плавно подвести к верхнему небу и подтянуть вверх. Гриб растет.

Текст: В лесу растет яблоня. Яблоки кислые. Дома из них сварим варенье. Вот какое!

Руки: Руки вместе,ладони сжаты, большие пальцы вверх.

Язык: С улыбкой облизать верхнюю и нижнюю губу.

Текст: На дереве гнездо в нем живет птица.

Руки: Соединяются ребрами ладоней «чашечкой»

Язык: Двигается влево – вправо.

Текст: В лесу много больших деревьев. Осенью листья опадают.

Руки: Пальцы левой и правой руки соединены между собой, поставлены друг на друга. Затем кисти опускаются, руки повисают вдоль туловища.

Язык: Губы вытянуты вперед, и язык ложится на нижнюю губу.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один — много А) Шар – ___ Глаз -.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Источник

Игры и упражнения для развития устной речи первоклассников, формирующие умения слушать и говорить

Трудности, которые могут встречаться у первоклассников: бедные словарный запас, умение слушать и слышать, задавать вопросы, не достаточно развитая монологическая речь, умение пересказывать текст, выделить главную мысль текста и т.п.

Предложенные игры и упражнения помогут ребенку расширить словарный запас, понимать речь и формировать собственные высказывания, используя в речи разнообразные типы предложений.

Такие задания можно использовать не только с первоклассниками, но и с детьми старшего возраста, если у них встречаются похожие трудности.

Начиная выполнять с ребенком задания обязательно помогите ему, разобрав последовательность выполнения.

Сократи предложение

Послушай предложение, запомни его. Так же можно предложить ребенку повторить это предложение.

Предложение Задание Помощь в виде вопросов
Юля читает бабушке интересную книгу. Сколько слов в предложении?

Сократи предложение до 4 слов.

А если мы не будем говорить о том какую книгу читает Юля, что получится?
Юля читает бабушке книгу. Сократи предложение до 3 слов. Если мы не будем говорить о том, что именно читает Юля, что получится?
Юля читает бабушке. Сократи предложение до 2 слов. Если мы не будем говорить о том, кому читает Юля что получится?

Вспомни какое предложение было до сокращения? Какое получилось?

  1. Вчера весь день шел дождь.
  2. Дедушка нес тяжелую сумку.
  3. Пушистый снег покрыл лес и поле.
  4. Оля подарила сестре красивую кофту.
  5. Мама положила на стол синий пенал.
  6. Завтра мы поедем в Москву на поезде.
  7. Разноцветные бабочки весело порхали над клумбой.
  8. В лесу я с папой видел красивого оленя с большими рогами.
  9. Сегодня мы купили в ближайшем магазине большой чемодан.
  10. Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

Измени порядок слов в предложении

Вчера мы ходили в лес за грибами.

Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Используя те же самые слова составь предложение. Первое слово в предложение – Мы … и т.п

Мы вчера ходили в лес за грибами.
Ходили мы вчера в лес за грибами.
В лес ходили вчера мы за грибами.
За грибами в лес мы ходили вчера.

  1. Кот спит под крыльцом.
  2. Мальчик принёс собаке хлеба и молока.
  3. Летом в лесу дети нашли ежа.
  4. В прошлом году ребята отдыхали в лагере.
  5. Дедушка пошел на речку за рыбой.
  6. Мы жили в домике на берегу реки.
  7. Кот Васька лег спать в уголке.
  8. Пестрый дятел стучит по дубу.
  9. На каникулах дети будут жить у бабушки в деревне.
  10. У Сони есть пес Шарик и котенок Пушок.

Измени слово

Кот спит на диване.

На какое слово можно заменить слово кот? Спит? Диван?

Собака спит на диване. Кот лежит на диване. Кот спит на коврике.
Папа спит на диване. Кот сидит на диване. Кот спит на кресле.
  1. Кот спит на диване.
  2. Мы гуляли в парке.
  3. Попугай вылетел из клетки.
  4. Наступило долгожданное лето.
  5. Под кустом сидит заяц.
  6. Дети летом жили у бабушки.
  7. На цветок села бабочка.
  8. Мама собирала малину в лукошко.
  9. На цветке я увидел большую гусеницу.
  10. Рыжая лисица бежала по тропинке.

Послушай, запомни, ответь: всё ли верно.

Послушай предложение и определи: может ли это быть или нет. Если это может быть, то объясни, когда, где и почему. Если нет, то докажи, что это нелепица.

  1. Мышка поймала кошку и съела ее.
  2. Брат рубил дерево пилой.
  3. Фонарь освещал улицу.
  4. Рыжий заяц спрятался под кустом.
  5. Осенью с ели опали все листья.
  6. К машине подъехал магазин.
  7. К магазину подъехала машина.
  8. Ежик живет на дереве в дупле.
  9. После осени наступило долгожданное лето.
  10. Волчица со своими маленькими лисятами жила в берлоге.

Добавь слово

Послушай предложение, добавь к нему одно, два слова.

Мама идет. Куда идет мама?
Мама идет в магазин. В какой магазин идет мама?
Мама идет в продуктовый магазин. За чем идет мама в магазин?
Мама идет в продуктовый магазин за хлебом. С кем идет мама в магазин?
  1. Мама готовит …
  2. Кошка ловит …
  3. Вова строит …
  4. Я пришел …
  5. Стул стоит …
  6. Мы едим …
  7. Бабушка идет …
  8. Марина пишет …
  9. Мышка бежит …
  10. Чашка упала …

Закончи предложение

Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по улице.
Девочка шла по берегу реки

  1. Мы вернулись …
  2. Дети любят смотреть …
  3. На огороде мы посадили …
  4. К нам в гости …
  5. Летом мы поедем …
  6. Младший брат рассказал …
  7. В школе мы узнали …
  8. На улице было …
  9. Я увидел в окно как …
  10. Дорога домой была …

Кошка взобралась на дерево, которое …
Кошка взобралась на дерево, чтобы…
Кошка взобралась на дерево, когда…
Кошка взобралась на дерево, потому что…

Задай вопрос, ответь

Послушай предложение, поставь вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Источник

Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики

Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.

Развитие подвижности языка и мимических мышц.

Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).

Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).

Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 — 3 раза быстро).

Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).

Упражнения на постановку дыхания.

1. Чередование вдоха и выдоха.

■ вдох через нос — выдох через рот

■ краткий вдох — глубокий замедленный выдох

■ медленный вдох — резкий выдох

■ медленный вдох — выдох струёй

■ медленный вдох — выдох двумя порциями

■ медленный вдох — выдох ровными порциями

Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно

использовать полоску бумаги).

Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу — фу — фу!»

4. «Надоедливый комар».

Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:

«раз» — вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;

«два» — медленно выдыхаем и соединяем ладони — «з — з — з»;

5. «Раздуй пламя костра».

Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.

8. Имитация звуков: шум ветра (ш — ш — ш), рычание (р — р — р), писк комара (з — з — з), шипение колеса (с — с — с).

9. «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а — А — а, а -А — а).

10. «Игра с ребёнком».

Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О -О).

11. «Напевность» (для сонорных, последовательно твёрдые и мягкие). Мма — ммо — мму — ммо — мми -ммымм. Лла — ллё — ллю — ллё — ллилль. Лла — лло — ллу — лле — ллылль. Ммно — ммна — ммны — мммну. Произнести как одно слово: «Мам, мёду нам! Мам, мам, мам, молока бы нам!» (монотонно).

12. Ритмичность дыхания (3-5 раз).

Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:

■ вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;

■ добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):

■ глубокий вдох — на счёт до 10, медленный выдох;

■ медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.

Упражнения на развитие дикции.

1. Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными ( ша — ща, ши — щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.

2. Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.

3. Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ — ИА — ИУ , ЭО — ЭА — ЭУ.

4. Произнесение сонорных в сочетании согласными:

6. Упражнение в чтении слогов.

ЫК — КЫ — БЫ — ДЫ — МЫ — НЫ

ЫХ — ХЫ — ПЫ — ТЫ — ЛЫ — НЫ

ИН ЫН, НЫН — НИН, НИ — НЫ

ИР — ЫР, РИ — РЫ, РИС — РЫСЬ БЫК — ТЫК — СЫН

7. Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.

МАЛ — МЯЛ МАССА — МЯСО

МЫЛО — МИЛО МОДА — МЁДА

МАТЬ — МЯТЬ ЦЕЛ — ЦЕЛЬ

КОН — КОНЬ БЫЛ — БЫЛЬ

ДАЛ — ДАЛЬ БЫЛ — БИЛ

8. Выразительное чтение стихотворных строф.

9. Слушание эталонного чтения.

Развитие речевого слуха.

2. Отбивайте такт при чтении стихотворения.

3. Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.

4. Произнесите слово с различной интонацией. «О!» — удивление, радость, испуг, недовольство.

«А!» — негодование, презрение, радость, сожаление. «Ах!» — радость, восхищение, сожаление.

5. Определи по голосу настроение человека.

6. Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).

7. Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.

8. «Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.

9. «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.

Работа над темпом речи.

1. Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.

2. Работа над скороговоркой.

Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).

упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

упражнение «Улыбка» (5-7 раз);

повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);

упражнение в брюшном дыхании (5 раз).

Вариативная часть. Работа над дикцией.

Научись произносить быстро и чётко:

б) Щетинка у щучки, чешуя у чушки.

упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

упражнение «Ступеньки» (5-7раз);

упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос — такой же выдох через рот).

Вариативная часть. Развитие речевого слуха.

Снежок порхает, кружится,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох — замедленный выдох 5 раз).

Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

Скажите слово «Привет!» по — разному (ласково, удивлённо, грустно).

упражнения «Осанка» — постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;

упражнение на дыхание (медленный вдох — резкий выдох).

Вариативная часть. Работа над темпом речи.

Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?

Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.

упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох струёй).

Вариативная часть. Работа над логическим ударением.

Прочитайте, меняя логическое ударение.

Что растёт в саду, в лесу?

упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох двумя порциями). Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

• -Изобразите гудок паровоза. Он слышится издалека очень тихо, приближается, громче, ещё громче, во весь голос (у-у—у—У—У—У—У — У-У).

• упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

• упражнение на дыхание (медленный вдох — выдох толчками).

Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.

Еле — еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

• Какой звук чаще встречается?

• Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.

• Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.

• Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.

• упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

• упражнение на дыхание «Свеча».

Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

Курлы. Курлы. ..Курлы.

• Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

• упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

• упражнение на дыхание «Погаси свечу».

Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.

— Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.

По семеро в сани уселись сами.

• упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

• упражнение на дыхание «Раздуй костёр». Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

• Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге — ге — гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДВ-256593

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Выпускники из регионов выбирают технические специальности

Время чтения: 2 минуты

В ведущих вузах наблюдается отток талантливых студентов за рубеж

Время чтения: 1 минута

Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Образовательные программы по профилям НТО создали для технологических кружков России

Время чтения: 3 минуты

Путин назвал уровень доходов преподавателей одним из социальных приоритетов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как сбросить вес после тренировки
Оцените статью